Главная страница
Навигация по странице:

Старенченко-Творческие способности. Учебнометодическое пособие содержание Предисловие Психология творческих способностей



Скачать 1.48 Mb.
Название Учебнометодическое пособие содержание Предисловие Психология творческих способностей
Анкор Старенченко-Творческие способности.doc
Дата 28.04.2017
Размер 1.48 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Старенченко-Творческие способности.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#4541
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Ю.Л.Старенченко

 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ЧАСТЬ I


ДИАГНОСТИКА И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 Учебно-методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие

1. Психология творческих способностей

2. Методы активизации творческих способностей

3. Методики диагностики творческих способностей

Заключение

ПРЕДИСЛОВИЕ

В самом названии специальности “Связи с общественностью” социальная среда выделена в качестве основного поля деятельности СО-менеджера, что требует от последнего глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков.

Определенные должностные обязанности, предполагающие знание и выполнение данным специалистом целого набора технологически разработанных действий, позволяют сделать вывод о наличии своеобразной технологической среды СО-деятельности.

Кроме того, высококлассный СО-специалист – это всегда творческая личность, умеющая создавать и использовать в своей деятельности креативную среду, т.е. находить нестандартные решения, изобретать новые технологии и пр. Именно поэтому изложение учебного курса “Психология массовой коммуникации” открывает предлагаемое читателю учебно-методическое пособие, посвященное проблеме творческих способностей.

В пособии достаточно кратко сформулированы условия создания креативной среды, рассмотрены составляющие творческого мышления и способы их активизации, представлены некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей.

1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:

    1. Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности).

    2. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [9, 10].

    3. Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [5, 14, 17]:

    • умением увидеть и распознать творческую проблему

(ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ);

    • умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей

(РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (ГИБКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • стремлением отказаться от шаблона или группового мнения

(ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • способностью к множественной перегруппировке идей и связей

(ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • способностью к анализу творческой проблемы как системы

(КОНКРЕТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • способностью к синтезу творческой проблемы как системы

(АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • чувством организационной стройности и идейной целостности

(ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ);

    • неконформностью оценок и суждений даже под давлением

(НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);

    • восприимчивостью ко всему новому и необычному

(ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ);

    • конструктивной активностью в неопределенных ситуациях

(ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ).

    1. Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

    2. Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22].

    3. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:

    • оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

    • непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

    1. В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [6, 14]:

    2. появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;

    3. зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;

    4. созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;

    5. логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;

    6. озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;

    7. экспериментальная проверка идеи.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности.

2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:

А. Методы, направленные на организацию креативной среды [2, 9, 13]. К этой группе относятся:

    1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:

    2. спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);

    3. экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.

    1. Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники [3, 15]:

а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов:

    1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач [1, 14]. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму.

Алгоритм ТРИЗ

ВНИМАНИЕ: записи ведутся простыми словами,

применение терминов и стереотипов запрещено

Шаг 1:

Условия

задачи

Система для:

(основная функция)

ОФ:

с помощью:

(принцип действия)

ПД:

состоит из:

(состав системы)

СС:

В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект № 1:

НЭ1:

НЭ1 можно удалить средством устранения:

СУ:

СУ вызовет новый нежелательный эффект №2:

НЭ2:

Вывод:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2

Шаг 2:

Постановка изобретательской

задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):

Шаг 3:

Дополнительные

условия

Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):

ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:

Определение оперативного времени конфликта (проблемы):

ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4:

Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:

СОЗ1:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

СОЗ2:

 

Шаг 5:

Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

УОЗ1:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:

УОЗ2:

 

Шаг 6:

Идеальный конечный

результат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

ИКР:

Шаг 7:

Формулировка требований

Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:

 

 

 

Шаг 8:

Анализ возможностей

системы

Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

 

 
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта