Главная страница
Навигация по странице:

Тема 2 Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное общество



Название Тема 2 Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное общество
Анкор tema 1.2.doc
Дата 17.12.2017
Размер 76 Kb.
Формат файла doc
Имя файла tema 1.2.doc
Тип Документы
#12759

Модуль 1. Информация и информационные процессы.

Тема 1.2 Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное общество.

Основные понятия: информационная культура, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация общества, информационное общество, информационный кризис.

Условные обозначения:

- задания до чтения текста

- задания во время чтения

- задания после чтения






По данным ключевым словам составьте 2-3 связанных по смыслу предложения так, чтобы получился небольшой рассказ. Ключевые слова: человек, информация, общество, кризис, выход. Поделитесь своими рассказами с другими студентами вашей группы. Что общего в рассмотренных рассказах? Какие проблемы или вопросы в них обозначены?






Прочитайте текст. Во время чтения текста делайте пометки (на полях):

“V” – уже знал;

“+” – новая информация;

“?” – не понял, есть вопросы;

“!” – интересно обсудить


Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей "индустриальной эпохи" называют "информационной эпохой". Это означает, что теперь самым важным продуктом становиться информация. Жизненно важно научиться правильно с ней работать и использовать различные инструменты для этой работы. Одним из таких инструментов является компьютер, который стал универсальным помощником человеку в различных сферах деятельности.

В окружающем мире всюду протекают различные информационные процессы, управление которыми позволяют человеку грамотно организовать не только производство, но и отношения между людьми. Для того чтобы принимать продуманные, а не скоропалительные решения, надо учиться анализировать все, что происходит вокруг, и уметь делать выводы. Это возможно только при условии, что вы научитесь работать с информацией, привлекая при необходимости современные технические средства, в том числе и компьютер.

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире. В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

1.     Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

2.     Вторая информационная революция (середина XVI) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

3.     Третья информационная революция (конец XIX в) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

4.     Четвертая информационная революция (70-е годы XX в) связана с изобретением персонального компьютера.

Создание ПК было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического процесса. Начинали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации. В качестве средства для хранения и, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер.

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной. В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

В последнее время появилась новая категория культуры -информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологиями работы. Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. В основном она проявляется в следующем:

- в конкретных навыках по использованию различных технических устройств - от телефона и калькулятора до персонального компьютера и компьютерных сетей;

- в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

- в умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

- в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

- в знании аналитических методов обработки информации;

- в умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

 Информационное общество - общество, в котором большинство работающих людей заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а позднее - с привлечением персонального компьютера.

В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах.

В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более "информационно емким", и его стоимость будет зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Компьютеры в современном обществе взяли на себя значительную часть работ, связанных с информацией. По историческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Еще ни одно государство на Земле не создало информационного общества, так как существует еще много потоков информации, не вовлеченных в сферу действия компьютеров. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые, докомпьютерные технологии обработки информации.

Текущий этап завершится построением в индустриально развитых странах глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных каждой организации и каждому члену общества. Надо только помнить, что компьютерам следует поручать то, что они могут делать лучше человека и не употреблять во вред человеку, обществу.

После появления термина "Информационное общество" был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию y=ex, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Информационный кризис (взрыв) имеет следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Для того, чтобы справиться с лавиной информации, нужны специальные средства ее обработки информации, хранения и использования. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества.





Заполните маркировочную таблицу:

“V”

“+”

“?”

“!”













Обсудите записи, сделанные в таблице, с другими студентами вашей группы, при необходимости сделайте в ней изменения или дополнения.






Ответьте письменно на вопросы и выполните задания:

  1. Как вы понимаете термин «информационная культура»? Какими ключевыми словами вы определили бы это понятие?

  2. Заполните таблицу

Информационная революция

С чем связана

Какие возможности появились

Первая информационная
революция







Вторая информационная
революция (середина XVI века)







Третья информационная
революция (конец XIX века)







Четвертая информационная
революция  (70-е годы XX века)










  1. Выразите свое отношение к информационному кризису, заполнив таблицу:

+

-

!










«+» - положительные стороны информационного кризиса;

«-» - отрицатедбные стороны информационного кризиса;

«!» - интересно обсудить.

Подготовьтесь к участию в дискуссии по теме: «Информационный кризис – неразрешимая социальная проблема или фактор, обеспечивающий движение к информационному обществу?»
написать администратору сайта