Главная страница
Навигация по странице:

РП "Информатика и ИКТ" 8 класс. Программа информатика и икт 8 класс пояснительная записка



Скачать 127 Kb.
Название Программа информатика и икт 8 класс пояснительная записка
Анкор РП "Информатика и ИКТ" 8 класс.doc
Дата 14.02.2018
Размер 127 Kb.
Формат файла doc
Имя файла РП "Информатика и ИКТ" 8 класс.doc
Тип Программа
#16654
Категория Информатика. Вычислительная техника


Рабочая учебная программа
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
8 КЛАСС


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе ориентировано на использование учебника Н.В. Макарова «Информатика. 8 класс» для общеобразовательных учреждений.

Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 8 ­– 9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.

Программа курса информатики рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) и состоит из 5 разделов.

Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления ,формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение практических работ на компьютере.
Содержание курса




Тема

Количество часов

Общее

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

1.

Информация и информационные процессы

4

1




2.

Компьютер как  универсальное устройство обработки информации

8

3




3.

Алгоритмы и исполнители

8

6




4.

Обработка текстовой информации

9

7




5.

Мультимедийные технологии

6

5





Содержание курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе имеет две ярко выраженных составляющих.

Первая – это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование.

Вторая составляющая – это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Согласно учебному плану лицея изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе предусматривается в объеме 34 часа, 1 час в неделю.

Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий.

Дидактическая модель обучения (ДМО) и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование практических навыков обработки информациибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в программе это является основой для целеполагания.

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены следующим образом: основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

При выполнении творческих работ формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.

Для реализации компетентностного подхода принципиально важная роль в рабочей программе отведена участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся - формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.


Теоретические вопросы

Информация. Единицы измерения информации. Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения. Процессор (разрядность, адресное пространство). Организация оперативной памяти. Хранение информации и её носители (гибкие, жесткие, CD-ROM диски). Операционная система (назначение, состав, загрузка). Файл (тип, имя, местоположение). Текстовый редактор. Назначение и основные функции. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Конструирование алгоритмов методом последовательной детализации. Вспомогательный алгоритм. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Этапы решения задач на компьютере.


Тематическое планирование




Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Примечание

Практические работы

Контрольные и диагностические работы

1:

Информация и информационные процессы.

4

1







1.1.

Понятие об информации. П/р

1

1







1.2.

Представление информации

1










1.3.

Информационная деятельность человека

1










1.4.

Основные информационные процессы.

1










2:

Компьютер как  универсальное устройство обработки информации

8

3







2.1

Компьютер как средство обработки информации. П/р

1

1







2.2

Микропроцессор. П/р

1

1







2.3

Устройства памяти

1










2.4

Практическая работа

1

1







2.5

Устройства ввода информации

1










2.6

Устройства вывода информации

1










2.7

Взаимодействие устройств компьютера

1










2.8

Взаимодействие устройств компьютера.

1










3:

Алгоритмы и исполнители

8

6







3.1

Понятие алгоритма

1










3.2

Свойства алгоритма. П/р

1

1







3.3

Формы представления алгоритма. П/р

1

1







3.4

Линейный алгоритм. П/р

1

1







3.5

Разветвляющийся алгоритм. П/р

1

1







3.6

Циклический алгоритм. П/р

1

1







3.7

Вспомогательный алгоритм. П/р

1

1







3.8

Стадии создания алгоритма

1










4:

Обработка текстовой информации

8

7







4.1

Создание и редактирование документов

1










4.2

Форматы текстовых документов. П/р

1

1







4.3

Форматирование документа. П/р

1

1







4.4

Гипертекст. П/р

1

1







4.5

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р

1

1







4.6

Системы оптического распознавания текстов . П/р

1

1







4.7

Практическая работа

1

1







4.8

Практическая работа

1

1







5:

Мультимедийные технологии

6

5







5.1

Компьютерные презентации. П/р

1

1







5.2

Дизайн презентаций и макеты слайдов. П/р

1

1







5.3

Звуки и видео. П/р

1

1







5.4

Композиция и монтаж. П/р

1

1







5.5

Технология записи звука и видео. П/р

1

1







5.6

Применение анимационных объектов

1













Итого:

34

22








Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на ПК;

  • принципы кодирования информации;

  • особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

  • периферийные и внутренние устройства компьютера;

  • архивацию файлов;

  • антивирусные программы;

  • назначение и основные функции текстовых редакторов;

  • основные объекты в электронных таблицах;

  • типы и формат данных;


Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами, с носителями информации;

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для редактирования изображений;

  • уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронной таблицы;

  • описывать основные типы данных; записывать на языке программирования алгоритм решения задач;

  • строить диаграммы различных типов.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Контроль на уроках информатики

Информацию о ходе усвоения учащимися учебного материала учитель получает в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, тематического и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного пе­риода работы. Итоговый контроль осуществляется по заверше­нии каждого года обучения.

Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.

В качестве одной из основных форм контроля рассматри­вается тестирование. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной осно­ве, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, В дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьни­ков особых затруднений.

При выставлении оценок желательно придерживаться следу­ющих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% —«4»;

86-100% — «5».


Список литературы.

  1. «Информатика и ИКТ 8-9. Учебник» под ред. Н.В. Макаровой (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.),

  2. «Информатика и ИКТ 8-9. Практикум» под ред. Н.В. Макаровой (СПб.: ПИТЕР, 2008 г.),

  3. «Практикум по информатике и ИКТ» под ред. Н.В. Макарова (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.),

  4. Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,
написать администратору сайта