Навигация по странице:
|
Башенные краны. Башенный кран
|
Название |
Башенный кран
|
Анкор |
Башенные краны.doc |
Дата |
22.04.2017 |
Размер |
28.64 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Башенные краны.doc |
Тип |
Документы
#1613
|
страница |
5 из 7 |
|
Перечень
использованных нормативно-правовых актов и нормативных
документов, выполнение которых обязательно
ДБН В.2.8-6-96 ТЕХНIЧНЕ ОБСЛУГОВУВАННЯ ТА РЕМОНТ КРАНIВ САМОХIДНИХ СТРIЛОВИХ
ДБН В.2.8-9-98 ЕКСПЛУАТАЦIЯ БУДIВЕЛЬНИХ МАШИН ЗАГАЛЬНI ВИМОГИ
НПАОП 0.00-1.03-02 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів від 20.08.02 Наказ № 409 Мінпраці України
НПАОП 0.00-1.15-07 Правила охорони праці під час виконання робіт на висоті, затверджені наказом Держгірпромнагляду від 27.03.2007 №62
НПАОП 0.00-5.04-95 Типова інструкція з безпечного ведення робіт для стропальників (зачіплювачів), які обслуговують вантажопідіймальні крани від 25.09.95 Наказ № 135 Держнаглядохоронпраці України
НПАОП 0.00-5.05-95 Типова інструкція з безпечного ведення робіт для кранівників (машиністів) баштових кранів від 14.11.95 Наказ № 175 Держнаглядохоронпраці України
НПАОП 0.00-5.06-94 Типова інструкція для осіб, відповідальних за безпечне проведення робіт з переміщення вантажів кранами від 20.10.94 Наказ №107 Держнаглядохоронпраці України
НПАОП 0.00-5.07-94 Типова інструкція для осіб, відповідальних за утримання вантажопідіймальних кранів в справному стані від 20.10.94 Наказ №107 Держнаглядохоронпраці України
НПАОП 0.00-5.20-94 Типова інструкція для інженерно-технічних працівників, які здійснюють нагляд за утриманням та безпечною експлуатацією вантажопідіймальних кранів від 20.10.94 Наказ №107 Держнаглядохоронпраці України
ДСТУ Б В.2.8-10-98 СТРОПИ ВАНТАЖНІ. КЛАСИФІКАЦІЯ, ПАРАМЕТРИ ТА РОЗМІРИ, ТЕХНІЧНІ ВИМОГИ.
ДСТУ 12937-2002, ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации
ДСТУ EN 12937-2002 Безпечність машин. Технічні правила та вимоги до підіймально-транспортних засобів
ГОСТ 12.1.013 78 ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования
Устойчивость крана. Безопасность эксплуатации крана во многом зависит от его устойчивости. Устойчивость — это способность крана противодействовать опрокидывающим его моментам от силы тяжести поднимаемого груза, ветровой нагрузки, собственного веса элементов крана, динамических нагрузок и уклона.
В соответствии с ГОСТ 13994-81 «Краны башенные строительные. Нормы расчета» устойчивость проверяется для следующих условий:
- при работе крана с грузом — грузовая устойчивость,
- без груза в рабочем состоянии — собственная устойчивость,
- в нерабочем состоянии — собственная устойчивость,
- при внезапном снятии нагрузки — обрыве груза, при монтаже (демонтаже) крана.
При проверке устойчивости выбирают наиболее неблагоприятные условия работы крана: при опасной комбинации загрузок без учета действия противоугонных захватов (усилия от закрепления за рельсы, создающие дополнительный удерживающий момент, устойчивости крана). При расчете учитывают наклон кранового пути, а также деформации этого пути и самого крана от действующих нагрузок.
Грузовую устойчивость крана проверяют не только расчетом, но и испытанием изготовленного крана по Правилам Госгортехнадзора при приемочных испытаниях на заводе-изготовителе и при техническом освидетельствовании на строительной площадке.
Остальные виды устойчивости - только расчетом.
Согласно правилам эксплуатации кранов, определённым Гостехнадзором, коэффициент запаса устойчивости определяется для двух случаев:
- опрокидывание крана в сторону груза – грузовая устойчивость;
- опркидывание крана в сторону противовеса в нерабочем состоянии – собственная устойчивость.
Собственная устойчивость определяется при наименьшем вылете стрелы, при действии ветра в сторону опрокидывания и с учётом уклона.
К1 - коэффициент собственной устойчивости ≥ 1,15;
К2 – коэффициент грузовой устойчивости ≥ 1,4.
Демонтаж, транспортирование и монтаж кранов. Монтаж и демонтаж осуществляют согласно Инструкции и Правилами Техники безопасности и СНИП.
Этапы могут отличаться для разных типов и моделей кранов.
Все краны с поворотной башней серии КБ при демонтаже складываются за несколько часов и перевозятся без разборки (снимается только противовес):
1. Кладётся крюк на землю и кран разворачивается вдоль пути.
2. Стрела одним концом кладётся на землю и в точке «Б» переламывается.
3. Стрела в собранном положении.
После третьей операции, снимаются контргрузы, башня поворачивается вокруг точки «А» и верхним концом кладётся на кузов тягача. Затем под ходовую тележку заводится подкатная тележка на пневмоходу. В таком положении кран и транспортируется на новый объект.
При транспортировании выдерживаются все габариты. Монтаж производится в обратном порядке.
Все башенные краны серии КБ монтируются одним способом — подъемом сложенной вперед башни. Отличия заключаются только в конструктивных схемах кранов, способах наращивания башни и уменьшения транспортной длины крана при перевозках.
До начала монтажа независимо от типа крана необходимо подготовить монтажную площадку, уложить подкрановый путь длиной ' не менее 12,5 м, подвести электроэнергию, доставить на строительную площадку элементы башенного крана, оборудование н инструмент, необходимые для монтажа башенного крана.
Перед началом монтажа переключают электросхему крана на управление с выносного пульта и подсоединяют ее к электросети питания. Устанавливают башню на ее монтажнуш стойку, поднимают распорки и устраивают ограждение блоков.
Монтажную стойку поворотной платформы устанавливают в рабочее положение. Затем выкатывают подкатную тележку, устанавливают и закрепляют на подкрановом пути ходовую раму крана, после чего погружают противовес и закрепляют его на поворотной платформе. Опускают головную секцию стрелы и подвешивают ее на грузовом канате.
Поднимают башню в рабочее положение, а затем опускают головную секцию стрелы, стыкуют ее с основной секцией и перепасовывают канат стрелового расчала. Поднимают стрелу в рабочее положение, переключают электросхему с выносного пульта на управление из кабины, монтируют осветительную арматуру, испытывают кран в соответствии с требованиями Госгортехнадзора и сдают в эксплуатацию.
Демонтируют башенный кран в последовательности, обратной монтажу.
Монтаж нижней части крана осуществляется собственными механизмами и стреловым краном грузоподъемностью 25 т. Увеличение высоты башни производится отдельными секциями методом наращивания собственными механизмами крана
Выдвижение верхней части крана осуществляется монтажной стойкой, расположенной сбоку башни, а заводка секции — с помощью специальной траверсы. Время монтажа одной секции башнн 2,5 ч. После окончания монтажа башни на полную высоту монтажная стойка с помощью собственной лебедки спускается вниз. Монтаж пятой модификации крана с высотой крюка 70 м занимает 10— 12 рабочих смен.
Рис.71. Схема монтажа «на себя» собственными механизмами крана:
а – освобождение тягача; б – освобождение подкатной тележки;
в – подъём башни со стрелой.
Рис.72. Схема монтажа «от себя»:
а– крана с поворотной башней; І – кран на выносных опорах перед началом
монтажа; ІІ – начало распрямления и подъёма башни; ІІІ – начало подъё-
ма стрелы; ІV – башня в рабочем положении, окончание подъёма стрелы;
V – кран в рабочем положении;
б – кран с неповоротной башней; I – транспортное положение; II – кран перед
началом монтажа; III, IV и V – этапы монтажа.
Рис.73. Схемы установки секций и панелей
при наращивании башни:
а– вспомогательным краном-укосиной, укреплёнными на подвижной обойме; б – стрелой,
повернутой вместе с консолью противовеса на 900; в – подъёмной стрелой, укреплённой
эксцентрично по отношению к оси башни; г – грузовой тележкой при смещённой верхней
части крана; д – то же, что схема г, но верхняя часть башни после основной части установ-
ки секцииповорачивается и становится сосной; е – с помощью боковой монтажной стойки;
ж – грузовой и вспомогательной тележкой в проём верхней части башни; з– грузовой те-
лежкой сверху; и – то же, что и з, но снизу; к – снизу при помощи боковых монтажных стоек;
л– вспомогательной тележкой через портал крана.
Транспортирование башенных кранов. Перевозку кранов осуществляют:
● железнодорожным транспортом. При перевозке по железной дороге кран должен быть разобран на отдельные укрупнённые узлы, размещение и крепление которых узлов на железнодорожных платформах и полувагонах должно производиться в соотв. с чертежами и расчётами крепления, утверждёнными в установленном порядке. При этом руководствуются «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» Укрзализныци.
● водным транспортом. Руководствуются СНИП и «Правилами техники безопасности и производственной санитарии на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях» Министерства инфраструктуры Украины.
● автотранспортом. Может производиться отдельными узлами стандартным автотранспортом, в зависимости от местных условий, характеристики транспортных средств и требований ДАИ. При этом руководствуются «Правилами дорожного движения» и инструкцией по монтажу.
Кран имеет три варианта перевозки:
I - в собранном виде на подкатной тележке,
II - в разобранном без подкатной тележкн,
III - в собранном без подкатной тележкн (4.18; 4.19; 4.20).
В первом случае кран перевозят на прицепе за тягачом МАЗ-221Г (МАЗ-210Г). Погружают и выгружают элементы крана автомобильным краном грузоподъемностью 16 т. Башня крана опирается на специальное устройство, укрепленное на раме тягача. Для проезда автопоезда на поворотах предусмотрена возможность разворота подкатной тележки с ходовой рамой на 30° относительно оси автопоезда.
Балластные плиты перевозят на обычных транспортных средствах грузоподьемностью не менее 7 т.
Во втором случае перевозят отдельно башню в сборе со стрелой и кабиной на полуприцепе 1-ПП-12.5 и прицепе-роспуске 2-Р-15, а ходовую раму в сборе с поворотной платформой - на прицепе-тяжеловозе Т-151А в сцепе с тягачом МАЗ-504.
При третьем варианте башню крана опускают на ось прицепа — роспуска и крепят к нему. Автомобильным краном грузоподъемностью 16 т поднимают ходовую раму башенного крана на 900 мм и плавно опускают на прицеп-тяжеловоз. При этом применяют прицеп-тяжеловоз Т-151А. прицеп-роспуск 2-Р-15 в сцепе с тягачом МАЗ-219.
Транспортирование башенного крана КБ-674 производится на автотранспортных средствах только укрупненными узлами.
Рис.74.Схема перевозки башенного крана на
подкатной оси автотягачом.
Рис.75.Трактор К-701 на перевозке башенного крана серии КБ.
Рис.76. Балковозы предназначены для перевозки
длинномерных неделимых грузов.
Рис.77. Схема погрузки негабаритных частей башенного крана.
Рис.78. Схема перевозки новых типов башенных кранов.
Рис.79. Схема перевозки отдельных узлов
немобильных башенных кранов.
Таблица 5
Характеристика схем перевозки мобильных башенных кранов
Подкрановый путь - рельсовый путь, по которому передвигаются подъёмные краны. Подкрановый рельсовый устраивают на шпально-балластном основании. Для подкранового пути используют ж.-д. или специальные крановые рельсы, реже — прокат квадратного сечения. Основные требования к подкрановому пути:
- горизонтальность рельсов,
- параллельность рельсов,
- прочность, достаточная для восприятия нагрузок от колёс крана и ре-
льсовых захватов противоугонов.
Крановый путь выполняется по различным нормативным документам в зависимости от типа крана, под который сооружается путь.
Рис.80. Подкрановый путь.
В проекте наземного рельсового кранового пути должны содержаться сведения о типе рельсов; типе, сечении и длине шпал; расстоянии между шпалами; способе крепления рельсов между собой и к шпалам; наличии прокладок между рельсами и шпалами, их конструкции и способе установки; величине зазора между рельсами; материале и размере балластного слоя; допустимом минимальном радиусе кривой на криволинейных участках пути; предельно допустимой величине общего продольного уклона; упругой просадке под колесами, допусках на ширину колеи и разности уровня головок рельсов; конструкции тупиковых упоров и устройстве заземления рельсового пути.
Для башенного крана (кроме башенного строительного с давлением на ходовое колесо до 28 тс) эти сведения заводом-изготовителем должны быть указаны в паспорте крана или на приложенном к паспорту эскизе.
Рельсовый путь башенного строительного крана с давлением на ходовое колесо до 28 тс включительно выполняется и содержится в соответствии с Инструкцией по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов. Для башенных кранов с давлением на ходовое колесо свыше 28 тс крановые пути изготовляются по указаниям, изложенным в паспорте крана и Инструкции по его монтажу и эксплуатации. В особых случаях при специфических условиях эксплуатации для кранов с давлением на колесо до 28 тс подкрановые пути сооружаются по специальным проектам.
При установке крана на эксплуатирующийся надземный путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.
Применение рельсов при устройстве путей более целесообразно по сравнению с прокатом квадратного профиля, так как крепление рельсов может быть обеспечено наиболее простым и надежным способом, позволяющим в процессе эксплуатации производить рихтовку пути, что учтено Государственным стандартом. При выборе типа рельсов отдается предпочтение специальным рельсам типа KP по ГОСТ 4121—76. Эти рельсы имеют широкую подошву, благодаря чему давление от ходовых колес распространяется по верхнему поясу балки более равномерно. Для кранов с тяжелым режимом работы рекомендуется применять только крановые рельсы KP.
Для кранов грузоподъемностью 10—30 тс легкого и среднего режимов работы применяются рельсы специального профиля КР-70 по ГОСТ 4121—76. В отдельных случаях (при отсутствии рельсов КР-70) допускается применение железнодорожных рельсов Р-38 по ГОСТ 4224—54* для кранов грузоподъемностью 10 тс и Р-43 для кранов грузоподъемностью 20 тс. В пределах одного температурного блока рельсы, как правило, заготовляются в виде одной сварной плети. Сварка рельсов осуществляется встык контактной электросваркой.
Температурные швы в рельсах предусматривают вблизи температурных швов подкрановых балок. Ширина головки рельса принимается меньше расстояния между ребордами ходового колеса на 20—40 мм.
Крановые рельсы опорных кранов должны крепиться так, чтобы исключалась возможность бокового и продольного их смещения при работе и передвижении крана.
Крепление рельсов к подкрановым балкам выполняется различно в зависимости от типа подкрановых балок (металлические, железобетонные) и режима работы кранов. Обычно применяется сборно-разборное крепление, обеспечивающее возможность горизонтальной рихтовки пути. Правилами по кранам разрешается производить крепление рельсов посредством сварки, но такое крепление применяется для кранов с ручным приводом механизмов, а также для кранов легкого режима работы грузоподъемностью до 30 тс включительно. Для равномерного распределения нагрузки на пути, смягчения ударов и толчков, а также уменьшения износа и смещения рельса установку рельсов рекомендуется производить на упругой прокладке по всей длине пути. Для этих целей применяются прорезиненные ткани толщиной 8 - 10 мм с двусторонней резиновой обкладкой типа А-1 и А-2 или В по ГОСТ 20—76 «Ленты конвейерные резино-тканевые», а также могут применяться ремни плоские, приводные, тканевые, прорезиненные с двусторонней резиновой обкладкой общей толщиной 8 — 10 мм.
Наиболее распространенные способы крепления рельсов к подкрановым балкам — крепление прижимными планками и крепление парными крюками с шайбами диаметром 22 мм.
Разработано много новых прогрессивных методов крепления рельсов к подкрановым балкам. К ним относятся, например, крепления с помощью вертикальных металлических ребер, пружины низкомодульных (резино-металлических) прокладок, литой металлической шпалы и др.
При установке и эксплуатации башенных кранов необходимо проверить компоненты башенного крана. Пригрузы башенного крана, противовесы, балка крановая, подкрановые рельсы – эти компоненты проверяют с особым вниманием.
Чтобы принимать нагрузки для производства крановых рельсов применяют сталь различных сортов. Наибольшей популярностью у производителей рельсов пользуется сталь, характеризующаяся высоким уровнем содержания углерода – она, согласно проведенным исследованиям, является наиболее прочной. К подкрановым рельсам относятся рельсы КР 50, КР 70 и КР 100, иногда можно использовать рельс Р50, Р65.
Подкрановый путь башенных кранов должен быть горизонтальным, параллельным, прямолинейным. Эксцентриситет (смещение осей подкрановых балок и подкрановых рельс) должен быть минимальным.
Оптимальное сочетание балласта и противовеса позволяет гарантировать устойчивость башенного крана при общем минимальном весе. Противовесы башенных кранов для этого относят на большее от оси вращения крана расстояние. Противовесы башенных кранов, обладающих неповоротной башней, размещают на конце консоли, которая закреплена на поворотном оголовке. А в случае с кранами, обладающими поворотной башней, их размещают на конце поворотной платформы.
|
|
|