Главная страница
Навигация по странице:

монетарная политика. Закон О банках и банковской деятельности в рб



Скачать 106.5 Kb.
Название Закон О банках и банковской деятельности в рб
Анкор монетарная политика.doc
Дата 23.12.2017
Размер 106.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла монетарная политика.doc
Тип Закон
#13658

Монетарная политика и банковский надзор
1 Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь.

Правовой статус Национального банка изначально определен Конституцией РБ и Законом «О Национальном банке РБ» от 14.12.1990г., в котором закреплены его функции, взаимоотношения с государством и банковской системой. В 1990 г. Были также приняты основополагающие Закон «О банках и банковской деятельности в РБ» (14.12.1990г.) и постановление Верховного Совета «О национальном банке РБ и банках на территории республики» (21.12.1990г.) Эти правовые акты положили начало созданию двухуровневой банковской системы страны.

Система 2х уровней – 1. НБ РБ, 2. Система коммерческих банков. НБ – центральный банк республики/банк банков, который действует в интересах РБ, находится в собственности государства, явл юрид лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности в соответствии с действующим законодательством под отчет парламенту и президента. Задачи – кредитно-денежное регул экон сис РБ, поддержание общей экон пол РБ, обеспечение устойчивости офиц ден ед РБ. Высший орган управления – Правление НБ РБ. Исполнительный орган – Совет директоров НБ РБ. Ком-е банки – институт кред-бан системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли, явл главным звеном в обслуживании субъектов нар хоз и населения. Осуществляет свою деятельность на основе лицензий полученных от НБ РБ.

Статьей 24 Банковского кодекса определен правовой статус Национального банка как центрального банка республики, действующего исключительно в интересах страны и подотчетного Президенту РБ. Это означает, что Президент утверждает Устав НБ, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания его Председателя и членов Правления, определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки и утверждает годовой отчет и распределение прибыли банка.
2 Цели и задачи банковского регулирования и надзора.

В РБ регулирование деятельности банков и надзор за ней являются функциями НБ РБ. Цели НБ: поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов. Функции, осуществление государственной. регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензирование банковской деятельности, установления для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций нормативов безопасного функционирования; введения разнообразных запретов и ограничений; организации надзора за деятельностью банков, выявления нарушений банковского законодательства и применения различных мер воздействия.

банковский надзор - форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее - банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков), собственная и общественная эффективность банковской системы. Задача - недопущение системного банковского кризиса, обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему финансов о устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов; установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности и требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране; осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков путем анализа официально представляемой отчетности и инспекционных проверок банков; своевременное применение мер воздействия, обеспечивающих поддержание или восстановление платежеспособности, ликвидности и надежности банков; своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается санации; минимизация последствий банкротства банковской системы и ее кредиторов.

3 Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

НБ выполняет свои лицензионные и регистрационные полномочия. Рассмотрение учредительных документов осуществляется в 3 этапа. 1 – Регистрация. С НБ согласовывается наименование банка. 2. – Оплата уставного фонда. Для оплаты уставного фонда в НБ или по согласованию с ним в другом банке открывается временный счет. 3. - НБ рассматривает следующий комплект документов: заявление о государственной регистрации; два экземпляра устава банка; выписку из протокола общего собрания учредителей об утверждении устава банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме; копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей; сведения об учредителях; справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством РБ; документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения, указанному в учредительных документах; анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими: документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка; бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в ней принимается Правлением НБ в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. НБ выдает лицензии: общую - на осуществление указанных в ней банковских операций в бел рублях; на привлечение во вклады средств физ лиц; внутреннюю - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте на внутреннем рынке; генеральную - на осуществление указанных в ней банковских операций в иностранной валюте как на территории РБ, так и за ее пределами; разовую - на осуществление отдельной операции в иностранной валюте; на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Предварительно до решения вопроса о выдаче лицензий НБ проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций в рамках данной лицензии.

4 Организация реструктуризации и санирования кредитных организаций.

На основании собранной информации служба банковского надзора оценивает риски, которые несет банк, и эффективность системы управления ими. Современная диагностика высокорисковых зон в деятельности банка позволяет предотвратить нерациональное распределение ресурсов общества и расходование государственных средств в случае локальных и системного банковских кризисов. Поэтому Банковский кодекс РБ предоставляет НБ право направлять банкам для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять к ним санкции, а также - как кредитору последней инстанции - осуществлять их рефинансирование. Нацбанк в целях санирования применяет меры экономического и административного воздействия и в рамках оказания финансовой помощи осуществляет на условиях возвратности и платности кредитную (депозитную) поддержку низколиквидных банков. Корректирующие меры НБ как метод банковского надзора направлены на восстановление нормального функционирования банка. НБ РБ вправе взять банк в свое временное управление или назначить временную администрацию. Задачи - создание функционального управленческого аппарата, обеспечивающего устранение нарушений, информирование НБ о реальном состоянии дел в банке и внесение предложений о перспективах дальнейшей деятельности банка, принятии иных мер по исправлению его положения.

По степени проблемности банки подразделяются на 4 группы:

  1. – входят банки без признаков финансовых затруднений;

  2. – банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности;

  3. – банки, испытывающие серьезные финансовые трудности;

  4. – банки, находящиеся в критическом финансовом положении.


5 Сущность и основные направления пруденциального надзора.

Общая система денежно-кредитного регулирования дополнена совокупностью элементов управления рисками со стороны государства и денежно-кредитное регулирование приобрело помимо монетарной пруденциальную форму. Первая воздействует на спрос и предложение денег, а вторая – на банковский риск. Пруденциальность (от лат. Prudence – знание, разум, наука) означает осторожное поведение банка в рыночной среде и поддержку в управляемом состоянии риска операций.

Таким образом банковский надзор - форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее - банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Данный термин характеризуется следующим образом:

- по его роли – как обязательный институт современной рыночной экономики, основанной на конкурентных отношениях;

- по происхождению – объективно обусловленный процесс, завершающий этап централизации денежно-кредитной политики государства;

- по сущности – императивное и законодательно закрепленное вмешательство государства в рисковую деятельность банков;

- по области воздействия – самостоятельная форма пруденциального денежно-кредитного регулирования, распространяющаяся на сферу микроэкономики;

- по целевой направленности – способ защиты государством собственности банковских кредиторов.

Банковский надзор способствует созданию наиболее благоприятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Достижение данной цели возможно посредством поэтапного, последовательного выполнения сначала операционных (тактических), а затем промежуточных целей.

Промежуточные цели банковского надзора - собственная и общественная эффективность банковской системы. Собственная эффективность – результат банковской деятельности, позволяющий по уровню доходов компенсировать потери по неликвидным активам и максимизировать прибыль. Общественная эффективность – результат деятельности банковской системы, содействующий совершенствованию экономики страны в целом и формирующий наиболее выгодные обществу цены.
6 Меры воздействия и виды санкций, применяемые к кредитным организациям за нарушение пруденциальных норм деятельности.

В случаях, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, Национальный банк вправе приостановить действие или отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций.

В случаях, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), Национальный банк вправе потребовать принятия мер по улучшению финансового состояния банка или его реорганизации и (или) назначить временную администрацию по управлению банком.

В случае невыполнения банком предписания и (или) решения Национального банка о применении к нему меры воздействия, и (или) наличия убытков по результатам деятельности банка за год, и (или) несоблюдения банком лицензионных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, и (или) выявления в деятельности банка нарушения (недостатка) и (или) его действия (бездействия), приведших к созданию положения, угрожающего безопасному функционированию банка, и (или) интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) стабильности банковской системы, Национальный банк вправе:

- ввести ограничения на осуществление банком отдельных банковских операций и (или) видов деятельности;

- потребовать от акционеров банка принятия мер по увеличению нормативного капитала банка до размера, обеспечивающего соблюдение установленного Национальным банком норматива безопасного функционирования;

