Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2. «Заучивание 10 слов» (автор А.Р. Лурия). Цель

  • Стимульный материал

  • Слова для запоминания 1 предъявление 2 предъявление 3 предъявление

  • МОСТ ХЛЕБ ОКНО БРАТ МЁД

  • Стимулирующая и организующая помощь

  • Конкретная обучающая помощь

  • Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал). Цель

  • психол изучение детей с отклонениями развития. Программа выявления отклонений в развитии у дошкольников



    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПрограмма выявления отклонений в развитии у дошкольников
    Анкорпсихол изучение детей с отклонениями развития.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапсихол изучение детей с отклонениями развития.doc
    ТипПрограмма
    #1506
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ЧАСТЬ 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

    ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

    У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Характеристика диагностической программы

    Диагностическая программа предусматривает разноуровневое исполь­зование диагностического комплекса (системы заданий для психологи­ческого обследования детей).

    Цель программы — изучение сформированное™ базовых компонен­тов психических процессов у дошкольников.

    Диагностический комплекс позволяет решать следующие задачи:

    • получить информацию о качественном своеобразии психического развития детей старшего дошкольного возраста;

    • определить уровень психолого-педагогического сопровождения детей;

    • выявить детей с различными отклонениями в психофизическом развитии, в том числе, нуждающихся в организации специальных условий «бучения и воспитания;

    • отследить динамические изменения в психологическом развитии ребенка;

    • дифференцировать нарушения развития у детей с учетом данных клннико-педагогического обследования.

    Кроме задач дефектологической направленности диагностический комплекс допускает решение задач, связанных с качеством обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении:

    - выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса конкретной возрастной 1руппе дошкольного образовательного учреждения (если такие недостатки определены у большинства детей данной группы).

    - выявление недостатков программы обучения и воспитания детей; такие недостатки встречаются у большинства детей данного возраста, обучающихся по исследуемой программе).

    Диагностический комплекс состоит из 9 диагностических заданий. При подборе заданий учитывались следующие концептуальные подходы:

    • подбор комплекса заданий для психологического обследования дошкольников осуществлялся из числа широко апробированных и достаточно надежных экспериментально-психологических методик, рекомендованных для детей старшего дошкольного возраста, с учетом их способности выявлять общие психологические особенности дошкольников с проблемами в развитии;

    • при составлении комплекса заданий учитывалась возможность каж­дого из них выявлять уровень развития и качественное своеобразие пси­хических функций и свойств, включать дозированную помощь для оцен­ки зоны ближайшего развития испытуемого;

    • при разработке диагностического инструментария осуществлялось теоретическое обоснование вводимого в задания содержания;

    • диагностический комплекс состоит из серии вербальных и невер­бальных заданий;

    • при подборе заданий предусматривалась различная степень трудно­сти их выполнения. С одной стороны, это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка данной возрастной группы, с дру­
      гой стороны, ребенок, начиная выполнять задание с более легких вари­
      антов, приобретает уверенность, становится раскованным в незнакомой
      ситуации эксперимента. Ранжирование заданий по степени сложности
      позволяет выяснить, чем можно объяснить неуспех ребенка в процессе
      обследования — временным функциональным состоянием или относи­
      тельно низким уровнем психического развития;

    • число методик, входящих в комплекс, таково, чтобы обследование
      ребенка занимало не более 50 минут. Обследование может проводиться
      в несколько приемов;

    • при оценке результатов выполнения каждого задания возможно ис­
      пользование как качественно-количестве иного, так и только качествен­
      ного подходов;

    • при разработке системы качественно-количественной оценки ре­
      зультатов изучения психической деятельности ребенка учитывались ка­
      чественные возрастные новообразования, программные требования,
      представления об общих закономерностях нарушенного развития у де­
      тей;

    • каждая диагностическая методика и весь их комплекс в целом были
      выстроены на основе критериально-ориентированного подхода. Это
      значит, что каждый выделенный в диагностическом задании качествен­
      ный показатель имеет определенный разброс оценочных уровней от
      высшего к низшему. Количество уровней оптимальное для обеспечения
      надежности диагностического комплекса, а также удобства и простоты
      его применения. Характеристика уровней определялась возможными
      проявлениями качественного показателя в процессе обследования ре­
      бенка;

    • дифференциация детей по итогам диагностики осуществляется на
      основе определенного количественного показателя (коэффициента ус­
      пешности), который представляет собой относительную величину, означающую степень успешности выполнения ребенком всего комплекса заданий;

    - при подведении итогов психологического обследования возможно использование компьютера.

    Система заданий для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста

    Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е-А. Стребелевой),

    Цель — изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком.

    Инструкция. Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый •пик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показать ре-геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик.

    Стимульный материал — вниманию ребенка предъявляется квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной кон­фигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют про­рези на гранях коробки.

    Процедура проведения. После сообщения ребенку задания и уточне­на понимания им инструкции, ему предъявляется стимульный мате­риал: фигурки и коробочка. В процессе выполнения ребенком задания простой анализирует его работу (способы действия, работоспособность, внимания внимания, зрительное восприятие формы, ведущую руку). В случае затруднения выполнения ребенком задания экспериментатор может оказывать следующие виды помощи.

    Стимулирующую помощь в виде подбадривания, подхваливания («Правильно, молодец, стараешься, давай дальше» или «Постарайся сделать, тебя получиться»). Данный вид помощи бывает необходим на началь­ное этапах выполнения ребенком задания, либо в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий

    Организующая помощь: организация внимания на каком-то моменте выполнения задания («Не торопись», «Посмотри внимательно»), Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое. и он быстро отвлекается.

    Разъясняющая помощь: уточнение порядка действий при выполнении знания («Ты должен взять фигурку-письмо, посмотреть на нее внимательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку-письмо).

    Введение наглядности: продемонстрировать способ действия без объяс­ни» алгоритма его выполнения (взрослый по своему усмотрению вы­дает любую грань коробочки форм, зрительно подбирает к отверстию той грани соответствующую фигурку, берет ее и опускает в нужное тверстие. Затем говорит ребенку: «А теперь продолжи сам»), либо под­сказать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое от­верстие.

    И, наконец, заключительный вид помощи - конкретная обучающая помощь. Взрослый берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на информативные точки этой фигурки, например, что у нее есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком отыскивает такое отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После объяснения и соответствующего показа ребенок мани­пулирует самостоятельно.

    Задание 2. «Заучивание 10 слов» (автор А.Р. Лурия).

    Цель — оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), утомляемости, активности внимания, состояния звукопроизношения.

    Инструкция. Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запом­нишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?

    Стимульный материал - листок с написанными словами: ДОМ, КОТ, ЛЕС, ЗЕРНО, ИГЛА, МОСТ, ХЛЕБ, ОКНО, БРАТ, МЕД. Набор слов может быть и другим, особенно при повторном исследовании. Важно, чтобы был использован аналогичный лексический материал — часто употребляемые слова, не имеющие сложной слоговой структуры.

    Процедура проведения. Для качественного проведения эксперимента важна тишина. Экспериментатор предлагает ребенку запомнить слова. Читать слова необходимо медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в протоколе крестики напротив этих слов.

    Протокол обследования памяти

    Слова для запоминания

    1 предъявление

    2 предъявление

    3 предъявление

    Отсроченное воспроизведение

    ДОМ

    кот

    ЛЕС

    ЗЕРНО

    ИГЛА

    МОСТ

    ХЛЕБ

    ОКНО

    БРАТ

    МЁД













    Если слово произносится неверно (искажается, либо заменяется по смыслу), диагност отмечает это в протоколе. Опыт повторяется 5 раз (в случае низкой работоспособности допустимо 3-кратн.ое повторение). После 5-ти кратного повторения экспериментатор переходит к другим заданиям, а в конце исследования, т.е. примерно через 30-40 минут, снова •росит воспроизвести эти слова (допустимо напомнить первое слово). По штатам исследования составляется график «Кривая запоминания».

    Задание 3. «Мозаика» (авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

    Цель - оценка зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, различения основных и оттеночных цветов, формы геометрических фигурок, речевого планирования дея­тельности., активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики.

    Инструкция - посмотри, перед тобой картинка-мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет.

    Стимульный материал — цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок (см. Приложение 4). Процедура проведения. Перед ребенком выкладывается картинка-образво- лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок и фломастеры. Затем ребенку предлагают выполнить задание. По ходу выполнения задания экспериментатор оценивает следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество штриховки, особенности зрительно-моторной координации, трудности в нахождении нужной фигуры, степень соответствия полученного изображения и картинки-образца. Допускается в случае затруднения оказывать ребенку стимулирующую, организующую, разъясняющую помощь.

    Стимулирующая и организующая помощь: посредством подбадривающих стимулирующих действия, либо концентрирующих внимание высказываний экспериментатор способствует активизации осмысленной деятельности ребенка.

    Разъясняющая помощь: экспериментатор повторяет инструкцию в •ее медленном темпе, делая акцент на том, что каждая фигурка должен быть раскрашена так же, как на образце.

    Задание 4. «Разрезные картинки» (стимульный материал).

    Целъ — зафиксировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность у него мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления.

    Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты дума-„ что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

    Слмульный материал (см. Приложение 4): серия разрезных картинок цветных разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством раз­ных частей (2-5). При проведении психологического обследования возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Требования к стимульному материалу следующие. Предмет, изображенный на картинке должен входить в запас представлений ребен­ка об окружающем мире. Разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения.

    Процедура проведения. После объяснения ребенку задания и уточне­ния понимания им инструкции, ему по очереди предъявляют разрезан­ные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие изображенно­го предмета. Картинку предлагают собирать после того, как узнан нари­сованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно на­рисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, ко­торый обращает внимание на наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания диагност оценивает следующие качественные по­казатели: восприятие изображенного предмета, способы сложения кар­тинки, поворот полученного изображения на плоскости. В случае зат­руднения выполнения ребенком задания взрослый оказывает опреде­ленный вид помощи.

    Стимулирующая и организующая помощь см. в задании №1.

    Разъясняющая помощь: «Посмотри еще раз внимательно на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, что­бы получился целый предмет».

    Введение наглядности: если надо собрать картинку из 3, 4, 5 частей, взрослый берет две подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку про­должить собирать картинку самостоятельно. Другим вариантом нагляд­но-действенной помощи может стать показ картинки с целым изобра­жением предмета.

    Конкретная обучающая помощь: показать ребенку наиболее характер­ные детали собираемого предмета, уточнить, в какой части изображе­ния они находятся, например, уши вверху, ноги внизу, кабина впереди, хвост сзади и т.д. Наметить план сборки изображения, например, для вертикальных изображений снизу вверх, для горизонтальных слева на­право. Вместе с ребенком собрать картинку, с учетом проведенных объяс­нений. После обучения предложить ребенку выполнить задание само­стоятельно.

    Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал).

    Цель — выявление возможности устанавливать пространственно-вре­менные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопро-изношения, вербального воображения.

    Инструкция — вот здесь на картинках один рассказ. Все картинки пе­репутались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем все закон­чилось. Когда все разложишь, составь рассказ.

    Стимульный материал (см. Приложение 4) — несколько серий, состоя­щих из 2-3 картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. При проведе­нии психологического обследования возможно использование самосто­ятельно изготовленного стимульного материала.

    Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают перемешанные к беспорядке картинки и просят его разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ. Внимательно наблюдают за действиями ребенка, обращают внимание на следующие качественные показатели: последо­вательность раскладки, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа. По мере необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывают картинок. В слу­чае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же торопиться исправлять его. По ходу составления рассказа, ребенок может самостоятельно исправить ошибку. С другой стороны, при неправиль­на раскладе может получиться, связный и по-своему логичный рассказ если рассказа нет, перейти к другому виду помощи). В этом случае шло выслушать ребенка, а затем перейти к другому этапу помощи.

    Стимулирующая и организующая помощь: см. в задании №1.

    Разъясняющая помощь: если ребенок начинает рассказ без раскладывания картинок, диагност уточняет, что картинки необходимо сначала (изложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок верно разложил картинки и составил связный рассказ, экспериментатор выслушивает его, а затем уточняет: «Ты придумал интересный рассказ но картинки надо было разложить по-другому, попробуй исправить».

    Вселение наглядности: положить первую картинку взрослому, далее вложить ребенку продолжить самостоятельно. Если справился — следующее.

    Конкретная помощь: экспериментатор рассказывает весь сюжет самостоятельно, подчеркивая слова «раньше», «потом» и сопровождает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. Затем снова размешивает картинки, дает ребенку разложить их самостоятельно.

    Задание 6. «Нарисуй целое* (авторы Е.А. Стребелева, А.А. Катаева).

    Цель — предназначена для выявления уровня развития наглядно-образного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, воссоздать зрительный образ по представлению, зрительное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторнъгх навыков.

    Инструкция — перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и

    Спиульный материал (см. Приложение 4): изображение груши, разрезанной на четыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.
      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта