Навигация по странице:
|
вопросы с 5-8. 5. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм
5.Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Детерминизм – учение о всеобщей условности или зависимости всех процессов в мире. Механический детерминизм (классический-мир,замкнутая система,подчин законам механики), Функциональный детерминизм (изм. каждого сопутствуют друг другу), Коллективный детерминизм (диалектический,сосуществование), Детерминизм состояний (состояние объекта в один момент времени может влиять на состояние объекта в другой момент времени), Теологический детерминизм (всё происходящее предопределено Богом). Основа детерминизма – принцип причинности: ничто не может возникнуть из ничего и не может превратиться в ничто. Причина – явление, повлекшее за собой другие явления; следствие – результат действия определённой причины
Индетерминизм - это учение, отрицающее объективную причинную обусловленность всех явлений бытия. Отрицается либо принцип причинности, либо его объективный характер.
Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает упорядоченный характер отношений детерминации. Это суждение выражает суть принципа закономерности. Центральная категория этого принципа - закон.
Закон - объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Любой закон имеет ограниченную сферу своего действия. Например, распространение законов механики, вполне оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в микромире подчиняются другим законам. Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или напротив, ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяется другими законами. Особенно это относится к историческим и социальным закономерностям. В обществе и истории законы проявляются в виде тенденций, т.е. действуют не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Но следует заметить, что законы-тенденции также носят объективный и необходимый характер.
Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия - законы природы, общества или мышления; по механизмам и структурам отношений детерминации - динамические и статистические и т.п.
Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности. В механицизме утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно совершенно точно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение понятия иного типа закономерностей - статистических.
Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. В статистических закономерностях необходимость проявляется через множество случайных факторов.
6)Пространство и время. Субстанциальная и реляционная теории. Пространственно-временной континуум.
Пространство характеризуется протяжённостью и объемом, время – продолжительностью и длительностью.
Вопрос о пространстве и времени можно разделить на три:
1. Что является сущностью пространства и времени? Пространство и время существуют отдельно или чему-то сопутствуют? Есть 2 точки зрения:
a.Объективистская концепция. Получает развитие в философии нового времени. Ньютон: пространство и время – это характеристики самих вещей.
b.Субъективистская концепция. Не согласен Беркли, Кант, которые предлагали, что пространство и время – это не свойство самих вещей, не их объективная характеристика, а сугубо личные наши представления об окружающем нас мире. Мы с помощью пространства и времени и казуальности сами упорядочиваем свои переживания, ощущения.
b. Субстанциональная концепция. Пространство и время отделяются от вещей реального мира и превращаются в отдельные независимые друг от друга и независимые от материи субстанции. Пустота получает статус существования наряду с атомами. Ньютон в натурфилософии: пространство и время превращаются в абсолютные параметры существования мира. Пространство – бесконечный сундук, который отличается от обычного тем, что не имеет стенок, но похож тем, что если из него все убрать, он сам не исчезнет. Пространство обладает самостоятельным существованием по отношению к отдельным вещам. Если все вещи убрать, оно сохранит свою субстанциональность, оно одинаково везде и всюду.
a. Реляционная концепция. Пространство и время – формы существования самих вещей, это порядок существования всех вещей. Аристотель. Философия нового времени. Декарт отрицал существование пустоты, пространство везде заполнено. Пространство – протяженность, это атрибут протяженной материи. Лейбниц: пространство и время – суть формы существования вещей, пространство выражает порядок одновременного сосуществования вещей друг с другом. Время – порядок последовательного существования вещей друг с другом или одной вещи. Пространство и время – атрибутивные характеристики мира, всех вещей. Пространство и время выражают отношение существования между вещами, которое невозможно без своего носителя (они связаны: «реляцио» - связь).
2. Объективность пространства и времени. Пространство и время объективны или субъективны? Существуют 2 теории:
A. материалистическая: Пространство и время носят объективный характер (рассм. в марксистской теории).
B .Идеалистическая: рассмотрение пространство и время в форме нашего сознания (Кант, Юнг). Д. Юнг: о пространстве и времени мы узнаём из сознания и зрения. И. Кант: Пространство и время существуют априорно, то есть до чувств (субъективный идеализм).
3.Свойства пространства и времени: исходя из реляционной теории: свойства пространства и времени:
протяжённость и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нём определённых выделенных точек. Изотропность означает равноправность всех возможных направлений.
b. Трёх мерность: для определения положения любого объекта необходимо три независимых величины.
Свойства времени:
• Длительность (важнейшая)
• Одномерность. Для фиксации события во времени достаточно одной величины.
• Необратимость – невозможность возврата к прошлому.
• Однородность – равноправие всех его моментов.
Формы пространства-времени:
- Психологическое: (связано с проживанием индивида => субъективное чувство. Августин Аврелий: психологическое пространство-время первично. С восприятием времени связано восприятие пространства)
- Биологическое (связано с особой молекулярной организацией живых организмов, получивший название «асимметрия правого и левого». Биологическое время связано с химическими реакциями внутри организма, они могут предвосхищать некоторые события)
- Социальное пространство-время связано с общественными процессами.
Пространственно-временной континуум - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временным измерением и, таким образом, создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.
В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое, являясь почти равноправными и (в определенных рамках, см. примечания ниже), способные переходить друг в друга при смене наблюдателем системы отсчета.
В рамках общей теории относительности пространство-время имеет и единую динамическую природу, а его взаимодействие со всеми остальными физическими объектами (телами, полями) — и есть гравитация. Таким образом, теория гравитации в рамках ОТО есть теория пространства-времени (полагаемого в ней не плоским, а способным динамически менять свою кривизну).
7.Движение и его основные формы. Единство материи, движения, пространства и времени.
Всё находится в непрерывном движении (Гераклит, Соломон, Гегель…).
Движение – неотъемлемое свойство бытия; необходимо разобраться в его:
1. сущности
2. свойствах
3. типах
4. причинах
1. Сущность движения. Движение – способ существования бытия (его атрибут). Движение в широком смысле – это всякое изменение (обмен веществ, мышление…). Мир существует только потому, что в нём есть движение. В узком смысле движение – изменения положения тела в пространстве и времени.
2. свойства движения:
• объективность
• абсолютность и относительность
• противоречивость
объективность – независимость движения от сознания людей. Движение – это всегда изменения какой-то реальности.
Абсолютность: бытие не может быть реальностью без движения. Движение – способ существования бытия, поэтому движение, как и бытие, неуничтожимо.
В то же время движение относительно: движение проявляется только через конкретные формы бытия в мире (движение в конкретном виде вне конкретных форм не существует). Движение – это единство абсолютного и относительного. Противоречивость проявляется в единстве движения и покоя, в прерывности и непрерывности, в эволюции и революции, в количестве и качестве. Любое движение предполагает своё состояние покоя, когда движение абсолютно, покой относителен.
3. типы движения:
• Количественный. Количественные изменения связаны с изменениями объекта в пространстве, при котором сохраняются его качественные характеристики.
• Качественный. Качественные изменения связаны с перестройкой структуры объекта, ведущей его к состоянию инобытия. Высшим этапом качественного изменения является развитие, которое характеризуется последовательностью необратимых изменений, косвенно свидетельствующих о переходе одной формы движения в другую.
4.
5. формы движения: движение связано с определёнными носителями. Энгельс вывел 5 форм движения:
• механическое
• физическое
• химическое
• биологическое
• социальное
В наше время выделяются три группы форм движения:
• в неорганической природе
• в живой природе
• в обществе
Формы движения:
• в неживой природе:
o пространственные перемещения
o движение элементарных частиц и полей
o геологические изменения
o процессы, протекающие на планетах и звёздах
• в живой природе
o обмен веществ
o саморегуляция
o воспроизводство
o отношения в экологических системах
• в обществе
o революции (политическая деятельность)
o экономическая деятельность (трудовая)
o учебная деятельность
o культурная деятельность
• духовное движение (движение души)
Т.о. движение есть способ существования живой и неживой природы и общества.
