Главная страница
Навигация по странице:

Метод. двор А5. Ярославский государственный технический университет



Скачать 21.69 Mb.
Название Ярославский государственный технический университет
Анкор Метод. двор А5.doc
Дата 22.04.2017
Размер 21.69 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Метод. двор А5.doc
Тип Методические указания
#1800
страница 3 из 5
1   2   3   4   5
Под пространственно-поведенческими группами (ППГ) следует понимать дифференцированные социально-демографические группы населения жилых образований с выявлением характерных видов и форм деятельности, определяющих специфические требования к их пространственной организации на территории дворового пространства.

Поведенческая модель, уточняет параметры (функциональную насыщенность, степень функциональной совместимости и возможности взаимозаменяемости, метрические размеры) функционально-планировочных элементов, участвующих в пространственно-планировочной организации дворовых пространств [4,18].

Функциональные потребности и возможности населения, дифференцируемые как пространственно-поведенческие группы (ППГ) и их вероятностное поведение следует рассматривать в соответствии с градацией возрастного показателя.
ППГ-1. Дети от момента рождения до 1,5 лет, не обладающие самостоятельной пространственной подвижностью без сопровождения взрослых;

ППГ-2. Дети от 1,5 до 3 лет, преддошкольного возраста, обладающие ограниченной самостоятельной функциональной подвижностью;

ППГ-3. Дети от 3 до 5 лет, преддошкольного возраста, обладающие малой самостоятельной функциональной подвижностью;

ППГ-4. Дети от 5 до 7лет, дошкольного возраста, обладающие достаточной самостоятельной функциональной подвижностью;

ППГ-5. Дети от 7 до 10 лет, младшего школьного возраста, обладающие самостоятельной функциональной подвижностью;

ППГ-6. Дети от 11 до 14 лет, среднего школьного возраста, обладающие высокой самостоятельной функциональной подвижностью;

ППГ-7. Дети от 14 до 18 лет, старшего школьного возраста;

ППГ-8. Трудоспособное взрослое население, участвующее в процессе профессионального обучения или производственной занятости, от 18 до 55-60 лет;

ППГ-9. Взрослое население пенсионного возраста, обладающее достаточной степенью подвижности для функционирования на территории дворового пространства и вне его в городской среде, от 55-60 до 70-75 лет;

ППГ-10. Взрослое население старшего возраста, являющееся наиболее малоподвижной группой населения, вследствие физических возможностей соответствующих возрасту, 70-75 лет и более;

ППГ-11. Группа населения, включающая инвалидов и маломобильные группы.

Каждая ППГ, дифференцированная по возрастным группам населения, характеризуется количественным показателем в процентном соотношении от всего населения и усреднено принимается, согласно данным Федеральной службы государственной статистики: ППГ- 1, ППГ-2 и ППГ-3 вместе составляют 5,1% населения; ППГ-4 и ППГ-5 вместе составляют 4,5%; ППГ-6 – 5,1%; ППГ-7 – 8,5%; ППГ-8 – 59,8%; ППГ-9 – 8,2%; ППГ-10 – 8,8%. На основе нормативных требований к планировочным элементам доля инвалидов в большинстве случаев исчисляется 10% от общего количества жителей.
Функциональная востребованность дворового пространства социально-демографическими группами населения, их поведенческие характеристики позволяют уточнить типологический состав и площади функционально-планировочных элементов (по отношению к нормативным [12]).

На основании проведенной функционально-типологической дифференциации территорий дворового пространства жилого образования выделены более детализированные планировочные элементы формирования двора (см. табл.9), входящие в состав нормируемых площадок дворовых территорий (см. табл.2).

Характер связей ППГ с типами планировочных элементов дворового пространства определен в табл. 9.

Отказ от однозначного определения форм организации пространства с заданной функцией приводит к необходимости рассматривать сходные пространственно-ресурсные модели функционирования. Таким образом, пространственное отражение функции связано с возможностями изменения последней, ее большим обобщением и выражением в характеристиках геометрии и оборудования пространства.

На основании проведенной функционально-типологической дифференциации территорий дворового пространства жилого образования выделены более детализированные планировочные элементы формирования двора (см. табл.9) в отношении к нормативным [5,7,12].


Т а б л и ц а 9.


Пространственно-поведенческие группы

(ППГ-№)

Планировочные

элементы двора


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


Пешеходные внутридворовые коммуникации, в том числе используемые для променадов, с организацией мест отдыха.

1 .Прогулочные аллеи, прогулочные дороги

+

у

+

у

ви

у

ви

у

ви

ви

ви

ви

+

у

ви

+


Площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.«Тихая» детская игровая площадка («Тихая» ДИП).

ви

у

+

у

+

у

_

_

_

_


у


у

_

ви

3. Детские игровые площадки (территории) с игровым оборудованием (ДИП).

_

ви

у

ви

у

+

у

+

ви

_


у


у

_

ви

4. Детские площадки-лужайки для подвижных игр (ДПЛ).

ви

у

ви

у

+

у

+

у

ви

ви

_

_

_


_

ви


5. Детская гимнастическая площадка (ДГП).

_

_

ви

у

+

у

+


_

_

_

_

_

ви


Площадки для физкультурно-оздоровительных занятий

6. Спортивно-игровая площадка для подвижных игр (СИП).

_

_

ви

у

ви

у

+

+

ви

ви

_

_

_

7.Физкультурно-гимнастическая площадка* (ФГП).

_

_

_

_

ви

+

+

ви

ви

_

ви

8. Площадки спортивно-игрового комплекса* (СИК).

_

_

_

_

_

ви

+

ви

_

_

_



(продолжение) Т а б л и ц а 9.


Места тихого отдыха, площадки для отдыха взрослого населения

9. Места «тихого» отдыха (МТО) с размещением скамеек

+

у

+

у


ви

у


_

_

_

ви

+

+

у

+


+

10. Площадки для отдыха взрослого населения. (ПОВ)

ви

у

_


_

_

_

_

ви

+


+

ви

+

11. Общественная территория (площадка) с функцией внутридворового общения (ОТ).

ви

у

ви

у

ви

у

ви

у

ви

ви

ви

ви

+

ви

ви



Примечания:

+ - планировочные элементы, используемые соответствующей группой ППГ;

- - планировочные элементы, функционально не используемые соответствующей группой ППГ;

ВИ – вероятностная возможность использования территорий и площадок ППГ, в том числе с замещением функции во времени;

У - участие взрослых в функции сопровождения детей ППГ – 1,2,3,4;

* - организация планировочного элемента возможна, если позволяют размеры территории дворового пространства (см. Площадки для физкультуро-оздоровительных занятий (общие положения), прим. 3 табл.2 и прим. табл. 6).
Функционально-планировочные элементы формирования дворового пространства жилого образования.
Пешеходные внутридворовые коммуникации.
1*. Аллеи, пешеходные дороги, дорожки и тропинки.

Тротуары, аллеи, пешеходные дороги относятся к основным пешеходным коммуникациям. Они должны обеспечивать пешеходную связь между входами в жилые дома и местами входа-выхода из двора.

При проектировании основных пешеходных коммуникаций следует обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность и минимизацию их протяженности с исключением транзитных пешеходных потоков через

________________________

*- нумерация и перечень функционально-планировочных элементов дворовой территории приняты в соответствии с табл. 9).

дворовое пространство, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения.

Аллеи и пешеходные дороги обычно устраиваются в направлениях основных внутридворовых пешеходных потоков и зачастую являются планировочным отражением композиционных осей при формировании объемно-пространственной организации дворового пространства.

Ширина пешеходной части аллей и пешеходных дорог принимается кратно 0,75 м (ширина полосы движения одного человека) и зависит от интенсивности пешеходных связей и от вида зеленых насаждений: при озеленении кустарником - не менее 1,5 м , при озеленении деревьями - не менее 2,25 м [7].

Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами необходимо устройство бордюрных пандусов с уклоном 1:12 (в некоторых случаях допускается 1:10) шириной 1,2 м.

Аллеи и пешеходные дороги следует оборудовать площадками кратковременного отдыха, которые размещаются не реже чем через каждые 100 м с установкой скамей и урн. Площадка для отдыха должна прилегать к пешеходным дорогам и иметь глубину не менее 120 см. Расстояние от внешнего края сиденья скамьи до пешеходного пути должно быть не менее 60 см. Длина площадки должна быть рассчитана на размещение, как минимум, одной скамьи, двух урн, а так же места для инвалида-колясочника (свободное пространство шириной не менее 85 см рядом со скамьей).

Аллеи и дороги должны иметь ровное и твердое покрытие (рекомендуется предусматривать мощение плиткой).

Дорожки и тропинки являются второстепенными пешеходными коммуникациями. Они обеспечивают пешеходную связь планировочных элементов дворовых территорий между собой и с основными пешеходными коммуникациями дворового пространства.

Ширина для дорожек принимается - 1,0-1,5 м, для тропинок – 0,75 м. Дорожки, как правило, выполняются с твердым или комбинированным покрытием (исключение асфальтовое покрытие).

Специально организованная дорожка (или сеть дорожек) на территории дворового пространства может выполнять функцию пешеходных прогулок (променада). Она проектируется с твердым покрытием и должна обладать достаточной протяженностью. При возможном замещении функции во времени, данная дорожка может быть использована как велосипедная дорожка, как дорожка для катанья на роликовых коньках или скейтбордах для детей до 10 лет и как «тропа здоровья» в структуре физкультурно-спортивных занятий (см. Прил. 4, Рис. 4.1). Ширину променада следует принимать не менее 1,5 м. Размещение променада должно учитывать наименьшие расстояния безопасности от края до проезжей части и деревьев - 0,75 м; - до стоянок автомобилей - 1,5 м.

Дорожка променада, как правило, организуется по периметру дворовой территории, ограниченной проездами, и не должна пересекать проезды. Дорожка должна находиться в уровне пешеходных коммуникаций, и отделятся от проездов зелеными насаждениями.
Площадки для игр детей дошкольного и

младшего школьного возраста

(общие положения).
Детские игровые площадки предназначены для игр и активного отдыха и их следует проектировать в зависимости от функционирования групп детей (ППГ) подразделяя на зоны по возрастным категориям. Территория для игр детей может быть организована в виде отдельных площадок для детей разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Следует выделить и «обособить» как «тихие» площадки для игр детей от 1 года до 5 лет. Площадки для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно условно разделить с помощью усложняемых игровых устройств на зоны для 5-7, 8-10 лет.

Территория участка для игр рассчитывается исходя из минимальной площади, необходимой для одного ребенка: 1-4 лет - 5-7 м2; 5-7 лет - 7-10 м2; 8-10 лет - 10-12 м2 [5]. Общая площадь площадок для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется по табл. 2 [12].

Детская физическая активность, осуществляемая в произвольном режиме, стимулируется у детей благодаря размещению на детских площадках физкультурно-игровых устройств, оборудованных мест для игр с водой и песком и т.д. Рекомендуемое игровое и спортивное оборудование в зависимости от возраста детей приведено в Приложении 3.

На территории каждой детской игровой площадки проектируется теневой навес. Теневые навесы для детей преддошкольного и дошкольного возраста ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 метра.

Игровые площадки для детей преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста организуются на территории дворового пространства жилого образования, а для детей старших возрастов может быть предусмотрено за его пределами на пришкольных территориях и других местах городских рекреаций (см. прим. 3 табл.2).

Для размещения взрослых, сопровождающих детей во дворе, на площадках для игр детей организуются скамейки рядом с игровой территорией, при этом площадь площадки может быть увеличена на 15-25 м2. Допускается объединение площадок дошкольного возраста с площадками тихого отдыха взрослых. Соседствующие детские и площадки отдыха взрослых (ПОВ) следует разделять густыми зелеными посадками и декоративными стенками.

Детские площадки следует изолировать от транзитного пешеходного движения, проездов, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников, участков гаражей-стоянок. Подходы к детским площадкам не должны быть организованы с проездов и улиц. При условии изоляции детских площадок зелеными насаждениями (деревья, кустарники) минимальное расстояние от границ детских площадок до гостевых стоянок автомобилей следует принимать при количестве стояночных мест автомобилей: до 10 м/мест – 15 м, от 11 до 100 м/мест – 25 м, до площадок мусоросборников - 15 м [10].

На детских игровых площадках следует предусматривать «мягкие» виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) в местах расположения игрового оборудования и других, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамеек рекомендуется оборудовать твердыми видами покрытия. При травяном покрытии площадок необходимо предусматривать пешеходные дорожки к оборудованию с твердым, «мягким» или комбинированным видами покрытия.

Детские площадки должны быть озеленены посадками деревьев и кустарника с учетом требований инсоляции до 10-11часов утром и после 16-17 часов вечером. Деревья с восточной и северной стороны площадок должны высаживаться не ближе 3-х м, а с южной и западной - не ближе 1 м от края площадки до оси дерева.

Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка. Не допускается размещение осветительного оборудования на высоте менее 2,5 м.

  1. Тихая детская игровая площадка («Тихая» ДИП.).


Тихие детские игровые площадки организуются (см. общ. положения) для детей преддошкольного возраста от 1,5 до 3 и от 3 до 5 лет (ППГ-2,3).

Вследствие того, что оборудование игровой площадки для детской от 1,5 до 3 лет и оборудование игровой площадки для детей 3-5 лет совпадают по номенклатуре, даже при различии по размерам, они могут объединяться в единую территорию тихой игровой площадки. При этом следует решить вопрос ее функционального зонирования для использования разными возрастными группами с возможным замещением или «перетеканием» функций и пространства.

Площадь площадки (площадок) для детей преддошкольного возраста оптимально должна составлять 50-75 м2 [5]. Площади площадок могут быть рассчитаны, исходя из процентного соотношения данных групп детей к общему количеству детей в жилом образовании, и будут составлять ориентировочно 15-18% от общей территории детских игровых площадок или 0,1-0,12 м2 на одного жителя. Для размещения взрослых, сопровождающих детей, организуются скамейки рядом с игровой территорией (см. МТО).

Территория (площадка) для тихих игр может включать в себя различные виды оборудования: песочницу, домики, кубы, гимнастические стенки, бумы, бревна, горки, качели и качалки (см. Прил. 3).

Площадки для «тихих» игр следует размещать на «тихих» территориях двора в зоне озеленения. Расстояние от окон жилых домов до границ детских площадок преддошкольного возраста следует принимать не менее 10 м.



  1. Детская игровая площадка (ДИП).


Детская игровая площадка для детей дошкольного 5-7 лет и младшего школьного возраста 7-10 лет (ППГ-4,5) организуются на территории двора для игр и активного отдыха (см. общ. положения).

При схожести функциональных процессов с «тихой» игровой площадкой (площадками), детская игровая площадка включает в себя использование более сложного игрового оборудования, соответствующего данным возрастным группам (см. Прил.3, табл.3.1): пирамиды с вертикальными и горизонтальными перекладинами; лестницы различной конфигурации, со встроенными обручами, полусферы. Для развития силы, гибкости, координации движений используются гимнастическая стенка и гимнастические столбики. На территории детской игровой площадки размещаются различные типы, горок, качелей, каруселей в соответствии с функциональным зонированием территории. Однако такая детская игровая площадка, исходя из разницы общего и физического развития, в большей степени будет востребована детьми дошкольного возраста, чем детьми младшего школьного возраста.

По характеру функционирования и используемого оборудования, игровая территория для детей дошкольного возраста должна быть отделена территориально (возможно площадкой-лужайкой) от игровой территории для детей до 5 лет и по шумовым характеристикам удалена от окон жилых зданий на расстояние не менее 12 м.

Оптимальная площадь территории детской игровой площадки с размещением игрового оборудования должна составлять 70-150 м2 [5]. Площадь детской игровой площадки может быть рассчитана, исходя из процентного соотношения данных групп детей к общему количеству детей в жилом образовании, и будет составлять ориентировочно 30-33% от общей территории детских игровых площадок или 0,2-0,23 м2 на одного жителя.

Для размещения взрослых, сопровождающих детей, рядом с игровой территорией организуются места для размещения скамеек, при этом площадь площадки может быть увеличена на 15-25 м2.

4. Детская площадка-лужайка для подвижных игр (ДПЛ).
Для общего физического развития детей, не обладающих большой самостоятельной функциональной подвижностью, дети от 1,5 до 5 (ППГ-2,3) и от 5 до 10 лет (ППГ-4,5) организуются соответственно свободные территории – «тихие» детские площадки-лужайки и детские площадки лужайки для коллективных подвижных игр (см. общ. положения). Свободная от посадок деревьев и кустарников территория с травяным газоном – площадка-лужайка может размещаться в структуре детских игровых площадок преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста или в другом функционально совместимом месте дворового пространства.

Площадь площадки-лужайки оптимально может составлять 80 - 120 м2 и рассчитывается исходя из процентного соотношения данных групп детей к общему количеству детей в жилом образовании. Она будет составлять ориентировочно 25-27% от общей территории детских игровых площадок или 0,18-0,19 м2 на одного жителя.

Минимальное расстояние размещения «тихой» площадки-лужайки от жилых зданий составляет 10 м, а от детской площадки-лужайки для подвижных игр 12 м.

Площадка-лужайка для подвижных игр может служить разделяющей, стыковой свободной территорией между детской игровой площадкой для детей 5-7 лет и игровой территорией для детей до 5 лет. Вместе с тем, использование площадки для подвижных игр, возможно, всеми группами детей дошкольного и младшего школьного возраста при разграничении их присутствия на игровой территории во времени. То есть, при необходимости в стесненных условиях дворового пространства, существует возможность формирования одной площадки-лужайки для подвижных игр, используемой ППГ-2,3,4,5. По границам площадок-лужаек рекомендуется устраивать озеленение с одиночными или групповыми посадки деревьев и густыми кустарниками, а газонное покрытие - из устойчивых к вытаптыванию видов трав.

Площадки-лужайки можно рассматривать как «свободные» для отдыха на траве функционально-резервные территории с возможностью взаимного периодического замещения функции во времени.


  1. Детская гимнастическая площадка ( ДГП).


Для детей младшего школьного возраста 7-10 (ППГ-5) лет организуется гимнастическая площадка (см. общие положения) с размещением оборудования гимнастического комплекса. На территории ДГП возможно размещение оборудования детского микро-скалодрома (см. Прил. 4, Рис. 4,7 б, в).

Гимнастическая площадка должна располагаться на территории двора, как «шумная», на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий. Она должна быть функционально отделена от игровых площадок младших возрастных групп. Вместе с этим, гимнастическая площадка являться логическим продолжением территории детской игровой площадки. Детская гимнастическая площадка может использоваться и детьми дошкольного возраста 5-7 лет (ППГ-4) с размещением на ней соответствующего для данного возраста оборудования и при условии четкого функционального зонирования территории для разных возрастных групп и возможностью периодического замещения функции во времени.

Оптимальная площадь территории для размещения детской гимнастической площадки может составлять 80-100 м2 [5]. Площадь детской гимнастической площадки может быть рассчитана, исходя из процентного соотношения данных групп детей и будет составлять ориентировочно 20-22% от общей нормируемой территории детских игровых площадок или 0,14-0,16 м2 на одного жителя.
Площадки для физкультуро-оздоровительных занятий

(общие положения).
Площадки для физкультуро-оздоровительных занятий предусматривают комплексное обеспечение физкультурно-спортивной функции жителей на территории дворового пространства [8]. Развитие видов и форм спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий обуславливает использование площадок для занятий физкультурой всеми возрастными и социальными группами населения - от абсолютно здоровых людей до инвалидов.

Общая площадь площадок для занятий физкультурой определяется по табл. 2.

При размещении площадок для спортивных игр их следует ориентировать продольными осями в направлении север - юг. Допускается отклонение в любую сторону, не превышающее 20°. В районах многоэтажной застройки игровые площадки рекомендуется размещать с восточной стороны зданий и ориентировать их экваториально. При таком размещении площадок солнце не будет мешать игре ни в вечернее, ни в дневное время.

В качестве верхнего рабочего слоя покрытия площадок для спортивных игр и комбинированной площадки предусматривают неводостойкое грунтовое покрытие с применением влагоемких вяжущих, подбираемых по принципу оптимальных, грунтовых смесей. При использовании данного покрытия появляется возможность зимнего использования открытых плоскостных сооружений для заливки катка массового катания.

