8. Роль семьи в воспитании детей с НЗ. Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной патологией, требует особой заботы и внимания. Болезнь является психической травмой и для родителей. Ребенок с НЗ способен преодолеть трудности, стоящие на его жизненном пути, если родители и близкие помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов. Раннее развитие ребенка с НЗ происходит в тесной зависимости от условий его воспитания, от социальной среды, которая, так или иначе, влияет на формирование у него различных психических функций. Ребенок с НЗ зависим от окружающих людей, прежде всего от родителей, которые призваны содействовать его физическому и духовному становлению. Степень реализации потенциальных способностей детей с нарушениями зрения обусловлена как характером и степенью имеющегося у них дефекта, так и отношением родителей к наличию у ребенка дефекта и их участием в его воспитании. Обнаружение у ребенка глубокого нарушения зрения (при рождении или в первые месяцы жизни), как при любых других патологиях обычно вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение. Проводить специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты. Затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку, он принимается таким, какой он есть. Ребенку необходимо чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. Воспитание незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Адекватным отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Отношение к ребенку с нарушением зрения может быть и неадекватным. Условно выделяют четыре неадекватные позиции (Хорош С.М.): 1.Неадекватность родительской позиции (ребенок- жертва обстоятельств, беспомощное и обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной защите и опеке). Такая жертвенная любовь оборачивается тем, что ребенок растет неприспособленным к жизни. Его не приучают к самостоятельности, выполняют все его прихоти. У ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, недостаточно развиваются сохранные анализаторы. Гиперопека ставит ребенка в полную зависимость, не только физическую, но и эмоциональную, от опекающих его людей. 2.В случае, если родители смирились с дефектом, но не принимают уже самого ребенка, дети выделяются своей неухоженностью, заброшенностью. Глубокое нарушение зрения у этих детей сочетается с педагогической запущенностью. Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения. 3.Ребенок принимается родителями, а его дефект – нет. Игнорирование специфических особенностей нарушения зрения, направление всех усилий на улучшение зрения может привести к тому, что будет упущено невосполнимое для психического развития ребенка время первых лет его жизни. 4. Родители не принимают дефект и самого ребенка. Такие родители не видят перспектив в воспитании своего ребенка. В результате они или отказываются от малыша, или передают на воспитание другим членам семьи. При неадекватных позициях отца и матери в отношении к ребенку, имеющем нарушение зрения, встает вопрос о коррекции внутрисемейных отношений. Важную роль в этом играет информация о возможностях целенаправленного специального воспитания и обучения, позволяющего человеку с сенсорным дефектом не только приспособиться к социальным условиям жизни в обществе, но и стать полноценным его членом. Подобная информация помогает родителям принять верное решение и не отказаться от ребенка после того, как они узнали, что он родился слепым. Психологи, тифлопедагоги, воспитатели специализированного учреждения могут помочь родителям изменить свою позицию. При правильном к нему отношении и в результате определенных усилий он сможет приспособиться к жизни в обществе, стать полноценным его членом и многого достигнуть. На дефект зрения семья не может оказать влияния, но она может способствовать восстановлению и развитию нарушенных в результате слепоты и слабовидения социальных контактов, помочь найти ребенку свое место в обществе, способствовать восстановлению личностного и социального статуса. Родителям нужно отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т.е. чего они хотят, какова их основная цель. Целью воспитания и задачей родителей является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Полноценная жизнь незрячего ребенка во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.
|
9. Трудовое воспитание детей с дефектами зрения.
Дети с НЗ при поступлении в спец. Доу иногда оказываются беспомощными. Связано с излишней опекой родителей. Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса у детей с НЗ.
Трудовое воспитание дошкольников. В ДОУ трудовое воспитание направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.
Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое успешно осуществляться лишь в условиях целенаправленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природоведческим материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.
С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных нарушений, обусловленных слепотой и слабовидением. Для трудовой деятельности должны быть созданы офтальмо- гигиенические условия, спец. условия и средства, направленные на преодоление трудностей зрит. недостаточности.
|