Главная страница
Навигация по странице:

мышление и профессия. Тема Мышление и успешность в профессиональной деятельности



Скачать 0.89 Mb.
Название Тема Мышление и успешность в профессиональной деятельности
Анкор мышление и профессия.doc
Дата 06.05.2017
Размер 0.89 Mb.
Формат файла doc
Имя файла мышление и профессия.doc
Тип Документы
#8291

Тема: «Мышление и успешность в профессиональной деятельности».


Цель: получение необходимых психологических знаний о видах мышления, мыслительных операциях; выявление индивидуальных особенностей своего мышления: тип мышления, быстрота ума, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать, обобщать, уровень гибкости мышления и уровень пространственной сообразительности; развитие мышления; соотнесение особенностей мышления с различными видами трудовой деятельности; формирование навыков соотнесения своих качеств с требованиями определённой профессии к ним.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с целью и темой занятия.

  3. Теоретическая часть.
Что надо знать о мышлении, выбирая профессию.

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление. Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек шесть сторон, доказывать не надо — это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, — этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением ни обладал. Тут познать истину вам помогает мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: преобладающем виде мышления (предметно-действенном, наглядно-образном или абстрактном), различном владении мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация), которые отражаются в самостоятельности, широте, гибкости, быстроте ума. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать свое мышление помогут вам предлагаемые далее практические работы

  1. Практические работы по определению особенностей своего мышления

Задание 1. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач — 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу Л вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летела навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:

а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?
Результаты решения задач запишите в таблицу.

Порядок решения задачи

Номер задачи

Время, потраченное на решение

Решена или не решена задача

1










2










3










4










Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 — логическое мышление; если задачи 3 и 4 — практическое мышление.
Задание 2. Определите умение выявить причинно-следственные связи.

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?

2. Какое время года изображено?

3. Глубока ли река в этом месте?

4. Далеко ли до пристани?

5. На каком берегу находится пристань?

6. Какое время дня показал художник?

Найдите на картине признаки, которые помогут ответить на вопросы. Запишите свои рассуждения. (Можно установить 9 связей между объектами.). За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Подсчитайте их сумму. Если вы безошибочно ответили на все 6 вопросов, установив 9 связей между признаками, то у вас очень высокий уровень развития исследуемого качества, если на 3—4 — средний; если на 1—2 — низкий.

Задание 3. Определите скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума). Для этого заметьте, за какое время вы впишете недостающие буквы и слова каждого ряда:


1. я – ро

и – ра

г – ра

п – ле

к – са

т – ло

п – ля

с – жа

д – ша

р – ка

Время -- …

3. п – л – а

о – р – ч

к – р – он

к – и – а

з – р – о

в – с – ок

с – г – об

в – т – а

п – д – ак

б – л – он

Время -- …

2. б – л – то

д – р – во

з – м – к

к – м – нь

с – р – й

н – в – д

х – л – д

к – з – л

з – л – нь

т – л – га

Время -- …

4. с – я – о – ть

к – с – а – ник

у – и – е – ь

в – р – б – й

а – е – ь – ин

с – а – ц – я

ч – р – и – а

к – п – с – а

т – у – о – ть

к – н – о – а

Время -- …

Можно считать, что вы успешно справились с заданием в том случае, если потратили на него не более 10 мин, в том числе по каждому ряду слов:

1) хороший результат— 10...15 с. За каждый неверный ответ набавляется 5 с;

2) хороший результат—1...1.5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;

3) хороший результат — 1...1,5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;

4) хороший результат — 6...7 мин. За каждый неверный ответ набавляется 1 мин.

Общее время — ... .Число правильно заполненных строчек — ... .

Задание 4. Определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравнивать предметы, понятия. Сравните два предмета:

а) гвоздь и ручка;

б) лошадь и корова;

в) книга и тетрадь.

На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа — различия. Время по каждому из вариантов — 3...4 мин (общее время — 10 мин). За указанное время вы должны найти возможно большее количество таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10—15 — 4 баллами (хороший результат); ниже 10— 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5—2 баллами (неудовлетворительный результат).

Задание 5. Определите уровень развития навыков анализа. Перед вами 8 компасов в разном положении:
Определите за 3 мин направление стрелки на каждом компасе.

Если работа выполнена правильно и в срок, то у вас хорошие способности к анализу и хорошо развит глазомер.

Задание 6. Определите уровень развития мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).

Для этого попробуйте самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями:

а) 1 Дождь —снег б) 1. Огурец — капуста — яблоня

2. Глаз — ухо 2. Надежда — вера — любовь

3. Фотоаппарат — очки 3. Платье — стол — посуда

4. Желудок — кишечник 4. Собака — муравей — червь

5. Сахар — алмаз 5. Дуб — рябина — ель

6. Флаг — крест 6. Золото — медь — ртуть

7. Пистолет — ружье 7. Молодость — юность — старость

8. Фиалка — слон 8. Вино — вода — сок

9. Земля — Марс 9. Хлеб — мясо — помидор

10. Газохранилище— портфель 10. Лампа — свеча — Солнце портфель

Если вы справились с заданием в срок (за 5—б мин) без ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и способность к логическому мышлению.

Задание 7. Определите уровень развития мыслительных операций обобщения (на задачах образного мышления). Время — 3 минуты.

На рисунке дана серия фигур. В каждом ряду по четыре фигуры, имеющие какие-то общие признаки, и одна, отличающаяся от всех. Установите закономерность в каждой из задач, найдите отличающуюся фигуру и впишите ее номер в тетрадь.



Хороший результат — 15 и более правильных ответов; от 14 до 9 — средний; 8 и меньше правильных ответов говорят о том, что вам надо совершенствовать свои способности к обобщению.

Задание 8. Определите уровень гибкости своего мышления.

а) На рисунке с. изображены три фигуры. Как можно их разрезать на четыре равные части?



Если вам удалось решить задачу в отношении всех трех фигур — результат отличный, только для одной — надо поупражняться в развитии гибкости мышления.

б) Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором три запятые? Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором шесть простых предложений?

в) Предлагаем вам символическую запись двух фраз со следующим переводом на русский язык:

А 1 В, «А съело В».

С: (А I В), «С специально сделало так, чтобы А съело В».

Запишите этими символами приведенные ниже фразы (существительные обозначайте первыми буквами, цифрой 2 замените слово «увидеть», 3 — «иметь»).

1) Был у Вороны сыр.

2) Заметила сыр Лиса.

3) Лиса постаралась попасться на глаза Вороне.

4) Ворона похвалилась сыром перед Лисой.

5) Сыр оказался у Лисы.

Показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Если вы решили все задания — у вас высоко развита гибкость мышления.
Задание 9. Определите уровень пространственной сообразительности (образного мышления).

а) На рисунке с. даны развертки пяти кубиков, обозначенных буквами. На их грани нанесены различные условные обозначения.

Установите, какая из разверток соответствует тому или иному кубику. Ответ запишите в виде цифры и буквы.


б) Решите задачи разных типов (уровней).

I тип. 1. Укажите несколько слов, запись которых имеет ось симметрии.

2. Сейчас 3 ч 45 мин. Сколько будет времени, когда минутная стрелка повернется на 210°?
II тип. 1. Покажите, как нужно разрезать прямоугольник со сторонами 4 и 9 единиц на две равные части так, чтобы при сложении их получался квадрат.

2. В квадрате через верхнюю левую вершину проведите диагональ. Нижний треугольник оставьте на месте, а верхний поверните вокруг вершины на 270°. Какая фигура образуется в результате такого преобразования?
III тип. 1. Змея заглатывает свой хвост и проталкивает его внутрь. Чем закончится этот процесс?

2. Квадратный лист сложили вдвое по диагонали, затем еще раз вдвое так, что получился равнобедренный треугольник. Какая образуется фигура, если каждую вершину последнего треугольника отрезать по линии одинаковой длины, параллельной его противоположным сторонам, и развернуть лист?
Если вы успешно решили задачи всех типов, то у вас высокий уровень образного (пространственного) мышления; если только I и II типов — средний уровень, только I типа — низкий.

  1. Как развивать мышление


Способность мыслить непременно нужна людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы. Можно ли развивать свое мышление? И если да, то как же стать умным и сообразительным?

1. Самый общий принцип известен: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний.

Развивать мышление — это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио и телевидение и т. п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.

3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам «почему?» и «как?» человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите, ответы на них. Мышление активизируется тогда, когда готовые, трафаретные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.

4. Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков — общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.

5. Сравнение близких по значению понятий — один из приемов развития мышления.

6. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.

7. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.

8. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач. Мышление — самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.
9. Мышление развивает решение задач, головоломок. Вот упражнения для его развития.

а) Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.

б) Встретились два человека — друзья детства и между ними произошел следующий диалог:

«— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

— А у меня уже дочь!

— Как ее зовут?

— Как и ее мать.

— А сколько же лет Леночке?»

Как собеседник узнал имя дочери?

в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

г) Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

д) Исключите лишние слова:

— собака, корова, овца, лось, кошка;

— собака, корова, овца, лось, лошадь;

— футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка.


  1. Вопросы и задания.

1. Что такое мышление?

2. В каких качествах проявляются различия в мыслительной деятельности людей?

3. Какие вы знаете мыслительные операции?

4. Какое значение имеют знания для развития мышления?

5. Можно ли развивать свое мышление? Если да, то как стать более умным?

6. Приведите примеры профессий для которых очень важен высокий уровень развития быстроты ума (сообразительности); выявления причинно-следственных связей.

7. Приведите примеры профессий, которые предъявляют особые требования к: а) практическому мышлению; б) образному мышлению; в) абстрактному или логическому мышлению.

8. К каким особенностям мышления предъявляет особые требования выбранная вами профессия?








1. я – ро

и – ра

г – ра

п – ле

к – са

т – ло

п – ля

с – жа

д – ша

р – ка

Время -- …

3. п – л – а

о – р – ч

к – р – он

к – и – а

з – р – о

в – с – ок

с – г – об

в – т – а

п – д – ак

б – л – он

Время -- …

2. б – л – то

д – р – во

з – м – к

к – м – нь

с – р – й

н – в – д

х – л – д

к – з – л

з – л – нь

т – л – га

Время -- …

4. с – я – о – ть

к – с – а – ник

у – и – е – ь

в – р – б – й

а – е – ь – ин

с – а – ц – я

ч – р – и – а

к – п – с – а

т – у – о – ть

к – н – о – а

Время -- …


1. я – ро

и – ра

г – ра

п – ле

к – са

т – ло

п – ля

с – жа

д – ша

р – ка

Время -- …

3. п – л – а

о – р – ч

к – р – он

к – и – а

з – р – о

в – с – ок

с – г – об

в – т – а

п – д – ак

б – л – он

Время -- …

2. б – л – то

д – р – во

з – м – к

к – м – нь

с – р – й

н – в – д

х – л – д

к – з – л

з – л – нь

т – л – га

Время -- …

4. с – я – о – ть

к – с – а – ник

у – и – е – ь

в – р – б – й

а – е – ь – ин

с – а – ц – я

ч – р – и – а

к – п – с – а

т – у – о – ть

к – н – о – а

Время -- …


1. я – ро

и – ра

г – ра

п – ле

к – са

т – ло

п – ля

с – жа

д – ша

р – ка

Время -- …

3. п – л – а

о – р – ч

к – р – он

к – и – а

з – р – о

в – с – ок

с – г – об

в – т – а

п – д – ак

б – л – он

Время -- …

2. б – л – то

д – р – во

з – м – к

к – м – нь

с – р – й

н – в – д

х – л – д

к – з – л

з – л – нь

т – л – га

Время -- …

4. с – я – о – ть

к – с – а – ник

у – и – е – ь

в – р – б – й

а – е – ь – ин

с – а – ц – я

ч – р – и – а

к – п – с – а

т – у – о – ть

к – н – о – а

Время -- …


1. я – ро

и – ра

г – ра

п – ле

к – са

т – ло

п – ля

с – жа

д – ша

р – ка

Время -- …

3. п – л – а

о – р – ч

к – р – он

к – и – а

з – р – о

в – с – ок

с – г – об

в – т – а

п – д – ак

б – л – он

Время -- …

2. б – л – то

д – р – во

з – м – к

к – м – нь

с – р – й

н – в – д

х – л – д

к – з – л

з – л – нь

т – л – га

Время -- …

4. с – я – о – ть

к – с – а – ник

у – и – е – ь

в – р – б – й

а – е – ь – ин

с – а – ц – я

ч – р – и – а

к – п – с – а

т – у – о – ть

к – н – о – а

Время -- …


Задание 1. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач — 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу Л вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летела навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?
Результаты решения задач запишите в таблицу.

Порядок решения задачи

Номер задачи

Время, потраченное на решение

Решена или не решена задача

1










2










3










4












Задание 1. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач — 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу Л вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летела навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?
Результаты решения задач запишите в таблицу, как на с. .


Порядок решения задачи

Номер задачи

Время, потраченное на решение

Решена или не решена задача

1










2










3










4













1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?

2. Какое время года изображено?

3. Глубока ли река в этом месте?

4. Далеко ли до пристани?

5. На каком берегу находится пристань?

6. Какое время дня показал художник?
Найдите на картине признаки, которые помогут ответить на вопросы. Запишите свои рассуждения.







1. Дождь — снег

2. Глаз — ухо

3. Фотоаппарат — очки

4. Желудок — кишечник

5. Сахар — алмаз

6. Флаг — крест

7. Пистолет — ружье

8. Фиалка - слон

9. Земля — Марс

10. Газохранилище — портфель

1. Огурец – капуста – яблоня

2. Надежда – вера - любовь

3. Платье - стол – посуда

4. Собака – муравей – червь

5. Дуб – рябина – ель

6. Золото – медь – ртуть

7. Молодость – юность – старость

8. Вино - вода - сок

9. Хлеб – мясо – помидор

10. Лампа – свеча - Солнце





написать администратору сайта