Главная страница
Навигация по странице:

Учебнометодическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура



Скачать 234.5 Kb.
Название Учебнометодическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура
Анкор Lyghnaya-podgotovka-v-schkole.doc
Дата 24.04.2017
Размер 234.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Lyghnaya-podgotovka-v-schkole.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#2761
страница 3 из 5
1   2   3   4   5

Внеурочные формы занятий

Во внеклассной и внешкольной работе по лыжам помимо учебно-тренировочных занятий в секциях лыжного спорта исклю­чительно важное значение для решения оздоровительных и вос­питательных задач имеют различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школьных секциях лыжного спорта занимается довольно ограниченное количество школьников, про­явивших интерес к занятиям лыжным спортом. Все остальные учащиеся только проходят уроки лыжной подготовки. Лыжная подготовка - это только обязательный минимум для всех школьников страны. Поэтому в школах необходимо как можно ярче и шире пропагандировать внеклассные занятия и привлекать к различным физкультурно-массовым, спортивным мероприятиям и другим формам занятий на лыжах возможно большее число школьников.

В ходе внеурочных занятий на лыжах решаются задачи даль­нейшего развития физических качеств, совершенствования техни­ки способов передвижения на лыжах, повышения уровня общей работоспособности. Решение этих задач протекает более успешно именно в ходе внеурочных занятий, потому что они более разно­образны и эмоциональны по формам, проходят в самых различ­ных условиях и более продолжительны по времени, чем уроки лыжной подготовки. Особо важную роль играют эти формы заня­тий в оздоровлении и закаливании школьников. По сравнению с другими видами физкультурно-массовых мероприятий, которые проходят в спортивных залах, занятия на лыжах имеют неоспо­римое преимущество, так как организуются чаще всего за горо­дом или в парках, в зеленой зоне, на свежем воздухе.

Внеурочные занятия на лыжах организуются в самых разнооб­разных формах с привлечением большего или меньшего количе­ства школьников.

К организационным групповым формам занятий, прежде всего, следует отнести спортивные соревнования по лыжам, игры, раз­личные мероприятия, входящие в программу традиционных школьных зимних праздников. Сюда следует отнести экскурсии и прогулки на лыжах, которые проходят в учебные дни после уроков в школе и в выходные дни (здесь они более продолжительны). Большое значение имеет организация туристической работы на лыжах.

Зимний туризм играет важную роль в оздоровлении, зака­ливании школьников, в привитии им прикладных навыков, а так­же в воспитании морально-волевых качеств и в военно-патриоти­ческом воспитании школьников.

Организованные групповые за­нятия на лыжах в школе - самые массовые и позволяют привлечь к ним большинство учащихся школ.

Различные виды занятий проходят под руководством учителей физической культуры и классных руководителей. Совершенно необходимо привлекать к этой работе и учителей других специальностей, что повысит ор­ганизованность учеников и позволит учителям лучше познако­миться с поведением и характером учащихся вне стен школы, осо­бенно в условиях соревнований, туристских походов и т.д. Кроме этого, совместное участие учителей и школьников в таких меро­приятиях сближает и позволяет лучше решать вопросы воспита­ния в целом. Не последнее место занимает и оздоровительная ра­бота среди учителей, когда они сами вместе со школьниками при­нимают участие во всех мероприятиях на лыжах.

Кроме этого, целесообразно привлекать к проведению таких занятий (особенно в младших классах) физкультурный актив из числа старшеклассников и юных лыжников, занимающихся в груп­пах и отделениях ДЮСШ, а в выходные дни - родителей и шефов школы.

Лучше, если в гости к школьникам придут и примут с ни­ми участие в различных мероприятиях на лыжах известные спорт­смены-лыжники из шефствующих организаций или спортивных обществ.

Туристские походы на лыжах - очень важная форма организо­ванных групповых занятий и в то же время по сравнению с други­ми мероприятиями одна из самых сложных по организации и ус­ловиям проведения. Зимний туризм проходит в сложных внешних условиях (морозная погода, ветер, порой отсутствие дорог, отда­ленность от жилья и др.). Поэтому к организации и проведению походов на лыжах, даже кратковременных, могут быть допущены учителя, хорошо знающие особенности и трудности их проведе­ния и сами отлично владеющие лыжами в самых разнообразных условиях рельефа местности.

Особое внимание следует уделять организации многодневных походов. Руководить такими походами со школьниками могут только учителя, сами имеющие опыт участия в лыжных походах, а также уже руководившие группами в зимних походах. Учитель, будущий руководитель походов со школьниками, должен пройти соответствующую подготовку и инструктаж при туристических базах и туристско-экскурсионных станциях с последующей про­веркой знаний и навыков и оформлением соответствующих доку­ментов на право руководства походами. Туристские походы со школьниками проводятся с самыми разнообразными целями и делятся на учебные, агитационные и спортивные.

Самодеятельные (самостоятельные) групповые занятия на лы­жах являются важным дополнением к учебной работе по лыжной подготовке и к другим внеклассным мероприятиям. Такие заня­тия на лыжах имеют исключительное значение для школьников любого возраста и носят массовый, но, к сожалению, порой эпи­зодический характер. Совершенно необходимо для оздоровле­ния и закаливания поощрять и пропагандировать такие занятия для детей и подростков, не привлеченных к другим организо­ванным формам внеклассных мероприятий.

Учитель физической культуры и классный руководитель должны систематически разъ­яснять ученикам значение таких занятий на лыжах и советовать, где лучше провести прогулку, какие игры и развлечения можно организовать на лыжне или на склоне.

Кроме этого, по возможности необходимо обеспечить учени­ков хотя бы на выходные дни школьным инвентарем. Учитель должен пропагандировать именно групповые самодеятельные за­нятия, так как во время таких прогулок легче организовать игры и развлечения; они пройдут интереснее, чем при индивидуальных занятиях. Вместе с тем в случае неожиданных событий (поломка лыж, получение травмы) в группе легче оказать помощь и доста­вить пострадавшего домой. Здесь воспитываются коллективизм и взаимовыручка. Но, учитывая сложности зимних прогулок и по­годные условия, учитель должен внимательно разъяснить учени­кам правила поведения при спусках во время прогулок, чтобы из­бежать травматизма. Важно также убедить учеников в том, что уходить домой они с прогулки должны обязательно всегда все вместе; нельзя ни под каким видом оставлять одного товарища в лесу, на реке и даже в большом парке (особенно в конце дня с приближением темноты).

Групповые самостоятельные занятия проводятся чаще всего в воскресные дни, а иногда и в учебные дни после уроков. В зим­ние каникулы такие вылазки и прогулки на лыжах могут прохо­дить и каждый день. Обычно в них принимают участие весь класс, звено или группа школьников, проживающих рядом. В ходе та­ких занятий школьники совершенствуют навыки в способах пе­редвижения на лыжах.

Индивидуальные занятия по лыжной подготовке и лыжному спорту проводятся школьниками по инициативе учителя как с целью выполнения конкретных домашних задании, полученных на уроке, так и для самостоятельного совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Такие занятия играют важную роль в физическом развитии и оздоровлении школьников и явля­ются заметным дополнением к урокам лыжной подготовки в шко­ле, количество которых явно недостаточно для обеспечения все­стороннего развития учащихся.

Школьники, занимающиеся в секции лыжного спорта, также должны проводить дополнительные индивидуальные трениров­ки, содержание, объем, и интенсивность нагрузки которых опре­деляет учитель. Обычно дается доступное для самостоятельного выполнения задание: равномерные тренировки, простейшие по­вторные прохождения отрезков для развития скорости, совер­шенствование уже изученных способов передвижения на лыжах и т. д. - то, что не требует постоянного и непосредственного контроля со стороны учителя.

Важную роль в привлечении школьников к внеурочным заня­тиям играет разъяснительная работа с родителями. Учитель, классный руководитель задолго до начала зимнего сезона (лучше это сделать на первом родительском собрании в сентябре) долж­ны убедить родителей в необходимости приобретения для своих детей лыжного инвентаря. Очень важно разъяснить родителям необходимость их личного участия в лыжных прогулках с детьми, так как собственный пример является наиболее действенным средством агитации и привлечения детей к систематическим заня­тиям на лыжах.

Совместные прогулки, экскурсии с раннего детст­ва, а в дальнейшем, может быть, и туристские походы и соревно­вания детей и родителей, несомненно, привьют устойчивый интерес к занятиям на лыжах и будут во многом способствовать укрепле­нию и сохранению здоровья на долгие годы.
Учебная работа по лыжной подготовке в школе

Организация уроков по лыжной подготовке

Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в шко­ле во многом зависит от правильной организации уроков и пред­варительной подготовки к ним.

Предварительная подготовка к урокам начинается задолго до начала их проведения (обычно с первых дней учебного года) и включает в себя следующие мероприятия: подготовка материаль­ной базы, разъяснительная работа с родителями и учащимися, разработка и оформление учебной документации, выбор и подго­товка мест занятий, индивидуальная подготовка учителя.

Подготовка материальной базы включает в себя: оборудование лыжехранилища (кладовой) и ремонт старого и приобретение нового лыжного инвентаря.

Качество лыжного инвентаря, пра­вильное его хранение, быстрая выдача на урок и прием после уро­ка во многом определяют четкую организацию и эффективность уроков лыжной подготовки в целом.

В каждой школе должно быть выделено помещение (лыжехра­нилища, лыжная база, кладовая) для хранения лыжного инвентаря.

Такое помещение должно быть оборудовано стеллажами для ус­тановки лыж. Можно использовать различные типы стеллажей и способы закрепления в них лыж.

Главное - чтобы они занимали мало места, были вместительными и удобными для быстрой вы­дачи и постановки (закрепления) обратно после уроков. Стеллажи должны соответствовать размерам лыж и быть пронумерованы.

Нумерация места должна соответствовать номеру (на носках) лыж и ботинок. Номера наносятся масляной краской или эмалью.

Каждая пара лыж закрепляется за учащимися заранее, и при полу­чении каждому достаточно назвать свой номер. Это резко ускоряет процесс выдачи, который обеспечивается дежурным по классу. Палки обычно вешаются рядом с лыжами на гвоздь или специаль­ный крючок. Ремонт лыжехранилища, изготовление пирамид, ре­монт лыжного инвентаря и установка его на хранение проводятся в школе весной после окончания уроков лыжной подготовки.

Вся работа должна быть выполнена силами учащихся старших классов и юными лыжниками, занимающимися в школьной секции.

Эта работа будет способствовать воспитанию трудолюбия и привитию бережного отношения к общественному имуществу.

Кроме этого, в лыжехранилище необходимо подготовить пира­миды для хранения личного инвентаря школьников, который они приносят на уроки лыжной подготовки.

В помещении базы-хранилища следует выделить уголок для ремонта лыжного инвен­таря со столом-верстаком и местами для хранения инструмента.

Устанавливая лыжи на летнее хранение, необходимо их очистить от грязи и старой мази, просмолить и отремонтировать (в основном крепления); при необходимости подкрасить и обновить номера.

Кроме этого, до начала уроков лыжной подготовки необхо­димо пополнить школьный инвентарь новыми лыжами, ботин­ками и палками. Для продуктивного учебного процесса средняя школа должна иметь 100-150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см, а старшеклассники уже пользуются лыжами больших размеров (180-210 см).

Очень важное значение для изучения техники передвижения на лыжах имеет соответствие лыж и палок росту учащихся, особенно при освоении спусков, торможений и поворотов. Передвижение на лыжах с палками, не соответствующими росту школьника, весьма затрудняет обучение лыжным ходам: нарушается посадка, отталкивание и даже вся структура хода. Каждый школьник под­бирает лыжи простейшим способом: вытянув руку вверх, он дол­жен доставать до носков лыж.

Палки могут быть изготовлены из любого материала, основные требования к ним: они должны быть легкими и прочными, иметь петли для рук, кольца и штыри. Длина лыжных палок на 3-4 см ниже плеча. Если нет кольца, палка проваливается глубоко в снег, отсутствие петли вынуждает школьников зажимать ее в кулак, палка без штыря проскальзывает. Все это не позволяет правильно выполнять основные движения при отталкивании, вызывает чрезмерное напряжение мышц рук и плечевого пояса и значитель­но затрудняет обучение.

Лыжи должны быть оборудованы креплениями. Сейчас в про­даже имеются различные типы креплении для школьников; глав­ное при подборе креплений - удобство в обращении. Если есть возможность, школа приобретает жесткие крепления и ботинки (в настоящее время многие школы имеют полный комплект такого инвентаря). В случае отсутствия ботинок и жестких креплений можно использовать любые - полужесткие, мягкие с кожаным или резиновым пяточным ремнем. Главное - чтобы школьники могли быстро надеть и снять лыжи.

Вторым важным разделом работы, который необходимо вы­полнить в начале учебного года, являются разъяснительные бесе­ды с родителями учащихся. На первом родительском собрании вместе с классным руководителем необходимо рассказать родителям о значении лыжной подготовки (естественно, и о значении физического воспитания в целом, в том числе и в семье), убедить в необходимости приобретения для детей личного лыжного инвен­таря. Это не только облегчит организацию и выдачу инвентаря, но и позволит школьникам успешно выполнять домашние зада­ния и проводить самостоятельные занятия, совершать прогулки.

Следует рассказать родителям, как выбрать лыжный инвен­тарь, показать образцы лыж, креплений и палок. Родители долж­ны знать, какая одежда необходима детям на уроках лыжной под­готовки.

Особенно внимательно следует отнестись к младшим школьникам: их одевают тепло, но одежда должна быть лыжной.

Лучше, если школьники наденут трикотажное белье, рубашку, свитер, лыжный костюм, тонкие хлопчатобумажные и толстые шерстяные носки, лыжные ботинки, шапочку и варежки. Вместо ботинок можно надеть и валяную обувь.

Лыжный костюм и ботинки ученики должны принести в школу с собой и надеть непосредственно перед уроком, а по его окончании необходимо переодеться в повседневную одежду. Об этом расска­зывают ученикам на вводном уроке. В целом школьники должны одеваться в зависимости от погодных условий; нельзя одевать слишком теплую, тяжелую и стесняющую движения одежду.

До заморозков важно успеть выбрать и подготовить места за­нятий, освободить склоны от посторонних предметов, в случае необходимости расчистить лыжню от кустарников и т.д. После заморозков второй этап организационной работы с родителями проходит в декабре. Вновь на родительском собрании следует напомнить о приближении уроков по лыжной подготовке, о необ­ходимости подготовить для детей одежду и лыжный инвентарь.

Уроки лыжной подготовки значительно отличаются от уроков по другим видам спорта по подготовке одежды, инвентаря, условиям занятия и другим организационным моментам.

Учителю провести урок на открытом воздухе всегда несколько сложнее, чем в зале. Это особенно важно для родителей и их детей в I классе: школьники шестилетнего возраста впервые будут зани­маться лыжной подготовкой в зимних условиях, при низких тем­пературах. В связи с этим необходимо подробно ответить на все возможные вопросы родителей. В конце декабря, на одном из по­следних уроков, следует вновь напомнить, на этот раз школьникам, о том, что после каникул у них начнутся уроки лыжной подготовки и, следовательно, необходимо принести одежду и инвентарь.

Места занятий должны быть максимально приближены к шко­ле и защищены от ветра, что резко сократит время на переходы и позволит более продуктивно использовать его для учебной рабо­ты.

Это особенно важно в младших классах. В сельской школе этот вопрос решается просто: занятия обычно проходят рядом со школой.

Уроки в городской школе проводятся в парках, скверах, на близлежащих стадионах и спортивных площадках, в младших классах - обычно на пришкольном участке. С выпадением снега учебные лыжни и склоны постоянно укатываются, прокладываются необходимые лыжни для работы школьной секции, а в январе, по­сле каникул, на этих кругах проходят и уроки лыжной подготовки.

Подготовка учебной документации осуществляется учителем поэтапно. До начала учебного года составляются документы тема­тического планирования, график распределения учебного материа­ла на год, по четвертям, в том числе и по лыжной подготовке. До начала подготовки составляется учебная документация на третью четверть.

Учитель на основании программы составляет рабочий план по лыжной подготовке. При распределении материала по урокам необходимо обеспечить преемственность между отдель­ными занятиями так, чтобы создать единую систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах.

В каждом уроке предусматривается изучение или совершен­ствование ходов, а также горнолыжной техники и развитие фи­зических качеств. Здесь же планируется и сообщение теоретиче­ских сведений. Затем определяются конкретные задачи на каж­дый урок; на основании четвертного плана составляются планы-конспекты уроков.

Сложность поставленных задач определяется уровнем подготовленности учащихся: при сознательном и ак­тивном отношении к обучению они должны решить поставлен­ные на уроке задачи. Доступность и в то же время достаточная сложность в овладении материалом стимулируют желание школьников к дальнейшему овладению техникой способов пере­движения на лыжах.

В конспекте урока необходимо определить наиболее рацио­нальную последовательность в решении поставленных задач. По­сле этого подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств. Планирование всегда должно быть конкрет­ным, с учетом данного контингента учащихся, их подготовленно­сти и состояния здоровья, а также наличия и отдаленности мест занятий, оборудования, инвентаря и климатических условий.

Подготовка конспекта начинается с разработки основной час­ти урока, где, помимо средств и методов обучения и тренировки, необходимо указать примерную дозировку упражнений (во вре­мени передвижения или количества повторений). Планируя на­грузку, учитель должен ориентироваться на учащихся средней I подготовленности; в случае необходимости в ходе урока можно внести соответствующие изменения с учетом индивидуальной I переносимости нагрузки и нарастания утомления.

В конспекте предусматриваются методы организации учащихся при выполнении различных упражнений при обучении, повторе­нии материала и развитии физических качеств, при передвижении по учебным или учебно-тренировочным лыжням, при занятиях на склонах и т.д. Вслед за основной разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока. После этого планиру­ются домашние задания. При проведении урока могут выявляться различные ошибки, которые допускают ученики при освоении техники ходов; это необходимо учесть и внести соответствующие коррективы и дополнения в домашние задания.

Домашние зада­ния могут включать упражнения на развитие физических качеств и на совершенствование техники способов передвижения.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта