Главная страница
Навигация по странице:

картина мира. Вещественноэнергетическая картина мира



Скачать 34.5 Kb.
Название Вещественноэнергетическая картина мира
Анкор картина мира.doc
Дата 15.12.2017
Размер 34.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла картина мира.doc
Тип Документы
#12480

Вещественно-энергетическая картина мира.
Мы живем в макромире, т.е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъ­екты разделяют на неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и т.д.) и живые (сам человек, животные, растения и т.д.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры ко­торых чрезвычайно малы. Этот мир называется микроми­ром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в солнеч­ную систему. Солнце вместе с миллионами других звезд об­разует нашу галактику - Млечный путь, а миллионы га­лактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества.

Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва сгустка «первоматерии» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя су­ществовала фактически в форме энергии. Затем на протяже­нии долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, элементарные частицы стали образовывать атомы, а атомы - молекулы. Атомы и молекулы за счет сил гравитационного притяжения образовали сложные структу­ры мегамира (галактики, звезды, планеты).

Окружающий мир можно представить в виде иерархиче­ского ряда объектов: элементарных частиц, атомов, моле­кул, макротел, звезд, галактик и т.д. При этом на уровне молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой, человеком, обществом и техникой.



Поднятое над поверхностью земли тело обладает меха­нической энергией, нагретый чайник - тепловой, заря­женный проводник - электрической, ядра атома - атом­ной.

Механическая энергия падающей воды вращает турбины гидроэлектростанций, тепловая энергия превращается в электрическую на тепловых электростанциях, атомная в электрическую - на атомных станциях. Электрическая энергия передается по проводам и с помощью электродвига­телей превращается в механическую энергию (движение по­ездов, лифтов и т.д.).

Вещественно-энергетическая картина мира начала скла­дываться еще в античной философии, а с XVIII века форми­ровалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных сис­тем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук. Однако, не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традици­онного вещественно-энергетического подхода.

Информационная картина мира. Строение и функциони­рование сложных систем различной природы (биологиче­ских, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей инфор­мационных процессов. К концу XX века стала складывать­ся, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, инфор­мационным углом зрения, при этом она не противопоставля­ется вещественно-энергетической картине мира, но дополня­ет ее.

Получение и преобразование информации является усло­вием жизнедеятельности любого организма. Даже простей­шие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и хими­ческом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каж­дой клетке организма и является одним из основных факто­ров, определяющих его строение.

Человек воспринимает окружающий мир (получает ин­формацию) с помощью органов чувств (зрение, слух, обоня­ние, осязание, вкус). Для того чтобы правильно ориентиро­ваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей че­ловек принимает решения (обрабатывает информацию). В процессе общения с другими людьми человек передает и принимает информацию. Человек живет в мире информа­ции.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называют­ся информационными процессами.

Человеческое мышление можно рассматривать как про­цессы обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных об­разов, знания различных фактов и теорий и т.д.

История человеческого общества - это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информа­ции. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией меж­ду людьми используются языки. Хранение информации осу­ществляется с помощью книг, а в последнее время все боль­ше с помощью электронных носителей информации.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Че­ловеком созданы технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для авто­матической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого до­ступа ко всему объему информации, накопленному челове­чеством за всю его историю.

Информационный подход к исследованию мира реализу­ется в рамках информатики, комплексной науки об инфор­мации и информационных процессах.

Информатика - это наука, которая изучает ин­формационные процессы в живой и неживой при­роде, обществе и технике.

1. Дайте краткую характеристику вещественно-энергетической картины мира.

2. Дайте краткую характеристику информационной картины мира.


  1. Что изучает информатика?


Угринович Н. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000. – 440 с.: ил.
написать администратору сайта