Навигация по странице:
|
Эвтаназия. 1. Понятие права на жизнь и эвтаназии. 3 Право на жизнь. 3
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ. 1
Введение 2
1. Понятие права на жизнь и эвтаназии. 3
1. Право на жизнь. 3
1.2. Понятие эвтаназии. 6
1.2.1. Возникновение проблемы эвтаназии. 6
1.2.2. Понятие эвтаназии и ее виды 7
2. Правовая и моральная сторона вопроса эвтаназии. 9
2.1. Правовая сторона вопроса эвтаназии. 9
2.2. Судебные процессы в России и СССР, связанные с эвтаназией. 13
2/3. Моральная сторона вопроса эвтаназии. 15
3. Проблема эвтаназии за рубежом. 18
3.1. Порядок принятия эвтаназии в США - опыт и проблемы. 19
4.Разрешима ли проблема эвтаназии. 21
4.1. Проблема эвтаназии и права на жизнь. 25
Список использованной литературы. 30
Для одних смерть - кара, для других - дар, для многих - благо. Сенека
Введение
Одним из достижений Конституции Российской Федерации 1998 г. стало повышение внимания к защите личных (гражданских) прав и свобод человека. На смену идее обращения человека в часть политической системы, субъект прежде всего публично-правовых отношений, характерной для социалистической правовой доктрины, пришла либерально-демократическая концепция "человек, его права и свободы – высшая ценность", возведённая в правовой абсолют статьёй 2 Федеральной Конституции. Правовую и социально-философскую основу нового конституционно-правового статуса человека в России, безусловно, составляют субъективные личные права и свободы.
Одним из важнейших личных прав и свобод, обеспечивающих само Физическое существование человека как биологического существа, часть общества и субъект правовых отношений, является право на жизнь, декларированное статьёй 20 Основного закона. Значение конституционного закрепления этого права для российской правовой системы трудно переоценить. Данная норма уже стала предметом исследования многих отечественных учёных[3], в том числе и автора этих строк [4].
Однако недостаток большинства современных исследований в этой области состоит в том, что норма о праве на жизнь рассматривается в отрыве от других конституционных положений, регламентирующих Физическую целостность и морально-этическое благополучие человека. К тому же сам механизм реализации конституционного права на жизнь содержит ряд спорных моментов, требующих нестандартных правовых решений. Одним из них является проблема окончания жизни.
1. Понятие права на жизнь и эвтаназии.
1. Право на жизнь.
Конституционное установление права на жизнь означает юридическое закрепление права человека на смерть. Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других. Более того, Декларация прав человека и гражданина, утверждённая Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г., содержала норму, к сожалению, утраченную действующей Конституцией России, – "никто не может быть произвольно лишён жизни"[5]. Это означает, что вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц. Исключение составляет смертная казнь, представляющая собой пределы действия права на жизнь и один из видов кары, реакции общества на преступные действия, совершенные виновным лицом[4]. Во всех остальных случаях вмешательство других лиц в решение человеком вопроса жизни и смерти признается юридически недопустимым.
Вместе с тем, возникают ситуации, когда человек, мечтающий покончить счеты с жизнью, не в силах (физически и/или морально) сделать это самостоятельно, но активно желает наступления смерти. Это проблема эвтаназии (euthanazia – лат. - хорошая, легкая смерть). Большинство авторов, исследующих эту проблему, сходится на том, что эвтаназия является иногда единственным выходом из мучительного состояния и выступает милосердием в его высшем проявлении[5]. Однако они в основномсосредотачивают свое внимание на анализе медицинской стороны вопроса, на процессуальных действиях врачей и иных медицинских работников, которые должны будут ими выполнены в случае юридического закрепления самой возможности осуществления эвтаназии. Вместе с тем, не умаляя важности соблюдения основных процессуальных и процедурных элементов совершения подобных действий, следует обратиться к конституционно-правовой стороне вопроса о возможности осуществления эвтаназии, дабы не поставить соответствующий нормативно-правовой акт, в случае его принятия, в положения сомнительной его конституционности. Итак, соответствует ли положениям действующей Конституции Российской Федерации возможность применения эвтаназии, то есть искусственное прекращение жизни неизлечимо больного человека, осуществляемое по его собственной воле?
Итак, каждый человек, согласно статье 20 Конституции России имеет право на жизнь. Жизнь, как известно, является единственно возможной формой существования белковых тел, включая человека. С точки зрения права, это также лишь Форма существования человека. В дальнейшем эта Форма может быть наполнена различным содержанием. Конкретное содержание жизни человека зависит от различных факторов, которые в первом приближении могут быть разделены на личные и публичные возможности, то есть зависящие и не зависящие от воли человека. Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и Фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь соответствующим содержанием, отвечающим его представлениям о достойной жизни. Если же он по тем или иным причинам относится к категории социально незащищенных граждан, то заботу об обеспечении достойного человека уровня его жизни принимает на себя государство, объявленное согласно статье 7 Конституции России социальным. В этом случае содержание жизни человека, определение её качества переходит из сферы личного в сферу публичного, в общественную обязанность государства.
Человек, обречённый на смерть и испытывающий при этом физические и душевные страдания, хотя он и не упомянут в содержании статьи 7 Конституции России с полным основанием может быть отнесён к категории социально незащищённых граждан. Забота о нём – обязанность не только трудоспособных родственников, но и общества в лице государства. Таким образом, осуществление смертельно больным человеком права на жизнь в условиях социального государства из сферы личного переходит в сферу публичного. Это первое.
Второе. Как отмечалось выше, постепенный уход из жизни неизлечимо больного человека сопровождается физическими и/или моральными страданиями. Их наступление не зависит от воли самого человека или иных физических и юридических лиц. В принципе, сохраняется призрачная возможность того, что в отдалённом будущем подобная болезнь будет побеждена, что и является одной из главных причин неприменения эвтаназии, но, как правило, на судьбу конкретного больного эта перспектива уже не оказывает существенного влияния.
Если больной не предпринимает активных попыток расстаться с жизнью и стоически переносит мучения, задача общества и государства в лице органов здравоохранения – облегчить его мучения и попытаться приблизить, насколько это возможно, качество жизни больного к условиям, достойным человека. Другое дело, когда больной просит о смерти, исходя из простой гуманистической Формулы "жизнь дана человеку, чтобы достойно с ней расстаться". Тогда отказ в эвтаназии может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, императивно запрещенного статьей 21 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, если человеческое достоинство относится к числу личных, индивидуальных прав и свобод, неотъемлемых и принадлежащих ему от рождения, то достойная человека жизнь – это категория социальная, раскрываемая в содержании конституционных основ правового статуса человека и гражданина. Комплексный анализ содержания статей 20-25 Конституции Российской Федерации позволяет преломить их содержание через призму понимания содержания достойной человека жизни. Следовательно, обеспечение достойной человека жизни – это не только одно из конституционных прав человека и корреспондированная ему обязанность государства, но и принцип, пронизывающий содержание всех основ правового статуса человека, регламентируемых не только нормами Конституции Российской Федерации, но и текущим законодательством.
Суммируя сказанное можно заключить, что законодательное закрепление возможности применения эвтаназии не только не противоречит положениям действующей Конституции России, но и прямо вытекает из смысла статей 7, 20, 21 и 41 Основного закона. Достойная жизнь гражданина должна завершаться достойной человека смертью.
|
|
|