Главная страница
Навигация по странице:

35. Миф как система. Систематизация мифа. Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа)



Скачать 30.21 Kb.
Название Систематизация мифа. Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа)
Анкор 35. Миф как система.docx
Дата 24.04.2017
Размер 30.21 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 35. Миф как система.docx
Тип Документы
#2456
Категория Искусство. Культура

  1. Миф как система.

Систематизация мифа.

Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа). . Миф – высшая реальность, сущность мира. Бог в мифе существует как средоточие событий и ситуаций, связанных с ним, как абсолютный предел тех или иных качеств. Это универсальная личность. Таков бог евреев, египтян, арийцев. У древних греков бог совершенен даже вопреки своему несовершенству. Пути раскрытия сущности божества – фиксация его имени, разворачивание его генеалогии, биографии, сведения об его действиях, описание его явлений и качеств. Бог – творец мира, Бог непреходящ, властен над временем. Его бытию нет начала, нет и конца. Бог бессмертен, а если и умирает, то ему назначено еще и воскреснуть. Есть таинственная логика его бытия, его поведения. Боги ужасны и притягательны. Карают и благоденствуют. Злы и добры. Воля божества – закон. Его закон – произвол.

Качества: непостижимость, имя Б таит в себе его сущность, универсален, властен над временем, вездесущ, всезнающ, наделен властью.

Бог м.б.: 1) трансцендентальным – выходящим за пределы земного мира, нет опр облика

2) имманентым – Б назодится в здешнем мире. (анропоморфные и зооморфные)

Бог м.б. – транзитивным – активным

- интранзитивным – его функции изчезают вместе со временем

: Бог-правитель, Бог-как жизненный порыв, личный бог, бог-родитель

.Первопредок – Категории - это общий родоначальник, таинственный предок, к которому восходит цепь поколений. Его функция – порождение потомков, помощь им. Он предопределил основные свойства своего рода.

ПервоАдам, (первочеловек с необычайными чертами, возникший сам собой или созданный богами),

- Великая Мать(Исида, Инанна, Нинхурсаг и др. – женственный источник всеобщей жизни, предвечная, никм не созданная, многоликая. В этом случае первопредок – одновременно и богиня. Она – «мать всех богов», «мать всех детей», порождает живых существ и способствует всякому рождению, плодоношению, выступает подателем дождя и хранительницей небесной влаги, владычествует над миром, заботиться о нем как хозяйка и хранительница жизни. Будучи началом порождающим, она, однако, и поглощает в себя все и вся. Она и лоно, и могила, она может выступать источником смерти, болезней, неурожая

- Тотемный предок. Загадочное первосущество, как правило, это зооморфный предок с чертами человека. Это животное (кенгуру, дикий кот и т.д.), птица (орел, утка, ворона и т.д.), лягушка, улитка, личинки, рыба, насекомое, растение с человеческим потенциалом, раскрывающимся в потомках

- «живой мертвец» - ушедший из жизни предок рода

Герой. . Герой мифа – полубог – получеловек. В нем есть начала божественное и человеческое. Он имеет двойное – человеческое и божественное происхождение. Часто герой – сын божества (либо божественного чудовища) и земной женщины. Чудесное происхождение – основание для благородства и причина сверхъестественных качеств и способностей. Центральный момент в жизни героя – подвиг. К этому он предназначен богами. Обязательность совершения подвига определяется тем, что герой является посредником между богами и людьми. Ему надлежит выполнить волю богов на земле. Обычно герой упорядочивает жизнь, вносит в мир лад и строй, справедливость, законы. На это он употребляет свои чудесные способности. Основное содержание мифов о героях - это история совершения подвигов.По своему масштабу это действие беспрецедентное и неповторимое.

Типология подвигов: подвиг силы, подвиг дбывания культурных объектов, подвиг хитроумия, п соц устройства, п мастерства, исцеления, пророчества, п самоотречения, самопожервования.

Человеческое нач героя – смерть.

