Главная страница
Навигация по странице:

Тема ¦4 Планирование ВСПР. Тема 4 Планирование воспитательной и социальноправовой работы в части и подразделений. Виды планов и методика их составления. Учебные цели



Скачать 420.22 Kb.
Название Тема 4 Планирование воспитательной и социальноправовой работы в части и подразделений. Виды планов и методика их составления. Учебные цели
Анкор Тема ¦4 Планирование ВСПР.doc
Дата 12.04.2017
Размер 420.22 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Тема ¦4 Планирование ВСПР.doc
Тип Закон
#17
страница 1 из 4
  1   2   3   4





Тема № 4 Планирование воспитательной и социально-правовой работы в части и подразделений. Виды планов и методика их составления.
Учебные цели:

  1. Довести до слушателей организацию, принципы планирования воспитательной работы в вооруженных Силах Республики Казахстан. Структура, содержание ВСПР в подразделении.

  2. Планирование воспитательной работы, направленной на подготовку и проведение мероприятий по повышению боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в подразделении. Виды планов и их структура, порядок составления и выполнения.

  3. Разъяснить организацию планирования воспитательной и социально-правовой работы в подразделении и части. Виды планов и методика их составления и выполнения.

  4. Научить порядку составления планов проведения мероприятий в подразделении.

Время: 4 часа.

Метод: лекция.

Место: учебный класс

Литература: Конституция РК, А. 1995; Военная доктрина РК;

Конституция Республики Казахстан.

Военная доктрина Республики Казахстан.

Приказы Министра обороны Республики Казахстан.

Директивы Министра обороны Республики Казахстан.

Уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе», 2005.

Обращение Президента Республики Казахстан к народу Казахстана стратегия развития «Казахстан 2030».

Учебник «История военного искусства», И. И. Басик, М.Г. Вожакин, И. Никифоров, Москва, 2006.


Введение
Результативность, эффективность идеологической работы в каждом подразделений, воинской части во многом зависит от того, комплексного подхода и планировании, насколько активно, системно, интересно, умело и ярко распространяются, пропагандируются среди всех категорий военнослужащих идей войсковой дружбы, товарищества, взаимопомощи, защиты отечества, как рассказывается о подвигах защитников отечества старших поколений казахстанцев, отстоявших свою землю, суверенитет, неприкосновенность границ.

Во все времена и во всех армиях вопросы формирования личности воина и морального духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой ее силы и представляет мощный морально-политический капитал.

«Для того чтобы создать современную и эффективную армию Республики Казахстан, нам необходимо укреплять материальную часть, личный состав и работу по его обучению» (Из Послания Президента страны народу Казахстана).

Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения морального духа является воспитательная и социально-правовая работа (ВСПР). Ее значение в армейских условиях трудно переоценить.

Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан является неотъемлемой и составной частью народа Республики Казахстан, и поэтому вся воспитательная и социально-правовой работа в армии и на флоте осуществляется на основании общечеловеческих ценностей, национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана.

В настоящее время воспитательная и социально-правовая работа обуславливается новым содержанием общественно-политической жизни, вызванным процессом развития государства, особенностями функционирования и реформирования собственных Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах.

Все это требует формирования более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих, выработки у них навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинских коллективах.

За последние годы воспитательная работа претерпела многие схоластические подходы. Мы все убедились, а практика подтвердила, что без воспитания, как самостоятельной сферы деятельности, в армии обойтись нельзя. К этому подталкивает специфика переживаемого периода, которая заключается в том, что изменились сами условия службы, диаметрально другими становятся качества самого призывного контингента, его физические и нравственные компоненты, изменилась сама мотивация военной службы, т.е. человек в военной форме стал значительнее сложнее.

История знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабым в моральном отношении. Вот почему так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную воспитательную и социально-правовую работу, которую сама жизнь все более выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования.

Основа всему этому скрупулезное и грамотное планирование ВСПР в частях и подразделениях ВС РК.
Вопрос 1. Организация, принципы планирования воспитательной работы в вооруженных Силах Республики Казахстан. Структура, содержания ВСПР в подразделении.
Многообразны и сложны обязанности заместителя командира части (подразделения) по ВиСПР.

Самотек и бесплановость в воспитательной работе недопустимы. Нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех.

Воспитательная работа - это постоянное творчество, поиск, стремление найти, увидеть и поддержать все новое, передовое. Именно, в повседневных буднях обогащается ее содержание, совершенствуются уже сложившиеся и по­являются новые формы и методы.

Воспитательная работа не терпит шаблона, схематизма, подражательства и копирования.

Творческий, научный подход к делу позволяет критически осмысливать накопленный опыт, избегать надуманных форм работы и утверждать то, что действительно рождено жизнью, отвечать постоянным задачам.

Такой подход - неотъемлемая черта стиля работы заместителя командира части (подразделений) по ВиСПР. Он находит свое отражение и в планировании воспитательной работы. Всестороннее, научно обоснованное планирование воспитательной работы в части (подразделений) - непременное условие успешного решения задач боевой подготовки и ГПП, укрепления воинской дисциплины, повышения боевой готовности.

Глубоко продуманный и утвержденный командиром план придает работе организованный и целеустремленный характер, позволяет видеть перспективу, своевременно влиять на развитие событий, последовательно добиваться намеченной цели.

Требования при планировании воспитательной работы в части (подразделений):

- научный подход;

- конкретность и целеустремленность;

- комплексный подход;

- принцип реальности;

- своевременность и т.д.

Научно строить воспитательную работу - это, значить, всегда и везде исходить из решений и политики государства по вопросам обороны и безопасности Республики Казахстан, прочно опираться на глубокое знание жизни, строго учитывать ее требования. При составлении плана воспитательной работы заместитель командира по ВиСПР руководствуется требованиями Конституции РК, военной Доктрины, законов, общевоинских уставов ВС РК, приказов и директив министра обороны РК, Положением “Об органах ВиСПР в ВС РК” и т.д..

С принципом научного подхода тесно связан принцип конкретности и целеустремленности в планировании.

Составляя план, необходимо, прежде всего, определить главные направления в воспитательной работе на данный период и избрать для их осуществления наиболее целесообразные формы, методы и средства.

Суть воспитательной работы в современных условиях составляет ее ярко выраженную направленность на повышение бдительности, боевой готовности, качества учебного процесса. Конкретность и целеустремленность в планировании - одна из важнейших условий действенности воспитательной работы.

Принцип планирования - комплексный подход. Он проявляется, прежде всего, в умении планировать воспитательную работу так, чтобы она охватывала все стороны жизни и деятельности личного состава.

Только широкое и систематическое идейное воздействие на все стороны жизни и воинского труда личного состава - может дать устойчивые положительные результаты.

Поэтому каждый план комплексно, в единстве должен отражать все основные направления и наиболее важные мероприятия агитационно-массовой и культурно-досуговой работы.

Комплексный подход к планированию означает также самую тесную взаимосвязь планов воспитательной работы с планами боевой подготовки личного состава части (подразделений).

Комплексный подход в воспитательной работе означает:

• охват идейно-политическим влиянием всех воинов подразделения и всех сфер деятельности личного состава (т.е. боевая и государственно-правовая подготовка, служба войск, быт и досуг военнослужащих).

сочетание идейно-политического, воинского, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания в тесной связи с жизнью и задачами взвода (роты).

• учет специфики данного взвода и особенностей различных категорий личного состава (сержант, актив, воины различных специальностей, национальностей, сроков служб и т.д.).

• умелое применение различных форм, методов воспитательной работы, сочетание массовых мероприятий с индивидуальной воспитательной работой).

• единство и согласованность воспитательного воздействия командира, сержантов, актива, всего коллектива.

Организуя воспитательную работу в подразделении необходимо учитывать и следующие факторы, обстоятельства, особенно актуальные на современном этапе:

Во-первых- формирование у воинов глубокого научного мировоззрения, объективного и научно-обоснованного объяснения и оценки общественных явлений.

Во-вторых, необходимо воспитывать у воинов такие качества как казахстанский патриотизм, преданность народу Казахстана, верность воинскому долгу, постоянной готовности отразить агрессию извне, с последующим разгромом агрессора.

В-третьих, все содержание воспитательной работы должно быть подчинено тому, чтобы каждый воин видел смысл и цель своей жизни в беззаветном служении своей Родине - Республике Казахстан, в добросовестном выполнении своего воинского долга.

В-четвертых, в современных условиях научно-технического прогресса изменения способов и ведения боевых действий, применения высокоточного оружия массового поражения особое значение приобретает усиление морально-политической и психологической подготовки личного состава.

В планировании воспитательной работы важно исходить из принципа реальности. Хороший план - это план выполнимый. Эта реальность во многом предопределяется глубоким знанием заместителем по ВиСПР задач, которые предстоит решать полку (подразделению), особенностей обстановки, предвидением возможных ее изменений.

Реальность планирования обеспечивается также его тесной связью с жизнью личного состава, знанием нужд, интересов, настроений воинов.

Опытный заместитель командира по ВиСПР не составляет план единолично. Он привлекает к этому весь отдел ВиСПР, центра молодежной инициативы и актив.

Самый хороший план не даст желаемых результатов, если при составлении не учитывается принцип правильной расстановки сил, персональной ответственности исполнителей.

Заместитель командира части (подразделения) по ВиСПР - прежде всего, организатор воспитательной работы.

А быть организатором - значит уметь вовлечь в осуществление намеченного плана как можно более широкий круг людей, проинструктировать их, установить строгий контроль за подготовкой каждого мероприятия, организовать в необходимых случаях своевременную помощь.
Вопрос 2. Планирование воспитательной работы, направленной на подготовку и проведение мероприятий по повышению боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в подразделении. Виды планов и их структура, порядок составления и выполнения.
Главной задачей воспитательной работы является развитие качеств личности гражданина- воина, отвечающих требованиям времени (патриотизм, честь, достоинство, смелость и отвага), формирование у военнослужащих глубокого уважения к Конституции и законам РК, поддержание высокого уровня воинской дисциплины, сплоченности коллективов, моральной и психологиче­ской готовности личного состава к выполнению учебно-боевых задач.

Воспитательная работа осуществляется по наставлениям:

- военно-профессиональное;

- политическое;

  • государственно-патриотическое;

- духовно-нравственное;

- эстетическое;

- физическое;

  • экологическое и т.д..


Основными средствами реализации воспитательной работы является:

- государственно-правовая подготовка;

- агитационно-массовая работа;

- культурно-досуговая работа:

- организациями войсковой общественности и войсковым активом;

- организация взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями, религиозными объединениями, средствами массовой информации и т.д..

Воспитательная работа - одно из главных направлении органов военного управления, командиров и заместителей по ВиСПР и обязанность каждого офицера.. В ее основу положить правило: “Каждый командир (начальник) воспитывает своих подчиненных”.

Главной формой участия всех командиров в воспитании подчиненных является личный пример, создание и подержание в подразделении (части) твердого уставного порядка.

Содержание и конкретные мероприятия воспитательной работы отражается в планах воспитательной и социально-правовой работы:

- в частях и подразделениях - на месяц;

в караулах и боевых дежурствах - на период выполнения служебно-боевых задач.

В выходные и праздничные дни в роте составляется план культурно-досуговых и спортивных мероприятий.

Планирование воспитательной работы во всех структурах до батальона, включительно, осуществляется по направлениям, в роте - по дням, в карауле -по часам.

В распорядке дня указывается время для:

- информирования личного состава;

- прослушивания радио и просмотра телепрограмм (“Хабар”);

- воспитательная работа;

- культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

  • воспитательной работы с личным составом караула, суточных нарядов.

  • Информирование проводится:

- с военнослужащими срочной службы - 3 раза в неделю по 30 минут;

- прапорщиками, военнослужащими сверхсрочной службы - еженедельно по 50 минут.

Проведение воспитательной, культурно-досуговой работы в подразделении планируется не менее 3-х раз в неделю продолжительностью до 50 минут.

Темп информационных часов, занятий по государственно-правовой подготовке, мероприятия воспитательной работы указывается в расписании занятий роты.

Кроме того, в частях и подразделениях планируется и проводится:

  • “День командира”;

- “День актива роты ”;

- день профессиональной подготовки;

- дни открытых дверей с демонстрацией образцов техники и вооружения, показа бытовых условий военнослужащих.

Командиры и заместители по ВиСПР обязаны пересмотреть своё отношение к руководству воспитательной работой. Обеспечению в полном объёме выполнения общих и должностных обязанностей по воспитанию личного состава, определять в своем решении ее основные задачи, направления, важнейшие мероприятия, устанавливать сроки их реализации, контролировать качество проводимых мероприятий, анализировать итоги воспитательной работы, определять меры по ее совершенствованию.
Вопрос 3. Планирование воспитательной и социально-правовой работы в подразделении и части. Виды планов и методика их составления и выполнения.
План - организующее начало, рабочий документ, к которому заместитель командира части (подразделения) по ВиСПР обращается постоянно.

Планирование воспитательной работы - дело творческое.

Первое: Не искать готовых рецептов, не уделять излишнего внимания форме плана.

Важно, чтобы он был целеустремленным и актуальным по своему содержанию, правильно отражал суть намечаемых мероприятий, сроки их проведения, чтобы в нем были указаны конкретные указатели.

В практике сложилась определенная система планирования воспитательной работы в части.

Обычно составляются:

- перспективные планы на период обучения или на год;

- текущие планы - на месяц;

- специальные планы - для решения частных, но важных задач, требуемых детального и конкретного планирования воспитательных мероприятий.

Планы, составляемые на месяц - это конкретизация, развитие перспективного планирования.

Текущее, ежемесячное, планирование вносит коррективы в перспективное планирование, дополняет и развивает его, помогая заместителю командира по ВиСПР организовать работу в соответствии с теми конкретными задачами, которые решаются в части (подразделении) в данном месяце. Поэтому текущие планы отличаются от перспективных большей детальностью и конкретностью.

Составление плана воспитательной работы на месяц начинается: с уяснения задач, оценки положений дел о боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины, боевой готовности.

Как правило, в конце месяца командир части подводит итоги боевой и ГПП, военной дисциплины и ставит задачи на следующий месяц. Кроме того, заместитель командира части (подразделения) по ВиСПР получает указания по организации воспитательной работы от заместителя командира полка (батальона).

Содержательный план нельзя составить в одиночку.

Поэтому, уяснив исходные посылки для его подготовки, заместитель командира части (подразделения) по ВиСПР советуется с командирами, учитывает предложение активов, запросы и пожелания личного состава.

В планах воспитательной работы на месяц обычно усваивается:

- основные задачи воспитательной и социально-правовой работы;

- мероприятия: старшего начальника;

- воспитательной работы: общие по направлениям, по повышению боевой готовности, законности и правопорядка, выполнение задач боевого состязания с отдельными категориями военнослужащих, войсковым активом, организациями войсковой общественности, взаимодействующими органами.

Далее студентам довожу содержание плана воспитательной, работы с личным составом роты.

  1   2   3   4
написать администратору сайта