Главная страница
Навигация по странице:

Крутецкий В.А.,Психология. Психология



Скачать 6.92 Mb.
Название Психология
Анкор Крутецкий В.А.,Психология .doc
Дата 12.04.2017
Размер 6.92 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Крутецкий В.А.,Психология .doc
Тип Книга
#26
страница 1 из 30
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



В. А. Крутецкий

ПСИХОЛОГИЯ





Допущено Министерством просвещения СССР

в качестве учебника

для учащихся педагогических училищ

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

1989
ББК 88

К84

Рецензенты:

1. Доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий.

2. Преподаватель Истринского педагогического училища Л. К. Кикоин.

Крутецкий Вадим Андреевич
ПСИХОЛОГИЯ
Редактор С. Д. Крекова. Художник В. В. Кошмин

Художественный редактор Е. Л. Сеорина

Технические редакторы Л. Е. Пухова, Н. А, Киселева. Корректор Т. Ф. Алексина.

ИБ JVs 3583

Сдано в набор 16.04.79. Подписано к печати 24.12.79. Формат 60x90/16. Бум. типограф. № 2. Гарн. обыкн. нов. Печать высокая с фотополимерных форм. Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 24,45. Тираж 257 000 экз. Завда 96. Цена 80 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговля. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Крутецкий В. А.

К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.

В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности пси­хических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15

Издательство «Просвещение», 1980 г.

Содержание

ОТ АВТОРА 7

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 8

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 8

§ 1. Общее понятие о психике и психологии 8

§ 2. Материалистическое понимание психики. 10

§ 3. Значение и задачи психологии 14

§ 4. Методы психологии 15

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 24

§ 1. Строение нервной системы 24

§ 2. Кора больших полушарий мозга 27

§ 3. Работа нервной системы человека 30

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 37

§ 1. Развитие психики в животном мире 37

§ 2. Сознание человека и его общественная природа 41

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 45

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 45

§ 1. Понятие о личности 45

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 46

§ 3. Направленность личности 49

§ 4. Личность и коллектив 51

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 54

§ 1. Понятие о деятельности 54

§ 2. Структура деятельности 55

§ 3. Виды деятельности 56

§ 4. Умения и навыки человека 60

§ 5. Привычки 64

Глава VI. ВНИМАНИЕ 67

§ 1. Внимание и его физиологические основы 67

§ 2. Виды и свойства внимания 70

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 76

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 80

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 80

§ 1. Понятие об ощущении 80

§ 2. Анализаторы как органы ощущений 80

§ 3. Виды ощущений 82

§ 4. Общие закономерности ощущений 86

§ 5. Развитие ощущений 87

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 90

§ 1. Восприятие и его физиологические основы 90

§ 2. Основные особенности восприятия 91

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 94

Глава IX.ПАМЯТЬ 97

§ 1. Память и ее значение 97

§ 2. Физиологические основы памяти 98

§ 3. Процессы памяти 99

§4. Виды памяти 101

§ 5. Запоминание и условия его эффективности 105

§ 6. Забывание и борьба с ним 109

§ 7. Индивидуальные особенности памяти 111

§ 8. Развитие памяти у детей 112

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 115

§ 1. Понятие о мышлении 115

§ 2. Речь и ее функция 117

§ 3. Операции мышления 118

§ 4. Основные формы мышления 120

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 122

§ 6. Виды речи 124

§ 7. Развитие мышления и речи у детей 126

Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ 130

§ 1. Понятие о воображении 130

§ 2. Виды воображения 131

§ 3. Развитие воображения у детей 135

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 137

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 137

§ 2. Особенности эмоций 139

§ 3. Виды чувств 143

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 145

Глава XIII. ВОЛЯ 147

§ 1. Общее понятие о воле 147

§ 2. Анализ волевого действия 149

§ 3. Волевые качества личности 151

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 153

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 156

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 156

§ 1. Понятие о темпераменте 156

§ 2. Физиологические основы темперамента 157

§ 3. Характеристика темпераментов 159

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 161

Глава XV. ХАРАКТЕР 164

§ 1. Понятие о характере 164

§ 2. Черты характера 166

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 169

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 172

§ 1. Понятие о способностях и их природе 172

§ 2. Виды способностей 175

§ 3. Способности и личность 177

§ 4. Условия развития способностей у детей 178

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 182

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 182

§ 1. Общие закономерности психического развития 182

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 184

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 186

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 186

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 187

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 188

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 191

§ 1. Общая характеристика возраста 191

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 192

§ 3. Особенности развития познавательных процессов 194

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 197

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 202

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 202

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 203

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 205

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 208

§ 5. Интересы и способности подростков 210

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 211

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 213

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 216

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 216

§ 1. Учение и era закономерности 216

§ 2. Формирование у школьников научных понятий 219

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 222

§ 4. Индивидуализация обучения 224

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 227

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 227

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 230

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 235

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 237

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 240

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 244

§ 1. Личность советского учителя 244

§ 2. Педагогические способности 245

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 249

Примерная программа изучения учащихся 249

Общие сведения об учащемся 249

Направленность личности учащегося 250

Воля и характер учащегося 250

Психолого-педагогическая характеристика 251

Программа изучения ученического коллектива (III класс) 252

ЛИТЕРАТУРА 253

ОТ АВТОРА


Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ.

В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),— сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала.

Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,— ориентировать учащихся педагогических училищ будущих учителей — на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма — причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются.

Данное учебное пособие ориентировано согласно "единой программе на все специальности, по которым осуществляют подготовку педагогические училища (учителя начальных классов, учителя черчения, рисования, труда и физкультуры в IV—VIII классах, музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и в IV— VIII классах). Однако освещение некоторых специальных вопросов, которые не включены в единую программу и рассмотрение которых представляется на усмотрение преподавателей психологии, не входило в задачи автора.

В предлагаемом учебнике значительно расширен раздел, посвященный методам психологического исследования. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время повышаются требования к умению учителя проводить психологическое изучение школьников, а во-вторых, тем, что в учебнике в соответствии с программой предусмотрено выполнение большого количества практических заданий и наблюдений в школе; с этой же целью в учебнике имеется специальный раздел «Некоторые методические указания к выполнению практических заданий». Предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет учащимся в выборе книг для более углубленного изучения психологии.

Автор будет благодарен всем, кто пожелает сделать критические замечания и предложения по совершенствованию учебника.
Автор

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
написать администратору сайта