Главная страница
Навигация по странице:

Психология_Дубровина, Прихожан. Учебник для студ сред пед учеб заведений



Скачать 1.1 Mb.
Название Учебник для студ сред пед учеб заведений
Анкор Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Дата 26.04.2017
Размер 1.1 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Тип Учебник
#3803
страница 13 из 29
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   29
Тема 2 ВОЛЯ

Общая характеристика воли.

Ступени волевого действия.

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики.

Развитие воли у младших школьников.

2.1. Общая характеристика воли

С волей мы познакомились в предыдущих разделах учебника, когда узнали, что существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная. Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия.Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявляются во внимании, а в связи с вниманием и в других познавательных процессах. Поэтому различаются непроизвольное и произвольное восприятие, непроизвольное и произвольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью, она связана с нашим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по определенным мотивам.

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рассматривается как более сложное и неоднозначное.

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных последствий своей деятельности. Например, 28-летний француз-ский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через океан, чтобы изучить приспособляемость организма в непривычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам психологического, а не физиологического порядка: люди умирают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пятьдесят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам своим увидел корабль. Первым порывом было намерение отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность результатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше1.

Однако воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно»2.

Л. Пастер писал: «Быть убежденным, что ты обнаружил научный факт, с жаром желать его обнародовать и сдерживать себя днями и неделями, иногда целыми годами, возражать самому себе, пытаться опровергнуть свои собственные опыты и сообщить о сделанном открытии лишь после того, когда исчерпаны и откинуты все противоположные гипотезы и допущения, - да, это тяжелое испытание»3.

Итак, воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.

2.2. Ступени волевого действия

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознатель-

1 Урбанчик А. В одиночку через океан. - М., 1974. - С. 186-195.

2 Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1957. -Т. IV. - С. 463.

3 Цит. по: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. - С. 262.ной цели и усилия воли, а также без учета возможных последствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются приветствие, умывание по утрам, выполнение обычных производственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру).

Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов.

Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти купаться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели заканчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.

Мы уже говорили, что иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий.Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами.

2.3. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, то он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно любить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совершенстве овладеть профессией актера, невзирая на физические недостатки, противопоказанные сценическому искусству... Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжелой болезни он потерял слух. „Выхожу на сцену и не слышу суфлера, - говорил он, - точно нахожусь в беззвучной пустыне... Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мысли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово - забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!"... Остужев победил свой недуг... Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорогого его сердцуМалого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое больше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучивал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог»1.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные - чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер -не одно и то же. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер включает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - проявляется.

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и ничего в жизни не добьется. Ценность воли зависит, как мы знаем, не только от того, насколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важ-

1 Филиппов Б.М. Записки «домового». - М., 1978. - С. 255.ные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

5. Первичное волевое действие - это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности1.

2.4. Развитие воли у младших школьников

Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, - тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

Поступление ребенка в школу - важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием

1 См.: Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1998.-С. 70.учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов - произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и пр. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных заданий ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен ото всего этого отказываться.

Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью. Эта учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Известно, что волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным. Младшему школьнику нередко недостает понимания цели его учебной деятельности, поэтому она мало мотивирована и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявлению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения, но учится-то не он, а ребенок.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать - чтобы выполнить указание взрослого, его требование или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать. Трудности, которые неизбежны в учебной, как и в любой другой, деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не учусь потому, что меня заставляют, от меня этого требуют.

Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию школьника, взрослым нужно набраться большого терпения, а главное, испытывать желание. Руководство взрослых необходимодля развития воли ребенка, организация деятельности детей, в которой они учатся делать волевые усилия, - основной путь воспитания воли школьников. Но при этом акцентировать педагогическое внимание на развитии собственной произвольной активности ребенка, направляя, мотивируя эту активность учебной деятельностью.

Детские писатели прекрасно знают психологию детей, для которых и о которых они пишут. Так, Н. Носов в повести «Витя Малеев в школе и дома» показал, какая путаница в представлениях о воле происходит у младших школьников: они очень хотят стать волевыми, но не знают, как это сделать.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте приведенный ниже отрывок из повести Н. Носова и ответьте на следующие вопросы:

- Правильно ли понимает Витя, что такое воля?

- Какова роль интереса в мобилизации произвольной активности мальчика?

- Что бы вы сделали, чтобы помочь Вите в развитии его воли?

«Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться пораньше. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед школой уроки. После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки.

Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем, как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора часа, от силы - два, но как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следующий день не буду так долго играть. Но на следующий день повторилась та же история. Пока мы играли, я все время думал: „Вот забьем еще один гол, и я пойду домой", - но почему-то так получалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду домой, когда мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого вечера. Тогда я сказал сам себе: „Стоп. У меня что-то не получается!" И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я думал, думал, и наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. Т.е. у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать.Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную книжку, то читаю и читаю и никак не могу оторваться. Мне, например, надо делать уроки или пора уже ложиться спать, а я все читаю... И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня силы воли кончить вовремя игру, да и только!

Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал, будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный. Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду делать. Хочется идти играть в футбол - а я не пойду. Хочется почитать интересную книжку - а я не стану. Решил начать сразу, с этого же дня...

Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, - но я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом позавтракал и пошел в школу.

В этот день я решил в футбол не играть, а просто отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. И вот после обеда я стал отдыхать. Но как отдыхать? Просто так отдыхать ведь не станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь интересное занятие. „Чем же заняться? - думаю я. - Во что поиграть?" Потом думаю: „Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это подумать, как ноги сами вынесли меня на улицу.

Иду я по улице и вдруг думаю: „Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспитывают сильную волю?" Я тут же хотел вернуться назад, но подумал: „Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шишкин увидел меня, кричит: „Где же ты ходишь? Нам уже десять голов насажали! Скорей выручай!" И тут уж я сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: „Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!"»

2. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности?

3. В чем заключается роль дополнительных мотивов и понимания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?

4. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?Р а з д е л IV. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   29
написать администратору сайта