Навигация по странице:
|
Реферат. История архитектуры древнего Рима. 1. Ранний, или царский Рим (viiivi вв до н э.) Характеристика периода viiivi вв до н э
Содержание
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)……………….………
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э………………..….……
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э…………....………………
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)…………………………
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э. ……………………………
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э. ………………………….……
3. Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.) ……………...………
3.1. Характеристика периода Римской империи………….….…………
3.2. Архитектура…………………………………………………..………
Заключение………………………………………………...………………
Введение
Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений – это на-значение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.
Архитектура − это не только отдельные здания, но и города с их улицами, площадями, садами, парками, аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками и скульптурой.
Самые ранние очаги богатой и сложной культуры, создавшей монументальную архитектуру большой силы, эмоционально и конструктивно по тому времени совершенную, лежат в пределах Египта и Передней Азии (Двуречье).
Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» − государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.
Римская культура просуществовала более двенадцати веков (VIII в. до н.э. −V в. н.э.). В ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти − население Италии, греческих областей, эллинистических государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I−V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за роди-ну, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Дела-ми, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
Работа состоит из введения, 3 глав и заключения.
В первой главе «Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период с VIII века до н.э. до VI века до н.э.
Во второй главе «Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период V−I вв. до н.э.
В третьей главе «Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)» рассматривается краткая история и архитектурные памятники Рима в период I в. до н.э.−V в. н.э.
1. Ранний, или царский Рим (VIII−VI вв. до н.э.)
1.1. Характеристика периода VIII−VI вв. до н.э.
Центр будущей великой державы − город Рим − возник в Лации, в сред-ней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов − Палатине (еще, по-видимому, в X в. до н.э.), затем постепенно были заселены остальные − Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум − будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.
Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливии, Дионисий Галикарнасский) и поэтами (Вергилий), приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754−753 гг. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым лемехом. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.
По преданию, в Риме в VIII−VI вв. правили 7 царей: Ромул, Нума Помп Тулл Гостилий, Анк Марций, Таркв Древний, Сервий Туллий, Тарквим Гордый.
Особое значение в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами.
В 510 г. н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено «общенародным делом» (по-латыни – res publica).
1.2. Архитектура периода VIII−VI вв. до н.э.
При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.
Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духов-но объединил латинские племена жившие у подножия семи холмов.
При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Пере-стройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.
В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н. э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.
2. Эпоха Римской Республики (V−I вв. до н.э.)
2.1. Характеристика периода V−I вв. до н.э.
Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской.
Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красе, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного (собственного), называемого praenomen, родового имени − nomen и фамильного (прозвища) − cognomen. Начиная с IV в. до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, которому принадлежало данное лицо.
В III−II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном − сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции − «поместья римского народа».
Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.
На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным под-вигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы − повествования о богах − не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.
Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов − греков. Много-численные деятели римской культуры − прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы − в подавляющем большинстве были не римлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.
2.2. Архитектура периода V−I вв. до н.э.
От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве Римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V−IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.
Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, то есть круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов − храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. В III в. до н.э. он был обнесен колоннадой.
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн − ими украшались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, напри-мер, в честь военных побед.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады − ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устрой-стве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках − многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.
Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строитель-стве амфитеатров − оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.
Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря − трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговый операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви). На Форум также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы рода Юлиев).
Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями грече-ских мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
3. Эпоха Римской империи (I в. до н.э.−V в. н.э.)
3.1. Характеристика периода Римской империи
После 23 г. до н.э. Октавиан Август (27 г. до н.э. − 14 г. н.э.) получил титул императора и с этого момента Римская республика становится Римской империей. В его правление римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, − воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о «доблести предков», «римский миф» (то есть легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем большинства деятелей культуры эпохи ранней империи. «Римский миф» сливался с «мифом Августа» − миротворца, избавителя от страданий, − оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империи.
В «век Августа» завершился синтез античной греческой и римской куль-тур. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура Рима, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.
Первое столетие Империи, мрачная эпоха императоров-деспотов подробно описана в сочинениях великого римского историка Корнелия Тацита. Главные его сочинения называются «История» и «Анналы», они сохранились до наших дней. Тацит родился в правление Нерона, взрослым человеком видел жестокости Домициана и дожил до тех лет, когда в Риме был установлен порядок, напоминающий мирное правление Августа. О своем времени Тацит писал: «Мы показали поистине великий пример терпения. Если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы видели та-кое же неограниченное порабощение. Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы утратили бы и самую память, если бы забывать было так же в нашей власти, как и молчать».
После жестоких императоров-деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется «золотым веком» Империи, этот «век» занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами «золотого века» были полководец Траян и философ Марк Аврелий.
Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Ан-тонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков. Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.
При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: «Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хо-чет, и говорить, что думает».
При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: «При вас все для всех от-крыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей». Вскоре после того, как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство. В это время даже на императорском троне часто сидели теперь не коренные римляне, а сирийцы, африканцы, уроженцы Балканских областей. Но как раз в III столетии мир внутри Империи нарушился: местные правители ста-ли выходить из повиновения центральной власти; то в одной, то в другой провинции появлялись самозваные претенденты на императорский престол. Армия перестала подчиняться законам: солдаты назначали и свергали императоров и даже продавали императорскую корону. Провозглашенные ими так называемые солдатские императоры правили всего по нескольку лет или месяцев. Из-за всех мятежей и раздоров в середине III в. Римская империя чуть было не распалась на части.
События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине III века империя пришла в состояние полной разрухи.
В конце III века вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд ре-форм, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.
Диоклетиан придал императорской власти откровенно царский характер. Император стал официально именоваться господином. Он носил пурпурные, затканные золотом платья из парчи и шелка, на голове его сияла драгоценная корона, ему воздавались церемонные почести, напоминающие ритуалы восточного двора: подданные преклоняли перед ним колена, целовали край его одежды, называли его «ваше величество» или «твое величество». Придворных, окружающих владыку, величали «светлостями», «сиятельствами», «превосходительствами», «благородиями». Все, что имело отношение к императору, считалось священным: у него был «священный дворец», «священный совет», «священная спальня».
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами, Римская Империя неук-лонно шла к своему концу. В 395 г. римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей Западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой ко-лонии Византии.
В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, а затем от вандалов (отсюда понятие «вандализм»). В середине V века под властью императоров осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Рому-ла-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.
Что касается Восточной Римской империи, то она просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.
3.2. Архитектура
Архитектура времен Августа служила целям возвеличивания Рима. Ав-густ любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый Форум, главным сооружением которого стал храм Марса Ультора (Мстителя). Он был сложен из туфа, облицован мрамором и украшен роскошными коринфскими колоннами высотой 18 м. На Палатине, близ императорского дворца, был воздвигнут великолепный храм Аполлона. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции − таков портик Октавии (сестры императора) или большой (на 30 тысяч зрителей) каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа тоже должен был прославлять век счастья и благополучия.
Развитие архитектуры вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. В Риме воспроизводились образцы греческой скульпторы и настенной живописи, но их отличал большой реализм в воспроизведении черт оригинала и его психологическое содержание. Такова мраморная статуя Августа из Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.
Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле).
Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и «вечным Римом», которым восторгались его современники.
Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов − Пантеона в Риме.
После гражданской войны 68−69 гг. н.э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение строительства Колизея пришлось на правление его сына Тита (80 г. н.э.). В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.
Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденция-ми.
В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок − входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: на них над трибунами натягивали тент для защиты от солнца в жаркие дни (или в случае непогоды). В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей.
К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно-, трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императоров. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тита − монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г. н.э.), Септимия Севера (111 в.) и Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.
Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором гово-рили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с кон-ной статуей императора и два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине Форума высилось еще одно грандиозное сооружение − «бази-лика Ульпия» − здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки − латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота − почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа 200 м).
При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон − один из прекраснейших памятников античности.
Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Одна из них − конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.
Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству для общественных нужд.
В I – II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других го-родах Италии в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афи-нах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.
Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана пре-взошли своими по своим размерам термы Каракаллы, колоссальным был и дво-рец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита.
Заключение
Чем быстрее приближался конец Рима как мировой державы, тем мону-ментальнее становилась его архитектура, что наиболее наглядно проявилось в эпоху, когда на смену принципату пришел доминат. Огромные термы Диокле-тиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана, выстроенный около 305 г. близ Салоны в Далмации, в ок-рестностях нынешнего Сплита, о чем и сегодня напоминают величественные руины его ворот. Развалины Новой базилики в Риме, здвигнутой на Форуме Максенцием и Константином (конец IV−начало V в.), также свидетельствуют о монументальности: ширина среднего нефа достигает 35 м. Украшенная мра-морными залами и богатым стенным орнаментом, она была одним из самых впечатляющих сооружений империи.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В ос-нове архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.
|
|
|