Главная страница
Навигация по странице:

Естественное вскармливание. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней предназначено для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия



Скачать 464 Kb.
Название Учебное пособие по пропедевтике детских болезней предназначено для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия
Анкор Естественное вскармливание.doc
Дата 30.04.2017
Размер 464 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Естественное вскармливание.doc
Тип Учебное пособие
#5110
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8



Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра факультетской педиатрии

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


Учебное пособие


Оренбург – 2013

УДК 613. 22 (075.8)


ББК 51.289.1 я 73

Е 81

О.В. Мотыженкова, Л.С. Зыкова, А. А.Вялкова, О.К. Любимова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Учебное пособие. - Оренбург, 2013. – 92 с.

Аннотация

В пособии представлена характеристика естественного вскармливания (преимущества грудного вскармливания, пути сохранения лактации, сроки и техника прикладывания ребенка к груди, режимы кормления, блюда, сроки и техника введения прикорма), методы профилактики и лечения гипогалактии.

Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».
Рецензенты:

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра факультетской педиатрии

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


Учебное пособие

Оренбург - 2013

СОДЕРЖАНИЕ




Введение …………………………………………… …………………….

6




Цель изучаемой темы ……………………………… …………..………..

9




Принципы физиологического питания детей …………………………..

10




Переход от гемо – и амниотрофного питания плода к лактотрофному питанию ребенка ……………………………………………………… …


11




Характеристика женского молока ………………………………………

13




Рекомендуемые нормы потребности в энергии и пищевых веществах детей первого года жизни …………………………………………..……


20




Десять принципов успешного кормления грудью ……………….…….

22




Периоды грудного вскармливания ……………………………..……….

24




Первое прикладывание к груди ……………………………………..…...

26




Противопоказания к раннему прикладыванию к груди ……………….

27




Противопоказания к кормлению грудью ……………………….………

27




Кормление грудью и медикаментозное лечение матери…………...…..

29




Затруднения при вскармливании со стороны ребенка ……………..…..

30




Техника прикладывания ребенка к груди ………………………....……

32




Техника сцеживания молока …………………………………..………..

34




Проблемы, которые могут возникнуть у женщины при кормлении грудью ……………………………………………………………..……...


36




Питание беременной и кормящей женщины ……………………….…..

38




Гипогалактия ………………………………………………...…………...

43




Ориентировочные способы расчета объема питания для детей первого года жизни ……………………………………………………….


50




Кратность кормления детей первого года жизни …………………...….

51




Организация прикорма …………………………………………….……..

52




Характеристика продуктов прикорма … …………............................…..

55




Этапы и сроки введения блюд прикорма ……………………………....


57




Технология приготовления блюд прикорма в домашних условиях ..…

61




Пути сохранения грудного вскармливания до 1 -1,5 лет……………….

63




Заключение …………………………………………………………...…..

65




Вопросы и задания для самоподготовки. …..…………………………..

65




Тестовые задания …………………………………………………………

68




Ситуационные задачи …………………………………………………….

80




Эталоны ответов к тестовым заданиям ………………………………...

82




Эталоны ответов к ситуационным задачам ………………………….….

83




Рекомендуемая литература …………………………………………...…

90


ВВЕДЕНИЕ
Результаты научных исследований последних лет показывают, что питание ребенка влияет не только на его рост, развитие и состояние здоровья. Стало очевидным, что вскармливание на первом году жизни «программирует» метаболизм таким образом, что те или иные нарушения питания могут увеличить риск развития целого ряда заболеваний, таких как: аллергические болезни, ожирение, матаболический синдром, остеопороз и некоторые другие. Следует отметить, что все эти заболевания называют в настоящее время «эпидемией» цивилизации, что подтверждается ростом частоты случаев, тяжестью течения и многочисленными неблагоприятными последствиями.

Питание детей первого года жизни в РФ нередко является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма.

По данным Минздравсоцразвития РФ в 2008 году в Российской Федерации доля детей, находившихся на грудном вскармливании к числу детей, достигших 1 года, составляла от 3 до 6 мес. – 40,8%, от 6 до 12 мес. – 39,3%.





Грудное молоко матери













Высочайшая мудрость эволюции жизни

Золотой стандарт питания младенца

Основа духовности человека


Естественным (грудным) называется кормление ребенка посредством прикладывания к груди матери на протяжении 12 – 18 месяцев, при котором в первые 5 – 6 месяцев жизни ребенок находится на «исключительно» грудном вскармливании, а с 5 – 6 месяцев дополнительно к грудному молоку получает прикорм (каши, овощное пюре и другие блюда).

Лишение ребенка материнского молока не может не сказаться на характеристиках и итогах его развития, уменьшая в них долю специфически человеческого компонента и увеличивая долю биологии развития тех видов животных, молоком которых он вскармливается.

Давно известно, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 2,5 раза - инфекционными заболеваниями, в 1,5 раза - респираторными заболеваниями.

Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет важное значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаза, становления процессов электрогенеза в мышечной ткани сердца и нервных клетках головного мозга.

Оказалось, что способности к обучению в школе выше у детей, получавших материнское молоко на первом году жизни (они лучше осваивают математику и др. предметы). Это обусловлено получением ребенком эссенциальных жирных кислот, галактозы в первые три месяца жизни, а также тесным контактом ребенка с матерью и возникающей при этом положительной психо-эмоциональной стимуляцией развития.
ОСНОВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ПРОТИВ КОТОРЫХ ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПОЖИЗНЕННЫЙ ЭФФЕКТ


  1. Гиперлипидемия

  2. Гиперинсулинемия

  3. Тучность и ожирение

  4. Ранний атеросклероз

  5. Нарушение поведения и отношений

  6. Снижение способности к обучению

  7. У детей при кормлении грудью правильно формируется прикус, идет нормальное становление аппарата артикуляции звуков, что способствует формированию речи.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
Во время кормления грудью между матерью и ребенком устанавливается особая эмоциональная близость, которая сохраняется на долгие годы. Дети, вскормленные грудью, вырастают более контактными и впоследствии сами становятся хорошими родителями, в то время как среди бывших «искусственников» отмечается значительно больший процент «трудных» детей и подростков, которые в зрелости нередко не проявляют родительских чувств.
ВЛИЯНИЕ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ
А. Кормящей матери:

1. Снижение риска послеродовых осложнений и заболеваний.

2.Возможность использования контрацептивного эффекта грудного вскармливания. При лактационной аменорее (отсутствии менструации) и исключительно грудном вскармливании по требованию ребенка риск забеременеть в первые 6 месяцев после родов составляет 2 – 5 %.

Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребенка к груди, кормлении строго по режиму, отсутствии ночных кормлений, при введении прикормов.

После возобновления менструации лактация уже не оказывает такого выраженного контрацептивного действия.

3. Снижение риска онкологических заболеваний органов генитальной сферы и грудной железы на весь период предстоящей жизни.

4. В дальнейшем у женщины лучше половая потенция, выше фертильность (плодовитость).

Б. Детей от последующих беременностей:

Формирование повышенной жизнеспособности детей от последующих беременностей вследствие увеличения интервала между беременностями.

Нарушения в организации вскармливания детей первого года жизни является одной из причин значительной распространенности таких алиментарно-зависимых заболеваний, как анемия, гипо – и паратрофия, рахит, пищевая аллергия, и служит преморбидным фоном для возникновения и хронического течения заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.

Все это свидетельствует о необходимости проведения медицинским персоналом лечебно – профилактических учреждений дальнейшей работы по организации поддержки грудного вскармливания. Врач-педиатр должен знать пути сохранения грудного вскармливания и уметь управлять лактацией.

Цель пособия – сформировать представление о преимуществах естественного (грудного) вскармливания для ребенка и матери, сроках, технике прикладывания ребенка к груди, противопоказаниях к кормлению грудью, правилах успешного грудного вскармливания, обучить алгоритму выбора режима кормления и блюд прикорма в зависимости от возраста и нутритивного статуса ребенка первого года жизни, сформировать умение составлять рацион питания детям, находящимся на естественном вскармливании.
Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС третьего поколения для специальности «Педиатрия»:

ПК- 1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК-5

способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование детей

ПК-12

способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку



ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Физиологическая адекватность - максимальная степень соответствия пищевого продукта возможностям кусания, жевания, глотания, пищеварения, всасывания и метаболизма, которыми располагает ребенок данного возраста. Имеют значение также иммунологические, осмотические и вкусовые характеристики продукта.

Достаточное энергетическое обеспечение

Мультикомпонентная сбалансированность питания (30-40 нормируемых нутриентов).

Нутриентное предобеспечение

Обеспечение должно обязательно предшествовать и опережающее сопровождать все процессы роста и развития.

До зачатия должны быть восполнены дефициты питания и депонирования. Во время беременности питание также должно быть достаточным для покрытия потребностей растущего плода, депонирования нутриентов плодом, покрытия потребностей нормальной жизнедеятельности, роста матки, плаценты и грудных желез у беременной женщины, а также и формирования депо нутриентов для обеспечения длительной и достаточной лактации, а в случае беременности девочки-подростка еще и ее собственного адекватного роста и созревания. После рождения ребенка успех лактации и вскармливания будет определяться сложнейшим балансом между двумя массивами депо - у самого ребенка и у кормящей женщины, и тех нутриентов, которые мать будет получать непосредственно из пищи.

Медицинская поддержка грудного вскармливания в полном объеме должна включать в себя и коррекцию питания женщины при планировании деторождения, и периконцепционную профилактику нутриентной недостаточности и мониторинг питания беременной по всему спектру рекомендованных для беременности норм питания, и такой же тщательный мониторинг питания кормящей женщины. Можно дополнить этот перечень еще контролем питания у девочек-подростков (да и мальчиков тоже) в периоде их пубертатного вытягивания и завершения пубертата.
ПЕРЕХОД ОТ ГЕМО - И АМНИОТРОФНОГО ПИТАНИЯ ПЛОДА К ЛАКТОТРОФНОМУ ПИТАНИЮ РЕБЕНКА
Период грудного вскармливанияпредставляет собой не только этап жизни ребенка, отражающий своеобразие характеристик питания, который принято называть лактотрофным. Ему в онтогенезе предшествует длительный внутриутробный период гемотрофного питания, когда все основные ингредиенты питания доставлялись плоду через пуповину из материнского организма. В гемотрофном периоде плод выступает как чистый “потребитель” питательных, регулирующих и информационных субстанций, а процессы пищеварения осуществляются в пищеварительном тракте и метаболизирующих системах материнского организма.

Переход от гемотрофного питания к энтеральному представляет собой в полной мере революционный скачок, требующий напряжения всех адаптационных механизмов. По значению он вполне сопоставим с перестройками в дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной системах. Ускорению адаптации пищеварительной системы в значительной степени способствует возникающий во внутриутробном периоде между 3 и 5 мес. гестационного возраста механизм амниотрофного питания. Заглатывание плодом амниотической жидкости достигает 5 мл (кг/ч) массы тела и суммарно уже к 6 мес. внутриутробного периода достигает 50% всего объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт белков, липидов и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта, как расщепление и всасывание пищевых веществ, становление моторики.

Благодаря длительному и постепенному нарастанию объема поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов желудочно-кишечного тракта. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности плода, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию.

Сразу после рождения ребенка глюкоза перестает быть основным источником энергии, так как ее подача по гемотрофным путям прекращается. Возникающая гипогликемия стимулирует выброс катехоламинов и глюкагона. Последние активируют липолиз и способствуют резкому повышению содержания жирных кислот и кетонов в плазме. Переход на преимущественно жировые источники энергии в первоначальный период острой адаптации осуществляется за счет имеющихся у ребенка жировых депо, затем будет возрастать содержание жира в материнском молоке. Такой переход требует существенного изменения активности многих клеточных ферментов, участвующих в окислении жирных кислот, глюконеогенезе, синтезе карнитина и т.д. Таким образом, переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой цепь взаимосвязанных процессов, как со стороны кормящей матери, так и ребенка. Началом этой цепи являются формирование первых капель молока в молочной железе матери и первые попытки сосания груди со стороны ребенка, а завершением - формирование устойчивой и достаточной по объему лактации при хороших показателях развития и здоровья ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта