Главная страница

философия. Тесты для самоконтроля стр. 3143 13. Литература стр. 43.. стр снительная записка


Скачать 306 Kb.
Название Тесты для самоконтроля стр. 3143 13. Литература стр. 43.. стр снительная записка
Анкор философия.doc
Дата 05.05.2017
Размер 306 Kb.
Формат файла doc
Имя файла философия.doc
Тип Тесты
#7959
страница 1 из 3
  1   2   3

Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ


Конспект лекций

для учащихся по курсу «Основы философии».

Разработала: Макурина Е.В.


Астана. 2009 г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка …………………………………….стр.3

  2. План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе»……..стр.4-7

  3. План-конспект лекции «Философия Античности и Средних веков» ….стр.8-11

  4. План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени» ….стр.11-15

  5. План-конспект лекции «Современные философские учения» ….стр.16-18

  6. План-конспект лекции «Бытие как философская категория» ….стр.18-20

  7. План-конспект лекции «Познание как объект философского анализа» ….стр.20-22

  8. План-конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления» ….стр.22-24

  9. План-конспект лекции «Философское понимание общества» ….стр.24-26

  10. План-конспект лекции «Бытие человека как проблема философии» ….стр.26-27

  11. План-конспект лекции «Глобальные проблемы и философия» ….стр.28-29

  12. Тесты для самоконтроля………………………………………..стр. 31-43

13.Литература…………………………………………………………стр.43.

.стр.

снительная записка ...

Пояснительная записка.

Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Макуриной Е.В. на основе типовой программы по данной дисциплине.

Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.

План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе».

  1. Философия как разновидность мировоззрения.

  2. Специфика философского знания.

  3. Предмет и метод философии.

  4. Функции философии и ее структура.

  5. Основной вопрос и основные направления в философии.



  1. Философия как разновидность мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд человека на мир, общество, природу и самого себя. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – это форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Миф пытается дать ответы на следующие вопросы: 1) происхождение Вселенной, Земли и человека; 2) объяснение природных явлений; 3) жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4) вопросы долга, чести, этики и нравственности. Черты мифа: 1) очеловечивание природы; 2) наличие богов, их общение и взаимодействие с человеком; 3) отсутствие абстрактных размышлений; 4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5) однообразие мифологических сюжетов.

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении чувственная форма восприятия окружающей действительности преобладает над рациональной.

Философия – это научно-теоретический тип мировоззрения, имеющий следующие черты: 1) основано на знании; 2) мысль обращена на саму себя; 3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему; 4) опирается на четкие понятия и категории. Три стадии эволюции философии как мировоззрения: 1) космоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество, всесильность и бесконечность Космоса; характерно для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции); 2) теоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство Бога; характерно для средневековой Европы); 3) антропоцентризм (философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека; характерно для философии Возрождения, нового, новейшего времени и современных философских школ).

2.Специфика философского знания.

Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки; философия обобщает иные науки, но не поглощает их.

Научное знание в целом Философия Вненаучное знание

Особенности философского знания: 1) сложная структура (онтология, гносеология, логика, аксиология, этика и т.д.); 2) предельно общий, теоретический характер; 3) содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4) субъективно (несет отпечаток личности философа); 5) отражает ценности, идеалы, знания эпохи; 6) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 7) обращенность мысли на саму себя; 8) испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами; 9) постоянно развивается и обновляется; 10) опирается на предельно общие понятия (категории); 11) неисчерпаемо по своей сути; 12) ограниченно познавательными возможностями человека, имеет неразрешимые проблемы, которые не могут быть разрешены логическим путем (происхождение бытия, первичность материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, смысл жизни и др.).

3. Предмет и метод философии.

Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.

Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).

4.Функции философии и ее структура.

Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение. Функции философии: 1) мировоззренческая (способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте в нем человека); 2) методологическая (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности); 3) мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность); 4) гносеологическая (разрабатывает механизм познания); 5) критическая (подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания; расширяет границы познания и разрушает догмы); 6) аксиологическая (оценивает объекты окружающего мира с толчки зрения различных ценностей); 7) социальная (объясняет общество, вскрывает противоречия и указывает пути совершенствования); 8) воспитательно-гуманитарная (культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу); 9) прогностическая (прогнозирует тенденции развития).

Структура философии:

Онтология

Учение о бытии

Гносеология

Учение о познании

Философская антропология

Учение о человеке

Праксеология

Учение о практической деятельности человека

Аксиология

Учение о ценностях

Этика

Учение о морали

Эстетика

Учение о прекрасном

Философия истории

Теория исторического процесса

Философия языка

Лингвистическая философия

Социальная философия

Учение об обществе

История философии

Исследование жизни и творчества философов

Философия и методология науки

Исследование особенностей и закономерностей научного познания

Кроме этого существует: философия техники, философия образования, философия религии, философия управления, философия права, философия глобальных проблем и т.д.

5.Основной вопрос и основные направления в философии.

Основной вопрос традиционной философии: отношение сознания к бытию, а бытия к сознанию. Это вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично – материя или сознание?) и гносеологическую (познаваем или непознаваем мир?). При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) объективный идеализм (реально существуют только первичные идеи, мир вещей, лишь отражение идей; Платон, Лейбниц, Гегель); 2) субъективный идеализм (идеи существуют только в разуме человека, вне сознания человека ничего нет; Беркли, Юм); 3) материализм (материя – самостоятельная субстанция, не нуждающаяся в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Маркс, Ленин); 4) вульгарный материализм (абсолютизация роли материи; Фохт, Молешотт); 5) дуализм (материя и идея – две независимые субстанции; Декарт); 6) деизм (Бог сотворил мир, но не оказывает на него никакого влияния; Вольтер, Монтескье).

При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) эмпиризм (в основе познания лежит только опыт и чувственные ощущения; Бэкон, Гоббс, Локк); 2) рационализм (достоверное знание может быть выведено только из разума; Декарт, Лейбниц); 3) гностицизм (мир познаваем и возможности познания не ограничены; Дидро, Гегель, Маркс); 4) агностицизм (возможности человеческого разума ограничены, следовательно, мир непознаваем; Кант, Юм).

В 20 веке были заложены основы другого основного вопроса философии: проблема экзистенциализма или человеческого существования (Ясперс, Камю, Сартр).

План – конспект лекции «Философия Античности и Средних веков».

  1. Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.

  2. Философия Сократа.

  3. Философия Платона.

  4. Философия Аристотеля.

  5. Основные черты средневековой теологической философии.

  6. Главные представители средневековой философии.

  7. Значение средневековой философии.

1.Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.

Время существования: 7 – 5 вв. до н.э.

Крупнейшие школы: 1)Милетская; 2)Пифагорейская; 3)Школа Гераклита; 4)Элейская; 5)Школа атомистов.

Характерные черты: 1) ярко выраженный космоцентризм; 2) повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; 3) поиск первоначала, породившего все сущее; 4) гилозоизм (одушевление неживой природы); 5) недискуссионный характер философских учений.

Крупнейшие представители милетской школы: 1) Фалес (основатель; первоначалом всего сущего считал воду); 2) Анаксимандр (начало всего сущего «апейрон» – вечная неизмеримая, бесконечная субстанция; сформулировал идею эволюции); 3) Анаксимен (первопричина – воздух).

Крупнейшие представители пифагорейской школы: Пифагор (первопричина всего сущего – число).

Крупнейшие представители школы Гераклита: Гераклит (первоначало – огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; мир находится в постоянном движении и изменении; относительность окружающего мира; движущая сила всех процессов – борьба).

Крупнейшие представители элейской школы: Парменид, Зенон, Мелисс Самосский (изучали проблемы познания).

Крупнейшие представители школы атомистов: 1) Демокрит (материальный мир состоит из атомов); 2) Левкипп.

2.Философия Сократа.

Основные идеи философии Сократа (469 – 399 гг. до н.э.):

  • Метод майевтики : учить нужно не истине, а логическим приемам, которые могут привести к самостоятельному нахождению истины;

  • Любое знание есть добро; любое зло совершается от незнания;

  • Добродетель состоит в знании добра;

  • «Познай самого себя» - познание мироздания начинается с познания сущности самого человека;

  • «Я знаю, что ничего не знаю» - абсолютное знание не достижимо для человека, никто из смертных не может обладать полной истиной. Чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него возникает.

3.Философия Платона.

Основные работы Платона (427 – 347 гг. до н.э.): «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Историческое значение философии Платона:

  • Первый философ, который оставил собрание фундаментальных произведений;

  • Положил начало идеализму как крупнейшему философскому направлению;

  • Впервые исследовал не только проблемы природы, но и общества;

  • Предпринял попытку выделить философские категории (бытие, вечное и др.);

  • Создал философскую школу, просуществовавшую более 1000 лет, из которой вышли многие великие философы (Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах и др.).

4.Философия Аристотеля.

Основные работы Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.): «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Историческое значение философии Аристотеля:

  • Внес существенные коррективы в философию Платона (нельзя отрывать мир идей от реального мира, который имеет свои собственные характеристики);

  • Материалистическая трактовка происхождения мира и человека;

  • Выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание);

  • Дал определение бытия через категории (бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания);

  • Определил сущность материи (материя – это потенция, ограниченная формой);

  • Выделил шесть типов государства (монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия, полития);

  • Внес колоссальный вклад в развитие логики, определив дедуктивный метод и систему силлогизмов;

  • Осуществил классификацию наук, разделив их на три части – теоретические, практические и творческие.

5.Основные черты средневековой теологической философии.

  • Теоцентризм (причина всего сущего, высшая реальность, основной предмет философии – Бог);

  • Схоластика – направление в философии, пытающееся обосновать веру с помощью рациональных доводов;

  • Патристика – учение отцов церкви (ранних христианских мыслителей);

  • Господство догматов (догмат творения и догмат откровения);

  • Рассмотрение человека как божественное творение.

  • Мир познаваем через познание Бога, которое осуществляется через веру;

  • Замкнутость, традиционность, оторванность от реального мира, воинственность, назидательность.

6.Главные представители средневековой философии.

Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354 – 430 гг.). Основные работы: «О граде Божьем», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».

Основные идеи:

  • Ход истории – это борьба двух царств – грешного Земного и совершенного Божественного;

  • Земное царство погрязло в грехах и рано или поздно будет побеждено Божественным;

  • Церковь – единственная сила, способная помочь миру;

  • Высшее блаженство – это углубление человека в себя;

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии».

Основные идеи:

  • Доказательства бытия Бога;

  • Разум и философия не противоречат вере, но вера всегда выше разума.

  • Классификация форм государственного правления;

  • Цель человеческой жизни - достижение небесного блаженства, а к этой цели человека может привести только церковь.

Иоанн Скотт Эриугена (810 – 877 гг.). Основные работы: «О разделении природы». Основная идея: Бог – начало и конец развития мира, но он же один из видов природы. Учение объявлено ересью и осуждено.

Аль Фараби (870-950 гг.). Основные работы: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга музыки». Основная идея: Бог – первопричина существования мира («Первый Сущий»).

Авиценна (Ибн Сина) (980-1037 гг.). Основные работы: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», «Канон врачебной науки». Основная идея: Бог – активное , а материя – пассивное начало мира, но они одинаково вечные начала бытия.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Основные работы: «История моих бедствий».

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198 гг.). Основные работы: «Опровержение опровержения». Основная идея: Индивидуальная душа смертна, бессмертен лишь общечеловеческий, универсальный разум. Работы Аверроэса были запрещены католической церковью.

Уильям Оккам (1285-1350 гг.). Основные работы: «Свод всей логики». Основная идея: Сущности не следует умножать без необходимости («бритва Оккама»). Отлучен от церкви, учение запрещено.

7.Значение средневековой философии.

  • Связала античную философию и философию Возрождения;

  • Сохранила и сумела развить ряд античных философских идей;

  • Способствовала появлению новых разделов в философии (гносеология);

  • Разделила идеализм на объективный и субъективный;

  • Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

  • Выдвинула идею оптимизма (победа добра над злом и воскрешение).

План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».

  1. Философия Возрождения.

  2. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.

  3. Немецкая классическая философия.



  1. Философия Возрождения.



Предпосылки возникновения

  • Кризис феодализма;

  • Развитие ремесла и торговли;

  • Усиление городов и рост их значения;

  • Централизация государств и усиление светской власти;

  • Кризис церкви и схоластической философии;

  • Повышение уровня образованности;

  • Великие географические открытия;

  • Научно-технические открытия (порох, огнестрельное оружие, микроскоп, телескоп, доменная печь, книгопечатание и др.).

Основные черты

  • Антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек рассматривается как центр мироздания);

  • Гуманизм (признание ценности человека и вера в его безграничные возможности);

  • Оппозиция церкви и церковной идеологии;

  • Перемещение основного интереса от идеи к содержанию;

  • Новое, научно-материалистическое понимание мира;

  • Повышенный интерес к социальным проблемам;

  • Торжество индивидуализма;

  • Распространение идей социального равенства.



Основные течения философии Возрождения

Течение

Крупнейшие представители

Главные идеи

Гуманистическое

  • Данте Алигьери;

  • Петрарка;

  • Лоренцо Валла

Все внимание обращено к человеку, его достоинствам, величию и могуществу.

Неоплатоническое

  • Кузанский;

  • Пико делла Мирандола;

  • Парацельс

Развитие учение Платона, познание Космоса и человека с точки зрения идеализма.

Натурфилософское

  • Коперник

  • Бруно

  • Галилей

Новое представление о мироздании, построенное на научных и астрономических открытиях. Пантеизм – учение, согласно которому понятия «Бог» и «природа» совпадают.

Реформационное

  • Лютер;

  • Мюнцер;

  • Кальвин;

  • Роттердамский

Коренной пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между церковью и верующими.

Политическое

  • Макиавелли

  • Гвиччардини

Проблемы управления государством и поведения правителей.

Утопическо - социалистическое

  • Мор

  • Кампанелла

Идеально-фантастические формы построения государства



  1. Эмпиризм и рационализм в Новоевропейской философии.



Течение

Главные представители

Основные идеи

Эмпиризм – направление в теории познания, считающее главным источником и критерием научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.)

«Новый Органон»; «Новая Атлантида».

  • Родоначальник эмпиризма и основоположник опытной науки Нового времени;

  • «Знание – сила» - афоризм выражает веру в силу человеческого разума и всесилие науки;

  • Разработал метод индукции (движение от единичного к общему);

  • «Учение об идолах». Идолы – препятствия на пути познания: идолы рода – ошибки, обусловленные самой природой человека; идолы пещеры – ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, образования, воспитания; идолы площади – ошибки, порождаемые речевым общением; идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением воззрений.

Джон Локк (1632-1704 гг.)

«Опыт о человеческом разумении»

  • Единственный источник всех человеческих идей – опыт;

  • Крупнейший представитель сенсуализма – философского течения, согласно которому источником знаний являются ощущения;

Джордж Беркли (1685-1753 гг.)

  • Все ощущения субъективны;

  • «Быть – значит быть воспринимаемым».

Дэвид Юм (1711-1776 гг.)

  • Человек не может выйти за рамки опыта;

  • Человек может исследовать лишь содержание своего сознания, но не внешний мир;

  • Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления, - непознаваемы.

Рационализм – направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений.

Рене Декарт (1596-1650 гг.)

  • Основоположник рационализма;

  • «Мыслю, следовательно, существую» - абсолютно можно быть уверенным только в собственном существовании;

  • Учение о врожденных идеях;

  • Механистическое объяснение души;

  • Деизм – концепция, согласно которой Бог сотворил мир, но затем мир развивается без участия и вмешательства Бога

Бенедикт Спиноза (1623-1677 гг.)

«Этика»

  • Сторонник пантеизма;

  • Анализ содержания нашего сознания дает нам истину о мире и наоборот, познавая мир, мы познаем свое сознание.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)

  • Учение о монадах (принцип многообразия основ бытия);

  • Сведение законов мира к законам мышления.



  1. Немецкая классическая философия.



Представители

Главные работы

Основные идеи

Иммануил Кант (1724-1804 гг.)

«Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения»

  • Агностицизм – отрицание возможности познания мира;

  • «Вещь в себе» – часть мира, закрытая для человеческого понимания;

  • Категорический императив «Поступай так, что бы ты относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)

«Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права»; «Философия природы»

  • Основа мироздания Мировой (Абсолютный) Дух;

  • В своем развитии Абсолютный Дух проходит три стадии: 1) Идея-в-себе (Логос); 2) Идея-в-ином (Природа); 3) Идея-в-себе-и-для-себя (Дух);

  • Сформулировал понятие о диалектики как основополагающем законе развития и существования Мирового Духа;

  • «Все разумное – действительно, все действительное – разумно» - законы разума и маара совпадают.

  • Систематизировал развитие мировой классической философии.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.)

«Наукоучение»

  • Единственная реальность – субъективное человеческое Я;

  • «Я» образует «не-Я», т.е. внешний мир.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.)

«Система трансцендентального идеализма»; «О сущности человеческой свободы»

  • Осмысление первоначал бытия и мышления;

  • Природа – это единство субъективного и объективного; вечный разум; целостный организм, обладающий одушевленностью.

План-конспект лекции «Современные философские учения».

Философское течение

Крупнейшие представители

Главные идеи

Волюнтаризм

Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости».

  • «Жизнь – это плесень на одном из шаров».

  • Мир неподконтролен разуму, а подчиняется воле.

  • Воля – идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

  • Человек – это сгусток вожделений, его постоянно мучает ненасытная жажда, хотение, которое он никогда не сможет полностью удовлетворить.

  • Неудовлетворенные желания приносят страдания.

  • Страдание – это постоянная форма проявления жизни.

  • Привнес в философию тему трагичности бытия отдельного человека и человечества в целом.

Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин».

  • Жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека.

  • Задача философии – помочь человеку приспособиться к жизни («падающего – толкни», «воля к власти», «переоценка ценностей», «Бог умер»).

Марксизм

Карл Маркс (1818-1883)

Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология».

  • Материалистическое понимание истории; идея преобразования мира.

  • Учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе.

  • Диалектический материализм – признание первичности материальных процессов перед духовными.

Прагматизм

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.).

Уильям Джеймс (1842-1910 гг.)

Джон Дьюи (1859-1952 гг.)

  • Мышление - вид приспособительной функции организма.

  • «Мир есть то, что мы из него делаем».

  • Истинно то, во что удобнее верить.

Позитивизм и неопозитивизм

Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии».

Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер.

  • Философское знание должно быть точным и достоверным.

  • При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук.

  • Философия должна исследовать только факты, а не их причины.

  • Философия не должна иметь оценочного характера.

  • Философия должна занять конкретное место среди прочих наук, а не возвышаться над ними.

Экзистенциализм

Серен Кьеркегор (1813-1855).

Николай Бердяев (1874-1948).

Карл Ясперс (1883-1969).

Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Альбер Камю (1913-1960)

  • В центре внимания философии лежит проблема сущности человеческой жизни.

  • Смысл существования заключен в самом существовании.

  • Этот смысл скрыт от человека повседневностью и обнаруживается только в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью.

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Адлер, Юнг, Фромм, Райх.

  • Бессознательное – это психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени его контролирует.

  • Основные противоречия человеческого существования: матриархат и патриархат; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие.

  • Задача философии – помочь человеку эти проблемы решить.

План-конспект лекции «Бытие как философская категория»

  1. Бытие как философская категория.


Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология.

В первые проблему бытия как философской категории выделил Парменид. Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное.

Для средневековой философии «истинное бытие» – Бог, неистинное – бытие, сотворенное Богом.

Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» – некая сущность, лежащая в основе мироздания.

Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Современная наука предлагает следующую структуру бытия:

БЫТИЕ



Бытие неживой природы Бытие живой природы



Бытие неживой ест. Быт. Неж. Искусст. Быт. Жив. Неодухот. Быт. Жив. Од.



Бытие конкр. людей Бытие соц. Бытие идеального

  1. Проблема субстанции в философии.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух – плюрализмом.

Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное – это свойство материи.

Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия.

Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции – материю и сознание.

  1. Движение и развитие.

Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.

В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.

Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс.

4. Пространство и время.

Любое тело, вещь или явление всегда соседствуют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различной скоростью, темпом, ритмом и длительностью. Таким образом, пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.

В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.

В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).

Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).

Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.

По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).
План – конспект лекции «Познание как объект философского анализа»
Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познания, человек, может исследовать самого себя (самопознание).

  1   2   3
написать администратору сайта