Организация физкультурно-гимнастической и спортивно-игровой площадок для старших школьников и взрослого населения предусматривается в случае возможности их территориального размещения, при выполнении условия размещения на территории двора физкультурно-спортивных площадок для детей младшего школьного возраста и пожилых людей и обеспечения нормативных требований по озеленению дворовой территории.

Трассы оздоровительной ходьбы и бега, велодорожки, прокладываемые на дворовой территории, рекомендуется совмещать с пешеходными дорожками променада (см. Прил.4, Рис. 4.1). Площадки для занятий физкультурой следует изолировать от транзитного пешеходного движения, проездов, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников, участков гаражей-стоянок. Предусматривается функциональное освещение площадок приборами освещения рассеянного света, расположенными на высоте не менее 6м.


  1. Спортивно-игровая площадка (СИП).


Для детей младшего и среднего школьного возраста (ППГ-5,6) предусматривается организация детских спортивно-игровых площадок для занятий подвижными играми по упрощенным правилам: волейболом, дворовым футболом и баскетболом и др. и физкультурой (см. Прил. 4). Поскольку в большинстве случаев дворовые территории достаточно ограничены по площади, то площадку для игр можно принимать как комбинированную с минимальными размерами - 25 х 18 м (см. Прил. 4, Рис. 4.2). Спортивно-игровая площадка должна быть изолирована от остальной территории двора. Площадку рекомендуется оборудовать сетчатым ограждением по периметру на расстоянии не менее 2м от границ разметки игровой площадки, высотой 2,5-3 м, с использованием вертикального озеленения, посадкой деревьев и плотных кустарников по периметру ограждения. Она должна быть удалена от окон жилых зданий на расстояние от 20 до 40м.

Возможна организация физкультурно-спортивно-игровой площадки как площадки-лужайки для занятий физкультурой (общеукрепляющими и оздоровительными физическими упражнениями), спортивными играми и отдыха на траве большинством жителей, что соответствует принципу периодического замещения функции во времени. Однако, травяное покрытие площадки не позволит использовать площадку-лужайку для отдельных видов спортивных игр. В этом случае возможна организация отдельных площадок для стрит-бола и тренировочной площадки для тенниса (см. Прил. 4, Рис. 4.5, 4.6). При этом площадку для стрит-бола, можно совместить с тренировочной площадкой для тенниса.

Общая площадь универсальной спортивно-игровой площадки-лужайки оптимально составляет 280-300 м2 или 30-35% от общей территории площадок для занятий физкультурой или 0,66-0,70 м2 на одного жителя.


  1. Физкультурно-гимнастическая площадка (ФГП).


Для осуществления общефизической подготовки и физкультурно-оздоровительных занятий детей старшего школьного возраста (ППГ-6,7) и взрослого населения предусматривается организация физкультурно-гимнастической площадки. На ней размещается стационарное оборудование спортивно-гимнастического комплекса ориентированного на использование разными возрастными категориями жителей (ППГ-8,9,11), с применением тренажеров, различных конструктивных устройств и механических подвижных приспособлений. В состав площадки может быть включено оборудование скалодрома (см. Прил. 4, Рис. 4.10 а,г).

Площадь территории физкультурно-гимнастической площадки с оборудованием тренажерами принимается с оптимальной площадью 180 м2 из расчета 6,0 м2 на каждый вид оборудования или снаряд, но не менее 40 м2. Площадь ФГП может составлять ориентировочно 20-25% от общей территории площадок для занятий физкультурой, определяемой по табл.2.

Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на физкультурно-гимнастической площадке: «мягкие» или газонные виды покрытия, спортивное оборудование [8,15].

Физкультурно-гимнастическая площадка должна быть удалена от окон жилых зданий на расстояние не менее 20м и быть обособлена от детских игровых площадок и мест тихого отдыха 20м.
8. Площадки спортивно-игрового комплекса. (СИК).
Площадки спортивно-игрового комплекса могут включать в себя: универсальную площадку для спортивных игр, площадки скейтпарка, скалодрома (см. Прил. 4, Рис. 4.7 а,г) и т.д. Площадки спортивно-игрового комплекса предназначены для использования детьми среднего и старшего школьного возраста и взрослым населением.

Универсальная площадка для спортивных игр по упрощенным правилам (баскетбол, волейбол, теннис, футбол, хоккей и др.) имеет большие размеры по отношению к СИП, поскольку функционально предусматривает ее использование взрослым населением, и организуется с нормируемыми размерами 45 х 27 м [8,16].

Скейтпарк может быть организован как отдельными площадками с установкой оборудования для катания на роликовых коньках и скейта (см. Прил. 4, Рис. 4.10, 4.11, 4.12), так и комплексной территорией с оптимальной общей площадью 920 м2. Площадки скейтпарка должны иметь твердое ровное покрытие, выполняемое из асфальтобетона.

Территория скейтпарка должна быть ограждена посадкой по периметру деревьев и плотных кустарников и изолирована от детских игровых площадок и мест тихого отдыха. Площадки спортивно-игрового комплекса должны быть удалены от окон жилых зданий на расстояние до 40м.
Места тихого отдыха, площадки для отдыха взрослого населения.


  1. Тихие места отдыха с размещением скамеек (МТО).



Тихие места отдыха организуются на территории дворового пространства в основном для ППГ-1,2,9,10,11, но могут использоваться и остальными группами населения. Они должны быть удаленными от транспортных потоков, транзита пешеходов и от «шумных» площадок двора. Они могут быть в достаточной степени обособленными, открытыми или пространственно локализованными за счет озеленения.

Планировочно места тихого отдыха могут быть организованы как курдонеры с размещением лавочек с навесами в пространственном обрамлении зелеными насаждениями.

Места тихого отдыха для инвалидов и малоподвижных групп населения (ППГ-10) возможно размещать на придомовых территориях, позволяющих их организацию. Они организуются в возможной близости к входам в жилые здания, но не должны примыкать непосредственно к входам в жилые здания. Территории тихих мест должны быть отделены от проезжей части и тротуара и от стен жилого дома газоном с кустарником. Для благоустройства подобных тихих мест могут использоваться отдельно стоящие деревья (не ближе 5м от здания), кустарники и цветники.

Места тихого отдыха с размещением скамеек и навесов могут быть организованы и в глубине двора на территории тихих зон для обеспечения уединенного тихого отдыха, а так же при тихих детских игровых площадках.

Площадки тихого отдыха должны иметь твердое (для использования инвалидами) или комбинированное покрытие. Они соединяются с сетью пешеходных коммуникаций двора дорожками или тропинками. При травяном покрытии площадок для размещения скамеек необходимо предусматривать пешеходные дорожки к ним с твердым, «мягким» или комбинированным видами покрытия.

Размеры площадки зависят от габаритов скамейки (скамеек или других оборудованных мест для сидения). От края скамейки до края площадки перед ней должно быть не менее 0,6м, а при возможном передвижении вдоль скамейки инвалида на коляске 1, 5 м. Для инвалида на коляске на тихой площадке должно быть предусмотрено свободное место для размещения коляски шириной минимум 0,85 м и глубиной 1,2 м. Площадки для тихого отдыха рассчитываются: на 1чел. – 2-3 м2, на 2чел. – 6-10 м2, на 3-7чел. – 30 м2.

Общая площадь тихих мест для отдыха может быть определена как часть (не менее 60%) площади площадок отдыха для взрослого населения (см. табл. 2). Разрыв между хозяйственными площадками, спортивными площадками и МТО должен быть не менее 20 м (оптимально 30м).

  1. Площадки отдыха для взрослого населения (ПОВ).

Площадки отдыха предназначены для тихого отдыха - «тихие» ПОВ (см. организацию мест тихого отдыха) и «шумных» настольных игр взрослого населения - ПОВ. Не рекомендуется объединение тихого отдыха и шумных настольных игр на одной площадке. Площадки отдыха не должны быть проходными и примыкать к проездам. Расстояние от окон жилых домов до границ площадок тихого отдыха должно быть не менее 10 м, площадок шумных настольных игр - не менее 25 м. Площадь площадок отдыха следует принимать в соответствии с табл.2. Оптимальный размер площадки 50 м2, минимальный размер площадки отдыха с установкой одного стола для настольных игр со скамьями - 15-20 м2. Площадки для отдыха должны быть оборудованы навесами. Рекомендуется применять периметральное озеленение. Покрытие площадки рекомендуется проектировать в виде плиточного мощения.

11.Общественная территория (площадка) с функцией внутридворового общения (ОТ).*
Общественная территория (площадка) организуется на территории дворового пространства для осуществления функции внутридворового соседского общения и предусматривается в основном для взрослого населения.

Организация общих собраний жильцов, персональных и общественных выставок по интересам в соответствии с личностными занятиями (хобби) жителей (в основном пенсионного возраста), организация самодеятельных концертов, проведение лекций и т. д. территориально может происходить на специально организованной общественной территории. Общественная территория может быть использована и как места отдыха населения жилого образования и как место общения детей среднего и старшего школьного возраста.

________________________

*- Архитектурно-пространственная организация общественной территории может выполняться параллельно в составе выполнения задания курсового проекта «Формирование ОПК открытого сооружения с общественной функцией» по дисциплине «Композиционное моделирование».

Таким образом, объемно-планировочная организация рассматриваемой общественной территории должна предусматривать полифункциональность открытого архитектурного сооружения. Общественная территория организуется по типу формирования открытого культурно-зрелищного сооружения для проведения сезонных досуговых мероприятий с учетом клубной, выставочной функции и функции «зеленого» театра со свободной функциональной программой.

В функционально-планировочный состав участков общественной территории (площадки) дворового пространства могут входить: сценическое пространство с панорамной сценой или несколько дифференцированных сценических площадок; места для возможного стационарного размещения участников мероприятий (места для сиденья и отдыха); свободные пространства для возможного присутствия участников мероприятий; пространства для возможных променадов на территории или участия в действии выставочных, досуговых мероприятий и проведении различных праздников.

Площадь общественной территории, включая минимальную площадь «сценического» пространства в виде эстрады равную 12 кв. м и функциональные участки входной и рекреационной зон, может составлять от 50 до 360 м2 из расчета 0,12 – 0,16 м2 на одного жителя.

Минимальное расстояние от организованного «сценического» пространства до стационарного размещения участников мероприятий (места для сиденья и отдыха) составляет 1,2 м , а расстояние между стационарными местами (рядами) для сиденья составляет 0,45 м. Ширина проходов на общественной территории должна быть не менее 1,0 м.

Общественная территория (площадка) должна быть оборудована навесами, размещаемыми в месте расположения «сценического» пространства (высота от основания до низа навеса 3,5 – 4,5 м) и в местах размещения стационарных мест для сидения (минимальная высота от основания до низа навеса 2,1 м). Общественная площадка для проведения досуговых мероприятий должна быть обособлена от остальной территории и удалена от окон жилых зданий на расстояние от 20 до 40м. Она располагается в непосредственной близости к месту

прохождения (пересечений) основных внутридворовых пешеходных коммуникаций. Покрытие площадки рекомендуется проектировать в виде плиточного мощения.

При организации общественной площадки рекомендуется применять озеленение: одиночные и групповые посадки деревьев и кустарников, цветники, вертикальное и мобильное озеленение. Посадки деревьев и кустарников, газоны и цветники в различном сочетании и пространственном взаиморазмещении позволяют создать многоплановое раскрытие пространства. Оно напоминает театральные кулисы, с изменяющимся во времени действием.
Открытые площадки для парковки автомобилей.
Открытые площадки для парковки легковых автомобилей следует размещать по возможности приближенными к местам въездов на территорию дворового пространства в непосредственной близости к внутридворовым проездам. Автостоянки устраиваются в уровне проездов и отделяются от остальной территории двора бордюром и газоном с посадкой деревьев и плотных кустарников. Автостоянки размещаются без пересечения с основными пешеходными внутридворовыми потоками, и их следует изолировать от детских игровых площадок и располагать на расстоянии 15-25 м и мест тихого отдыха на расстоянии 30 м. Варианты организации мест парковки автомобилей рассмотрены в приложении 2.

На дворовых территориях допускается размещение подземных автостоянок [12,13]. Расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт подземных, полуподземных автостоянок до окон жилых зданий, площадок отдыха, детских игровых площадок и т.д. должно быть не менее 15 метров. На эксплуатируемой кровле подземной автостоянки допускается проектировать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и другие сооружения при условии озеленения эксплуатируемой кровли.
Площадки для хозяйственных целей.

Площадки для хозяйственных целей предполагают включение в их состав площадки для выбивания ковров, сушки белья и площадки для установки мусоросборников.

Площадки для установки мусоросборников - специально оборудованные места с навесами, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, следует проектировать из расчета 0,03 м2на 1 жителя. Размер площадки должен быть рассчитан на установку не более 5 контейнеров из расчета 2-3 м2 на один контейнер [7]. Сопряжение площадки с прилегающим проездом осуществляется в одном уровне и аналогичным покрытием, а с газоном площадки разделяется бордюром или декоративной стенкой высотой 1,0-1,2 м и периметральным озеленением. Площадки должны быть удалены от окон жилых зданий, мест отдыха и игровых площадок на расстояние не менее, чем 20 м, но не далее 100 м от входов в дома.

Схема функционально-планировочной структуры жилого двора.





Расстояние до окон жилых зданий


Условные обозначения.

- функционально-планировочные элементы (площадки), используемые различными ППГ населения, включая ППГ-11 (в скобках приведены ППГ, которые вероятностно могут использовать данные площадки);

- стыковые территории площадок при возможном их совместном использовании ППГ (могут использоваться как резервные территории функционального развития);

- посадки деревьев и кустарников, пространственно ограничивающие функциональные площадки дворовой территории;

- посадки деревьев и кустарников, пространственно ограничивающие функциональные площадки дворовой территории;

- «прямые» функциональные связи;

- опосредованные функциональные связи.

II. ЭТАП ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА.

Этот этап включает в себя поиск идеи-замысла проектного решения на основе анализа информации, выполненного градостроительного анализа, выявленного структурообразующего планировочного каркаса и формирования функционально-планировочной структуры дворового пространства [2]. Эффективность творческого поиска идеи-замысла достигается взаимодействием интуитивно-эмоционального и логического, где интуитивное мышление работает с множеством исходных данных и выражается в выполнении ряда клаузур (вариантное эскизирование) по формированию эскиза-идеи.

Формирование эскиза-идеи неразрывно связано с художественным замыслом, реализуемым в пространственно-композиционном решении организации двора.

К средствам формирования композиции дворовых пространств, обусловленной функционально-планировочной организацией и художественным образом, можно отнести членения, сопоставления массы и пространства, введение учета фактуры и цвета.

Основой композиционного построения является выявление направлений развития пространства, композиционных осей (главных и второстепенных), место которых определяется художественным замыслом, характером дворового пространства и структурообразующим каркасом - основными направлениями внутридворовых пешеходных связей. Композиционные оси формируют структуру, где места пересечения композиционных осей или их композиционных «сломов» акцентируются планировочно. Роль композиционных акцентов должны взять на себя планировочные элементы с характерным формированием и ландшафтной организацией, с элементами малых архитектурных форм и озеленения. Композиционные оси предопределяют формирование направлений развития компонентов ландшафта и озеленения, их структуры, ритмического построения и размерности, установление характерных визуальных взаимосвязей, соразмерности и соподчиненности элементов.

Композиционная дифференциация типов пространств определяется характером их организации в соответствии с функционально-планировочной структурой. Так пространственным ядром композиционной организации жилого дворового пространства является общественная территория, объединяющая все дворовое пространство, с функцией внутридворового соседского общения для всех категорий жителей. Игровое пространство для детей должны иметь расчлененную форму организации пространства и должно решаться либо как большое пространство, окруженное взаимосвязанными малыми, либо линейно-расчлененное с анфиладным раскрытием пространства. Площадки для тихого отдыха с возможностью созерцания с раскрытием на видовые панорамы и небольшие акценты должны иметь расчлененную структуру полуоткрытых и закрытых участков.

Единство и целостность пространственной композиции основаны на гармонии и соподчинении элементов по степени значимости отражения художественного замысла и функционально-планировочной структуры [6]. Целостность и гармоничность достигается созданием динамического равновесия системы воспринимаемого в зрительных ощущениях.

Результатом этапа творческого поиска, разработки эскиза-идеи является ограничение области поиска и формирование основного эскизного решения, удовлетворяющего требованиям задания на проектирование и содержащее выбранную концепцию, архитектурный и композиционный замысел.
III. ЭТАП ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА.
Этот этап содержит последовательное упорядочение структуры объекта, выбор относительно лучшего варианта эскизной проработки методом приближений и уступок [2]. Он заключается в переходе от наиболее состоятельного эскиза-идеи к проекту, в котором идея-замысел проекта реализуется по законам логики, в соответствии с нормами проектирования. Решаются задачи связи проектируемого объекта со средой, выработки оптимального функционально-планировочного и объемно-пространственного решения организации дворовой территории. Проектирование должно привести к композиционному обобщению – пространства, формы, функции, конструкции и материала, обладающего свойствами, раскрывающими художественный замысел. Этому в значительной степени способствует рабочее макетирование, ведущее к визуализации проектного моделирования.
IV. ГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА И МАКЕТИРОВАНИЕ.

Графические средства должны соответствовать теме проекта и художественному замыслу, раскрывать содержательный смысл каждой проекции.
В графической части должны быть отражены (см. Прил. 6):

- На ситуационном плане участка жилой застройки должны быть отражены: границы территории проектируемого жилого двора, здания и сооружения, точки выходов-входов из двора, объекты приближенного (повседневного) культурно-бытового обслуживания и останови общественного транспорта с радиусами пешеходной доступности - 500м от точек выходов-входов. К ситуационному плану выполняются экспликация и условные обозначения.

- На ситуационной схеме участка архитектурно-пространственной организации (реконструкции) дворового пространства в городской жилой застройке должны быть отражены: границы территории двора, существующая градостроительная ситуация и ее анализ, точки выходов-входов из двора в городскую среду, графоаналитическая диаграмма пешеходных связей с выявлением структурообразующего планировочного каркаса, функциональное зонированием территории двора. К ситуационной схеме выполняются: расчет численности населения жилого образования и каждого жилого дома, экспликация и условные обозначения.

- На плане благоустройства (реконструкции) территории двора должны быть отражены: границы территории двора, здания и сооружения, транспортно-пешеходные коммуникации, размещение функционально-планировочных элементов, озеленение, разбивочные размеры. К плану благоустройства выполняются: экспликация, условные обозначения, технико-экономические показатели (см.Прил. 5).

- Сечения (фронтальные виды) по двору должны отражать характерные места перепада высот при организации рельефа или места сопряжений проездов, тротуаров, газонов и т.д. На сечениях должны быть нанесены размеры и отметки.

Результат работы этапа – завершение проекта и его представление для оценки и обсуждения.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Архитектурное проектирование жилых зданий/ М.В. Лисициан, В.Л. Пашковский, З.В. Петунина и др.; Под ред. М.В. Лисициана, Е.С. Пронина. – М.: Архитектура-С, 2006.

2. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.- метод. Пособие.– 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1993.

3. Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/ Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989.

4. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства.- М.: Стройиздат, 1984.

5. МГСН 1.02-02 «Нормы и правила проектирования и комплексного благоустройства на территории города Москвы».

6. Объемно-пространственная композиция: Учеб. Для вузов/А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М.: Стройиздат, 1993.

7. "Планировка и застройка городских округов и поселений Ярославской области" Региональные нормативы градостроительного проектирования Ярославской области, 2008.

8. Рекомендации по проектированию физкультурно-спортивных сооружений социально-гарантированного обслуживания населения г. Москвы, 2004.

9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация сооружений и иных объектов».

11. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».

12. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

13. СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей».

14. СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий. Правила производства и приемки работ».

15. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

16. СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения». – М.: 2007.

16. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ФЗ РФ N 23 от 22 июля 2008 г.

17. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. – М.: Стройиздат, 1984.


ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Схемы предпроектного анализа городского жилого двора.
Ситуационный план (Схема 1).

Территория городской застройки, формирующая дворовое пространство, с отображением объектов повседневного обслуживания и остановок общественного транспорта, находящихся в радиусе пешеходной доступности, объектов общественных озелененных территорий и физкультурно-спортивных центров жилого района.


Ситуационная схема графоаналитической модели основных

пешеходных внутридворовых связей. (Схема 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Схемы вариантов организации мест парковки автомобилей.

а) – минимальная ширина проезда для парковки автомобилей и осуществления маневра; б) – бордюр; г) – варианты организации парковочных мест с двух сторон по отношению к проезду.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта