Главная страница
Навигация по странице:

enter7_сокр. Двоякий удар по русской культуре. Вопервых, была подорвана материальная база



Скачать 41.58 Kb.
Название Двоякий удар по русской культуре. Вопервых, была подорвана материальная база
Анкор enter7_сокр.rtf
Дата 08.05.2017
Размер 41.58 Kb.
Формат файла rtf
Имя файла enter7_сокр.rtf
Тип Документы
#8969

7. Русская культура в XIV XVI вв.
Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесли двоякий удар по русской культуре.

Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.

Во-вторых… Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прерывается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.

В результате было задержано … развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.


Летописание.

Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.

Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.

В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “Хронограф” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.

Наиболее значительные летописные памятники XVI в.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.
Устное народное творчество.

Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. …

Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василии Буслаевиче.

В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни:

Повесть о битве на Калке;



О разорении Рязани Батыем;

Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.);


Литература. “Задонщина”.

В традициях народных плачей было написано “Слово о погибели Русской земли”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.

Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляются “Сказание о Мамаевом побоище” и “Задонщина”.

Автор “Задонщины” Софоний Рязанец широко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.

Из других произведений литературы можно выделить:

Повесть о Петре и Февронии Муромских” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина.
Начало книгопечатания.

…Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.

В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг…

В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.

В 1564 г. отпечатана первая книга – “Апостол”. В 1565 г. - “Часословец”.



Общественно-политическая мысль XVI в.

В общественно-политической мысли две главные темы.

Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. …два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только в этом случае она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.

Главным идеологом нестяжателей был … Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.

Вторая. Становление самодержавной идеологии.

Сочинения Ивана Пересветова (Большая и Малая челобитные, “Сказание о Магмет-салтане”). Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим вскоре после ее роспуска от преследований царя за границу.

Домострой”.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. был “Домострой”. Его автором (или редактором) являлся… духовник Ивана IV Сильвестр.

В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.

“Домострой” является в то же время образчиком норм семейного права. В нем провозглашаются всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.

Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.
Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Центральной темой творчества живописцев … становится человек, его внутренний мир…

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.

Для Феофана Грека …Наиболее известные работы – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев… Наиболее известные работы – “Троица”, “Спас”, “Благовещание”, “Рождество”.

Живопись рубежа XV-XVI вв. связана … с деятельностью известного мастера Дионисия. …расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей, часть Успенского собора Московского Кремля и др.

Мастерская Дионисия изготавливала так называемые житийные иконы: в центре находилось изображение святого, вокруг – маленькие “клейма” с изображениями отдельных эпизодов его жизни строго по “житию”.
Архитектура.

В XIV – XV вв. развивались местные архитектурыне школы, среди которых все большее значение приобретала московская архитектурная школа. …

При Иване Калите в Москве началось каменное строительство. При Дмитрии Донском выстроен белокаменный Кремль.

При Иване III и Василии III завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля. В 1472 г. русские мастера начали строить Успенский собор Кремля. Обрушился. За дело взялся итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Успенский собор построен в 1479 г. До начала XVI в. итальянскими и русскими мастерами в Кремле были возведены Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, новые стены и башни.

Для московских зодчих было характерно стремление использовать в каменном строительстве элементы деревянной архитектуры. Это создавало предпосылки для появления в храмовом строительстве особого шатрового стиля. Здания завершались уходящим ровными гранями вверх шатром. В 1532 г. в Коломенском построена шатровая церковь Вознесения.

Венец архитектуры XVI в. – Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Построен в 1560 г. в честь взятия Казани. …
написать администратору сайта