Трикстер. Трикстер возникает как антипод, антагонист героя, знаменующий своим появлением возникновение ущерба и зла в мире. Он разрушает, нарушает запреты и соглашения. В нем есть демоническое начало. Его средства – обман и притворство, глум и каверза, игра и пародия. Знаменательна эта парадоксальная связь демонического и смехотворного. Трикстер умен, но глуп, страшен, но смешон. В христианском мифе появляется личность антихриста – человека, принявшего сторону дьявола, ставшего его посланником. Антихрист носит маску Христа, выступает как лжец, имитатор дел и чудес Христа. Это своего рода христианский трикстер. В мировой культуре фигура трикстера проявилась в шуте, скоморохе, юроде. ВXXвеке трикстерное начало было выражено у многих крупных художников и идеологов

Чудовища– таинственные существа, обладающие ужасными свойствами и жуткие на вид. Нередко чудовища обладают божественной природой. Они непостижимы и реализуют некоторые свои свойства на пределе совершенства. Наиболее распространенные виды чудовища – змей и дракон. Змей связан с землей и водой, с мрачными безднами. Оттуда он выносит свою холодную мудрость. Дракон - чудесный гибрид, крылатый змей. У него несколько голов, туловище пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крылья птицы. Дракон летает, плавает и ползает по земле, изрыгая огонь в случае опасности. По функциям дракон подобен змею и может рассматриваться как дальнейшее развитие этого образа. Дракон живет в пещере и охраняет воды. Он связан со смертью и является ее причиной, пребывает во мраке. Порой он выступает хранителем сокровищ, прячущихся в складках земли. 

Духи – активно прояв сила, вступающая в контакт с человеком.

Свойства: - воплощаться в конвретные вещи, внезапно появл и исчезать, м.б. пластически оформлен, - м.б. прикреплен к месту, м.б. полезным человеку или вредить.

Человек в мифе может являться как герой. Человек выступает также в качестве первопредка, родоначальника. Обычный, заурядный человек как отдельная обособленная личность в мифе обычно не присутствует. Он существует здесь лишь в составе общности «люди», «народ». Люди создаются высшими существами, богами. Человек – объект творения. Цель творения – служить высшим существам. Особое положение у человека в библейском мифе. Здесь он находится в центре мироздания. Адам – наместник Бога на земле. Его судьба связана с судьбами Вселенной. Он ведет диалог с Богом. Огромное значение имеют также Авраам, Исаак, Исав, Иосиф, Моисей и др. персонажи Библии. В христианском мифе человек призван к богосыновству и к бессмертию Положение человека акцентрировано и выявлено также двойной, богочеловеческой природой Иисуса Христа. Христос – полностью Бог и полностью человек. 

Душа  - основа сущ человека

Свойства: неповторима, уход из тела = смерть, отделяется во сне, реинкарнация, способность к воскрешению, невидима, бесплотна (эфирная материя), не известно место пребывания в теле, иногда имеет сложное строение, м.б. несколько душ, способна чувствовать, связана с духом ангелов-хранителей.

Пантеон, принципы его организации.

Олимпийский пантеон организован в соответствии со строгой иерархией.

ПАНТЕОН

 

(греч. «все боги», ср. ведийское Вишведева), в политеистических  мифологиях боги, как правило, связанные узами родства или участием в общих мифологических сюжетах.   

 

О происхождении Пантеона повествуют теогонические мифы: ср.  мифы   о порождении   богов   первой   божественной  парой — Шу и Тефнут в египетской, Ураном и Геей в греческой мифологии и др., в скандинавской   традиции   боги   принадлежат   к двум разным родам — асы и ваны, представители к-рых входили в П., возглавляемый асами (см. Ньёрд, Фрейр).

 

Гетерогенным был восточнославянский Пантеон, учрежденный кн. Владимиром   (Владимир   Красное   Солнышко) в  Киеве в  980 (согласно «Повести Временных лет»): помимо славянских божеств (Перун,   Мокошъ, Дажъбог,  Стрибог) он включал божества неясного (иранского?) происхождения (Семаргл, Хоре), Во многих традициях  П. мог  включать новые  божества, оттеснявшие'Старых:   ср.   соотношение  старого   верховного   бога   шумеро-аккадского П.  Энлиля с Мардуком, богом возвысившигося Вавилона, а затем с ассирийским Ашшу-ром, выдвижение Брахмы, Шивы и Вишну на первые места в индуистском П., включение восточных божеств (Митры и др.) в синкретический поздний римский Пантеон и т. п.

 

Для божеств, входящих в Пантеон и часто имеющих общее наименование (ср. славянское бог, ахуры в иранской, тенгри в тюркской традициях и т. п.), характерна дифференциация функций (ср. деление древнеиндийских богов дева на небесных, атмосферных, земных и т. п.) и определенная иерархия. Верховный бог, он же «отец богов» («царь богов»), как правило, небесный бог — бог солнца (Мардук, богиня Аматэрасу в японской мифологии и т. п.), громовержец, или божество, наделяемое особыми магико-юридическими функциями (Один, Митра — Варуна).

 

Во многих традициях магико-юридическая функция (согласно исследователям школы Ж. Дюмезиля) ставилась выше воинской (воплощаемой громовниками — Индра, Тор и т. п.) и «хозяйственной» (боги плодородия — Ашвины, Фрепр и Фрейя и т. п.); реконструируется, в частности, трехчленная иерархическая структура индоевропейского П., соотносящаяся с сословным делением общества на жрецов, воинов, общинников. Характерны представления о сакральном числе богов П.: ср. семь богов славянского, скифского и др. П., эннеаду в Др. Египте, «тысячу богов» Хеттского царства, 33 дева (ср. васу) в древнеиндийской традиции и т. п. Космогония. Космогония. Основные элементы мифа – результат акта первотворения. Мир и все его вещи не извечны, но имеют происхождение. Его и раскрывает миф. Есть два основных способа появления мира и всех вещей и существ. Первый – это постепенное органическое развитие мира из хаоса. В рамках первого способа космогонии может быть несколько видов такого развития: 1. Появление суши из недр мирового океана, 2. Появление мира из первичного, мирового, космического яйца и др. (8 видов). Часто эти виды порождения мира сочетаются друг с другом в пределах одной мифосистемы.

Моментом космогонии является теогония: появление богов (божества). Явившись, божества начинают соучаствовать в творении мира. Переход от хаоса к космосу в мифах может осуществляться в процессе смены поколений персонажей. На смену изначальным чудовищам приходят новые боги, затем их потомки и т.д. Второй основной способ космогонии – создание мира в осознанном творческом деянии божества. Всегда мир создается не просто так, а следуя замыслу. Мир задуман. Основной смысл всех космогонических процессов, происходящих в мифе, - это переход от хаоса к космосу, от бесформенности к гармонии, строю и мере. Культурный герой добывает или изобретает предметы культуры (огонь, орудия труда, культурные растения), обучает людей различным умениям (земледелию, охоте, ремеслам, искусствам), вводит социальные правила и духовное законодательство. Божество как культурный герой создает мир (является демиургом) и вносит в него порядок, законы, творит мифы. Итог трудов бога – царство гармонии, мир просветленный, разумный, осмысленный и завершенный. Герой в качестве культурного героя вступает в борьбу с силами хаоса, со стихиями и их порождениями – олицетворениями. Он собственными силами устанавливает и поддерживает порядок космоса в этом мире. Культурным героем является обычно и первопредок.

.

Антропогония. Антропогония. Человек может только воспроизводить то, что было уже создано высшими существами. Созданный мир и правила поведения в нем создаются богами именно для человека, ему вручаются умения, ремесла, искусства. Создание человека (антропогония) выглядит как логичная и неизбежная процедура. Мифы о возникновении человека раскрывают пять моментов:авторство творения. Творцом является обычно божество. Есть также мифы о трансформации тотемных животных;причину творения;способ творения. Основных способа два: порождение божеством или санкционирование божеством некоего усовершенствования, трансформации (1), изготовление божеством(2). В первом случае процесс имеет в основном органический, естественный, почти самопроизвольный характер, во втором – действует активная воля;

  1. материал. Самый популярный материал – глина (земля). Качество ее может быть разным. В Библии это, например, тонкая взвесь;

  2. назначение. Цель сотворения человека, если она вообще оглашается, - это создание слуги. В библейском мифе человек создан для управления сотворенным Богом миром. Наряду с мифом об удачном создании человека существует и миф о неудачном творении. В таком случае боги уничтожают неудачных людей.


Цели, последовательность (либо творение Б, либо в процессе мышления), материал творения человека - глина. Предназначение человека.

Этногония – образ народов в мифах. Законы даны богами для упорядочивания жизни. Начальная и конечная точка бытия. мифы о конце света (эсхатологические):воля бога -мировая катастрофа- потоп, мор.

. Социогония – история чел. общества (Ветхий завет – история еврейского народа). 

Пространство в мифе, его признаки, свойства и строение.

Символика пространства в мифе. Пространственные области бытия.

Пространство мифа – это место, где персонаж. Абстрактно, однородно. Признаки: конкретно, прерывисто, делится на разные части (как мы его вспр в обычной жизни), имеет целостную значимость, противопоставлено рационастическому.

Главное в пр-ве мифа пр-во Б.

Пр-во разделено на зоны. Космос – в центре, ось.

- мировое древо (ось) по вертикали: рай, земля, ад. 4 стороны света.

- мировая гора - нах в центре вселенной, хранилище богатств.

- храм – дом бога, центр города

- омфал – пуп земли, родовое место происхождения вселенной.

Небо – верх.ярус, поднебесье. Побнебесье – наземный мир. Антинебо – преисподняя.

Время в мифе, его признаки, свойства и символика.

Время мифов - события с персонажами: время божеств, героев, чудовищ, трикстера… Время богов сотворено божеством, иногда само обожествляется. Конкретно(события) в паузах между событиями не существует- слабая связь событий Время обратимо, качество -от качества событий, пространства, божества. Символы: трава молодости, эликсир бессмертия, молод. яблоки, универсальный символ – мировое древо жизни. Высшие существа -время сакральное, профанное -герой и человек(сакрально при общении с богом). Время героев – время подвигов и странствий, трикстера –экспериментов и провокаций. У человека и человечества - линейно развернутая судьба (договор с богом, золотой век - изначальный рай, его потеря, смерть -инобытие).

Свойства: абстрактно, необратимо, непрерывно, бесконечно, линейно, быстротечно, делиться на прошлое, настоящее и будущее.

Событийное наполнение мифического времени Мифологичесое время: - связано с конкретным персонажем, делится на время богов, героев и тд, создается Б, может обожествляться, конкретно, не сущ между событиями, обратимо, скорость течения зависит от обстоятльств.

Мифы о Золотом веке. Делится по существам.

До 19 века сущ т.з. что мифы существовали в древности, но сейчас – мифы будут и есть всегда. Это тип сознания, присущий человеку. Критика мифа приводит к мифу. Человек – мифогенное существо.

Иерархия времени.

Вр высших существ – вечность, сакральное, противопост профанному.

Вр героев – вр подвигов и странствий, количество времени опр качеством подвига.

Вр трикстера – вр провокаций, нестабильное вр.

Вр чудовищ – вечность, кот прерывается с появлением героя.
Священное время вечности и профанное время.

Тот и этот свет в мифе. Этот свет - чел в поднебесье. Тот свет - загробный мир. Временное и пространственное перемещение человека. Рай – место на небесах. Ад – место грешников.

Способы попадания на ТОТ свет: - по радуге, - восхождение на мировую гору, - по солнечному лучу.

Временные циклы. – большой – от космогонии до эсхатологии; - малый – о Б или людях, - созонно-каленарный, циклический – соотношение с природными циклами, - Божественная судьба – как прообраз человеческой; - сюжет о судьбе человека и человечества.

Судьба человека и человечества в мифе. Основные моменты человеческого существования в мифе. Определяется взаимоотношением с богами. Время людей в некоторых мифах отсутвует. В профаном времени бывают сакральные моменты – общение с богом. Ключевые моменты: - антропологизация, - договор Б и человека, - золотой век, - грехопадение, - смерть (как наказание) или бессмертие.
написать администратору сайта