Главная страница
Навигация по странице:

Сборник для начинающего психолога.doc. Сборник для начинающего психолога. Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагогапсихолога 2010



Скачать 187.86 Kb.
Название Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагогапсихолога 2010
Анкор Сборник для начинающего психолога.doc.docx
Дата 12.04.2017
Размер 187.86 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Сборник для начинающего психолога.doc.docx
Тип Руководство
#51
страница 1 из 18
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18






Администрация города Челябинска

Управление образования Калининского района
Муниципальное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска

(МОУ ЦПМСС)

Служба практической психологии и социальной педагогики (CПП и СП)


Серия «Социально-психологическое сопровождение образования»




РУКОВОДСТВО

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА



2010




Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Аббакумова С.И.
Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога. – Челябинск, 2010г.


Коллектив авторов-составителей:
Давыдова В.И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска.

Трофимчук О.М., директор МОУ ЦПМСС, кандидат психологических наук.

Башак Т.В., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Кривошеина И.Ю., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Аббакумова С.И., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.
В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Сборник будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ 8

  1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог 8

  2. С чего начать работу в ОУ? 10


Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ 12

  1. Основные типы документации педагога-психолога ОУ 12

Законодательно-правовые акты и нормативные документы 12

Специальная документация. 16

Организационно-методическая документация 17

  1. Этический кодекс педагога-психолога 18

  2. Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23

Должностная инструкция педагога-психолога ОУ 23

Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ 27

Форма годового планирования педагога-психолога ОУ 29

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ 32

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36

Протокол психодиагностического обследования 40

Психологическая характеристика и психологическое заключение 43

Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований 49

Психолого-педагогическая карта развития 50

Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ 51

Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год. 59
Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65

  1. Расположение кабинета педагога-психолога 65

  2. Температурный режим 66

  3. Организация пространства кабинета педагога-психолога 66

  4. Требования к организации фитодизайна 68

  5. Требования к применению музыкальных средств 69

  6. Светоцветовое оформление кабинета 70

  7. Материально-техническое наполнение кабинета. 73

  8. Методическое обеспечение работы педагога-психолога 75

  9. Организация хранения материалов. 78


Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ 80

  1. Психологическое просвещение 81

  2. Психопрофилактическая работа 82

  3. Психодиагностическая работа 83

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ 83

Классификация диагностических методик 84

Стандартизация психодиагностического инструментария 99

  1. Развивающая и психокоррекционная работа 103

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103

Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования 109

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112

  1. Консультативная работа 117


РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 118
РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 122

Подсказки начинающему дошкольному психологу.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 122
Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219 126
Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога.

Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5 132
Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 136
Волшебные дети.

Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454 140

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вы держите в руках книгу, которая написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу.

Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В данной книге отражены разные стороны работы педагога-психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места педагога-психолога.

Клятва детского психолога.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности я вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить, и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.


РАЗДЕЛ 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ


  1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог.


Педагог-психолог в образовательном учреждении – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.

Успешность работы педагога-психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом ОУ. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача – выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для начала необходимо понимать различия профессиональных позиций педагога и психолога.
Различия профессиональных позиций педагога и психолога.





Профессиональная роль

учителя

Профессиональная роль психолога

Содержание профессиональных знаний

Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета

Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция

Отношение к детям

Обучающее, контролирующее, оценивающее

Понимающее, помогающее

Отношение с педагогами

Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе)

Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов

Отношение с администрацией

Подчинение начальству

Стремление к автономии и сотрудничеству

Внешние характеристики

Уверенность, власть над учениками, строгость, «учи тельский голос»

Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении



В первое время психологи-выпускники чувствуют себя беспомощными, не зная, что делать в первую очередь, как себя вести. Они утопают во множестве проблем, которые обрушивает на них ОУ, берутся сразу за все, чтобы показать себя полезным.

Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются психологи-выпускники:

  • Личностная и профессиональная адаптация.

  • Проблема вхождения педагога-психолога в педагогический коллектив.

  • Трудности взаимодействий со школьной администрацией.

  • Затруднения при налаживании общения с обучающимися (воспитанниками) ОУ.




