Навигация по странице:
|
Дальний Восток. Дальневосточный район
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАЙОН
Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область. Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области. Чукотский автономный округ
Площадь 6,2 млн км2, население 7 млн человек
В общероссийском разделении труда Дальний Восток — это в первую очередь мощный рыбопромышленный комплекс (около 40% улова рыбы в стране). Здесь добывают цветные и редкие металлы, развиты некоторые отрасли машиностроения, лесная, деревообрабатывающая промышленность и морской транспорт. Важное значение имеют производство сои, риса, пантовое хозяйство, заготовка пушнины.
С развитием рыночной экономики и расширением связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона особое значение приобретает роль Дальнего Востока как «ворот» России в этот быстро развивающийся регион, на который приходится около половины мирового валового продукта, причем, согласно прогнозам, эта доля будет возрастать.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
Экономико-географическое положение Дальнего Востока уникально. Удаленность от европейской части страны и широчайший выход (около 4,5 тыс. км) к Тихому океану определили его не только экономическое, но и социально-политическое значение как форпоста страны на ее восточных рубежах. Через дальневосточные порты Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского бассейна. Все они резко различаются уровнем и структурой хозяйственного развития, набором и масштабами освоения природных ресурсов, что создает контраст экономических потенциалов и взаимодополняющих потребностей и объективно способствует экономическому взаимодействию. Так, Япония, западные районы США и Канады — крупнейшие потребители природных ресурсов (нефть, газ, коксующийся уголь, лес, руды и др.). При этом они заинтересованы в сбыте продукции своей высокоразвитой промышленности. Развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, тяготеющие к бассейнам Тихого и Индийского океанов, представляют собой обширный рынок потребления продукции обрабатывающей промышленности и могут поставлять некоторые виды сырья, сельскохозяйственную продукцию, товары широкого потребления. Многие крупные проекты на Дальнем Востоке можно осуществлять совместно с зарубежными странами на компенсационной основе. Разработка на Дальнем Востоке некоторых видов сырья и топлива оказывается невыгодной, поскольку в Сибири они расположены ближе к европейской части страны и нередко имеют более, благоприятные технико-экономические показатели. Поэтому здесь длительное время ресурсы осваивали выборочно: золото, редкие и цветные металлы, ценные виды рыбных ресурсов, а также те, крупномасштабное освоение которых стимулировалось потребностями внешнего рынка (коксуюпщйся уголь, древесина и др.).
Территория Дальнего Востока расположена в различных природных зонах — от тундры на севере до субтропической тайги на юге. Это обусловило разную хозяйственную освоенность и специализацию промышленности его регионов, разные типы сельского хозяйства (от рисосеяния в Приморье до оленеводства на Чукотке). Рельеф района преимущественно горный, его природные ландшафты контрастны. Богатство и разнообразие полезных ископаемых, колоссальные ресурсы морей и самой обширной в мире области шельфа северной части Тихого океана, значительные запасы гидроэнергии, огромные лесные массивы с ценными породами деревьев, разнообразные виды культурных растений и полезных животных — все это создает благоприятные условия для развития сложного комплекса производств. Топливно-энергетические ресурсы района достаточны для развития крупного хозяйства. Использование гидроэнергии Амура и его крупных притоков позволит одновременно регулировать их сток, что важно для предотвращения катастрофических периодических наводнений, наносящих большой ущерб. На Камчатке для производства электроэнергии используют термальные источники (Паужетская геотермальная электростанция). Изучают проблему применения энергии морских приливов для сооружения в Пенжинской губе приливной электростанции.
Тихоокеанские моря выделяются разнообразием биологического сырья: до 200 видов рыб (в их числе лососевые: кета, горбуша, нерка, кижуч, чавыча), 10 видов китов, различные морские звери (моржи, тюлени, морские котики и др.), крабы, промысловые черви, моллюски, водоросли.
Суровый, засушливый, резко континентальный климат — один из основных факторов, осложняющих развитие северо-восточной части района, открытой широким фронтом к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов и отгороженной высокими горными поднятиями на юге от теплых и влажных воздушных масс. Почти вся эта территория расположена в области вечной мерзлоты. При строительстве здесь приходится применять особые строительно-технические методы и специальные типы фундаментов, «консервирующих» вечную мерзлоту. Не случайно стоимость 1 м2 жилой площади в Магаданской области в 4 раза, а на Чукотке — в 10 раз выше, чем в южной зоне. Существенно ограничено сельскохозяйственное производство. Сильные морозы затрудняют работы на открытом воздухе, осложняют использование механизмов. Это требует дополнительных капиталовложений в промышленное, транспортное и гражданское строительство.
НАСЕЛЕНИЕ
В районе проживает 5,0% населения страны. Заселенность различных частей Дальнего Востока резко контрастна. Относительно более освоен его юг. Средняя плотность населения в районе низкая — около 1,2 человека на 1 км2. Она колеблется от 13,6 человека на 1 км2 в Приморском крае до 0,1—0,5 человека на 1 км2 на северо-востоке. Плотнее заселена Зейско-Буреинская равнина и территории, протянувшиеся вдоль Сибирской железной дороги. На юге Приморья (треугольник Уссурийск — Владивосток — Партизанок) плотность населения около 50 человек на 1 км2. Русские составляют более 88% населения района, украинцы — около 7%. Здесь проживают также корейцы, белорусы, евреи. Коренное население представляют якуты (около 0,4 млн человек) и группа малых народов: на Камчатке — коряки, ительмены, чукчи, эвены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска — нанайцы и ульчи; к востоку от Нижнего Амура — орочи; на севере Хабаровского края — эвенки. По берегам таежных рек Сихотэ-Алиня живут удэгейцы. Немногочисленна группа нивхов-аборигенов в северной части о. Сахалин и в низовьях Амура.
Доля городского населения велика — 76%, а в областях с небольшим развитием сельского хозяйства еще больше, например в Магаданской области 91%. Около 50% всех горожан района сосредоточено в крупных городах с численностью жителей 100 тыс. и более. Выделяются городские агломерации: Владивостокская (возникла на базе портового и рыбного хозяйства) и Хабаровская (сложилась вокруг краевого центра на базе переработки лесных и других ресурсов). В южной части о. Сахалин вокруг городов Южно-Сахалинска и Корсакова сконцентрировались поселки городского типа, возникшие в связи со строительством предприятий целлюлозно-бумажной и рыбной отраслей. С сооружением БАМа большие перспективы получили Комсомольская-на-Амуре агломерация и города Советская Гавань, Ургал, Тында, которые стали ядрами освоения новой промышленной зоны, формирующейся вдоль магистрали.
Специфическая особенность Дальневосточного района — острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов страны. Однако из-за суровых природных условий и отставания социальной инфраструктуры велик обратный отток населения, особенно обострившийся с прекращением государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере.
СТРУКТУРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
В структуре хозяйства Дальнего Востока доля промышленности, строительства и транспорта составляет более общественного производства. При этом основную часть промышленной продукции дают добывающие отрасли. В последние десятилетия здесь ускоренными темпами развивали как отрасли специализации, так и вспомогательные, и обслуживающие с целью существенно изменить структуру промышленного производства и всего хозяйства района — увеличить его комплексность.
На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разобщенностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.
Южную часть, включая о. Сахалин, обслуживают железные дороги. Сибирская железнодорожная магистраль — основная транспортная артерия района. К ней примыкают железнодорожные линии, соединяющие крупные города с морскими портами Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Партизанок — Находка и др. Байкало-Амурская магистраль протяженностью более 3 тыс. км создала новые предпосылки для развития Дальнего Востока. Расстояние между Тайшетом и Комсомольском-на-Амуре сократилось на 475 км.
Экономические и культурные связи Камчатки, Курильских островов и Сахалина в значительной мере зависят от работы морского транспорта. Через порты Владивосток и Находка открывается кратчайший выход в Тихий и Индийский океаны. Морской транспорт обслуживает связи с зарубежными странами. В заливе Америка в бухте Врангеля сооружен крупный глубоководный порт Восточный. Для судоходства используют Амур и его крупные притоки— Зек», Бурею, Уссури, Бикин, Амгунь и др. Из-за малых глубин в устье Амура не заходят средние и крупнотоннажные морские суда, что несколько снижает значение водного транспорта для межрайонных связей.
Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные связи. Большую работу во внутрирайонных и особенно в межрайонных перевозках выполняет авиационный транспорт. Развивается трубоароводный транспорт (газопровод Оха — Комсомольск-на-Амуре и др.).
На северо-востоке района основную транспортную работу производят водный (велика роль Северного морского пути) и автомобильный транспорт. Важное значение имеет авиационный транспорт, особенно в перевозках пассажиров, почты, срочных грузов, а также в медицинском обслуживании жителей. Построенная в последние годы железная дорога Тында —- Беркакит с продолжением ее до Томмота радикально улучшит транспортную ситуацию в этой части района.
Сельское хозяйство Дальнего Востока в основном имеет внутрирайонное значение. Его доля в общественном производстве составляет менее 1/3. Объем производства ведущих земледельческих культур недостаточен для удовлетворения потребностей населения района в продуктах питания, а обрабатывающей промышленности— в сельскохозяйственном сырье. За последнее время несколько увеличился валовой сбор картофеля и овощей, надои молока, производство яиц, мяса птицы (в основном благодаря укреплению кормовой базы животноводства), расширилось производство сои, риса и другой сельскохозяйственной продукции.
ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ
В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам — экономико-географическому положению, природным ресурсам и условиям их освоения, общероссийской специализации хозяйства — выделяются два подрайона: Дальневосточный Юг (с Камчаткой) и Дальневосточный Север (Северо-Восток). Многие исследователи считают необходимым рассматривать их как самостоятельные экономические районы России.
Дальневосточный Юг
Приморский и Хабаровский края. Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области
Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных металлов, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга дб сих пор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной магистрали. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.
Топливно-энергетический комплекс. В топливном балансе подрайона на уголь приходится около 65% потребляемого топлива. Уголь добывают в Приморском (Артем, Партизанок) и Хабаровском (Чегдомын) краях, Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях. Около 70% добычи составляют бурые угли, которые разрабатывают преимущественно открытым способом. Добыча нефти развивается на Сахалине; перерабатывают нефть на заводах Комсомольска-на-Амуре, куда она поступает по трубопроводу, и в Хабаровске. Природный газ добывают на севере о. Сахалина; здесь на шельфе формируются крупнейшие газодобывающие комплексы Сахалин-1 и Сахалин-2. На Дальнем Востоке пока еще действует множество мелких неэкономичных электростанций. Наиболее крупные составили основу создающейся энергетической системы Дальневосточного Юга: Артемовская, Хабаровская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ, Комсомольская ТЭЦ-3, Райчихинская и Приморская ГРЭС. Сооружена Зейская ГЭС. В узком ущелье (Талаканский створ) строят Буреинскую ГЭС мощностью 2 млн кВт, которая наряду с производством электроэнергии будет обеспечивать регулирование р. Бурей от частых паводков (здесь затопляется лишь узкий горный коридор). Ниже по течению будет построена компенсирующая ГЭС мощностью 320 тыс. кВт. Сооружают Уссурийскую ТЭЦ.
Рыбопромышленный комплекс объединяет предприятия по добыче и переработке рыбы и морепродуктов (креветки, криль, кальмары, морской гребешок, морская капуста, анфельция), расположенные в Приморском крае, на побережье Камчатки и Сахалина, Курильских островах. Основа комплекса — океаническое рыболовство. Мощный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот насчитывает сотни судов. Преобладает экспедиционная форма добычи — активный лов. Обслуживает комплекс большая группа предприятий и организаций: научно-исследовательские и проектные институты рыбного хозяйства, судоверфи и судоремонтные заводы, рыбные порты, предприятия по производству тары (Находка, Холмск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Дальнереченск) и др.
Лесоэнергохимический комплекс базируется на богатейших лесных ресурсах района. Наиболее интенсивно разрабатывают леса, примыкающие к железным дорогам — Сибирской магистрали и линии Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В бассейне Амура (вдоль БАМа) заготавливают более 60% всей древесины, поставляемой из Амурской области. Другой крупный лесозаготовительный район — Хабаровский, объединяющий лесные массивы в бассейнах нижнего течения Уссури и Нижнего Амура. В Приморье заготовки леса ведут главным образом в бассейне среднего течения Уссури, а также на юге, в Шкотово-Партизанском лесосырьевом районе. Давно эксплуатируют лесные ресурсы о. Сахалин. Механическую переработку древесины осуществляют в местах пересечения сплавных рек с железными дорогами. Крупные центры деревообработки: Благовещенск, Хор, Хабаровск (Николаевна), Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Александровск-Сахалинский. Лесопильные заводы производят также шпалы, фанеру, домостроительные детали, мебель, спички и другие изделия. На Сахалине создано целлюлозно-бумажное производство. Здесь имеются несколько целлюлозно-бумажных комбинатов и фабрика картонажной тары. Крупный целлюлозно-картонный комбинат сооружен в Амурске (близ Комсомольска-на-Амуре). В дальнейшем строительство ЦБК возможно вдоль БАМа, а также в районах Хабаровска и Свободного. Развивается более комплексное использование древесины: налажено производство древесностружечных и древесноволокнистых плит, гидролизные заводы выпускают этиловый спирт, кормовые дрожжи и др.
Комплекс пирометаллургии цветных металлов наиболее развит в Приморском крае (Дальнегорск). Он представлен добычей полиметаллических руд, их обогащением и металлургическим переделом. Дальнегорск связан автомобильной дорогой со ст. Варфоломеевкой и узкоколейной железной дорогой с пос. Рудная Пристань. Хрустальнинский горно-обогатительный комбинат оловянных рудоконцентратов объединяет Кавалеровскую группу рудников и обогатительных фабрик. Кавалерово соединено автомобильной дорогой со ст. Варфоломеевкой, пос. Рудной Пристань и бухтой Ольга. В этом районе расположены и отдельные "рудники. На базе крупного месторождения плавикового шпата создан Ярославский ГОК. Оловянные руды добывают и обогащают близ Облучья и в Солнечном.
Машиностроительный комплекс. Профилирующие производства — авиастроение, судостроение, станкостроение, электротехническое и сельскохозяйственное машиностроение, производство литейного и горного оборудования, энергетическое машиностроение, особенно дизельное и кабельное производства. Машиностроение слабо обеспечено местными черными и цветными металлами. Нет химических предприятий по производству конструкционных материалов и деталей из пластмасс. Передельный металлургический завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре не обеспечивает потребностей дальневосточного машиностроения в черных металлах. Большинство заводов работают на привозном металле, при этом значительную часть выпускаемой ими продукции вывозят в европейскую часть страны. Наиболее крупные центры машиностроения:
Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Арсеньев и Благовещенск.
Агропромышленный комплекс. Общероссийское значение имеют производство и переработка технических культур, а также оленеводство
и клеточное звероводство. Производство зерна и выращивание крупного рогатого скота развиты еще недостаточно. Более 80% пахотных земель сосредоточено на Зейско-Буреинской, Приханкайской и Среднеамурской низменностях. В подрайоне сосредоточено более 90% всех российских посевов сои. Особенно велики они в Амурской области, Еврейской АО и значительны в Приморском крае» В Прихаякайской низменности собирают большие урожаи риса. В Приморье развиты крупное товарное пчеловодство, оленеводство (панты — неокостенелые рога молодых пятнистых оленей — используют для получения медицинского препарата пантокрина) и пушное звероводство. Здесь имеется единственное в стране крупное сельскохозяйственное предприятие по выращиванию женьшеня ради его целебного корня.
Индустриально-строительный комплекс развит в основном в крупнейших сложившихся промышленных узлах, а также в зоне, тяготеющей к БАМу (там он специализирован на создании объектов, сооружаемых в соответствии с программой освоения территории, прилегающей к магистрали).
В пределах Дальневосточного Юга возможно формирование территориально-производственных комплексов, включающих несколько промышленных узлов. Часть их уже в достаточной степени сложилась, некоторые формируются, но возможности многих из них пока еще изучают или проектируют. В приамурской полосе (Амурская область, Хабаровский край) создаются промышленные узлы и центры: вдоль Главной Сибирской магистрали — Хабаровский и Приамурский (Зей-ско-Буреинский); вдоль БАМа — Комсомольский-на-Амуре, Тын-динский, Зейско-Селемджинский, Ургальский и др. Дальневосточная часть зоны влияния БАМа благодаря своему положению и благоприятным условиям строительства — одна из наиболее перспективных ее частей. Прежде всего это относится к Комсомольскому-на-Амуре промышленному узлу, включающему Комсомольск-на-Амуре, Амурск и Солнечный. В проекте Нижне-Амурский и Тугуро-Чумиканский узлы. Их создание возможно по мере строительства железнодорожных линий к Де-Кастри (от Комсомольска-на-Амуре) и Чумикану (от Селемджинска или Березовки). В южной части подрайона выделяются: Южно-Приморский, Дальнегорско-Кавалеровский, Прихаикайский и Южно-Сахалинский промышленные узлы и центры.
Дальневосточиый Север (Северо-Восток)
Республика Саха (Якутия), Магаданская область,'Чукотский автономный округ
Этот огромный по территории (4,3 млн км2) подрайон выделяется окраинным географическим положением, суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов — главная специализация Северо-Востока, определяющая его место в общероссийском хозяйстве. Единство подрайона обусловливается не только общностью природных условий и специализации хозяйства, во и общими методами освоения территории, экономическими связями по отдельным видам топлива и сырья (завоз грузов со стороны Якутии в Магаданскую обл., а из порта Нагаево— в Якутию).
Промышленные очаги подрайона, связанные главным образом с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Формирование каждого из них сопровождалось созданием различных предприятий по обслуживанию основных производств и обустройству возникающих поселков: электростанций, ремонтных мастерских, строительных организаций и производства строительных материалов, предприятий лесозаготовительных, лесообрабатывающих, легкой и пищевой отраслей. Сюда прокладывали автомобильные дороги от основных транспортных магистралей.
В подрайоне разрабатывают несколько угольных месторождений. Уголь добывают в Якутии (месторождения Сангарское, Кангалесское, Зыряновское, Джебарики-Хайское и Нерюнгринское) и в Магаданской обл. (Аркагалинское, Беринговское, Анадырское и Омсукчанское). Преобладают небольшие электростанции и электросиловые установки. Созданы или сооружаются крупные электростанции: Якутская, работающая на природном газе, Чульманская ГРЭС, Вилюйская в Колымская ГЭСу Вилибйиская АЭС и др.
Горнодобывающая промышленность резко выделяется в хозяйстве Северо-Востока и по количеству занятых в ней, и по стоимости валовой продукции, и по наличию основных фондов. Главное место в ней занимает добыча золота, алмазов, олова, вольфрама, слюды и других полезных ископаемых.
Лесозаготовки сосредоточены в местах потребления деловой древесины, преимущественно в южных районах Якутии. Леспромхозы сплавляют лес по р. Лене. Большую его часть направляют в Якутск, часть вывозят на предприятия Чукотки.
В Магаданской области имеются предприятия рыбной промышленности.
Обрабатывающая промышленность представлена небольшими предприятиями. Машиностроение и металлообработка — разнообразными предприятиями по ремонту автомобилей, промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Выделяются Магаданский машиноремонтный, Оротукаиский горного и обогатительного оборудования и судоремонтные заводы на р. Лене, Из многие лесообрабатывающих предприятий только два сравнительно крупных лесопильных завода (в Якутске и пос. Пеледуе на р. Лене/близ впадения в нее р. Витима).
Местное производство лишь частично удовлетворяет потребности населения в продовольственных и промышленных товарах. В Якутске работают кожевенно-обувной комбинат, колбасная фабрика, хлебокомбинат, имеется швейное производство. Множество мелких производств входит в состав промкооперации.
Сельскохозяйственное производство относительно развито в Якутии» но оно не обеспечивает полностью нужды населения в продуктах животноводства и растениеводства. Главные отрасли: животноводство, оленеводство, коневодство, звероводство, охотничий промысел. Почти все сельскохозяйственные угодья, пахотные земли и сенокосы сосредоточены в центральной и юго-западной части Якутии. Размеры сельскохозяйственных участков и животноводческих ферм невелики. К тому же они чрезвычайно рассредоточены, что усложняет механизацию труда, повышает материальные и трудовые затраты, а следовательно, себестоимость сельскохозяйственной, особенно земледельческой продукции. Дальневосточный Север (Северо-Восток) включает в себя районы пионерного освоения, многие из которых имеют большие перспективы развития.
В Республике Саха (Якутия) (территория 3,1 млн км2, население 1000,7 тыс. человек, доле в нем городского населения 64,2%) — самом обширном в стране по территории субъекте Федерации — можно выделить несколько перспективных районов, промышленных узлов и центров.
Западно-Якутский район создается в важнейшем алмазодобывающем районе страны. В его состав входят часть узда, связанных автотрассой: Ленский (г. Ленек (28,1 тыс. жителей) — транспортные ворота района на р. Лене с строительной индустрии, ремонтно-механический и другие обслуживающими предприятиями; поселки Алмазный и Новый); Чернышевский (6,5 тыс. жителей, энергетический центр — Вилюйская t9C); Айха-ло-Удачненский (г. Удачный (17,6 тыс. жителей), поселки Айхал, Полярный на базе алмазных месторождений). В юго-западной части района возможно возникновение новых промышленных узлов на базе Мухтуйской ГЭС мощностью 4—5 млн кВт, крупных Среднеленского и Ленского целлюлозно-бумажных комбинатов, а также довольно значительного центра домостроения, судостроения и судоремонта в пос. Пеледуе.
