Главная страница
Навигация по странице:

психолингвистика. Ю. Н. Караулов и др. (М., 1994) определение типа ассоциативных связей



Название Ю. Н. Караулов и др. (М., 1994) определение типа ассоциативных связей
Анкор психолингвистика.doc
Дата 05.05.2017
Размер 37 Kb.
Формат файла doc
Имя файла психолингвистика.doc
Тип Анализ
#7788

Практическое занятие №1 «Методы психолингвистики»
1. Основные методы психолингвистики. Эксперимент: «плюсы» и «минусы» метода.

2. Понятие лингвистического эксперимента. Понятие «отрицательного языкового материала».

3. Ассоциативный эксперимент.

Анализ статьи из «Русского ассоциативного словаря» / Ю.Н. Караулов и др. (М., 1994) - определение типа ассоциативных связей.

Фрагмент статьи:

БАБОЧКА: красивая 57; капустница 35; летает 23; порхает 18; лето 16; цветок 13; ночная 11; белая, мотылёк 10; махаон 9; яркая 8; гусеница, красота, крылышками, насекомое, пёстрая 7; <...>жук, коробочка, крылышками бяк-бяк-бяк, лёгкость, летать, однодневка 4; большая, галстук, девочка<...> 3.

4. Виды ассоциативного эксперимента: свободный, направленный, цепочечный.

5. Метод семантического шкалирования.

6. Предложение и текст как объекты психолингвистического эксперимента.
Литература:

1. Ильясов И.И. Психологические и физиологические методы психолингвистического исследования // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С.106-129;

Шахнарович А.М. Лингвистический эксперимент как метод лингвистического и психологического исследования // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С. 129-135.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2005. С. 73-82 (Глава IV).

3. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001. С.17-24, 29-31.
После проведения практического занятия студенты выполняют домашнюю контрольную работу.
Практическое занятие №2 «Речь и мышление»
1. Путь «от мысли к слову» в теории Л.С. Выготского.

2. Феномен «внутренней речи».

3. Анализ статьи Н.И. Жинкина «О кодовых переходах во внутренней речи»:


- каков основной проблемный вопрос статьи?


- каково соотношение понятий «язык», «мышление», «речь»?


- что такое механизм мета-языка?


- что такое код и кодовые переходы?


- о каких кодах говорит Н.И. Жинкин?


- каковы задачи проводимых экспериментов?


- каковы результаты каждого эксперимента и к каким выводам приходит исследователь после каждого эксперимента?


- что такое предметно-схемный код?
Литература:

1. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // http://www.philology.ru/linguistics1/zhinkin-64.htm

2. материалы лекции
Практические занятия №3, 4 «Модели порождения речи»
1. Сущность стохастической модели порождения речи.

2. Сущность модели непосредственно составляющих.

3. Генеративная модель Н. Хомского.

4. Модель порождения речи по Московской психолингвистической школе.

5. Составление моделей речемыслительного процесса и продуцирования речи.

В конце 4 занятия студенты пишут контрольную работу.
Литература:

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2005. С. 84-122.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С. 10-17, 25-29.

3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2007. С. 353-361.

4. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С. 62-73.

5. материалы лекции.
Практическое занятие №5 «Психолингвистика детской речи»
1. Детская речь как предмет психолингвистики.

2. Методы изучения детской речи.

3. Онтогенез речи. Особенности детской речи на разных этапах становления.
Литература:

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2005. С. 172-186.

2. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001. С. 104-142.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М., 2000.

Вопросы к экзамену:

  1. Психолингвистика как наука. Предмет психолингвистики.

  2. История психолингвистических идей.

  3. Предпосылки возникновения психолингвистики в лингвистических исследованиях.

  4. Предпосылки возникновения психолингвистики в психологических исследованиях.

  5. Общая характеристика методов психолингвистики.

  6. Ассоциативный эксперимент и способы его использования в психолингвистических исследованиях.

  7. Метод семантического шкалирования в психолингвистике.

  8. Психолингвистический аспект фонетики.

  9. Психолингвистический аспект лексикологии.

  10. Психолингвистический аспект словообразования и грамматики.

  11. Речь и мышление. Феномен «внутренней речи».

  12. Концепция движения «от мысли к слову» Л.С. Выготского.

  13. Исследования «внутренней речи» Н.И. Жинкина.

  14. Языковое сознание. Языковая картина мира.

  15. Понятие речевой деятельности.

  16. Модели порождения речи в зарубежной психолингвистике.

  17. Психолингвистическая теория порождения речи по Московской психолингвистической школе.

  18. Модели восприятия речи.

  19. Когнитивная база речевой деятельности. Когнитивные структуры.

  20. Понятие языковой личности.

  21. Текст как объект психолингвистики.

  22. Основные этапы усвоения родного языка в онтогенезе. Факторы языкового развития.
написать администратору сайта