Главная страница
Навигация по странице:

ВВЭР. Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области Площадь 265,4 тыс км2, население 8,35 млн человек



Название Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области Площадь 265,4 тыс км2, население 8,35 млн человек
Анкор ВВЭР.doc
Дата 24.12.2017
Размер 83 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ВВЭР.doc
Тип Документы
#13842

Волго-Вятский район

Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области

Площадь 265,4 тыс. км2, население 8,35 млн человек

Волго-Вятский экономический район имеет разнообразную обрабаты­вающую промышленность, возникшую на привозном сырье и собствен­ных природных ресурсах, главным образом лесных. Экономико-географическое положение на Волге между Центральным, Уральским и Поволжским районами, благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.

В конце XIX — начале XX в. территория современного Волго-Вятского района в экономическом отношении была резко контрастной. С одной стороны — Нижний Новгород и его окружение с Сормовским судостроительным заводом, мельницами, лесопилками, канатными фабриками, знаменитой ярмаркой. С другой — аграрный, перенаселенный Юг и задержавшееся в развитии Заволжье, а также известное кустарными про­мыслами (кожевенные, деревообрабатывающие, металлические и др.) низовье р. Оки. С индустриализацией района, строительством новых железных и автомобильных дорог резкие территориальные различия в нем во многом сгладились, а разнородные ранее части были соединены в единое целое.

В настоящее время это индустриально-аграрный район. В нем представлены и трудоемкие, и наукоемкие отрасли машиностроения, обеспеченные квалифицированными кадрами, и материалоемкие отрасли лесной промышленности. Сельское хозяйство здесь типичное для Нечерноземья. Для него характерна многоотраслевая структура при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Издавна этот край знаменит кустарными промыслами — хохломской росписью по дереву, металлическими изделиями Павлова и др.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА

В природном отношении территория района разнородна. Волга делит его на лесное Заволжье и лесостепное Правобережье. Равнинный характер поверхности (холмисто-увалистая равнина) в целом благоприятен для ведения сельского хозяйства, промышленного и транспортного строительства. Исключение составляет часть Правобережья, занятая Приволжской возвышенностью с глубоко врезанными речными долинами и многочисленными оврагами и балками.

Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Верхне-Камского месторождения (Кировская обл.; балансовые запасы по категории А + В + С1 103 млн т в пересчете на P2О5), торфа (преимущественно в Кировской и Нижегородской областях; балансовые запасы около 800 млн т), поваренной соли (Нижегородская обл.; балансовые запасы 712 млн т) и минерально-строительного сырья (особенно гипса). Все они, кроме поваренной соли, в той или иной мере разрабатываются.

Водными ресурсами в отличие от многих других районов страны Волго-Вятский район обеспечен хорошо. Практически все местные реки — Вятка, Ока, Ветлуга и др. — относятся к бассейну Волги, которая пересекает территорию района с северо-запада на юго-восток. Хозяйственное значение рек подчеркнуто в самом его названии.

Значительны лесные ресурсы. Леса занимают обширную территорию Заволжья и размещены довольно равномерно, но основные их массивы находятся ближе к северу и северо-востоку района. Большая часть лесов, преимущественно елово-пихтовых, сосредоточена в Кировской обл. В Правобережье их площади невелики: на Мордовию и Чувашию приходится только 1/10 суммарных запасов древесины. На протяжении длительного периода Волго-Вятский район был крупным лесопромышленным, поэтому лесные ресурсы здесь сильно истощены, и вывозка древесины в последние десятилетия сокращается. Актуальна проблема их рационального использования.

Почвенно-климатические условия района в целом благоприятны для ведения сельского хозяйства.

В Заволжье климат умеренно континентальный. Средние температуры января -13—16 °С, июля — 17—18 °С. Количество осадков в среднем 500—600 мм в год. Преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы. Из-за сравнительно невысоких летних температур осадки превышают испарение. Это способствует избыточному увлажнению и заболачиванию низин. В таких условиях лучше удаются технические культуры, типичные для Нечерноземной зоны (лен, хмель), многолетние травы.

В Правобережье климат мягче. Здесь теплое и продолжительное лето (средние температуры июля 19—20 °С), зима короче, но бывают сильные морозы, хотя средние температуры января несколько выше (от-11 до -13 °С), чем в Заволжье. Осадков выпадает меньше 400—500мм. На Правобережном плато распространены серые лесные почвы, выщелоченные и оподзоленные черноземы. К ним тяготеют густозаселенные местности интенсивного сельскохозяйственного освоения, где в основном выращивают зерновые, коноплю и хмель.

