Навигация по странице:
|
Даниловское духовенство в 40-70-е гг.. Даниловское духовенство в 40 70е гг. XIX века
Даниловское духовенство в 40 – 70-е гг. XIX века
Бакарягин Степан, студент ЯрГУ им. П. Г. Демидова
В настоящее время большое внимание уделяется изучению истории русского православного духовенства. Исследуются, в основном, вопросы кризисного периода жизни священнослужителей в последние годы монархии в России и при Советской власти. За это время религия еще более утвердилась в людском сознании, почувствовалась необходимость в вере еще в годы Великой Отечественной войны, и, как только, СССР стал Российской Федерацией, жизнью православной церкви заинтересовались и историки.
Нам хотелось заглянуть в несколько другую эпоху, чтобы увидеть повседневную жизнь духовенства. Так получилось, что указанный период нашел наибольшее отражение в архивных документах. По другому времени информации либо вовсе нет, либо она не представляет для нас исторического интереса. Были выбраны только отдельные истории, которые просто довольно любопытны, и в которых видна деятельность и менталитет священнослужителей Даниловского уезда. Перечислять одни только имена неинтересно для читателя и слушателя, хотя информация о штате приходов на момент 1863 и 1877 гг. помещена в приложении.
Известно, что в 1842 – 46 гг. благочинным Даниловского уезда был протоиерей Андрей Крылов. Пока не удалось выяснить его биографию, но именно его служба на посту благочинного отмечена интересным запросом в наш уезд от самого Святейшего Синода. В феврале 1842 года из Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода было направлено письмо Архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу. Содержание его сводилось к тому, что чиновник министерства финансов сообщил своему начальству, министру финансов генералу от инфантерии графу Канкрину информацию о наличии в сельце Морозове Даниловского уезда интересного креста. Нижняя сторона которого вмещает в себя мощи многих святых и что сей крест хранился якобы во дворце Петра Великого и находился в Полтавскую битву с русским войском. Так как в Санкт-Петербурге не знали, достоверны ли эти сведения, поэтому Синод направил запрос в Ярославскую губернию 1. И уже позже благочинный Даниловского уезда протоиерей Андрей Крылов рапортовал в Ярославскую духовную консисторию. Крест действительно находится в означенной церкви, нижняя сторона вмещает в себя мощи многих святых, судя по надписям – их сто. На верхней стороне под распятием, на оконечности, находится надпись на медной вызолоченной пластине. Крест тоже полностью вызолочен. Надпись гласила: «Сей святый и животворящий крест Христов со святыми мощами построил, по вере и обещанию своему, дому Святейшего Патриарха, иеромонах Иринарх Печерский в марте месяце 1708 года». По какому случаю и когда доставлен этот крест в Морозовскую церковь, о том ни в церкви записей нет, ни таких старожилов, от которых можно было бы что-то об этом узнать. Однако же, несомненно, что еще до нарушения некоторых пустынных обителей, каковою Морозовская и являлась, крест доставлен тем лицом, чья надпись на кресте. В этом, без всякого сомнения, можно убедиться на основании слов заштатного священника Григория Стефанова. К 1842 году он уже был престарелый, но он сам долго был священником в Морозове, а в молодости был причетником при своем отце, священнике Стефане. Тогда еще существовала Морозовская пустынь, и церковь тогда еще не была приходскою. Иринарх, имя которого увековечил крест, был ближним родственником игумену и сестрам той обители. А был ли этот крест во дворце Петра Великого или с войском при Полтаве, то это информация, уже в первой половине девятнадцатого столетия была, к сожалению, неизвестна 2. Более подробная информация была приведена несколько позже в Епархиальных ведомостях за 1865 год в статье священника села Морозова Александра Александрова. И опять же, можно только сожалеть, что разгадки истории с происхождением этого креста, вероятнее всего, не будет. Благодаря нашему источнику можно только предположить достоверность вышеприведенной легенды, поскольку крест с мощами, находящийся в уезде, заинтересовал даже высшие правительственные структуры.
