Главная страница
Навигация по странице:

Социология Сорокина. Социология П. А. Сорокина



Скачать 45.07 Kb.
Название Социология П. А. Сорокина
Анкор Социология Сорокина.docx
Дата 14.04.2017
Размер 45.07 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Социология Сорокина.docx
Тип Реферат
#1116


Министерство образования и науки РФ

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

Инженерно-технический институт

Реферат по социологии на тему:

«Социология П.А.Сорокина»

Выполнил: студент группы

ВиВ-11 Гаврильева Г.Г.

Проверил: Осипов Д.И.

Якутск 2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...………3

1. Биография П.А.Сорокина…………………………………………………………...4

2. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура…..….5

3. Система социологии…………………..……………………………………………..7

4. Проблема социального равенства…………………………………………………11

5. Теория социальной стратификации и социальной мобильности………………..13

6.Социокультурная динамика в творчестве Сорокина……………………….…….14

Заключение………………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………………………...19

Введение.

П.А.Сорокин – один из наиболее выдающихся мыслителей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

  1. Биография П.А.Сорокина.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, официальные лица, доктора, писатели, представители разных политических течений, монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Мое интенсивное чтение неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме. После освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. В ходе чего Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

  1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина,

ее предмет и структура.

Свою научно-педагогическую и публицистическую деятельность П.Сорокин начал еще в студенческие годы. Поддерживаемый В.М.Бехтеревым, М.М.Ковалевским и другими своими учителями, он выступает с собственными лекциями перед студентами младших курсов и рабочими Петербурга. Будучи студентом первого курса Психоневрологического института (1909), он подготовил статью «Колонизационные вожделения», которая была написана в жанре публицистики, критически освещая некоторые аспекты деятельности экспедиции по изучению Печорского края, в которой он работал в качестве статистика в течение двух летних периодов 1908-1909гг. Статья была опубликована только в 1990г. в пятом номере журнала «Социологические исследования». Реализация накопленного личного творческого потенциала датируется 1913г. годом публикацией первого крупного произведения «Преступление и кара, подвиг и награда»

До 1922 г. Сорокин стоял на позициях позитивизма, создав модель социологии, основанную на бихевиоризме. Социологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей Ковалевского и Бехтерева. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и других ответов (реакций) на воздействие (стимул) внешней среды, как совокупности связей «стимул — реакция».

По мнению Сорокина, социология должна анализировать социальное поведение, социальное взаимодействие. Он дает следующее определение социального взаимодействия: «Явление взаимодействия людей происходит тогда, когда психические переживания или внешние акты одного из людей представляют функцию существования и состояния другого индивида. Иными словами, когда изменение психологических переживаний или внешних актов одного индивида вызываются переживаниями и внешними актами другого, когда между ними существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

Начав социологический анализ с простейшей клетки общества — социального взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства.

Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы «общество — личность». Если реализм эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм в пользу личности, то Сорокин объединил эти противоположные направления, посчитав, что общество как коллективное единство, отличное от простой суммы индивидов, существует, но общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Далее Сорокин переходит к построению системы иерархии интеграции социальных явлений, выделяя в ней 3 уровня взаимодействия. Первый уровень коллективного единства — «элементарная группа», которая образована по какому-либо общему признаку (пол, возраст, язык). Второй уровень — это различные комбинации «элементарных» групп, отношения между которыми создают своеобразные исторические условия, в которых факты социализации (географические, биолого-физиологические, социально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распаду социального образования. Третий уровень коллективного единства - «кумулятивные группы», которые представляют собой объединения по нескольким признакам (примеры «кумулятивных групп»: классы, нации, элиты). «Кумулятивные» группы П. Сорокин называет странами, а общество представляет как иерархически организованное неравенство. Кроме стратификации общество характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема «элементарных» и «кумулятивных» групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и территориальной перегруппировкой, в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вертикальная).

Главные работы раннего периода в творчестве П. Сорокина - «Преступление и кара, подвиг и награда», «Предмет и границы социологии», «Общедоступный учебник по социологии», «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социология революции».

  1. Система социологии.

В «Системе социологии» Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

  • его строения и состава;

  • данных в нем процессов или его жизнедеятельности;

  • происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии»;

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

  • социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

  • социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

  • социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

  • взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;

  • взаимодействие сходных и несходных лиц;

  • взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное;

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические;

2. биологические;

3. социально-психические;

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения по: семейной принадлежности, государственной, расовой, профессиональной, имущественной, религиозной, объемно-правовой и партийной.

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

  • типичные и не типичные для данного населения.

  • внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

  1. Разряду космических (физико-химических) сил;

  2. Разряду сил биологических;

  3. Разряду сил социально-психических;

К разряду космических сил П.А.Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие потребности: питания, индивидуальной самозащиты, групповой самозащиты, движения и другие физиологические потребности.

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции и волнения людей.

К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет. Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы. Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения. Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения. С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда - это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

  1. Проблема социального равенства.

Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей.

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения - потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества - краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Главный смысл реформ, по Сорокину, - они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо: 1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; 2) чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; 3)чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.

  1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.

6.Социокультурная динамика в творчестве Сорокина.

Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: тем или иным пониманием реальности; природой потребностей; степенью удовлетворения потребностей; способом их удовлетворения.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Заключение.

П. А.Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в. В развитии классической социологии чётко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно – аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования.

Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

Таким образом, значение творчества ученого велико. Питирим Сорокин оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, сформулировал главные тенденции и альтернативы современного общественного развития.

Использованная литература:

  1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов.-М.:Гардарики, 2002.

  2. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX-начало XXвека: в 2ч. Ч2.- М.:Гуманитар, 2005.

  3. Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студентов.-М.:Гуманитар, 2005.

  4. Фролов С.С. Общая социология: учебник - М.:Проспект, 2010.

  5. Осипов Г.В. Социология. – М.:Мысль,1990.

  6. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. – М.:Наука, 1994.

написать администратору сайта