Главная страница
Навигация по странице:

2 билет. Всеобщая декларация прав человека



Скачать 113.52 Kb.
Название Всеобщая декларация прав человека
Анкор 2 билет.docx
Дата 24.01.2018
Размер 113.52 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 2 билет.docx
Тип Документы
#15878

Всеобщая декларация прав человека2 билет

[править | править исходный текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Всеобщая декларация прав человека

элеонора рузвельт с испанской версией декларации прав человека.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека.

Создан

1948

Ратифицирован

10 декабря 1948

Место хранения

Дворец Шайо,Париж

Автор

Джон Хамфри, Рене КассенЧжан Пэнчунь, Шарль Малик, Элеонора Рузвельт и др.

Цель создания

Права человека

Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»)[1] от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правахМеждународным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.[2]

Содержание

  [убрать

  • 1 Создание и принятие

    • 1.1 Идея

    • 1.2 Составление

    • 1.3 Принятие

  • 2 Статус и распространение

  • 3 День прав человека

  • 4 Хронология основных событий

  • 5 Примечания

  • 6 Литература

  • 7 См. также

  • 8 Ссылки

Создание и принятие[править | править исходный текст]

Идея[править | править исходный текст]

Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах вВеликобританииБилль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу словасвободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Составление[править | править исходный текст]

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/59/udhradoption.gif/220px-udhradoption.gif

http://bits.wikimedia.org/static-1.23wmf5/skins/common/images/magnify-clip.png

Члены Комиссии ООН по правам человека обсуждают пакт о правах человека.

Первое заседание Комиссии ООН по правам человека прошло в городке Лейк-Саксес (англ. Lake Success) с 27 января по 10 февраля 1947 года, где председателем Комиссии была избрана Элеонора Рузвельт. В Комиссии были представители таких государств мира как Австралия,БельгияБелорусская Советская Социалистическая РеспубликаВеликобританияКитайКубаЕгипетИндияИранЛивияПанамаСССР,СШАУругвайФилиппиныФранцияЧилиЮгославия[3]. Они должны были подготовить документ, который сначала предполагалось назвать Международным биллем о правах. В работе Комиссии участвовал и представитель отдела по правам человека Секретариата ООН Джон Хамфри (англ. John Peters Humphrey). Джон Хамфри, канадский специалист в области международного права, был приглашён генеральным секретарем ООН на должность главы отдела по правам человека в 1946 году.

Поскольку Комиссия состояла из 18 членов и взгляды их во многом расходились, было очень трудно проводить работу по составлению черновика столь важного документа как Декларация. В итоге было решено, что первоначальный текст подготовят три представителя, чтобы Комиссия могла рассмотреть его на своём втором заседании. В подкомиссию по составлению проекта Декларации вошли сама Элеонора Рузвельт, представитель Китая Чжан Пэнчунь и ливанский дипломат и философ Чарльз Малик (англ. Charles Malik)[4][5]. Подкомиссия поручила опытнейшему юристу Хамфри, к тому обладавшему хорошей командой помощников из своего отдела, представить первоначальный набросок текста. На это повлияло также то, что поначалу даже такая маленькая группа из трёх человек не могла прийти к какому-либо общему взгляду на документ. В итоге Хамфри подготовил черновик проекта, состоящий из 48 статей. В этот же период было принято расширить состав подкомитета, чтобы туда вошли также представители Европы и Советского Союза.

9 июня 1947 года расширенный состав подкомиссии начал свою работу. Помимо Рузвельт, Чжана Пэнчуня, Малика и Хамфри туда вошли представитель Франции Рене Кассен, Уилльям Ходжсон от Австралии, Джеффри Уилсон от Великобритании, Эрнан Санта Круз от Чили и Владимир Корецкий от Советского Союза. Перед собравшимися стояла сложнейшая задача по созданию документа ещё не известного мировой политике. Как писал Чарльз Малик, по началу все были «абсолютно потеряны; мы совершенно не представляли, как нам справиться с порученной задачей»[6].

Опасения самого Малика состояли в том, что права человека могли быть сведены к важнейшим базовым понятиям, таким как необходимость иметь достаточно еды, иметь крышу над головой и возможность работать. При этом могли остаться в стороне возможно менее насущные, но тем не менее ключевые представления, как способность рассуждать, иметь своё мнение, отстаивать свои политические взгляды, которые отличают человека от прочего животного мира и которые также было необходимо учесть.

Рене Кассен был одним из самых опытных среди своих коллег. Еврей, переживший две мировые войны, приговорённый к смерти нацистами, потерявший в немецких концлагерях около тридцати своих родственников, Кассен внёс один из самых значительных вкладов в создание текста Декларации[7].

Предварительный текст, представленный на рассмотрение Хамфри, представлял собой исчерпывающий свод всех возможных видов прав человека. Занимающий по объёму 400 страниц, документ создавался на основе анализа всех действующих конституций, действующих норм права по правам человека, помощниками Хамфри рассматривались даже обращения частных лиц, содержащие те или иные предложения. Обширнейшая работа, черновик Хамфри не мог быть создан с нуля, в его основу легли такие документы как английская Великая хартия вольностей, американские Декларация независимости США и Билль о правах, а также французская Декларация прав человека и гражданина. Именно широта используемой базы обусловило то, что в документе рассматривается столь широкий круг прав: социальные, экономические, культурные. И если представители некоторых стран изначально не хотели, чтобы тот или иной круг прав входил в проект, то после создания первоначального черновика они уже не могли отменить это простым желаниям, им приходилось аргументированно доказывать, почему они так считают. Наиболее важными документами, из которых Хамфри заимствовал свой текст, были тексты-предложения, представленные для предварительного рассмотрения Американским институтом права и Внутриамериканским юридическим комитетом (Inter-American Juridical Committee)[8].

После обсуждения предварительной версии проекта Хамфри было решено опять сузить состав группы разработчиков, чтобы ускорить процесс, грозивший увязнуть в длительных дискуссиях. В этот раз в группу вошли Кассен, Малик, Рузвельт и Уилсон. Задание составить вторую версию проекта для рассмотрения сначала группой, а потом и Комиссией, было поручено Рене Кассену, как специалисту в области права, так и прекрасному писателю[9][10]. В эти же года Кассен возглавлял французский Государственный совет и занимался восстановлением послевоенной французской юридической системы.

Свою работу Кассен завершил за два дня в июне 1947 года. Главной заслугой Кассена являлось придание документу чёткой и ясной структуры, из списка Хамфри им был сформирован логически связный документ. С целью построения данной структуры Кассеном была написана вступительная преамбула, где были очерчены общие принципы[11], включены шесть вступительных статей, 32 статьи были сгруппированы в 8 групп, а также добавлены два заключительных положения о применении. Кассен сравнивал Декларацию спортиком греческого храма с фундаментом, лестницами, четырьмя колоннами и фронтоном.

Статьи 1 и 2 закладывают фундамент, подчеркивая принципы достоинства, свободы, равенства и братства. Семь абзацев преамбулы провозглашают причины провозглашения «Декларации» и является ступеньками к ней. Основной текст «Декларации» формирует четыре колонны. Первая колонна (ст. 3-11) провозглашает права индивида, такие как право на жизнь и запрет рабства. Вторая колонна (ст. 12-17) провозглашает права индивида в гражданском и политическом обществе. Третья колонна (ст. 18-21) провозглашает духовные, общественные и политические свободы, такие как свободу вероисповедания и свободу ассоциаций. Четвёртая колонна (ст. 22-27) определяет социальные, экономические и культурные права.

По модели Кассена последние три статьи Декларации образуют фронтон, связывающей всю структуру в одно целое. Эти статьи посвящены обязанностям индивида перед обществом и накладывают запрет злоупотребления правами в ущерб той цели, которую заложила в них Организация Объединенных Наций[12].

В течение многих лет создателем Декларации считался именно Кассен. Лишь в конце двадцатого века исследователи обнаружили в бумагах Хамфри черновик документа, его первую версию, написанную от руки. Однако и после этого Хамфри отказывался считать себя создателем Декларации, заявляя, что создать черновик в одиночку было невозможно, а «конечный текст Декларации — дело рук сотен людей».

Хотя в дальнейшем текст Декларации подвергался существенным правкам перед тем, как быть утверждённым, именно черновик Хамфри, глубоко переработанный Кассеном, стал основой будущего документа[13].

Вариант Кассена был представлен на рассмотрение группы 17 июня 1947 года. Он был частично переработан для того, чтобы быть представленным Комиссии. В декабре 1947 года полный состав Комиссии по правам человека ООН собрался в Женеве. На сессии присутствовали консультанты от множества организаций (например, Американская федерация труда,Межпарламентский союзМеждународный комитет Красного КрестаМеждународный женский совет (англ. International Council of Women), Всемирный еврейский конгресс и др.). Предстояло рассмотреть и утвердить для дальнейшей передачи в ООН сложнейший документ. Элеонора Рузвельт составила плотный график работы, который включал заседания вплоть до поздней ночи. Именно благодаря ей удалось завершить рассмотрение Декларации и прийти к единой позиции, несмотря на различия во мнениях, к концу сессии 17 декабря.

Одним из ключевых вопросов рассмотрения документа сессией, стал вопрос о включение в Декларацию положений, предусматривающих инструменты, которые позволяли бы контролировать выполнение положений, заявленных в Декларации. Представительница Индии, Ханса Мехта (англ. Hansa Jivraj Mehta), а также австралиец Уильям Ходжсон настаивали на том, что без них текст документа не будет иметь никакой силы, и нарушивший его не понесёт никакого наказания. Они предлагали либо внести положения об ответственности за несоблюдение в сам документ, либо же учредить международный трибунал, который бы рассматривал подобные случаи.

Также вступали в противоречие позиции молодых, недавно образованных наций, с позициями крупных государств. Бывшие колонии, молодые страны хотели видеть в Декларации легальный прецедент для осуществления прав человека, который они могли бы использовать в построении своих свободных обществ. Крупные же государства, наоборот, опасались, что слишком радикальные положения могут поколебать их целостность.

В результате жарких дебатов была создана третья версия Декларации, так называемая «Женевская версия» (Geneva draft).

Обсуждение документа продолжилось в мае 1948 года на следующей встрече Комиссии в Нью-Йорке. Она должна была выработать окончательный текст документа для представления в дальнейшие инстанции. Работа была завершена 18 июня, когда общий голосованием документ был принят при 12 голосах «за», 0 «против» и трёх воздержавшихся — СССР, Украина и Белоруссия[14].

Принятие[править | править исходный текст]

Голосование за декларацию осуществлялось постепенно. 23 из 31 статей проекта декларации были приняты единогласно. По результатам обсуждения, статья 3 проекта декларации была объединена со статьёй 2. В ходе обсуждения и постатейного голосования выявилось противостояние западных стран и стран советского блока.[15] Глава советской делегации в ООН Андрей Януарьевич Вышинский отзывался о декларации следующим образом:

Несмотря на некоторые свои достоинства, этот проект имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных в этом проекте основных свобод и прав человека.

— Рождение всеобщей декларации прав человека

 

 (недоступная ссылка с 21-05-2013 (203 дня) — история

 

копия

 

)

Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана 48 странами на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Пале де Шайо (Париж) 10 декабря 1948 г. Белорусская ССРУкраинская ССРСоюз ССРЧехословакияПольшаЮгославияЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании.[16]

Статус и распространение[править | править исходный текст]

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными какимперативная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.[17]

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году)[18] и является самым переводимым документом в мире.[19]

Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).

Первая известная публикация декларации в СССР на русском языке в общедоступных СМИ имела место в бюллетене «Курьер ЮНЕСКО» № 10 за 1958 год, а также в брошюреАнатолия Мовчана «Международная защита прав человека», выпущенной Государственным издательством юридической литературы в том же году.[20]

День прав человека[править | править исходный текст]

Основная статья:День прав человека

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/53/pan-gi-mun-gsun-anniversary.jpg/220px-pan-gi-mun-gsun-anniversary.jpg

http://bits.wikimedia.org/static-1.23wmf5/skins/common/images/magnify-clip.png

Пан Ги Мун на праздновании Дня прав человека в 2007 году.

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций. Каждые десять лет предпринимаются кампании по продвижению Декларации и непосредственно прав человека. 10 декабря 2007 годастартовала кампания под названием «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в которой приняли активное участие все страны-члены ООН, которая продлилась ровно год, до 60-ой годовщины.[21]

Кофи Аннан
Генеральный секретарь
Организации Объединенных Наций


 

 

"Комиссия по правам человека является главным архитектором деятельности Организации Объединенных Наций в области прав человека. Состоящая из представителей правительств, она призвана воплотить стремление человечества к миру и развитию во всем мире на основе уважения прав человека. В системе Организации Объединенных Наций нет другого органа, в работе которого принимает участие столь большое число правительств, международных и региональных организаций, а также неправительственных организаций, стемчтобы откровенно обсудить существующие проблемы, отметить примеры надлежащей практики и определить программу действий в области прав человека на предстоящий год".

 

Мэри Робинсон
Верховный комиссар
Организации Объединенных Наций


по правам человека 





Что такое Комиссия по правам человека?

 

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.  С момента своего создания Организация Объединенных Наций ведет работу по развитию и осуществлению прав человека.

 

Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций является основным органом по поощрению и защите прав человека.  В 2002 году в ее состав входят 53 государства: 

 

Австрия, Алжир, Аргентина, Армения, Бахрейн, Бельгия, Бразилия, Бурунди, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Германия, Демократическая Республика Конго, Замбия, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Камерун, Канада, Кения, Китай, Коста-Рика, Куба, Ливийская Арабская Джамахирия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Соединенное Королевство, Судан, СьерраЛеоне, Таиланд, Того, Уганда, Уругвай, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка и Япония.

 

Каждый год Комиссия собирается на очередную шестинедельную сессию, которая проводится в марте/апреле в Женеве.  В работе сессии принимают участие свыше 3 000 делегатов из числа государств-членов и наблюдателей, международных и межправительственных организаций,а также неправительственных организаций.

 

Чем занимается Комиссия по правам человека?

 

К числу важнейших задач, возложенных на Комиссию, относится разработка стандартов в области прав человека.  В 1948 году Комиссия завершила работу над эпохальной Всеобщей декларацией прав человека.  В дальнейшем она занималась разработкой стандартов в области права на развитие, гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав, ликвидации расовой дискриминации и пыток, а также в области прав ребенка и прав правозащитников.  Все государства, соблюдающие эти стандарты, обязаны соблюдать предусмотренные ими права и регулярно отчитываться перед учрежденными в этой связи международными наблюдательными органами.

 

В ходе своей очередной ежегодной сессии Комиссия принимает около ста резолюций, решений и заявлений Председателя по проблемам, касающимся лиц, проживающих во всех регионах мира и находящихся в различных жизненных обстоятельствах.  Эти положения должны осуществляться правительствами государств - участников Организации Объединенных Наций, Управлением Верховного комиссара по правам человека и, в ряде случаев, также другими учреждениями ООН.

 

Регулярно Комиссия определяет области, где действующие стандарты нуждаются в дальнейшей доработке с целью учета новых и обостряющихся проблем.  В 2002 году она разрабатывала дополнительные стандарты в таких областях, как права коренных народов, насильственные исчезновения и защита от пыток. 

 

По каким вопросам ведется обсуждение?

 

Основными обсуждаемыми вопросами являются: 

 

-   право на самоопределение;

-   расизм;

-   право на развитие;

-   вопрос о нарушении прав человека на оккупированных арабских территориях, включая Палестину;

-   вопрос о нарушении прав человека и основных свобод в любой части мира;

-   экономические, социальные и культурные права;
-   гражданские и политические права, например вопросы о пытках и задержаниях, исчезновениях и казнях без надлежащего судебного разбирательства, свободе выражения мнений, независимости судей, безнаказанности и религиозной нетерпимости;

-   права человека конкретных групп и отдельных лиц, таких, как трудящиеся-мигранты, меньшинства и

перемещённые лица;
-   права женщин и детей;

-   вопросы коренных народов;


а также другие вопросы более общего характера.

 

Как работает Комиссия?

 

В случае возникновения проблем Комиссия принимает меры по их решению.  Она регулярно просит Управление Верховного комиссара по правам человека оказывать помощь правительствам в рамках его программы консультативного обслуживания и технического сотрудничества в области прав человека.  Такая помощь предоставляется в форме оказания экспертами консультативных услуг, проведения семинаров по вопросам прав человека, организации национальных и региональных учебных курсов и рабочих совещаний, выделения стипендий и дотаций, атакже проведения других мероприятий, направленных на укрепление национального потенциала в области защиты и поощрения прав человека.


Комиссия располагает рядом различных тематических и страновых процедур и другими механизмами.  В частности, специальные докладчики, представители или независимые эксперты проводят сбор информации и представляют доклады по следующим тематическим вопросам:

 

достаточное жилище;  произвольные казни;  право на развитие;  образование;  крайняя нищета;  право на питание;  свобода выражения мнений;  правозащитники;  независимость судей и адвокатов;  лица, перемещенные внутри страны;  наемники;  мигранты;  расизм;  свобода религии или вероисповедания;  торговля детьми, детская проституция и порнография;  структурная перестройка и внешний долг;  пытки; токсичные отходы;  насилие в отношении женщин;  возможный факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;  коренные народы и наличие уголовного законодательства и системы прав человека для защиты лиц от насильственных или недобровольных исчезновений;

 

а также по вопросу о положении в следующих странах:

 

Афганистане, Боснии и Герцеговине,Бурунди, Демократической Республике Конго, Ираке, Иране, Мьянме, Союзной Республике Югославии, Судане и Экваториальной Гвинее, а также на оккупированных палестинских территориях.

 

При подготовке своих докладов они используют информацию, полученную от правительств, неправительственных организаций и отдельных лиц.

 

Однако без практического осуществления стандарты в области прав человека не имеют большой ценности.  Именно поэтому Комиссия посвящает немалое время изучению проблем, связанных с их реализацией.  Часть этой работы затрагивает весьма щекотливые аспекты, порождая широкие дискуссии и нередко - расхождение во мнениях.

 

Мерилом успеха Комиссии является ее способность изменять жизнь людей к лучшему.   
Что такое Подкомиссия по правам человека? 

Подкомиссия по поощрению и защите прав человека является основным вспомогательным органом Комиссии.  В ее состав входят избираемые Комиссией эксперты, действующие в своем личном качестве.

 

Она учредила рабочие группы по меньшинствам, современным формам рабства, коренным народам и по сообщениям, т.е. жалобам отдельных лиц и организаций (в рамках так называемой процедуры 1503).

 

Если жалобы отдельных лиц или организаций, получаемые рабочей группой Подкомиссии по сообщениям, свидетельствуют о систематических и серьезных нарушениях прав человека в той или иной стране, этот вопрос может быть доведен до сведения рабочей группы Комиссии по ситуациям и самой Комиссии.

 

 

Какую помощь вы могли бы оказать Комиссии в ее работе?

 

Защита прав человека - обязанность не только Организации Объединенных Наций или правительств.  Каждый человек должен содействовать созданию и улучшению условий, обеспечивающих уважение прав человека.  Хотя частные лица не принимают непосредственного участия в сессиях Комиссии по правам человека, они играют весьма важную роль в деле снабжения ее механизмов информацией и тем самым способствуют деятельности самой Комиссии.

 

Комиссия приветствует информацию от отдельных лиц и групп.  Конкретные проблемы могут быть доведены до сведения Комиссии следующими путями:

 

-   По любому конкретному вопросу отдельные лица могут обратиться в Управление Верховного комиссара по правам человека.  В случае нарушений прав человека, свидетельствующих о наличии постоянной практики серьезных нарушений, отдельные лица могут воспользоваться процедурой 1503.

 

-   Неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, могут направлять Комиссии письменные сообщения.  Кроме того, они могут быть аккредитованы для участия в ежегодных сессиях Комиссии.  Это даст им возможность выступить в ходе обсуждения пунктов повестки дня соответствующей сессии.

 

Дополнительная информация о правах человека и деятельности Комиссии по правам человека

 

Источниками дальнейшей информации являются:

 

-   брошюра "Договорные органы" и другие материалы по правам человека, имеющиеся в местном отделении Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) или Информационном центре Организации Объединенных Наций, а также на вебсайте Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека;

 

-    публикации Организации Объединенных Наций, имеющиеся в книжных магазинах Отделения Организации Объединенных Наций в Женеве и Центральных учреждений Организации Объединенных Наций в НьюЙорке;

 

-    вебсайты Организации Объединенных Наций (www.un.org) и Управления Верховного комиссара по правам человека (www/unhchr.ch) в Интернете.

 

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, входящее в состав Секретариата Организации Объединенных Наций, обеспечивает Комиссии по правам человека и другим совещаниям по правам человека секретариатское обслуживание и расположено в Женеве (Швейцария).

 

С любыми вопросам о деятельности Комиссии по правам человека просьба обращаться к ее Председателю через Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по следующему адресу:

 
написать администратору сайта