- ввести запрет на распределение прибыли между акционерами банка путем объявления и (или) выплаты дивидендов;

- изменить для банка установленный размер норматива безопасного функционирования и (или) установить дополнительный норматив безопасного функционирования;

- увеличить для банка установленный размер резервного фонда и (или) размер отчислений в него;

- ввести запрет на открытие банком филиалов и (или) создание банком, его филиалом структурных подразделений (в том числе передвижных), расположенных вне места нахождения банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса, и (или) запрет на осуществление банком банковских операций на удаленных рабочих местах;

- потребовать отстранения от занимаемой должности члена совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка, руководителя и (или) главного бухгалтера банка и (или) их заместителей;

- потребовать прохождения повторной оценки соответствия установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации члена совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка, руководителя и (или) главного бухгалтера банка и (или) их заместителей.
7 Государственное регулирование валютного курса.

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны; соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью. Валютное регулирование - совокупность мероприятий, определенных в законодательстве или в административном порядке и направленных на регулирование валютного курса, платежного баланса и прочих внешнеэкономических параметров в соответствии с задачами текущей и стратегической валютной политики страны. Госуд-е валютное регулирование может осуществляться в двух формах - прямое (административное), реализуемое путем разработки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения участниками валютного рынка; косвенное (экономическое ), осуществляемое путем использования экономических стимулов и методов воздействия на поведение участников валютного рынка.
8 Организация эмиссионной деятельности Национального банка Республики Беларусь.

Эмиссия - выпуск в обращение денег, ценных бумаг, расчетно-платежных документов, пластиковых карточек и др. Государство, банк, учреждение или предприятие, производящее эмиссию, является э м и т е н т о м. Денежная эмиссия - выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы в обращении. Видов: а) бюджетная, когда государство выпускает казначейские билеты и государственные ценные бумаги для финансирования расходов, не покрываемых другими доходами б) кредитная (банковская), когда новые деньги возникают в результате банковских кредитных операций. Формы – 1. Депозитная – выпуск денег в безналичной форме – всегда предшествует налично-денежной. 2. Налинно-денежная эмиссия - выпуск в оборот банкнот и монет, при котором увеличивается масса наличных денег в обращении. Этапы: определение уровня потребности в новых денежных знаках; печатание банкнот и чеканка монет, установление средств защиты банкнот от подделки; организация хранения неэмитированных банкнот и монет; непосредственный выпуск денег в обращение.
9 Процентная политика как инструмент регулирования стоимости банковских кредитов и воздействия на денежную массу в стране.

Процентная политика находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. Практически во всех странах процентная политика регулируется государством. Цели: благоприятствовать росту экономики путем установления умеренно низких процентных ставок на кредиты; сдерживать инфляцию; обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установления умеренно повышенных процентных ставок.

Процентная политика, являясь одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяет центральному банку влиять на уровне спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д. Данная политика выражается в установлении периодическом пересмотре официальной ставки рефинансирования центрального банка, а также ставок по его основным операциям на денежном рынке.

Центральные банки могут устанавливать несколько официальных (базовых) ставок:

- ставка рефинансирования (кредитования) для банков. Характеризуется наличием так называемого «сигнального эффекта», отражающего как динамику инфляции, так и направления денежно-кредитной политики центрального банка (рост ставки – кредитная рестрикция, снижение – кредитная экспансия);

- учетная ставка. Используется центральным банком при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц; ее величина определяется исходя из базовой ставки рефинансирования;

- ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (учетная, ломбардная и пр.);

-ставки по нестандартным операциям центрального банка (проценты по нестандартным кредитам и пр.)

Процентная политика предполагает установление следующих целевых ориентиров:

- поддержание положительного уровня реальных процентных ставок (с превышением степени текущей инфляции) с целью стимулирования накоплений и инвестиций;

- обеспечение преимущественной доходности рублевых инструментов денежного рынка по сравнению с валютными инструментами (депозитами в иностранной валюте и пр.);

- расширение доступности кредитов для реального сектора экономики;

- использование ставки рефинансирования как ориентира минимально приемлимой «цены» заемных денег с учетом инфляций (минимальная при предоставлении, максимальная при изъятии ликвидности ставка по стандартным операциям Национального банкас другими банками).

К перспективам использования процентной политики как одного из основных инструментов монетарного регулирования Национального банка РБ относятся следующие:

- плановое снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка по мере устойчивого сокращения уровня инфляции и девальвации белорусского рубля;

- повышение рыночной направленности, т.е. роли аукционных ставок в проведении процентной политики Национального банка.
10 Денежно-кредитные отношения Национального банка Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Правительство Республики Беларусь, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию.

Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Взаимоотношения Национального банка с Министерством финансов сводятся к следующим операциям:

- расчетное и кассовое обслуживание Правительства РБ и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;

- управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории республики и за ее пределами;

- посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства РБ по распространению государственных ценных бумаг;

- учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством рБ;

- операции по обслуживанию государственного долгаРБ;

При осуществлении кредитной деятельности Национальный банк предоставляет Правительству РБ кредиты в соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

11 Резервные требования как инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков и денежной массы в обращении.

Цель – обеспечение гарантии возврата вкладов вкладополучателем вкладодержателям. Инструмент регулирования денежного предложения. Методы формирования мин обязательных резервов.-прямой - установление обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков и ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Косвенный метод менее жесткий, предполагает прямую связь между динамикой потребности коммерческих банков в дополнительной ликвидности и созданием денежной массы. Минимальные обязательные резервы характеризуются пятью основными элементами: ставка отчислений - устанавливаемое процентное отчисление части привлеченных средств по правилам, установленным центральным банком; период начисления - временной интервал, за который рассчитывается величина остатков по балансовым счетам, подлежащих обязательному резервированию согласно определенной методике; период депонирования - время (в днях), в течение которого банковские и небанковские кредитно-финансовые институты, формирующие фонд обязательных резервов, должны создать и поддерживать расчетную величину резервных требований на счетах в центральном банке; форма хранения - качество и вид активов, которые формируют минимальные обязательные резервы. Как правило, в качестве резервов используют следующие активы: счета и депозиты в центральном банке; государственные ценные бумаги и корпоративные обеспеченные облигации; наличные денежные средства и высоколиквидные активы; для валютных пассивов - депозиты в иностранной валюте за рубежом; период использования - временной интервал, в течение которого финансово-кредитные институты могут использовать часть депонированных обязательных резервов в текущих расчетах.
12 Порядок осуществления интервенций на открытом рынке и сглаживание колебаний ликвидности банковской системы.

Опреации на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком по собственной инициативе, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банка), так и с позиции долгосрочных денежно-кредитной политики. Главная черта – инициатива центрального банка или его обязательное согласие на проведение той или иной операции.

Операции центрального банка с ценными бумагами представляют собой покупку или продажу центральным банком на открытом рынке твердопроцентных ценных бумаг по собственной инициативе и за свой счет.

Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на ценные бумаги (деньги поступают в экономику); если же его целью является уменьшение резервов банков, то он выступает на рынке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточной ликвидности)

Типы операций с ценными бумагами:

- условия сделки – купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покупка-продажа ценных бумаг – «прямые2 сделки, продажа-покупка – «обратные» сделки);

- объекты сделок – опреации с гоуд. Или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные ценные бумаги;

- срочность сделки – краткосрочные (до 3 мес.), среднесрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

- сфера проведения операций – банковский или открытый, первичный или вторичный рынок;

- способ установления процентных ставок – определяются ЦБ или рынком.

Операции с иностранной валютой проводятся с целью как стерилизации избыточной денежной массы, так и увеличения предложения ликвидности.

Тактика банка:

1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций: периодические прямые покупки «до погашения» долгосрочных ценных бумаг, приобретение иностранной валюты, увеличение объема краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть компенсирован путем увеличения объема краткосрочных кредитов.

2. Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк вправе: предложить им на выгодных условиях краткосрочный депозит в центральном рынке, произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погашения, продать векселя с условием обратного выкупа в ближайшем будующем.

13 Цели и задачи денежно-кредитной политики.

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам: времени действия: конечные (общеэкономические) – рост производства товаров и услуг, обеспечение занятости населения, обеспечение равновесия платежного баланса страны, справедливое распределение доходов, обеспечение экон свободы; - промежуточные (монетарные) – таргетирование обменного курса, денежных агрегатов; инфляционное. - тактические (оперативные); границам действия: - внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса); - внутренние (стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения). Классификации инструментов 1. По характеру воздействия: инструменты прямого (административного) регулирования и контроля; косвенные (экономические, рыночные) инструменты. 2. По объему воздействия на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок). Тотальное регулировании - распространяются на все учреждения банковской системы; при селективном - на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых ЦБ по отношению к кол-ым и качественным показателям деятельности ком-ких банков.
14 Административные методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Выделяют следующие виды классификации инструментов денежно-кредитного регулирования:

1. По характеру воздействия:

- инструменты прямого (административного) регулирования и контроля;

- косвенные (экономические, рыночные) инструменты.

2. По объему воздействия на рынок:

- общие (воздействуют на систему в целом);

- селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок)

К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Косвенные (экономические, рыночные) инструменты предполагают воздействие ЦБ на поведение коммерческих банков путем использования экономических интересов, т.е. изменяя объемы резервных денег или их цену, ЦБ изменяет спрос на кредит и эффект мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, сто предполагает:

- достижение относительно стабильного состояния экономики;

- формирование развитых рыночных отношений во всех , секторах экономики;

- создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

Инструменты административного регулирования не учитывают экономические интересы субъектов регулирования и предполагают прямой контроль ЦБ процентных ставок или количества ресурсов коммерческих банков (объемов кредитов). Может использоваться: в условиях временного кризиса финансовой системы (когда административные инструменты являются единственным способом контроля со стороны центрального банка); в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или недостатка технической способности центрального банка эффективно осуществлять косвенный монетарный контроль.

15 Эмиссионное регулирование, осуществляемое Национальным банком Республики Беларусь.

Эмиссия - выпуск в обращение денег, ценных бумаг, расчетно-платежных документов, пластиковых карточек и др.

Налично-денежная эмиссия означает выпуск в оборот банкнот и монет, при котором увеличивается масса наличных денег в обращении. Эмиссия банкнот является старейшей и одной из важнейших функций центрального банка. В Беларуси Национальный банк через систему эмиссионных и кассовых операций обеспечивает потребности внутреннего оборота страны необходимым объемом наличных денег.

На Нацбанк как эмиссионный центр государства возложена задача организации наличного денежного обращения, включая изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных знаков и предоставлены соответствующие права. Он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их транспортировку и хранение.

Для обеспечения возможности осуществления эмиссии наличных денег и регулирования денежного обращения НБ предоставлено право создания резервных фондов банкнот и монет и распоряжения ими. Резервный фонд банкнот и монет сосредоточен в организационном для этих целей Центральном хранилище. Денежные знаки, находящиеся в резервном фонде, не являются деньгами в обращении;, они не только хранятся отдельно, но и учитываются на внебалансовом счете (9991 Резервный фонд банкнот и монеты). В учреждениях НБ( главное управление в областях, отделениях) также сосредотачивается запас денежной наличности, учитывается на балансе банка (счет 1000 Денежные средства в хранилище»).

Резервный фонд и денежные средства в хранилищах учреждений НБ представляют собой запас банкнот и монет на случай необходимости их выпуска в обращение. Кроме того они могут использоваться для поддержания наиболее приемлемого купюрного строения наличной денежной массы, т.е. наличия в обороте банковских билетов всех достоинств в количествах, обеспечивающих беспрепятственного осуществление платежей как в крупных, так и в небольших суммах, а также замены ветхих и поврежденных банкнот новыми.
написать администратору сайта