Восточно-Якутский район формируется в крупнейшем горнопромышленном районе, специализирующемся на добыче олова, вольфрама, золота и некоторых других полезных ископаемых в восточной части горной страны, гигантской подковой окаймляющей Центральную Якутию с востока и юга. В долинах рек Индигирки, Яны, Омолоя и их притоков, а также среднего течения р. Алдана, разделенных мощными хребтами (Верхоянский, Черского, Джугджур и др.), формируются горнопромыгй-ленные узлы: Яяский с Центрально-Янским (Эге-Ханя, Батагай и др.) и Депутатским оловодобывающими центрами; Куларский (Омолойский) золотодобывающий (Кулар, Омолой); перспективный Южно-Янский оловодобывающий. Транспортной осью служит р.Яна. По ней грузы, направляемые из Осетрова по р. Лене и далее морем Лаптевых через Тикси, Нижнеколымск, поднимаются до портов Куйги (и далее автотранспортом до Депутатского и Кулара) и Батагая (далее до Эге-Ханя). Проектируют автотрассу Хандыга — Эге-Ханя — Куйга. Перспективна энергетическая база Янского узла— угли Джебарики-Хайского месторождения (южнее Хандыги), гидроэнергия р. Адычи (возможно строительство ГЭС на 300 тыс. кВт), а также предположительно АЭС. Джугд-журский узел включает в себя золотодобывающий центр (прииски Ыныкчан, Бриндакит, Югарёнок) и перспективные медно-вольфрамо-вые месторождения (Агылкинское и др.), на базе которых возможно создать несколько горнорудных комбинатов. Верхне-Индигирский узел с золотопромышленными приисками близ Усть-Неры, а также Сарылахским золото-сурьмяным месторождением в Оймяконском районе расположен в 1000 км от Магадана. Но он ориентирован на связи с Магаданской областью (транспортные связи по Колымской автотрассе, снабжение электроэнергией от Аркагалинской ГРЭС, ремонт оборудования и автотранспорта на предприятиях области). Однако с сооружением автотрассы со стороны р. Лены через Хандыгу возможна переориентация связей района с восточного (через Находку и Магадан) на западное (Ленское) направление, что существенно сократит пробег грузов.
Южно-Якутский — крупнейший перспективный промышленный комплекс Якутии, развивающийся на базе расположенных близко друг к другу месторождений коксующихся углей, железных руд, а также слюды, золота, апатитов, древесины, гидроэнергии. Освоение территории значительно ускорилось после сооружения железной дороги Тында — Веркакит. Источником энергоснабжения комплекса стала Чульманская ГРЭС. Введена в эксплуатацию Нерюнгринская ГРЭС. Построена линия электропередачи от Зейской ГЭС через Тынду до Нерюнгри. Создан Нерюнгринский разрез. Возможны разработка железных руд Таежного месторождения, добыча слюды (флогопит) и эксплуатация лесов. Вблизи Алдана открыто Селигдарское месторождение апатита с прогнозными запасами 1,5—2 млрд т.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Важнейшая задача развития Дальнего Востока — создание в регионе высокоразвитого народнохозяйственного комплекса. При формировании этого района необходимо перестать рассматривать его лишь как тихоокеанский форпост страны и ее сырьевую базу. В связи с этим основными направлениями развития региона должны стать:
1) формирование системы отраслей, связанных с освоением ресурсов океана, в особенности рыбных;
2)'комплексное использование сырьевых ресурсов — руд цветных и редких металлов, древесины и др.; сооружение предприятий законченного цикла, выпускающих готовую продукцию или как минимум полупродукты;
3) развитие топливно-энергетического комплекса с целью полного обеспечения района, топливом и энергией и частично поставки их в другие районы страны и на экспорт;
4) расширение производственной инфраструктуры;
5) совершенствование региональной научно-технической политики, переспециализация машиностроительных предприятий в основном для обеспечения местных нужд и экспорта;
6) улучшение продовольственного снабжения за счет преимущественно местных ресурсов;
7) развитие социальной инфраструктуры для прочного закрепления населения;
8) усиление экспортной направленности хозяйства» расширение торговли и кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание производств, ориентированных на связи с. этим огромным регионом.
|
|
|