Навигация по странице:
|
enter7_сокр. Двоякий удар по русской культуре. Вопервых, была подорвана материальная база
7. Русская культура в XIV – XVI вв.
Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры.
Монголо-татарское нашествие и иго нанесли двоякий удар по русской культуре.
Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.
Во-вторых… Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прерывается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.
В результате было задержано … развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.
…
Летописание.
Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.
Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.
В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “Хронограф” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.
Наиболее значительные летописные памятники XVI в.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.
Устное народное творчество.
Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. …
Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василии Буслаевиче.
В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни: …
Повесть о битве на Калке;
…
О разорении Рязани Батыем;
Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.);
…
Литература. “Задонщина”.
В традициях народных плачей было написано “Слово о погибели Русской земли”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.
Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляются “Сказание о Мамаевом побоище” и “Задонщина”.
Автор “Задонщины” Софоний Рязанец широко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.
Из других произведений литературы можно выделить:
“Повесть о Петре и Февронии Муромских” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина.
Начало книгопечатания.
…Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.
В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг…
В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.
В 1564 г. отпечатана первая книга – “Апостол”. В 1565 г. - “Часословец”.
…
Общественно-политическая мысль XVI в.
В общественно-политической мысли две главные темы.
Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. …два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.
Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только в этом случае она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.
Главным идеологом нестяжателей был … Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.
Вторая. Становление самодержавной идеологии.
Сочинения Ивана Пересветова (Большая и Малая челобитные, “Сказание о Магмет-салтане”). Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим вскоре после ее роспуска от преследований царя за границу.
“Домострой”.
Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. был “Домострой”. Его автором (или редактором) являлся… духовник Ивана IV Сильвестр.
В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.
“Домострой” является в то же время образчиком норм семейного права. В нем провозглашаются всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.
Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.
Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
… Центральной темой творчества живописцев … становится человек, его внутренний мир…
В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.
Для Феофана Грека …Наиболее известные работы – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Андрей Рублев… Наиболее известные работы – “Троица”, “Спас”, “Благовещание”, “Рождество”.
Живопись рубежа XV-XVI вв. связана … с деятельностью известного мастера Дионисия. …расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей, часть Успенского собора Московского Кремля и др.
Мастерская Дионисия изготавливала так называемые житийные иконы: в центре находилось изображение святого, вокруг – маленькие “клейма” с изображениями отдельных эпизодов его жизни строго по “житию”.
Архитектура.
В XIV – XV вв. развивались местные архитектурыне школы, среди которых все большее значение приобретала московская архитектурная школа. …
При Иване Калите в Москве началось каменное строительство. При Дмитрии Донском выстроен белокаменный Кремль.
При Иване III и Василии III завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля. В 1472 г. русские мастера начали строить Успенский собор Кремля. Обрушился. За дело взялся итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Успенский собор построен в 1479 г. До начала XVI в. итальянскими и русскими мастерами в Кремле были возведены Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, новые стены и башни.
Для московских зодчих было характерно стремление использовать в каменном строительстве элементы деревянной архитектуры. Это создавало предпосылки для появления в храмовом строительстве особого шатрового стиля. Здания завершались уходящим ровными гранями вверх шатром. В 1532 г. в Коломенском построена шатровая церковь Вознесения.
Венец архитектуры XVI в. – Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Построен в 1560 г. в честь взятия Казани. …
|
|
|