Важную функцию в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали в широтном и одна в меридиональном направлении. Поскольку район расположен в бассейне главной водной артерии европейской части России — Волги с ее судоходными притоками, в обеспечении его внешних и внутренних связей значительно участие речного транспорта. В пределах района крупнейший речной порт — Нижний Новгород. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы. Большинство из них проходит через Нижегородский промышленный узел. Нефтепроводы проложены от Альметьевска через Нижний Новгород на Ярославль и далее на запад и северо-запад и из Сургута через Пермь до Нижнего Новгорода и далее через Рязань на Москву. К Нижнему Новгороду подходят также газопроводы из Миннибаево (Татарстан), Саратова, Уренгоя. Район имеет относительно густую сеть автодорог с твердым покрытием (123 км на 1000 км2 — четвертое место в РФ). Из автомагистралей выделяется автострада федерального значения Москва — Нижний Новгород, проложенная в 30-е годы XX в. и продолженная позже через Чебоксары на Казань, через Арзамас на Саранск и через Котельнич на Киров. Малое количество мостовых переходов через Волгу и Вятку затрудняет связи отдельных частей района по автодорожной сети. Все это определяет важность строительства новых переходов, а также строительства и реконструкции существующих автодорог.

НАСЕЛЕНИЕ

Численность населения Волго-Вятского района в последние десятилетия стабилизировалась на уровне 8,4 млн человек. Для населения района характерны среднероссийские демографические показатели рождаемости (около 8—9%о), смертности (14—15%о), отрицательного естественного прироста населения (-6%о).

Плотность населения (32 человека на 1 км2) сравнительно высокая. Однако территория заселена крайне неравномерно: Правобережье почти в 3 раза плотнее, чем Заволжье.

Национальный состав населения неоднороден. Основную часть населения района составляют русские (95% жителей Нижегородской и 90% Кировской областей, 61% в Мордовии, 48% в Марий Эл и лишь 27% в Чувашии). Из других национальностей наиболее многочисленны чуваши (11,0%), марийцы (4,5%), мордва (4,4%), живущие преимущественно в границах своих национально-государственных образований, а также татары (2,7%), расселившиеся по всей территории района. Пестрота национального состава обусловила существенные различия в быте и навыках жителей отдельных местностей района, особенно сельских,

Численность городского населения в 90-х годах XX в. стабилизировалась на уровне 5,9 млн человек, что составляет 70,5% от общего числа жителей района. По степени урбанизации территория неоднородна. Больше среднероссийской доля городских жителей в Нижегородской области (78,3%), в которой проживает половина всех горожан района. Относительно велика она и в Кировской области (71,0%). Кроме того, значительная часть сельских жителей этих субъектов РФ занята в несельскохозяйственной сфере деятельности (лесное хозяйство, промыслы, транспорт и др.). Значительно меньше уровень урбанизации в республиках (около 60%).

Для района характерна поляризация городских систем расселения, проявляющаяся в наличии нескольких крупных городов и обилии малых городских поселений, развитии городов-спутников вокруг областных и республиканских центров и формировании на их базе городских агломераций. В системе городских поселений резко выделяется Нижний Новгород (1371 тыс. жителей), выгодно расположенный в транспортном фокусе района. Нижний Новгород и тяготеющие к нему города-спутники Дзержинск (279 тыс.), Кстово (69 тыс.), Бор (64 тыс.), Заволжье, Правдинск, Володарск, Балахна, Городец и поселки городского типа образуют крупную агломерацию с численностью населения более 2 млн человек. Надо отметить также областной центр г. Киров (466 тыс.) с городами-спутниками Кирово-Чепецком, Слободским, Нововятском, а также столицы республик: Чебоксары (458 тыс.) со спутником г. Новочебоксарском (124 тыс.), Саранск (317 тыс.) со спутником г. Рузаевкой (53 тыс.) и Йошкар-Олу (250 тыс.). Однако большую часть городских поселений составляют малые города и поселки городского типа.

Сельское население в последние десятилетия уменьшилось абсолютно и относительно из-за миграции в города самого района и за его пределы. В Заволжье население сосредоточено главным образом в опольях. На Правобережье плотнее заселены ареалы с большей распаханностью. Такое размещение жителей сложилось исторически. Большой долей сельского населения отличаются республики (около 40%), где оно занято преимущественно в земледелии.

Для трудовых ресурсов Волго-Вятского района характерна высокая производственная квалификация. Они остаются одним из главных экономических факторов развития его хозяйства. Более 1/2 занятых в материальном производстве работают в промышленности и строительстве и только 1/5 — в сельском хозяйстве. Значительны трудовые ресурсы городских поселений Нижегородской и Кировской областей (машиностроители, химики, деревообработчики и др.).

СТРУКТУРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Ведущая отрасль хозяйства Волго-Вятского района — промышленность. В ее составе резко выделяется машиностроительный комплекс, в первую очередь определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Межрайонные функции выполняют также лесо-промышленный и химический комплексы. Топливно-энергетический, строительный (кроме производства стекла) и АПК имеют внутрирайонное значение. Основу межотраслевых комплексов составляют следующие ЭПЦ: машиностроительный, лесоэнергохимический, нефтеэнерго-химический, горно-химический, текстильно(кожевенно)-промышленный, индустриально-строительный, индустриально-аграрный.

В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимает машиностроение и металлообработка (41% от объема промышленной продукции). На втором месте— электроэнергетика (14%). Далее идут пищевая (12%), химическая и нефтехимическая (11%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (6%) промышленность, черная металлургия (3%).

Для промышленного производства района, как и России в целом, характерен резкий спад.
Топливно-энергетический комплекс базируется в основном на привозном угле, природном газе, поступающем из других районов, и местном мазуте. Топливо энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемких производств. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции сравнительно небольшой мощности (крупнейшая — ТЭЦ «Чебоксарская-2» установленной мощностью 460МВт). На Волге построены две крупные ГЭС: Горьковская (520МВт) и Чебоксарская (1379МВт). Собственное производство электроэнергии не удовлетворяет потребности хозяйства района. Недостающее количество поступает из ОЭС Центра, Поволжья и Северо-Запада.

Машиностроительный комплекс, формировавшийся в течение длительного времени, отличают сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли:транспортное машиностроение (в первую очередь авто- и судостроение), электротехника и приборостроение.

Судостроение — одна из старейших и традиционных отраслей в районе. Его крупнейшее предприятие (в масштабе не только района, но и страны) «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, основанное в середине XIX в. В настоящее время это флагман отечественного судостроения, способный выпускать суда различного класса — от теплоходов типа «река — море», пассажирских лайнеров, судов на подводных крыльях до ледоколов и мощных морских железнодорожных паромов. Судостроительные и судоремонтные заводы сосредоточены в основном в Нижегородской обл. на р. Оке (Навашино) и Волге (Чкаловск, Городец). Развитое судостроение обслуживают смежные производства: нижегородский завод «Двигатель революции» (ныне АООТ«РУМО») выпускает мощные судовые дизели, завод «Теплоход» в г. Бор — судовое оборудование, портовые краны. Комплекс судостроительных, судоремонтных и обслуживающих их предприятии в районе —один из крупнейших в стране.

Автомобилестроение возглавляет Горьковский автозавод (ГАЗ), построенный в 1932 г. Он выпускает грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности. На базе этого индустриального гиганта создано несколько дочерних автомобильных заводов: в Павловске (автобусы для сельской местности), Заволжье (гусеничные тягачи), Шумерле в Чувашии (автофургоны), Саранске (автосамосвалы). Автозаводы широко кооперированы в производственном отношении с местными предприятиями-смежниками: Заволжским моторным. Арзамасским и Канашским автозапчастей, Лысковским электротехническим (электрооборудование для автомобилей), нижегородским «Красная Этна» (автонормали), Павловским инструментальным (комплекты шоферского инструмента), Борским стекольным (автостекло). Кировским шинным заводами и др. Таким образом, в районе сформирован комплекс автомобилестроения, ставший благодаря кооперированию связующим звеном многих отраслей.

Транспортное машиностроение дополняется крупным авиационным заводом «Сокол» в Нижнем Новгороде, на котором производят знаменитые истребители МиГ-29 и МиГ-31, легкие самолеты. В Нижнем Новгороде, Павлове, Кирове, Кирово-Чепецке размещены и другие предриятия авиационной промышленности, производящие комплектующие детали для различных типов самолетов.

Важные составные части машиностроительного комплекса района— электротехническая промышленность и приборостроение. Особенно значимо эти отрасли представлены в республиках, где они созданы в годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированных предприятий. Электротехника наиболее развита в Мордовии и Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный завод, саранский завод «Электровыпрямитель» и электротехнические заводы ОАО «ЛИСМА» в Рузаевке и Ардатовском районе. Здесь же расположены и заводы кабельных изде­лий. В Мордовии сформировалось мощное электроламповое производство (ОАО «ЛИСМА» и «Саранский электроламповый завод»). Центрами приборостроения стали не только областные города, но и столицы республик, особенно Йошкар-Ола (завод «Электроавтоматика» и др.), а также Чебоксары (заводы электроизмерительных и электроисполнительных приборов и др.) и Саранск (ОАО «Саранский приборостроительный завод»). Промышленность средств связи представлена АО «Лайме» в Саранске.

Приборостроение и электронная промышленность размещены главным образом в крупнейших городах района: Нижнем Новгороде (выделяется радиопромышленность), Арзамасе, Правдинске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

Высокого уровня развития достигли станкостроение и инструментальное производство, представленные здесь во всех крупных городах. По размерам и значению выделяются завод «Зефс» в Нижнем Новгороде, производивший ранее более половины фрезерных станков в стране, завод деревообрабатывающих станков «Красный инструментальщик» в Кирове, завод автоматических линий для листовой штамповки в Рузаевке и группа инструментальных эаводов в Павловске. В Нижегородской области и Мордовии развита медико-инструментальная отрасль. В районе производят также технологическое оборудование для химической (Дзержинск, Рузаевка) и пищевой (Нижний Новгород, новый комплекс в Волжске) промышленности, дробильно-размолочное оборудование (Выкса) и др. Новым в его специализации стало тракторостроение. Промышленные тракторы, изготавливаемые Чебоксарским заводом, используют в качестве бульдозеров и трубоукладчиков.

Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Частично его потребности удовлетворяет собственная металлургия, основу которой ранее составлял пирометаллургический цикл черных металлов, представленный небольшими металлургическими заводами Нижнего Приочья и Омутнинского края, работавшими на местных железных рудах и древесном угле. Постепенно на всех заводах доменное производство было ликвидировано, и они изменили свой профиль. В настоящее время черная металлургия представлена передельными заводами в Выксе. Нижнем Новгороде (ОАО «Горьковский металлургический завод»), Кулебаках, Омутнинске, Песковским чугунолитейным, Саранским литейным заводом «Центролит», малой металлургией на крупных машиностроительных предприятиях («Красное Сормово», «Красная Этна» и др.), а также трубным заводом в г. Боре.

Химический комплекс включает совокупность производств нефте-энергохимического и горно-химического ЭПЦ. Его развитию способствует выгодное экономико-географическое положение района, наличие значительных водных ресурсов, местное потребление химической продукции, особенно в машиностроении. Нефтеэнергохимический цикл не имеет начальной стадии: нефть поступает из Сибири и Поволжья. Средняя стадия — нефтепереработка — размещена в Кстово (АО «НОРСИ» «ЛУКОЙЛ»). Конечная стадия цикла, охватывающая производства по выпуску полимерных материалов, сосредоточена в Дзержинске (четыре крупных завода). Резинотехническое производство тесно связано с автостроением и представлено Кировским шинным заводом и предприятиями в Саранске и Чебоксарах. Саранск стал также центром химико-фармацевтической отрасли (АООТ «Биохимик»). В Вурнарах (Чувашия) размещено производство ядохимикатов.

Горно-химический цикл 4 разорван» технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) формирует начальную стадию цикла, однако в пределах района их перерабатыва­ют только на фосфоритную муку. Производство продуктов основной химии — минеральных удобрений, неорганических кислот, каустической соды — развивается на привозном сырье (комбинат в Дзержинске).

Лесопромышленный комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района — базируется на собственных лесных ресурсах, имеет квалифицированные кадры. Его основа — лесоэнергохимический цикл, представленный достаточно полно. Заготовка древесины достигла пика развития и в последние годы сокращается, что обусловлено не только перерубом расчетной лесосеки, но и необходимостью сохранения части сосновых массивов для сбора живицы. Заготовки леса ведут главным образом в Кировской (3/5) и Нижегородской (1/5) областях. Предприятия по механической обработке древесины (производство пиломатериалов, фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит) тяготеют к районам лесозаготовок. Мебельные предприятия имеются в Нижегородской и Кировской областях, а также в республиках, особенно в Чувашии. На изготовлении лыж специализированы нововятский и ветлужский комбинаты, музыкальные инструменты выпускают предприятия Кирова и Шумерли. Развито производство целлюлозы, бумаги, картона и разнообразных продуктов лесохимии, По, выпуску бумаги район — третий в стране. В Балахне работает целлюлозно-картонный комбинат, в Волжске и Правдинске— целлюлозно-бумажные комбинаты (выпуск газетной бумаги). Лесохимические предприятия размещены в основном в Нижегородской области (Нижегородский завод органического синтеза, сявский и ветлужский комбинаты, вахтанский и уренский заводы). В Кировской области работает моломский завод. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Кировский биохимический завод — одно из ведущих предприятий отрасли — выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно-дрожжевой завод в Волжске.

Строительный комплекс развит в районе непропорционально, хотя имеющиеся здесь месторождения гипса и другого минерально-строительного сырья создают для него определенную базу. Предприятия по производству строительных материалов размещены в основном в пределах Нижегородской области и Мордовии (АООТ «Мордовцемент» в Чамзинском районе). Стекольный завод в г. Боре, выпускающий техническое (автомобильное) и оконное стекло, обеспечивает местные потребности и поставляет свою продукцию другим районам.

Легкая промышленность. Ее основные центры — Нижний Новгород, Киров, Чебоксары, Богородск, Слободской. Текстильно(кожевенно)-промышленный цикл имеет в Волго-Вятском районе другую структуру, чем в Центральном: кожевенная промышленность здесь развита более, чем текстильная. Кожевенно-обувное и овчинно-шубное производства связаны с давней специализацией сельского хозяйства и развитием в районе деревенских кожевенных промыслов. Сложились два «гнезда» кожевенного производства: в Богородске вблизи Нижнего Новгорода и Киров-Слободском. Богородск выделяется многочисленными кожевен­ными заводами. Слободской специализирован на меховом и овчинно-шубном производстве. В Кирове имеется крупный кожевенно-обувной комбинат. В Богородске, Кирове, Йошкар-Оле производят также искус­ственную кожу, часть которой используют в автомобильной промышленности.

Текстильная промышленность вначале развивалась на местном сырье — льне и конопле. Здесь действуют пенько- и льнозаводы, вырабатывающие волокнистое сырье, канатно-шпагатные фабрики (Горбатов, Саранск), имеется производство льняных тканей (Нижегородский льнокомбинат). Хлопчатобумажная отрасль представлена крупнейшим предприятием легкой промышленности района — Чебоксарским хлопчатобумажным комбинатом. Другой комбинат сооружен неподалеку от Чебоксар — в Цивильске.

Особое место занимают трудоемкие художественные деревянные промыслы. Широкой известностью пользуются яркие, расписанные киноварью и золотом деревянные изделия Семеновского ХПО «Хохломская роспись», вятские поделки из кала (наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев), деревянные игрушки, производимые в Кирове, изделия из бересты народного художественного промысла «Полон» в Республике Марий Эл.

Агропромышленный комплекс района по специализации, структуре, проблемам развития типичен для Нечерноземной зоны России» Его многоотраслевая структура определена растущими потребностями городского населения, разнообразием природных условий района, земледельческими традициями населения.

Сельскохозяйственные угодья занимают 40% территории района, из них 3/4 — пашня и 1!4 — луга и пастбища. Распаханность земель Правобережья вдвое выше, чем Заволжья. Пахотные массивы, как и во всей Нечерноземной полосе, мозаичны, пестры: в северной части они перемежаются с лесами и болотами, в южной изрезаны оврагами.

Структура посевных площадей близка к среднероссийской: на зерновые культуры приходится 50%, на кормовые —43, на картофель и овощи — 6%» В то же время крайне незначительна доля технических культур (менее 1%). Земледелие специализируется на производстве фуражного и продовольственного зерна (повсеместно культивируют ячмень, озимую рожь, пшеницу, овес, зернобобовые), картофеля, некоторых технических культур (лен-долгунец в Нижегородской и Кировской областях, конопля в Мордовии, хмель в Чувашии, небольшие посевы сахарной свеклы в Мордовии и Нижегородской обл.). Овощеводство развито в пригородных зонах крупных городов и по долинам рек Волги и Камы. Как и в РФ в целом, более 80% картофеля и овощей выращивают в личных хозяйствах. В последние годы возрастает доля кормовых культур.

Для выпаса скота используют разнотравные луга на пойменных землях и лесных полянах. На этой базе развивается животноводство. Его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства более 55%. В Заволжье и вблизи городов организовано жи­вотноводство молочно-мясного направления, а в Правобережье — мясо-молочного, сочетающегося со свиноводством. В Мордовии и Чувашии издавна занимаются пчеловодством.

Основные сельскохозяйственные территории АПК:

1) сильно распаханная часть Правобережья Волги (Чувашия и Мордовия) и Вятки (Кировская обл.); здесь преобладают посевы зерновых культур, картофеля, конопли, махорки, хмеля, развиты садоводство, пчеловодство;

2) менее распаханное Заволжье с льно-молочной специализацией хозяйства;

3) северная часть района (Кировская обл.), незначительно распаханная с отдельными очагами сельскохозяйственного производства;

4) пригородные зоны овоще-молочного хозяйства, крупнейшая из них размещена вокруг Нижегородского промышленного узла.

Пищевая промышленность не имеет в районе крупной сырьевой базы и, следовательно, в какой-то мере зависит от привозного сырья. Большую часть ее продукции вырабатывают предприятия Нижегородской и Кировской областей. Издавна разбито мукомольное производство.

В транспорте района ведущий — железнодорожный. На него приходится более 2/з межрайонных перевозок. Он тесно взаимодействует с речным и дополняется трубопроводным. Автомобильный транспорт обеспечивает в основном внутрирайонные перевозки. В целом транспорный баланс пассивен: ввоз (уголь, нефть, природный газ, черные металлы, цемент и др.) преобладает над вывозом. (лесные грузы, продукция машиностроения и химической промышленности).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Перспективы развития хозяйственного комплекса Волго-Вятского района во многом обусловлены инвестиционной привлекательностью, а именно:

- выгодами транспортно-географического положения района, позво­ляющими развивать перерабатывающие производства на привозных энергоресурсах и сырье и иметь емкий рынок сбыта продукции;

- дешевой квалифицированной рабочей силой;

- наличием водных и лесных ресурсов, позволяющих размещать в районе водоемкие производства и предприятия лесопромышленного комплекса;

- исторически накопленным национальным богатством и относитель­ной диверсифицированностью экономики, характерной для территорий старого освоения.

В то же время имеются факторы, сдерживающие экономическое раз­витие:

1. исторически сформировавшийся ВПК, требующий значительных за­трат на его конверсию и реструктуризацию;

2. недостаточно развитая внутрирайонная транспортная сеть, прежде всего автодорожная;

3. энергодефицитность района;

4. низкий технический уровень большинства предприятий;

5. крайне неравномерно развитая рыночная инфраструктура.

В среднесрочной перспективе наиболее инвестиционно привлека­тельны в районе прежде всего крупные предприятия нефтепереработки (АО «НОРСИ»), автостроения (АО «ГАЗ») и целлюлозно-бумажной про­мышленности (Волжский и Правдинский целлюлозно-бумажные комби­наты).

В долгосрочной перспективе необходимо развивать профильные для района отрасли хозяйства: - автомобиле- и судостроение (осуществить дальнейшую модернизацию автозаводов, конверсию и коренную реконст­рукцию флагмана отрасли - завода «Красное Сормово»), электротехни­ческую промышленность в Мордовии и Чувашии, химическую промыш­ленность (дополнить химический комплекс производством фосфорных и сложных удобрений), лесопромышленный комплекс (нарастить «верхние этажи» лесопереработки, вести комплексное использование сырья и ак­тивное лесовосстановление). Наряду с этим целесообразно наращивать производственные мощности электроэнергетики (расконсервировать и продолжить строительство АЭС), черной металлургии (создать новый или провести коренную реконструкцию одного из старых металлургических заводов), интенсифицировать сельское хозяйство для более полного удов­летворения потребностей жителей района в продовольствии, продолжить транспортное строительство, формирование региональной рыночной ин­фраструктуры.
написать администратору сайта