Эта история уже произошла в самом Данилове и была связана с перестройкой церквей Воскресенского собора. В июле 1853 года протоиерей Даниловского Воскресенского собора Иоанн Попов и церковный староста Александр Григорьевич Макаров направили прошение архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу. Вопрос заключался в необходимости перестройки церквей Воскресенского собора в г. Данилове. На тот момент в соборе имелось две каменные церкви: во имя Воскресения Христова (построена в 1839 г.) с двумя причтами, еще неосвященными, и церковь Смоленской иконы Божьей матери (построена в 1713 г.) с двумя теплыми причтами во имя Крещения Господня, Иоанна и всехвальных апостолов Петра и Павла. Теплая трапезная достаточно тесна в зимнее время по причине многолюдья прихожан, поэтому многие лишаются возможности быть в храме Божием. С целью предотвращения такого хода событий в дальнейшем, прихожане выступили с просьбой соединить церковь с трапезной. Тем самым, всю церковь сделать теплой. Для этого предполагалось две печи устроить в алтаре и две – в настоящей церкви. На их устройство потребуется примерно 350 р. серебром. Прихожане жертвуют 150 р.сер., а оставшиеся 200 р.сер. предполагалось употребить из церковной кошельковой суммы 3. Еще 31 мая того же года приглашенный священнослужителями и церковным старостой Даниловского собора губернский архитектор Николай Сергеевич Шашин дал разрешение на перестройку. «Я решил, что это будет действительно удобно и безопасно. Арку из трапезы в холодную церковь надо расширить, что тоже удобно и безопасно. Опасности в расширении арки, как стенам, так и сводам - нет» 4. 29 июля 1853 года благочинный Иоанн Попов рапортовал в Ярославскую духовную консисторию, что прихожане Даниловского собора в ходе проведенного опроса согласились помогать дровами для новых четырех печей, которые будут устроены в Смоленской церкви, а также содержать иконостас в чистоте и порядке. Среди прихожан, подписавшихся на это, были купцы: Иван Хабаровский, Василий Леонидов; купеческие дети: Иван Морозов, Иван Петров; мещане: Павел Фокусов, Александр Берсенев, Николай Соболев, Петр Михайлов, Григорий Попов и другие 5. Тем же летом протоиерей Иоанн Попов доложил в консисторию, что запланированная перестройка произведена 6.
Пореформенный период российской истории отмечен изменениями во всех сферах общественной жизни. Ряд перемен затронул и церковную жизнь. В 1862 году было создано Особое присутствие по делам православного духовенства с целью выяснения материального положения и ключевых потребностей приходских причтов, а также имевшихся на местах возможностей по улучшению их быта. Разработанные документы для опроса являются важным историческим источником по изучению практики церковных преобразований 1860 – 1870-х гг. «Сведения» составлялись по стандартной табличной форме в соответствии с общероссийской программой вопросов, утвержденной Главным Присутствием в феврале 1863 г.
Собственно материальному обеспечению в ней отводился первый раздел, включавший три пункта: «1. Какими и в каких размерах средствами пользуется ныне духовенство: а) денежными – жалованьем, где оно полагается, и другими доходами; б) вещественными: землею, помещением, отоплением, ругою и разными добровольными приношениями. 2. Как велико народонаселение прихода, т.е. число душ мужеского пола и отдельно женского. Какое самое дальнейшее расстояние жилищ прихожан от церкви. 3. В чем именно признается неудовлетворительность нынешних средств содержания и не представляется ли местных способов к его улучшению» 7.
В статье рассмотрены результаты опросов духовенства на основании данных Даниловского уезда Ярославской губернии. Представленные архивные материалы впервые вводятся научный оборот, работа основывается на анализе анкет с ответами служителей причтов. Актуальность ее, прежде всего, в изучении быта провинциального духовенства. Документы являются также важными в исследовании истории Даниловского края, потому что содержат в себе данные о деятельности священнослужителей. Заранее скажем, что к сведениям о доходе и имуществе духовенства необходимо относиться критически, так как эта информация не проверялась в других источниках.
Все ответы указывают на то, что духовенство жалования не получает и ругой не пользуется. В отличие от руги, жалование имеет фиксированный размер денежной суммы, земельного надела или продовольственного снабжения священнослужителей. Доход имеется, в основном, лишь с совершения треб. В среднем, на весь причт приходится от 150 до 400 рублей серебром. Например, такая ситуация характерна для церквей с. Бухалово, с. Качаево, с. Воскресенское, с. Федоровское и прочих 8. Наименьший доход от треб отмечен в Троицкой церкви села Нового (115 р. сер. в год) 9. Причиной тому является относительно небольшое количество людей в приходе (300 душ мужского пола и 390 женского). Наибольший доход сельских приходов зафиксирован в с. Петропавловское (900 р. сер.) и с. Шахово (1400 р. сер.). Это были крупные села: в Шахове 1687 душ мужского пола, 2264 – женского. В Петропавловском 1510 и 2044 чел. соответственно 10. Не имеет смысла перечислять все эти статистические данные, надо только заметить, что во всех рассмотренных случаях количество женского населения превалирует над мужским. Также относительным средством улучшения жизни священнослужителей были поступающие проценты от внесенного кем-либо пожертвования и доходы с земли некоторых приходов. Самой распространенной стала величина 36 десятин земли (пахотной и сенокосной). В частности, в селе Качаево, Предтеченской церкви с. Бабурино, с. Бабино, Богородской церкви с. Новое, Покровской церкви с. Буньково 11 и др. В большинстве случаев духовенство пользуется покупным лесом для отопления церкви и собственных домов. Отдельного внимания заслуживает характеристика Воскресенского собора г. Данилова. Здесь доход от совершения треб составляет 1700 р. сер. в год, причем дополнительно поступают 175 р. как проценты от вложений прихожан. Земли при соборе нет, только имеются в отдалении от города две пустоши 12. Еще в 1840 г. пустоши Пантюшина (30 дес. земли) и Медведьково (135 дес. земли) были пожертвованы в пользу церкви купцом Егором Ефимовичем Малковым 13.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые показатели доходов, земельных владений духовенства, однако, еще раз повторимся, что данные эти проверить сложно, а фактически уже невозможно, то и внимания на этом заострять не стоит. Причины неудовлетворенности духовенства своим бытом фактически не различаются между собой, потому просто скажем о них в порядке перечисления. Во-первых, из-за ограниченности доходов и повышении цен на жизненные блага перед священнослужителями встала проблема обеспечения своей семьи, строительства дома и поддержания хозяйства. Во-вторых, все из-за той же ограниченности, сложно устроить и содержать своих детей в училищах. Большинство при этом не видит способов улучшения быта. А если и есть просьбы, то они в целом носят скромный характер: например, приход Воскресенского собора в Данилове хотел бы огородной земли.
Больше всего просьб составили священнослужители с. Шахово: чтобы их дети проходили обучение в училищах и семинариях за казенный счет; чтобы прихожане обрабатывали землю духовенства, так как у него тратится много времени на решение хозяйственных дел; желательна помощь в строительстве домов и обеспечении отоплением; устранение самоличного, уничижительного для священнослужителей, сбора хлеба с прихожан 14. На этом и заканчивается первый раздел анкеты, касающийся материальной стороны жизни духовенства.
Второй раздел содержит в себе четыре вопроса: «1. Какие именно существуют школы в каждом приходе, где они помещаются и как содержатся. 2.Какое участие по управлению этими школами и обучению детей принимает духовенство. 3. В чем признается неудовлетворительным нынешнее участие духовенства в этих школах, и что нужно для того, чтобы изменить это участие к лучшему. 4. Не затрудняется ли духовенство в принятии деятельного участия в народных школах по их отдаленности, недостатку средств для помещения или по каким-либо другим обстоятельствам, и как можно помочь в этих ситуациях» 15. Мы остановимся более подробно на тех приходах, в которых были образовательные учреждения, потому что таковых значительное меньшинство в уезде.
В селе Федоровское имелось приходское училище для детей временнообязанных крестьян прихода. Мальчики и девочки обучались в разных помещениях. Училище содержалось за счет священника, который принимает непосредственное участие по управлению и обучению. Священник Федор Стратилатский привлек себе в помощь свою 13-летнюю дочь, а заместителем назначил церковного старосту. В обучении есть проблемы, так как среди родителей некоторые являются ревнителями раскола. Они выступают против обучения своих детей по новым церковным книгам. Священство удовлетворено обоими помещениями для учебного процесса, каждое здание рассчитано на 30 человек. Сложно только поддерживать помещения в надлежащем порядке, потому что своими доходами священники покрывают только половину расходов по училищу. Волостное начальство «холодно» смотрит на помощь духовенству в этом вопросе 16. В дополнение скажем, что еще в нескольких приходах уезда, а в частности при церкви села Бухалово «школы для образования крестьянских детей нет по причине заражения расколом прихода», и потому духовенство не принимает никакого участия в школах.
Наиболее распространенной причиной отсутствия учебных помещений называется недостаток материальных средств на постройку и поддержание школ в надлежащем виде. В с. Буньково и с. Качаево дети обучаются причетниками и священниками на дому. В селе Новое обучение проходит в домах разных духовных и светских лиц. В Шахове школ нет, так как треть прихода состоит из государственных крестьян, дети которых обучаются в народном училище села Вятское 17. А для остальных, детей временнообязанных крестьян, нет средств у духовенства на устройство помещения и учебного процесса. В самом Данилове имелось приходское училище, причем некоторые обучаются у духовенства в частном порядке или у мещан и мещанок, правда, у последних больше по старопечатным книгам 18. В селе Бабино школы нет из-за влияния раскола и недостатка материальных средств 19. Священник села Бабино Иоанн Сперанский родился в 1837 г. Со вторым разрядом закончил Ярославскую духовную семинарию. В 1858 г. стал священником, в 1858 – 61 гг. обучал крестьянских детей в своем доме, за что в 1861 г. был награжден набедренником. В 1892 г. стал заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы (на момент опроса 1863 г. школы еще не было). Был награжден фиолетовой скуфьей (1891 г.), камилавкой (1897 г.) и наперсным крестом (1904 г.) 20
Таким образом, мы провели исследование быта и материального положения духовенства Даниловского уезда Ярославской губернии, в ходе которого выделили основные особенности и общие черты данного аспекта их жизнедеятельности. Проблемы материального обеспечения, различия городского и сельского духовенства в целом были схожи и с трудностями, имевшимися в других приходах Ярославской губернии. Анкетирование 1863 года все же является событием общероссийского масштаба, и данные о приходах Даниловского уезда, являются важными источниками в понимании положения и быта духовенства во второй половине XIX века.
Примечания:
1. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.107. Л.1.
2.Там же. Л.3.
3. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1095. Л.1.
4.Там же. Л.2.
5.Там же. Л.6-7.
6.Там же. Л.11.
7. Белякова Н. А. Материальное положение приходского духовенства во 2-й пол. XIX века/ Н. А. Белякова// Приход. Православный экономический вестник. – 2004. - №2. – С. 59.
8. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1995. Л.2-8.
9. Там же. Л.22.
10. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1996. Л.2-6.
11. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1995. Л.2-18.
12. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1997. Л.2.
13. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1586. Л.4-5.
14. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1996. Л.3.
15. Белякова Н. А. Материальное положение приходского духовенства во 2-й пол. XIX века/ Н. А. Белякова// Приход. Православный экономический вестник. – 2004. - №2. – С.60-61.
16. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1995. Л.9.
17. Там же. Л.2.
18. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1996. Л.4.
19. ГАЯО. Ф.230. Оп.5. Д.1995. Л.14.
20. ГАЯО. Ф.230. Оп. 8. Д. 359. Л. 1-2.
Приложение 1.
Состав причтов Даниловского уезда в 1863 году
1.Село Бухалово: священник Александр Стратилатов, дьячок Александр Орлов.
2.Село Качаево: священник Федор Соловьев, дьячок Дмитрий Орлов, пономарь Александр Тихвинский.
3.Село Воскресенское на Касти: священник Иоанн Юнонин, диакон Петр Ширяев, дьячок Илья Николаевский, пономарь Михаил Орлов.
4.Село Федоровское: священник Федор Стратилатский, диакон Константин Богородский, дьячок Никита Шестернин.
5.Село Бабурино: священник Александр Успенский, дьячок Андрей Шеметовский, пономарь Павел Благовещенский.
6.Село Новое (Богородская церковь): священник Николай Астров, дьяк Алексей Богородский, пономарь Михаил Богородский.
7.Село Бабино: священник Иоанн Сперанский.
8.Село Буньково: священник Авраамий Великорецкий, дьячок Александр Панов, пономарь Иван Петров.
9.Село Новое (Троицкая церковь): священник Лев Куклинский.
10.Село Ильинское на Касти: священник Капитон Соколов.
11.Село Наумово: священник Александр Крылов, диакон Василий Покровский, дьячок Петр Холмовский, пономарь Петр Троицкий.
12.Село Шахово: священники Николай Выхринский и Александр Смирнов, диаконы Василий Градусов и Николай Хмельницкий, дьячок Алексей Боголюбский, пономари Михаил Смирнов, Павел Выхринский, Василий Шаховской.
13.Село Петропавловское: священники Павел Розов и Федор Князев.
14. Село Троица-Колясники: священник Алексей Бурмакинский.
15. Село Вахтино: священник Константин Пятницкий.
16.Село Гужово: священник Николай Архангельский.
17.Село Тимохино: священник Николай Фавстов.
18.Село Рыбницы: священники Гурий Орлов и Иоанн Витальский.
Приложение 2.
Приход Воскресенского собора (на 1877 г.)
К собору относятся: Воскресенская церковь (соборная) и Преображенская (без прихода). Кроме городских обывателей в приходе состоят жители деревень Семаковка, Иваники, Востриково, Яксайка, Вильново и др. В штате один протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. К 1877 году протоиереем значится Григорий Ширяев, священниками – Михаил Прусовский и Александр Ярославский. Диакон Александр Милков окончил курс в семинарии во 2-м разряде, с 7 января 1870 г. по 1872 г., с 1872 года состоит в сане диакона, поведения очень хорошего. Диакон Петр Голосов из среднего отделения семинарии, с 1842 г. был дьячком, в 1859 г. рукоположен в сан диакона, имеет серебряную медаль за обучение детей грамотности, поведения весьма хорошего. Пономарь Максим Крылов из высшего отделения духовного училища, в должности состоит с 1857 г., поведения очень хорошего, судим и штрафован не был. Дьячок Михаил Сотин из среднего отделения духовного училища, в должности состоит с 1858 г., поведения очень хорошего. Был судим, состоя при церкви села Морозова, но не штрафован и под судом не состоит. Дьячок Николай Знаменский также из среднего отделения духовного училища, на службе с 1861 г., будучи послушником Ростовского Варницкого монастыря. Дьячком служит с 25 октября 1862 г. При Воскресенском соборе состоит с 18 декабря 1865 г., поведения хорошего, судим и штрафован не был. Пономарь Александр Розин исключен из высшего отделения духовного училища, на службе – послушником с 1869 г., пономарем с 12 апреля. Характеристика дана протоиереем Григорием Ширяевым в 1877 году.
|
|
|