Проблемы и трудности, которые испытывают педагоги-психологи, приходя в образовательное учреждение, усугубляются еще и тем, что ОУ, со своей стороны, предъявляет к педагогам-психологам свои требования. Давайте посмотрим, какие типичные ожидания и требования предъявляет ОУ к педагогу-психологу:

  • ОУ ждет психолога-волшебника. Администрация, педагоги и родители считают, что как только педагог-психолог появится в ОУ, все станет хорошо: школьники начнут учиться с увлечением, перестанут прогуливать уроки, грубить родителям и педагогам и курить на переменах. Педагоги будут спокойно и с интересом заниматься своим педагогическим трудом. Исчезнут конфликты, всякие чрезвычайные происшествия. Администрация, наконец, наладит хорошие отношения с педагогическим коллективом. А родители станут довольными ОУ в целом и педагогами в частности.

  • ОУ ждет психолога как «представителя силового министерства». При появлении в ОУ педагога-психолога к нему идут педагоги, воспитатели и родители с просьбами «сделать хоть что-нибудь» с ребенком-хулиганом; с бесконечно недовольными и жалующимися во все вышестоящие инстанции родителями; с педагогами, которые проявляют по отношению к детям негативно-агрессивное отношение и пр.

  • ОУ ждет педагога-психолога как судью или арбитра. Это ожидание можно выразить так: «Вот придет педагог-психолог, он скажет, что правильно и что неправильно, кто виноват и кто не виноват». В данной ситуации к педагогу-психологу идут потоки просьб и жалоб самого разного характера.



  1. С чего начать работу в ОУ?


Итак, в ОУ пришел педагог-психолог, испытывающий трудности, связанные с собственной адаптацией, завоеванием профессионального авторитета среди педагогов, детей и их родителей. Педагог-психолог сталкивается также со встречным потоком ожиданий различного характера.

В такой ситуации большое значение имеет способность педагога-психолога к оперативной ориентировке в образовательной среде и принятию правильного решения о том, (чего следует начать свою работу).

Первый шаг в этом направлении связан с большим риском и ответственностью. От того, как педагог-психолог сможет профессионально зарекомендовать себя с первых месяцев своей работы в ОУ, как он по-человечески проявит себя и какое отношение людей к нему сформируется, зависит не тальке его дальнейшее положение и статус в ОУ, но и в конечном итоге отношение ОУ к психологии вообще.

Педагог-психолог ОУ имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы (интерната, лицея) или заведующему детским садом. По профессиональной – психологическому центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую организационную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, города и пр.

Итак, с чего начать?

Рекомендации для начинающего педагога-психолога.

  1. Узнайте ответ на вопрос: «Какой видит работу педагога-психолога директор ОУ?»

  2. С директором необходимо детально обговорить:

  • свои должностные обязанности и предложить свой вариант деятельности;

  • кто и как будет контролировать Вашу деятельность, сроки и формы текущей и итоговой отчетности;

  • распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне ОУ.

  1. Необходимо обратить внимание на то, что:

  • план работы на год педагог-психолог составляет самостоятельно;

  • директор и заместители директора принимают участие в обсуждении Вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана ОУ;

  • директор обязательно заверяет своей подписью и печатью Ваш годовой план, должностные обязанности, исходящую документацию во внешние инстанции;

  • годовой план работы согласуется с сотрудниками психологического центра (МОУ ЦПМСС) и заверяется подписью директора МОУ ЦПМСС.

  1. Изучите нормативно-правовую базу.

  2. При планировании работы на год обратите особое внимание на основные моменты развития ребенка:

  • в МДОУ: 1-ая, 2-ая младшие группы (адаптация к МДОУ), старшая и подготовительная группы (психологическая готовность к обучению в школе);

  • в МОУ: 1-е классы (адаптация к школе), 4-е классы (психологическая и интеллектуальная готовность к переходу в среднее звено), 5-е классы (адаптация к среднему звену),8-е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11-е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к итоговой (государственной) аттестации).

  1. Исследуйте, какие именно ожидания о работе педагога-психолога сформированы у педагогов, детей, родителей и составьте карту социально-психологических ожиданий. С этой целью проведите специальное исследование в форме анкетирования. Применяя метод анкетирования, отдавайте себе отчет о том, что не сможете собрать все анкеты (по наблюдениям социологов, при раздаче анкет объем их возврата колеблется от 30% до 92-98%). Можете столкнуться еще с одной трудностью. Ответы респондентов могут быть самыми различными: ситуативными, непродуманными, необоснованными, неискренними или просто формальными.

  2. Для того чтобы не было спешки и беспорядка в ведении документации, заполняйте журналы своевременно и каждый день (например, в конце каждого рабочего дня) обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

  3. По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь в Службу практической психологии и социальной педагогики МОУ ЦПМСС.


Желаем удачи, надеемся, что у Вас все получится!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта