Главная страница
Навигация по странице:

Питание детей от 1 года до 3 лет (2013). Учебное пособие Оренбург 2013 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Скачать 320.5 Kb.
Название Учебное пособие Оренбург 2013 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Анкор Питание детей от 1 года до 3 лет (2013).doc
Дата 14.04.2017
Размер 320.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Питание детей от 1 года до 3 лет (2013).doc
Тип Учебное пособие
#972
страница 1 из 4
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра факультетской педиатрии

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Учебное пособие

Оренбург 2013

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения

Российской Федерации


Кафедра факультетской педиатрии

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Учебное пособие
Оренбург 2013


УДК 613.22(075.8)

ББК 51.287я73

П 32
О.В. Мотыженкова, Л.С. Зыкова, А.А. Вялкова, О.К. Любимова

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОД А ДО 3 ЛЕТ. Учебное пособие. – Оренбург, 2013. – 46 с.
Аннотация

В пособии представлены сведения о принципах и методах организации рационального питания детей 1-3 лет жизни, нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, дана характеристика рациона питания и отдельных групп продуктов, а также способов их кулинарной обработки для детей соответствующего возраста. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, тестовые задания с эталонами ответов, перечень литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»
Рецензенты:

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА


СОДЕРЖАНИЕ





Введение……………………………………………………..………..…..

5




Цель изучаемой темы……………………………………………. ……..

8




Принципы и методы организации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет ………………………………………………………………….…

9




Нормы физиологических потребностей в энергии, пищевых, минеральных веществах и витаминах для детей 1 – 3 лет ………..…..


11




Значение отдельных нутриентов в питании детей 1 - 3 лет ..…………

12




Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях для детей от 1 года до 3 лет………………………....…..

19





Примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания для детей 1 – 3 лет ………………………………………………

21




Режим и распределение суточной калорийности рациона питания ….

22




Характеристика рациона питания детей от 1 года до 3 лет …… .…….

23




Характеристика отдельных групп продуктов ………………………….

24




Примерные возрастные объемы порции для детей от 1 года до 3 лет……………………………………………………………..…………...


24




Примерный рацион питания детей раннего возраста …………………..

32




Правила кулинарной обработки различных продуктов ………………..

35




Вопросы для самоподготовки и темы рефератов …………..…………..

39




Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки…………………………………………………………………


40




Эталоны ответов к тестовым заданиям …………………………………

44




Рекомендуемая литература ………………..…………………………….

45



ВВЕДЕНИЕ
Рациональное питание ребенка раннего возраста определяет его гармоничный рост, своевременное развитие внутренних органов и тканей, влияет на формирование интеллектуального и психомоторного статуса, а также на состояние здоровья в последующие годы жизни.

Совместные открытия генетиков и нутрициологов показали, что нутриенты и биологически активные вещества пищи способны активно взаимодействовать с генами, изменять их экспрессию и структуру ДНК. Питание – наиболее древний вид структурно-информационного воздействия внешней среды на организм человека. Информационная связь организма с внешней средой, осуществляемая через пищу, признается сейчас важным фактором здоровья. Получая в процессе питания актуальную информацию о внешней среде, организм оптимизирует процессы адаптации. Из этого следует, что уровень адаптированности человека к естественной среде обитания напрямую зависит от разнообразия потребляемой пищи.

 Дети в возрасте 1 – 3 лет имеют ряд особенностей развития, которые делают их весьма чувствительными к любым нарушениям питания:

  • сохраняется высокая скорость роста: прибавка массы тела за 2 – 3 год – 5 кг, прибавка роста – 16 – 20 см;

  • продолжается активное формирование костно-мышечной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем;

  • совершенствуются новые навыки: ходьба, удержание тела в вертикальном положении, ориентация в пространстве, происходит активизация и совершенствование движений, развитие мелкой моторики;

  • происходит дальнейшее развитие речи, познавательных функций, внимания, начинается социальная адаптация ребенка;

  • закладываются типологические особенности обменных процессов;

  • формируются основные гигиенические навыки;

  • увеличение контактов ребенка с окружающим миром требует напряженной работы системы иммунитета.

Значительные изменения претерпевает пищеварительная система:

  • активизируется соко - и ферментовыделительная деятельность желудочно-кишечного тракта, желчеобразование и желчевыделение. Уровень амилазы слюны достигает показателей взрослых у детей к 1 – 2 годам. Созревание защитных механизмов проявляется в повышении кислотности желудочного сока, увеличении количества лизоцима, лактоферрина и др. факторов защиты на слизистой оболочке пищеварительного тракта и в его секретах, однако слизистая оболочка пищеварительного тракта остается довольно чувствительной к действию механических и химических раздражителей;

  • продолжает формироваться жевательный аппарат. Количество зубов у ребенка к году составляет 8, к 1,5 годам – 14, к 2 – 2,5 годам ребенок имеет 20 молочных зубов. Происходит становление нервно-мышечной координации процесса жевания, что позволяет использовать в питании более плотную и густую пищу;

  • увеличивается емкость желудка с 250 мл в возрасте 1 года до 300 – 400 мл к 3 годам;

  • развиваются и совершенствуются вкусовые ощущения. Расширяется ассортимент используемых продуктов и блюд;

  • вырабатывается ритм питания;

  • прививаются гигиенические навыки питания, построенного с учетом возрастных особенностей.

Модель пищевого поведения человека формируется в детстве, особенно в первые четыре года жизни, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи (режиму, последовательности блюд и др.).

Главным фактором является влияние семьи и, прежде всего, матери. Приверженности матери в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагают ребенку.

Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, что отрицательно влияет на его аппетит.

В формировании вкусовых ощущений у ребенка имеют значение различные комбинации фруктов, овощей, молочных, мясных продуктов, запах и внешний вид блюд. Красиво оформленное блюдо в сочетании с его полезностью вызывает положительное отношение к пище.

Формирование привычки к употреблению овощей – важная задача первых лет жизни, поскольку достаточное количество овощей является важным фактором снижения энергетической плотности рациона, а следовательно, профилактикой ожирения.

Не меньшее значение для формирования вкуса имеет спокойная обстановка и благоприятные условия для приема пищи. При этом важным является доброжелательное и внимательное отношение к ребенку, поощрение его во время приема отдельных блюд, сдержанность при отказе от еды.

Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное новое блюдо. Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион ребенка продукты или блюда могут вызвать негативную реакцию. Необходимо терпеливо и неоднократно предлагать новый вид пищи, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.

Несомненно, формированию хорошего аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходят не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом – вилкой, на пятом – ножом. Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи.

Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
Цель пособия – сформировать у студентов знания особенностей пищеварительной системы у детей от 1 года до 3 лет, принципов и методов организации питания, примерных нормативов суточного потребления различных продуктов питания для детей данной возрастной группы, способов кулинарной обработки продуктов, обучить умению составить примерный рациона питания здоровому ребенку 1 – 3 лет, дать совет родителям по набору продуктов и способам приготовления блюд.
Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС третьего поколения для специальности «Педиатрия»:

ПК- 1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК-5

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование детей

ПК-12

способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку
  1   2   3   4
написать администратору сайта