6.причины движения:
1)причина движения – Бог.
2)Движение вечно, так как это внутреннее свойство материи, или бытия. Существуют 2 взгляда: идеалистическая и материалистическая.
Идеалисты: Фома Аквинский, Исаак Ньютон, Аристотель, Гегель (первый божественный толчок).
Материалисты: атамисты (Эпикур) Гольбах, Ломоносов.
Парминид и Зенон (элейская школа) утверждали, что движение не существует, так как его вообще нельзя помыслить.
Развитие – определённый тип изменения, когда объект бытия обретает новую качественную определённость.
Признаки развития:
•Изменение структуры
•Необратимость
•Определённая направленность
•Становление нового качества
•Преемственность.
Качество – это такая определённость объекта бытия, благодаря которой он является именно этой, а не другой, реальностью. Под качеством понимают прежде всего структуру и состав объекта. Качественные изменения происходят постепенно, в ходе небольших количественных изменений (количественные изменения незаметно подтачивают качественные).
Переход от одного качественного состояния в другое называется становлением.
Основные принципы развития:
•Когерентность (взаимосвязи)
•Взаимодействия
•Причинности
Принцип когерентности: всё связано со всем в мире. Уровни развития влияют друг на друга. Взаимодействие является фактором интеграции частей в целом. Когда взаимодействие кончается, разрушаются взаимосвязи.
Принцип причинности: в мире нет явлений, которые возникли бы без причины. Всякое развитие имеет причины. Принципы развития находят своё отражение в законах развития.
• Закон единства и борьбы противоположностей.
• Закон перехода количества в качество.
• Закон отрицания отрицания.
Философские концепции развития:
1)Диалектическая - объясняет развитие через действие законов диалектики.
2)Эволюционная - объясняет развитие жизни наследственной изменчивостью, борьбой за существование, естественным отбором.
3)Структуралистическая - предполагает в основе развития изменение структуры объекта, то есть устойчивого единства элементов и отношений между ними.
4)Энергетическая - в основе развития лежит случайность, многовариантность, которая в то же время является необходимостью.
8)Диалектика как учение о развитии. Принципы, категории и законы диалектики.
Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
Диалектика - метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом. «Три закона диалектики»
1. переход количественных изменений в качественные
В древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры незаметные изменения одного и того же предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. К примеру, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причём граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет обладает множеством свойств и потому имеет не одну, а множество характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы бел характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутным свойством является, в частности, память.
Предметы – это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество.
• Качество – такая определённость предмета, процесса, явления, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных ему предметов.
• Количество – характеристика предметов, явлений, процессов по степени их развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остаётся самим собой. Нарушение этой меры, этого определённого сочетания количественной и качественной сторон приводит к изменению самого предмета, к превращению его в другой предмет. Мера – диалектическое единство количества и качества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета.
• Скачок - переход в количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате повышения меры)
2. закон единства и борьба противоположностей. Он раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут существовать друг без друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают следующие виды противоречий:
• антагонистические(противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические (противоречия, противоположные антагонистическим, характерные только для общества).
• Внутренние (противоречия между противоположными сторонами предмета (производство и потребление)) и внешние (противоречия между данным явлением и другими явлениями (между природой и обществом, живым организмом и внешней средой)).
• Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные (противоречия между другими сторонами предмета).
Сущность закона: любой предмет обладает: противоположностями, которое в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие даёт толчок к развитию предмета.
3. закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определённый исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, которые также имеют определённый результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на месте старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени. Некоторые положительные черты, присущие старому.
Сущность закона: закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета или явления.
|
|
|