Главная страница
Навигация по странице:

Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий



Скачать 4.16 Mb.
Название Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий
Анкор TIMOIchast2.doc
Дата 22.04.2017
Размер 4.16 Mb.
Формат файла doc
Имя файла TIMOIchast2.doc
Тип Учебное пособие
#1382
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Первушкина Е. А.

Помелова М. С.

Теория и методика обучения информатике
Учебное пособие для проведения

практических и лабораторных занятий

Часть 2. Частная методика

Арзамас

АГПИ,

2

011


УДК 37.022: 681.3 (075.8)

ББК 32.81 я73

П 26

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
Рецензенты:

И.Е. Вострокнутов, доктор педагогических наук, профессор

М.И. Зайкин, доктор педагогических наук, профессор

Пособие одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры информатики, теории и методики обучения информатике 16.05.2011 г., протокол № 9.
Первушкина Е.А., Помелова М.С.

П 26 Теория и методика обучения информатике. Частная методика. Учебное пособие для проведения практических и лабораторных занятий. / Е.А. Первушкина., М.С. Помелова; Под ред. И.Е. Вострокнутова. Часть 2.   АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. – 89 с.
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальностям «Физика с доп.спец. Информатика», «Информатика с доп.спец. Математика» и направлениям «Физико-математическое образование» (профиль Информатика), «Педагогическое образование» (профиль Информатика, Информатика и математика) изучающих дисциплину «Теория и методика обучения информатике», «Методика преподавания информатики», может быть полезно начинающим учителям информатики, а также преподавателям, слушателям институтов повышения квалификации.

Издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Государственным стандартом общего образования по информатике и информационным технологиям.

УДК 37.022: 681.3 (075.8)

ББК 32.81 я73

© Первушкина Е.А., Помелова М.С. , 2011

© Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара, 2011


Содержание

Введение



7


Частная методика преподавания информатики

Раздел 1. Методика изучения содержательно-структурных компонентов курса информатики
Лабораторная работа 1.   Реализация линии информации и информационных процессов в рекомендованных учебниках информатики. Измерение информации
Лабораторная работа 2. Реализация линии информации и информационных процессов в рекомендованных учебниках информатики. Хранение и передача информации
Практическая работа 1. Линия представления информации
Лабораторная работа 3. Реализация линии представления информации в рекомендованных учебниках информатики. Системы счисления
Лабораторная работа 4. Реализация линии представления информации в рекомендованных учебниках информатики. Язык логики
Практическая работа 2.   Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Лабораторная работа 5.   Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Лабораторная работа 6.   Социальная информатика
Практическая работа 3. Информационные технологии
Лабораторная работа 7.  Обработка текстовой информации
Лабораторная работа 8.   Обработка графической информации
Лабораторная работа 9.  Обработка числовой информации
Лабораторная работа 10.   Мультимедийные технологии
Лабораторная работа 11.   Коммуникационные технологии
Лабораторная работа 12. Технология работы с базами данных
Практическая работа 4. Алгоритмизация и программирование
Лабораторная работа 13. Реализации линии алгоритмизации и программирования на основе школьных алгоритмических языках в рекомендованных учебниках информатики
Лабораторная работа 14. Реализации линии алгоритмизации и программирования на основе языков структурного программирования в рекомендованных учебниках информатики
Лабораторная работа 15. Реализации линии алгоритмизации и программирования на основе языков визуального программирования в рекомендованных учебниках информатики
Лабораторная работа 16. Реализации линии алгоритмизации и программирования в компьютерном практикуме по информатике и ИКТ
Практическая работа 5.  Формализация и моделирование
Лабораторная работа 17. Реализация линии формализации и моделирования в рекомендованных учебниках информатики (математические и физические модели)
Лабораторная работа 18. Реализация линии формализации и моделирования в рекомендованных учебниках информатики (компьютерные модели)
Раздел 2.Этапы и уровни обучения информатике
Практическая работа 6. Пропедевтический курс информатики
Практическая работа 7. Информатика в основной школе
Практическая работа 8. Информатика в старшей школе
Практическая работа 9. Этапы и уровни обучения информатике
Раздел 3. Методика преподавания пропедевтического курса информатики
Практическая работа 10. Общие вопросы преподавания пропедевтического курса информатики
Практическая работа 11. Частные методики преподавания пропедевтического курса информатики
Практическая работа 12. Методические системы преподавания пропедевтического курса информатики
Лабораторная работа 19. Средства обучения пропедевтическому курсу информатики
Лабораторная работа 20.   Урок информатики в начальной школе
Лабораторная работа 21. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения пропедевтического курса информатики и информационных технологий для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы

(Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова)
Лабораторная работа 22. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения пропедевтического курса информатики и информационных технологий для 5—6 классов средней общеобразовательной школы

(Л.Л. Босова)
Раздел 4. Методика преподавания базового курса информатики
Практическая работа 13. Общие и частные вопросы преподавания базового курса информатики
Лабораторная работа 23. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения базового курса информатики и ИКТ для основной школы (7-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова)
Лабораторная работа 24. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения базового курса информатики и ИКТ для основной школы

(7-9 классы) (Н. Д. Угринович)
Лабораторная работа 25. Анализ содержания, учебного и методического обеспечения курса информатики и ИКТ в профильных классах «Информатика X-XI» и элективного курса «Информационные системы и модели»

(10-11 классы) (Я. Г. Семакин, Е. К. Хеннер)
Лабораторная работа 26. Анализ содержания и методического обеспечения программы курса информатики и ИКТ в профильных классах программы профильного курса «Информатика и ИКТ» и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Н.Д. Угринович)
Лабораторная работа 27. Анализ содержания и методического обеспечения профильного курса «Информатика и информационные технологии» (10-11 классы) (10. А. Шафрин) и программы элективного курса «Математические основы информатики» (Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина)
Раздел 5. Элективные курсы образовательной области «Информатика»
Практическая работа 14. Место элективных курсов в школьном курсе информатики и ИКТ

Лабораторная работа 28. Элективный курс «Компьютерная графика»

(Л. А. Залогова)
Лабораторная работа 29. Элективный курс «Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц» (Н.Д. Угринович)
Лабораторная работа 30. Элективный курс «Технология создания сайтов» (А.В. Хуторской, А.П. Орешко)
Лабораторная работа 31. Элективный курс «Учимся проектировать на компьютере» (М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова)
Лабораторная работа 32. Элективный курс «Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами» (Н.А. Коряковцева)
Лабораторная работа 33. Элективный курс «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения» (А.В. Копыльцов)
Лабораторная работа 34. Элективный курс «Информационные системы и модели» (И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер)
Индивидуальные задания по частной методике преподавания информатики
Контрольная работа по ССК «Алгоритмизация и программирование»
Вопросы к зачетам и экзаменам
Заключение
Литература
Приложения


8
9

9


11


12
15

16

17

18

20
22
23
24
25
26
27
29
31
32


35


37


38

39
42


43

46
46
46
46
47
49
49

49

50

50

51
51

53

54
54

54


55


57

58

59

61
61
61

62


64

65

66

66

67

69
71
75
80
81
88



ВВЕДЕНИЕ
Настоящий практикум разработан в поддержку ряда курсов, изучаемых на физико-математическом факультете Арзамасского государственного педагогического института: «Теория и методика обучения информатике», «Технология и методика преподавания информатики», «Методика преподаваия информатики» и является одним из средств методической подготовки будущих учителей информатики.

Объем практикума в зависимости от специальности («Физика и информатика» или «Математика и информатика», «Физико-математическое образование») и формы обучения (дневная или заочная), а также последовательность и количество выполняемых работ может варьироваться.

Принятие в 2004 г. федерального компонента государственных образовательных стандартов означает временную фиксацию все еще формирующегося содержания обучения информатике в общеобразовательной школе. Эту тенденцию поддерживает и проектирование элективных и профильных курсов по информатике и ИКТ. В этой связи значительное внимание уделяется формированию общеметодических компетентностей, инвариантных относительно конкретного содержания учебного материала.

При разработке содержания практикума авторы исходили из необходимости сформировать у студентов собственную методическую систему обучения информатике, интегрирующую признанные педагогическим сообществом теоретические и практические подходы с их личностным пониманием и представлением.

Надеемся, что пособие будет полезно как студентам физико-математического факультета, так и учителям информатики.


Частная методика преподавания информатики

Общие указания по выполнению работ
1. При подготовке к занятию необходимо подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Цели и задачи изучения содержательно-структурного компонента (ССК) в курсе информатики и ИКТ.

2. Роль и место ССК в курсе информатики и ИКТ.

3. Обязательный и вариативный уровень организации учебного материала ССК.

4. ССК в стандарте и примерной программе.
2. Выполнение каждой лабораторной работы предполагает:

1. Построение тезауруса учебного материала ССК; установление внутрипредметных (внутри ССК и всего курса информатики) и межпредметных связей основных понятий (заполнение таблицы 1).

Таблица 1

Базовые понятия курса информатики


Понятие (определение), автор

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

(ранее изученные и

подлежащие усвоению)

1

2

3


2. Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.

3. Использование педагогических программных средств, учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.

4. Поиск эффективных способов сочетания методов и средств обучения при организации учебных занятий.

5. Решение основных типов задач.
3. В результате изучения содержательно-структурного компонента должны быть сделаны выводы:

- о роли ССК в решении общеобразовательных задач курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся;

- о роли ССК в решении задач развития общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков;

- о сущности и роли базовых понятий; уровнях, этапах и методах

их формирования; общеобразовательном и мировоззренческом аспектах их изучения.



Раздел 1. Методика изучения содержательно-структурных компонентов курса информатики
Лабораторная работа 1. Реализация линии информации и информационных процессов в рекомендованных учебниках информатики.

Измерение информации.
Цели: изучить основные понятия по данной теме, зависимость информативности сообщения, принимаемого человеком, единицы измерения информации, количество информации в сообщении об одном из N равновероятных событий, методические особенности изучения основных понятий.
1. Основные понятия для составления тезауруса:

  • информация (различные подходы к определению);

  • информатика, кибернетика;

  • информационные процессы;

  • язык как способ представления информации;

  • источник информации;

  • приемник информации;

  • носитель информации;

  • канал связи; бит;

  • свойства информации (полнота, актуальность, объективность, точность).


2. Ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем причина проблемы определения понятия « информация»? Приведите пример диалога, подводящего к определению информации.

  2. Как эволюционирует подход к линии информации и информационных процессов со сменой поколений школьных учебников?

  3. Как объяснить ученикам разницу между декларативными и процедурными знаниями? Подберите серию примеров, иллюстрирующих эти понятия.

  4. Объясните методический смысл введения понятия «информативность сообщения».

  5. Как объяснить ученикам тот факт, что в информационной технике применяется алфавитный подход к измерению информации?

  6. Приведите примеры равновероятных, неравновероятных событий и событий с разной вероятностью.

  7. В чем состоит ограниченность содержательного подхода к определению и измерению информации? На каких примерах можно объяснить этот факт ученикам?

  8. В чем состоят методические проблемы раскрытия учащимся вероятностного подхода к понятию информации? Как их преодолеть?

  9. Попробуйте на примере школьного урока проиллюстрировать следующие понятия: информационные процессы, носитель информации, хранилище информации, передача информации, шум и защита от шума, обработка информации.

  10. Приведите примеры систем, в которых должны быть выделены источник, приемник, носитель и канал передачи информации.

  11. Предложите вариант классификации языков, используемых в информатике.

  12. Количество информации, которое несет в тексте каждый символ (i), вычисляется по формуле: 2 i = N, где N — мощность алфавита. Данная формула имеет название …

  13. Язык HTML – пример … языка.

  14. При содержательном подходе к измерению информации, сообщение информативно, если оно содержит … сведения.

  15. При алфавитном подходе к измерению информации, мощностью алфавита некоторого языка называют …

  16. Сообщение несет один байт информации (при содержательном подходе), если неопределенность знаний уменьшается в __ раз(а).

  17. Какова минимальная мощность алфавита, пригодного для передачи информации?


3. Решите следующие задачи:

1. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщения об остановке шарика в одной из лунок?

2. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на май»?

3. Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов)?

4. Сколько бит информации несет сообщение, что из колоды в 32 карты: а)достали туза? б)пиковую даму?

5. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-битной кодировке?

6. Для записи сообщения используется 64-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 900 байтов информации и занимает ровно 4 страницы. Сколько символов в одной строке?

7. В корзине лежат 3 белых и 1 черный шар. Сколько бит информации несет сообщение о том, что извлечен черный шар?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта