Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. Фазы психического исследования. Метод

  • Методика

  • 1 группа

  • Лонгитюдный

  • Комплексный

  • 2 группа

  • 3 группа

  • Фазы психологического исследования

  • Стадии развития психики

  • психология. Психология профессионального образования предмет и методы исследования, история развития в России и за рубежом



    Скачать 199.5 Kb.
    НазваниеПсихология профессионального образования предмет и методы исследования, история развития в России и за рубежом
    Анкорпсихология.doc
    Дата25.04.2017
    Размер199.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапсихология.doc
    ТипАнализ
    #2980
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Психология профессионального образования: предмет и методы исследования, история развития в России и за рубежом.

    Психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности.

    Предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

    1)изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

    2)изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

    3)изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

    4)изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

    Психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности. Широко используется метод профессиографии (сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон).

    Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

    Анализ литературы по проблеме истории образования в России позволяет выделить шесть периодов становления и развития профессионального образования: первый - со времен Киевской Руси до XVII века; второй - XVII век - 1917 год; третий - 1917 - 1940 годы; четвертый - 1941 - 1945 годы; пятый - 1945 - 1970 годы; шестой - 70-90-е годы - начало XXI века.

    1 период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

    2 период: XVII век - 1917 год. Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII века до 1917 года дает нам основание считать, что:

    -в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения;

    -количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства;

    -нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала;

    -продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом.

    3 период: 1917 - 1940 годы. 1) проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет; 2) широкого развития профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

    4 период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.

    5 период: 50-70-е годы XX века. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений.

    6 период: 70-90-е годы XX века - XXI века. В этот период ставилась государственная задача - повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов.

    Что касается развития проф.образования за рубежом, то еще в 1774 г. Песталоцци организовал «Учреждение для бедных», где соединил обучение с производительным трудом. Также успешно осуществил свои педагогические эксперименты Р. Оуэн, создал образовательные школы для детей рабочих разного возраста. В одной из них девочек обучали шитью, вязанию, а мальчиков – садоводству и простейшим ремеслам. Английский мыслитель Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи. В конце XVIII в. возникает новая тенденция, в которой акцент делается на владение технологиями, оборудование, инструментами. Развитие профессиональной педагогики и психологии в США связано с зарождением научного подхода к организации труда и производства, вызванного внедрением новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

    2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. Фазы психического исследования.

    Методэто путь научного познания. Как писал один из основоположников советской психологии СЛ. Рубинштейн (1779—1960), этоспособ, посредством которого познается предмет науки.

    Методика— это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

    Классификация методов психологии

    Известно несколько классификаций методов психологии, посколь­ку по-разному трактуются методы и методики, существуют различ­ные психологические школы, появляются дополнения, изменения.

    И.Б. Гриншпун, Г. Пирьова, С.Л. Рубинштейна- эти авторы разработали свои классификации, но мы разберем Классификацию Б.Г. Ананьева (1907—1972) одна из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций. Он выделяет 4 группы методов.

    1 группа- организационныеметоды, на основе кото­рых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариа­ции, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испы­туемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одина­ковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»). Лонгитюдный метод построен на длитель­ном по времени прослеживании психического развития или изме­нения одних и тех же параметров у одной и той же группы испы­туемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в сис­тематической организации двух предшествующих способов позна­ния, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

    2 группа - эмпирические методы, с помощью которых добываются фак­ты, проводится собственно исследование. Перечисление этих ме­тодов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

    Наблюдение— один из основных, часто употребляемых мето­дов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для ис­полнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблю­дать можно и за пробегающим за окном поезда пейзажем, и за движением звезд с помощью новейшего телескопа. Научное на­блюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола, и многого того, о чем написано выше. Самое главное — это адек­ватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим ре­акциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключает­ся в том, что деятельность человека протекает в нормальных, есте­ственных для него условиях. Человек не знает, что за ним наблюда­ют, а потому «не подыгрывает» психологу хотя бы в данный момент, «в открытую».

    Самонаблюдение(интроспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажу­щейся житейской простоте является в действительности очень слож­ным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспек­ция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

    Экспериментявляется основным методом современной психо­логии, находится исторически у ее истоков. Хотя необходимо при­знать, что ввиду специфики своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании.

    1. эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние.

    2. экспериментатор, предварительно выделив все усло­вия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать

    3. управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление

    4. полученные материалы позволяют и с необходимо­стью предполагают строгую количественную обработку, математи­ческое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

    Тест (испытание, проба) также используется в научной психоло­гией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Существует множество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Тест можно рассматривать как предельно упро­щенную модификацию экспериментального метода. В условиях гра­мотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.

    Анкеты и различные вопросники — это всевозможные вариа­ции тестов, составление, использование и интерпретация которых также требуют должного профессионализма. Здесь важна не толь­ко формулировка вопроса, но и очередность его предъявления.

    Метод беседы также предполагает специальную подготовку пси­холога, свои правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа.

    Набор праксиметрических методов разработан преимуществен­но в рамках психологии труда при изучении различных человече­ских движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессио-грамм, психограмм.

    Анализ продуктов деятельности используется во многих раз­делах психологии: от общей до возрастной и представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации пси­хической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.

    Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, зна­ковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то опре­деленный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого яв­ления.

    3 группа- методы обра­ботки полученных результатов. Это органичное единство количе­ственного и качественного, содержательного анализа.

    4 группа - ин­терпретационные методы, направленные на теоретическое объяс­нение, психологическую трактовку изучаемого явления или свой­ства.
     Вывод. Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

    Фазы психологического исследования

    Во всяком научном процессе имеются определенные этапы, фазы, которые тесно взаимосвязаны, образуя содержатель­ную систему. Эти фазы моделируют известную этапность человеческого мышления, которое в психологии называ­ют единственным процессом с «открытым, разомкнутым началом».

     1 этап. Формулировка проблемы, обозначение целей и задач применительно к той психологической феноменологии, которая должна быть изучена ввиду своей теоретической или прак­тической значимости. Далее составляется подробный план иссле­дования (организация и хронология).

     2 этап. Формулирования рабочей гипотезы, т.е. некоторого предположительного объяснения причин изуча­емых явлений и закономерностей. Гипотеза — это как бы ожида­емый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в ис­следовании. Но гипотеза совершенно необходима для каждого на­учного исследования..

     3 этап. Исполнение, т.е. собственно проведение на­учного исследования: теоретического или эмпирического. Это этап сбора фактического материала, его упорядочивания, оформления, дополнения.

     4 этап. Самый трудо­емкий, это обработкаполученных результатов, их анализ, обсуж­дение, сопоставление, интерпретация. Здесь обобщаются данные, делаются выводыи заключение, подводятся общие итоги и форму­лируются новые вопросы и проблемы.

    Каждое психологическое исследование требует тщательной орга­низации, профессионализма исполнителя ввиду сложности реша­емых задач, ответственности выводов, комплексности и междисциплинарности. Психические феномены подвержены влиянию огром­ного количества факторов, необходимость учета и изучения которых составляет не только науку, но в определенном смысле искусство эффективного исследования.

    Основные мо­менты или правила проведения исследования, соблюдение которых является совершенно обязательным:

    Необходимость предварительного планирования, которое вклю­чает в себя подбор и апробацию комплекса методов и методик, выделение переменных, составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента испытуемых или необходи­мого количества измерений, алгоритм математической обработки

    личностьисследователя оказывает непременное влияние на ход и результаты работы. Психолог является таким же участником эксперимента, как и испытуемый.

    подбор испытуемыхпредставляет особую исследовательскую задачу. Группа обследуемых должна быть репрезентативна, т.е. до­статочно полно, достоверно представлять собой некий бесконечно большой контингент людей (генеральную совокупность), о свойствах которых мы собираемся судить на основании исследования.

    место проведения исследования должно обеспечивать макси­мальную изоляцию исполнителей от внешних и внутренних помех, отвечать известным требованиям комфорта, непринужденности, са­нитарно-гигиеническим и эстетическим условиям;

    техническое оснащение.главное в исследовании — это адекватность тех­нического вооружения решаемым задачам, используемым методам, уровню анализа получаемых результатов;

    четкая инструкция, направляющая, регламентирующая их действия, распределяющая функции.

    протоколисследования, в который заносятся получаемые ре­зультаты, также готовится еще на стадии планирования.

    обработка полученных эмпирических данных требует от пси­холога владения соответствующими приемами математической ста­тистики.

    3. Понятие о психике. Стадии развития психики. Отличие психики человека от психики животных.

    Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания.

    Стадии развития психики существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта