глава 38 Трудового Кодекса регулирует особенности трудовых отношений при предпринимательской деятельности.
Право предпринимателя на предпринимательскую деятельность имеет пределы и ограничения. Пределами такого права следует считать цель его осуществления (получение прибыли), а также сроки действия лицензий (если в законодательстве не предусмотрено бессрочное действие лицензии) и иных разрешений, применяемых в сфере государственного регулирования рынка (временные пределы).
-ст. 446 ГК –перечень имущества, на которое не может быть наложено взыскание
-п. 2 ст. 23 ГК- ИП признается глава крестьянского фермерского хозяйства
- ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП»
- ФЗ «О малом и среднем предпринимательстве»
-Надлежащее оформление правового статуса предпринимателя влечет для него существенные правовые последствия в публично - правовой сфере. Речь идет о применении различных исключений из публичных обязанностей предпринимателей. Так, на основании ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ только зарегистрированные в соответствии с законодательством физические лица - предприниматели вправе применить профессиональные налоговые вычеты при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ней операции предпринимателей освобождаются от налогообложения только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий.
- п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы.
- Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". По ГК фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся, тем не менее государственной регистрации подлежит крестьянское хозяйство, а не его глава.
Для ИП существует упрощенная система налогообложения и регистрации.
10. Крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в РФ напрямую связанной с с/х.
Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.
Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но официально в России такой формы юридического лица нет.
В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть из одного или нескольких лиц, состоящих и не состоящих в родственных связях.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и другими нормативно-правовыми актами. Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18 лет, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или прошедший специальную подготовку.
Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности; при наличии нескольких претендентов выбор осуществляется на конкурсной основе местной администрацией, в ведении которой находится земельный участок. Возникающие при этом споры подлежат разрешению в судебном порядке.
Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется по заявлению гражданина в пользование, в том числе в аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением районной (городской) администрации. Передача земли в собственность оформляется государственным актом, при этом в пределах установленных норм земля передается в собственность бесплатно, а сверх этих норм - за плату. После оформления прав на землю, крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией.
Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще всего создаются при выходе граждан из колхозов и совхозов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" владелец имущественного и земельного пая может подать заявление во внутрихозяйственную комиссию колхоза или совхоза о выделении его паев для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего производится регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе нанимать на работу в крестьянское (фермерское) хозяйство наемных работников в установленном трудовым законодательством порядке. Крестьянское (фермерское) хозяйство может иметь печать со своим наименованием, штамп, бланки, открывать расчетные и другие счета, включая валютный, может вступать в договорные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.
11. Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
Коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Для коммерческих организаций в ГК РФ дан полный закрытый список видов организаций, т.е. коммерческие организации других видов не могут быть созданы.
Правовое положение коммерческих организаций регулируется правовыми нормами гл. 4 ГК РФ. Кроме того, существуют ряд законов, которые дополняют нормы ГК РФ и устанавливают специальные правила для отдельных организационно-правовых форм данных организаций.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
1) Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество;
- товарищество на вере (коммандитное).
2) Хозяйственные общества:
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- открытое акционерное общество;
- закрытое акционерное общество.
3) Производственные кооперативы.
4) Унитарные предприятия (государственные или муниципальные, казенные):
- основанные на праве хозяйственного ведения;
- основанные на праве оперативного управления.
Наиболее часто используемые формы - ООО, АО (ЗАО и ОАО).
Товарищества и общества – организации, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах за счет вкладов учредителей, которым принадлежит капитал организации.
Хозяйственные товарищества и общества отличаются между собой:
Товарищества – объединение лиц; общества – объединение капитала.
Участники товариществ – по своим обязательствам отвечают всем своим имуществом (неограниченная ответственность); участники обществ – в размерах своего вклада.
1. Полное товарищество. Товарищи являются не только учредителями, но и занимаются предпринимательской деятельностью, за результаты которой несут ответственность собственным имуществом. Уставный капитал формируется за счет вкладов.
2. Коммандитное товарищество. Наряду с полными товарищами в уставном капитале участвуют коммандисты. Они не занимаются предпринимательской деятельностью, являются инвесторами, поэтому отвечают по обязательствам только своими вкладами.
У полных товариществ и товариществ на вере прибыль после уплаты налогов и других платежей распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.
3. ООО. Уставный капитал – долевой, разделен на доли. Рискуют по обязательствам только вкладами.
4. Общество с дополнительной ответственностью. Такие же, как и ООО, только участники несут дополнительную ответственность по обязательствам своим имуществом, в зависимости от вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками.
5. ОАО. Капитал разделен на определенное количество акций. Ответственность – только в пределах вкладов. Участники могут покупать и продавать акции свободно на фондовом рынке. Акции – обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные – дают право голоса без фиксированного дохода. Привилегированные – их количество не более 25% всех акций, не дают право голоса, но дают фиксированный доход. АО обязаны создавать резервный фонд (10-25% уставного капитала). Прибыль распределяется пропорционально количеству приобретенных акций – дивиденды.
6. ЗАО. Все так же, как и у ОАО, только участников не более 50, акции могут распространять только среди своих.
7. Производственные кооперативы. Капитал формируется за счет имущественных взносов – паев. В основе деятельности – личное трудовое участие. Ответственность несут своими вкладами, доходы распределяются пропорционально трудовому участию. Количество участников – не менее 5.
Кооперативы бывают производственные (артель) и потребительские.
Права членов производственного кооператива:
- участвовать в управлении делами кооператива (1 голос).
- избирать и быть избранным в Советы и управляющие органы кооператива.
- вносить предложения по улучшению деятельности.
- получать часть прибыли и ликвидационную квоту.
- передавать свой пай другим лицам кооператива.
Обязанности:
- внесение взносов.
- личное трудовое участие.
- соблюдение дисциплины.
- несение субсидиарной (долевой) ответственности по долгам кооператива.
- неразглашение коммерческой тайны.
Общие черты кооперативов:
- цель создания – совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей его членов.
- ограничение размера прибыли членов, распределенной между ними.
- обязательное образование неделимых фондов для уставных целей.
- 1 член = 1 голос.
- обязательное личное участие.
8. Унитарные предприятия. Уставный капитал принадлежит государству. Руководитель – исполнительный орган. Имущество предприятия и капитал – неделимы. Осуществляют виды деятельности, указанные в учредительных документах. Если приоритет – получение прибыли, то создается предприятие на правах хозяйственного ведения. Предприятие, отчисляя процент прибыли собственнику, ведет относительно самостоятельную деятельность (владеет (распоряжается) и пользуется) (МУПы и ГУПы). Если цель – выполнение функций государства – то предприятие на правах оперативного управления. Свобода ограничена (только пользование) (казенные предприятия).
12. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.
1) Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, характерных для некоммерческих организаций.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. При этом в отличие от государственных или частных (негосударственных) учреждений имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей.
3) Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
4) Частное учреждение некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
5) Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц (либо только коммерческих, либо только некоммерческих) для достижения общих целей. Целью создания объединений коммерческих юридических лиц являются координация их предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов. Что касается целей создания ассоциаций или союзов некоммерческих юридических лиц, то они создаются для оказания своим членам содействия в достижении ими социальных, благотворительных, культурных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.д.
6) Общественное объединение - понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
7) Потребительские кооперативы - добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов
8) Кредитный кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
13. Правовое положение субъектов малого предпринимательства. Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для какждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные пределы с 1 января 2008 года составляют:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей;
- для средних предприятий – 1000 млн. рублей.
Предельные значения учитываются в том случае, если имеют место в течении двух лет подряд.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов указанного Федерального закона меры.
|