Главная страница
Навигация по странице:

Тирания Писистрата и Писистратидов. Реформы Клисфена



Скачать 103.13 Kb.
Название Тирания Писистрата и Писистратидов. Реформы Клисфена
Анкор lektsii_po_Dr_Rimu.docx
Дата 01.05.2017
Размер 103.13 Kb.
Формат файла docx
Имя файла lektsii_po_Dr_Rimu.docx
Тип Документы
#5689
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Тирания Писистрата и Писистратидов. Реформы Клисфена.
1 тиран – Писистрат. С 560 г. он 2 раза предпринимал попытки захватить власть в Афинах, но была большая оппозиция знати. Писистрад уходил. Только с 3 попытки он смог захватить и удержать власть. К этой попытке он тщательно готовился. Он был очень богат. Ему принадлежали золотые руды. Писистрад нанял сильную армию наемников, заручился поддержкой сильных аристократических родов Греции. (Фибы и Аргос)+ помощь всадников Эретрии. Помощь со стороны соотечественников: владельцы лаврионских серебряных родников и жители марафонской долины.

Они надеялись, что он сможет завершить долгие гражданские войны. Все остальные жители поддержали Писистрата, когда осознали, что установление этого режима – единственный выход из сложившейся ситуации.

Писистрат исключительный политик. Его имя окружено почетом и любовью.

Что он сделал?

Был опытным военоначальником: удалось установить контакты с с другими тиранами. . Дружеские отношения с тиранами островов Нансос и Саккос.

Крупный военный флот – активные военные действия в северной части Эгейского моря. Установлен контроль над проливом Гелесконт, который вел в Черное море, тем самым богатела афинская казна и укреплялась финансовая сторона. Начинается благоустройство страны: 1-ый водопровод, новые храмы. Город стал богат. Это экономический центр Аттики.
Но не следует идеализировать режим Писистрада, т.к.:

все платят налог 1/10 часть,

построен пышный дворец, копирующий манеры персидского царя,

личная гвардия, на содержание которой не мало средств,

демос не улучшил своего положения, хотя Писистрат начал выделять льготные кредиты нуждавшимся, но их не хватало,

введены разъездные суды по демам (деревни, сельские общины.). Разбор споров происходил прямо на месте.. Не тратилось время на очереди. Но с другой стороны Писистрат боялся толпы и таким образом, он удалил толпу из Афин.

Все что сделал Писистрат – это укрепление Афинского полиса, но ярко выраженного демократического характера нет.

Он создал династию тиранов. Власть передал своим сыновьям Типию и Гиппарху – Писистратиды. Им перешла вся власть . Время Писистрата идеализировалось.
ПИСИСТРАТИДЫ:
Начало правление Писистратиддов совпало со времинем того, что Персы решили захватить Грецию. Персы поставили под контроль операции в Черном море. Флот бездействует, казна пустеет. Появляется критика Писистратидов. Чтобы пресечь недовольства необходимы популисцкие меры: налог вырос до 1/20. Но казна пополнялось медленно. Тогда введен закон «против роскаши»: окна и двери, выходившие во двор, открытые на улицу начали обкладываться налогом. Это также не помогло. Тогда проведен ряд реформ, которые не придали славы Писистратидам:

на новорожденных и покойных,

на содержание жриц в храме богини Афин,

«порча монеты» - уменьшение кол-ва драгоценного металла в монете, что привело к инфляции.

Реформы вызвали негодование Первые члены аристократического населения подняли бунт. Погиб Гиппарх. А Гиппий, мстя за брата, начал конфисковывать имущество, изгонять недовольных, чем противопоставил себе большую часть народа. В 510 году до н.э. он бежал из Афин.

Т.о., тиранический режим просуществовал 50 лет.

После бегства Гиппия, появляется 2 лидера, претендующие на власть:

- ставленник спартанцев – ИСАГОР,

- представитель проклятого рода – КЛИСФЕН.

Сначала удача сопутствовала первому. Но он находился у власти не долго, т.к. начал свое правление с мероприятий, не показывающих качеств мудрого правителя: «Чистка списка афинских граждан, куда попало много богатейших метеков», «700 скверных семей при писистратидах» - их он вычеркнул из списка. Метеки начали искать нового вождя. Им стал КЛИСФЕН, который поддержал метеков во возвращении им гражданских прав, после чего смог одолеть Исагора. В 509 году до н.э. Клисфен у власти.

Реформы Клисфена идеализируются, говорят что при нем демократическая форма правления.

Клисфен – политик с темным прошлым. В начале симпатизировал тираническому режиму, но, поняв, что этот строй пошатнулся, начал бороться с тиранией. Он ловкий, изворотливый, хитрый, но в той же мере и мудрый правитель.

Реформы Клесфена:

Административное устройство Аттики – попытки уничтожения родо – племенного строя. Разделил земли на 3 области: - прибрежные, - внутренние, - Афины с ближайшими пригородами. Каждая область делилась на 10 частей, которые назывались ТРИТИИ. По 1/3 из каждой области, не имевших общих границ объединяют в ФИЛУ – административно – территориальную единицу. Появляется 10 новых фил. Новые филы – искусственные, рукотворные. Создал, таким образом, чтоб численность населения в каждой 10 филе одинаково; чтобы между тритиями не было общих границ. Клисфен разрушил крупные аристократические кланы, которые теперь оказались разбросаны по разным тритиям. Теперь они выдвигают разных кандидатов в органы власти Аттики.

Для чего это было сделано?

Клисфен стремился, чтоб численность была одинаковой, а это равное предст. Фил в

народное собрание и органы власти.

Метод осуществления этой реформы – очень умный.

НО!- В каждой новой филе он сохранил часть Афин с пригородами. Афины – это место жительства богатых и влиятельных родов. Т.о. он обеспечил руководство в каждой филе со стороны влиятельных родов,

- не ликвидировал прежние родо – племенные организации. В старые филы включались женщины и юноши, не достигшие 18 лет. Возраста.

Реформа означала не только появление новых фил, но и деление их на самые мелкие территориальные образования – ДЕМЫ, которых было при Клесфене 170. Каждый гражданин Аттики принадлежал месту, где он родился. В имени это место указывалось. Принадлежал к деме пожизненно! Для того, чтобы не испытывать трудности при выдвижении своих кандидатур в органы власти. Во главе демы – ДЕМАРХ. Здесь осуществлялись все важные вопросы, связанные с демой. Проверяли списки демы: умерших исключали, достигнувших 18 л. Возраста – включали.
2 реформа. Совет 400 стал советом 500. По 50 чел. От каждой из 10 фил, представители 3-х первых имущественных разрядов.
3 реформа. Изменении военного командования. Из рук архонта Полемарха передается коллегии 10 стратегов. По 1 представителю из каждой 10 фил, но только 1 имущественный разряд.
4 реформа. Граждане 2-ого имущественного разряда получили право быть избранными в коллегию 9 Архонтов, а в последствии в Ареопаг.
5 реформа. Вводит «Суд черепков» - ОСТРАКИЗМ – мощное средство коллективной борьбы с лицами, претендующими на территориальную власть.

На народном собрании решалась судьба наиболее выдающейся политической власти: Определялось кто опасен: люди на главных черепках писали имя опасного. Самый выдающийся из них удалялся из страны на 10 лет. Т.о. выделялись крупные лидеры легальным путем. За этот долгий срок появляются новое поколение, которое не знает этого политика. И человек, удаленный, никогда не сможет претендовать на лидерство. Т.о. осуществлялась борьба с оппозицией. Имущество изгнанного не конфисковывалось, родных не преследовали. Удаляли только политика. Удаляли, а не убивали как ранее.

Вывод: Клисфена нельзя обвинить в альтруизме, т.к. борясь за власть – преследовал личные цели, но являясь человеком разумным, смог приспособиться к обстоятельствам. Он предложил новую опору на верх. Демос. Произошло реформирование политического режима, созданного Солоном. Но этот режим не был демократичен. В науке он имеет название ИСОНОМИЯ (равенство граждан перед законом, в том числе и политическое равенство).

Клисфен провозгласил политическое равенство граждан, но выполнение должностных обязательств не оплачивалось. Т.о. активное участие в политической жизни полиса могли позволить только самые состоятельные граждане: как из числа демоса, так и аристократии.

При исономии количество граждан в управлении возрасло:

за счет представителей 2 разряда, которые могли быть архонтами и ариопагистами,

совет 400 стал советом 500.

Но! На высших постах Афинского государства как и во время тиранического режима – родственники Клисфена и его близкие друзья.

Реформа общественного устройства Аттики началась в 1 тыс. до н.э.. Инициаторами реформирования выступили дальновидные представители аристократии, которые делая небольшие уступки демосу, пытались сохранить свою монополию на власть и свои политические привилегии.

Ни при Солоне, ни при Клисфене демократического устройства не было.

Демократический режим – следствие успешного завершения Греко – персидских войн.


Греческая культура классического периода.
Философия.

Расцвет философской мысли. Начавшаяся борьба между материализмом и идеализмом способствовала этому быстрому развитию.

Анаксагор. Все тела построены из соответствующего качества мельчайших частиц: воздух – из мельчайших воздушных частиц, дерево – из мельчайших деревянных и т.п. Однако, объясняя строение материи с материалистических позиций, он считал причиной ее возникновения «мировой разум».

Демокрит. Считал, что вся вселенная, Земля, все предметы и люди состоят из мельчайших частиц – атомов, одинаковых по веществу, но разных по форме и величине. Атом – мельчайшая часть вечной и неизменной материи, которая далее не может делиться («атом» значит «неделимый»). Он считал, что во вселенной существуют только вечно движущиеся атомы и пустота. Сталкиваясь во время движения, атомы образуют различные сочетания, представляющие все разнообразие вещей во вселенной. Эти предметы существуют до тех пор, пока составляющие их сочетания атомов не распадутся

Появляется новое направление в философии, представители которого получили название софистов, т.е. мудрецов.

Общественные и политические условия в Греции в 5 в. до н.э., вызвали потребность в обладании красноречием – искусством убеждать слушателей и собеседников. Этим искусствам и знаниям и обучали за плату желающих учителя – софисты. Одним из представителей софистов был:

Протогор. Он считал, что «человек есть мера всех вещей», т.е вещи сами по себе не имеют никаких свойств, а приобретают эти свойства в зависимости от отношения их к человеку. Нет черного, ни белого, ни хорошего, ни плохого, а все эти качества предметам и явлениям дает в своих оценках человек.

Одновременно с софистами выступает философ:

Сократ. В отличие от софистов, полагавших, что истина непознаваема, он считал, что она познается в споре. Такой метод назвали «сократический диалог». Сократ выступал против равенства людей, разделяя их на познавших и не познавших истину.

Идеалистическое направление представлял:

Платон. Он признавал существование объективного мира, но считал его только отражением, пораждением подлинного реального потустороннего мира идей. Т.о., он полагал, что существует, например, идея лошади в потустороннем мире, которая в нашем мире воплотилась в реальной лошади. Платон предложил также проект идеального государства – полиса, в основе которого лежало устройство Спарты. По замыслу Платона, все граждане его идеального государства делились на 3 группы:1- философы, 2 – войны, 3 – «ремесленники».1-ая – управляет, 2- защищают полис, 3- занимаются физическим трудом. Женщин он считал равными по уму мужчинам, поэтому они уравнены с мужчинами в правах и обязанностях.

Философ, который сочетал в своей философии и материалистические и идеалистические воззрения:

Аристотель. Он признавал реально существующий мир и создал учение о форме и содержании, различая явления и форму, в какую это явление облекается. Также он создал свое учение о государстве. Но он считал, что, прежде чем говорить об идеальном государстве, надо изучить реальные, существующие государства. Аристотель написал «Афинскую политию» - - труд о государственном устройстве Афин. Аристотель пришел к выводу, что существует 3 типа государства: монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и демократия (правление всех). При этом он считал, что все эти формы государства хороши, если и монарх, и представители немногих, и демократия заботятся только о благе народа. Но каждая из этих форм государства может быть вредной и выродиться в худшую форму правления: монархия – в тиранию, т.е. бесконтрольное господство одного; аристократия – в олигархия, т.е. в господство немногих, которые захватывают себе все блага; демократия – в охлократию, т.е. господство толпы – черни. Сам Аристотель не симпатизировал демократии, а был сторонником аристократии.

Театр.

Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителя с/х и крестьян. Исполнители обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов были одеты в козлиные шкуры. Отсюда происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» - козел, «оде» - песня). Из дифирамбов и возникла греческая трагедия.

Ряд песен в честь Диониса носил озорной, веселый характер. Из них возникла комедия.

Эти песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея и разговаривал с хором о Дионисе. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где корифей пел вместе с хором. Чтобы зрителям лучше было видно и слышно, корифей и первый артист стояли на возвышении – специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром. Так возникли театральные представления.

Сначала театр был деревянным. Место, где играли актеры, называлось сценой от слова «скена», т.е. палатка.

Театры вмещали до 20 – 25 тыс. зрителей. Женские роли исполнялись только мужчинами. Так как каждый артист должен быть виден и слышен всеми зрителями, он играл в сапогах с высокими подставками – котурнах. Все актеры надевали маски, для каждой роли – особая маска. Изо рта маски торчал рупор, который усиливал голос.

Театральное представление было не развлечением, а священнодействием, в котором должен был участвовать каждый гражданин. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии.

Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Каждый раз ставились 3 трагедии и 2 комедии, так что греки смотрели представление с утра до вечера.

Литература.

Развивается род литературы – драматические представления, возникшие на основе народных праздничеств, в форме трагедии и комедии.

Трагедии имели своей основой мифологию.

Поэты вкладывали в свои трагедии идеи, волновавшие греческое общество того времени. Это обусловило огромную популярность трагедии.

Трагедии писали:

Эсхил. Энгелсь считал его «отцом трагедии». Самая знаменитая трагедия «Прикованный Прометей». В основу трагедии положен греческий миф о том, как титан Прометей страдает за то, что дал огонь людям. Прометей выступает против тиранической власти Зевса. В трагедии отразился протест тирании. Еще одна трагедия – «Персы», в которой изображена победа греков в Греко – персидских войнах и поражение Персии.

Софокл. Воспевает творческий труд человека. Но наряду с этим Софокл обращается к идее судьбы, довлящей над жизнью человека. Что бы не делал человек, он зависит от слепого рока. Ведь согласно греческой мифологии нить жизни каждого человека ткут 3 слепые Мойры – богини судьбы. Самая выдающаяся трагедия «Царь Эдип». Здесь идея бессилия человека перед судьбой, и одновременно в благородном образе Эдипта воплощен протест против судьбы.

Еврипид. Он писал трагедии, посвященные анализу чувств, которые приводят человека к несчастьям и гибели. Интересно, что к Еврипида нет идеи слепой судьбы. Не рок управляет действиями человека, а сами люди делают свою жизнь. Но их чувства иногда становятся более роковыми, чем судьба. «Ведея. Она посвящена страданиям и мести оскорбленной женщины»
Комедии писали:

Аристофан. Действия комедий Аристофана происходит во время Пелопоннесской войны и во время мира. Он отражал интересы сельского населения, особенно страдавшего от военных действий, поэтому в ряде комедий он выступал против войны. Он был поборником мира. Комедии «Мир», «Женщины в народном собрании».

Архитектура.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции были храмы, театры, здания для заседаний – булевтерии.

В 5 в. до н.э. возникает планировка городов. Но основным архитектурным сооружением остается храм. Первоначально храмы строили из дерева. Крышу поддерживали столбы. Впоследствии храмы начали строить из камня. Столбы превратились в колонны.

Стили архитектуры:

Дорический. Здания дорического стиля были очень просты. Дорическая колонна стояла прямо на полу без специально сделанного из камня подставки. Верхняя ее часть, капитель, была очень проста и представляла собой форму трапеции. Сама колонна была массивной и устойчивой.

Ионический. Распространяется в 5 в. до н.э. Здания менее массивны, колонны тоньше и стройнее. Они стоят не прямо на полу, а на каменной подставке – базе, капитель украшена 2 завитками – волютами. Они имеют более сложную отделку, чем дорические.

Коринфский. В 4 в. до н.э. распространен. Более длинная колонна, более сложная база и капитель, украшенная листьями небольшого растения – аканфой.

Примеры архитектуры храмы Парфеон и Эрехтейон. Образец 3 – памятник афинскому гражданину Лисикрату.

Скульптура.

Первоначально испытывала влияние Востока и вместе с тем была связана с традициями геометрического стиля.

Во 2 половине 7 в. до н.э. появляется монументальная греческая скульптура.

В 6 в. до н.э. совершенствуются скульптурные изображения человеческих фигур и лиц, но фигуры еще неподвижны.

В 5 в. до н.э. начинается расцвет греческой скульптуры, которая правильно передает человеческую фигуру и лицо, а также воспроизводит движение.

Знамениты скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий.

Кроме произведений этих скульпторов, имеется много других, безымянных. Особенно хороша статуя бегуньи, победительницы на олимпийских играх – юной девушки лет 15-16.

Скульптором 4 в. до н.э. был Пракситель, изображавший богов и богинб в виде красивых, изящных юношей и молодых женщин. «Гермес» - одна из самых известных скульптур – изображен молодой бог, играющий с ребенком Дионисом.

Скопос, также 4 в. до н.э.. Он изображал физические и духовные страдания людей.

Лисипп. Он изображал сильных физически и волевых людей. Таков его «Геракл».

Живопись.

Широко распространена в др. Греции. Сюжетами фресок и мозаик художников были сцены из мифологии, но картины отражали и современные события и греческий быт.

Религия.

Имела большое значение в жизни людей. Она отображалась в живописи, скульптуре. Функции ряда богов и богинь частично повторяли друг друга. Силы природы и все виды деятельности людей имели своих богов – покровителей.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта