Главная страница
Навигация по странице:

Экзаменационный билет 1 Методика логопедической работы при устранении брадилалии


Скачать 124.58 Kb.
Название Экзаменационный билет 1 Методика логопедической работы при устранении брадилалии
Анкор Bilety_tempo-ritmicheskie_narushenia_2014_otvet2.docx
Дата 14.04.2017
Размер 124.58 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Bilety_tempo-ritmicheskie_narushenia_2014_otvet2.docx
Тип Документы
#1102
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Методика логопедической работы при устранении брадилалии.

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д. По мере нормализации моторики включать речевой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный темп в речи.

Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения — рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. Д. Играют на музыкальных инструментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

В результате 6—12-месячной работы речь становится значительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми. Рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

  1. Что такое комплексное психолого-педагогическое воздействие при заикании?

Под современным комплексном подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные сторон психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру и воздействию можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.)

Психолог же работает над психикой ребенка, устанавливает правильное отношение заикающегося к своему дефекту, дает установку на его преодоление. В своей работе психолог использует психотерапию.

Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушений функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализация темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

  1. Методика логопедической работы при устранении тахилалии.


ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  • Режим молчания

  • Усвоение медленного темпа речи на материале чтения и рассказывания

  • Редактирование высказывания, работа над адекватностью фразы намеченному содержанию

  • Коллективное рассказывание

  • Подготовка к публичному выступлению




Самым эффективным в преодолении тахилалии является комплексный подход. Методика включает 5 этапов:

1. Спокойное дыхание и голосообразование.

2. Нормализация темпа речи.

3. Нормализация чтения и письма:

П е р в ы й э т а п – режим молчания. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания снимает тревожную возбудимость. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

этап 2: усвоение медленного темпа на материале громкого чтения (отрабатывается слитная речь в медленном темпе). Проводится на хорошо знакомом материале (стихи, сказки).

этап 3: работа над редактированием мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию (точные пересказы прочитанного по плану и без, упражнения произношения различных редакций одной и той же фразы).

4. Работа над коллективным рассказом. Тренировки носят характер диалогов в общественных местах. Этот этап воспитывает внимание к правильной речи, умение управлять своим поведением.

5. Материал подбирается с учётом индивидуальных особенностей; манера поведения обрабатывается в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий.

  1. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

В момент эмоционального возбуждения четкость речи и речевое дыхание у заикающихся обычно нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при коррекции заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

— подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

— слишком большой вдох;

— учащенность дыхания;

— укороченность выдоха;

— неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха;

— неправильная осанка.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

  1. Этиология заикания. Перечислите биологические, социальные и психологические причины заикания.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

Психические и социальные причины:

а) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;

в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося),

е) переучивание леворукости.

2. Какие основные дидактические принципы педагогики используются при коррекции заикания у дошкольников?

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Индивидуальный подход к заикающимся детям. Групповые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой.

Занятия с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального подхода не означает противопоставления личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дидактический принцип систематичности и последовательности в логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у них происходит в строго систематическом и последовательном порядке, с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

На речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли он сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо пользой. Помощь выражается в подсказке образца фразы, в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь: заикающийся вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее конструкция, манера произнесения). Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Следующая, более сложная форма речи для заикающегося — ответы на вопросы, сначала простые, затем развернутые. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающимся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1—2 слова. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы на вопросы.

Пересказ еще более усложняет речь, так как надо произнести не 1—2 фразы, а значительно больше. В пересказе есть некоторые моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма взрослым.

Рассказ представляет самостоятельное изложение материала по теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, самостоятельная) — самая сложная для заикающихся. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ

Принцип сознательности и активности в педагогике рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т. е. чувственно-практической, деятельности. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях.

Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих.

НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.

К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

1 Охарактеризуйте зависимость проявлений заикания от вида деятельности и времени высказывания.

Для правильной логопедической работы логопеду важно знать и помнить когда у ребенка может проявится заикание, от чего это зависит.

Проявление заикания зависит от ведущей деятельности человека.

У дошкольников ведущая деятельность игровая. Так при игре наедине с самим собой у ребенка может присутствовать плавная фразовая речь. Заикание будет проявляться после или во время активных игр, при общении с незнакомыми детьми, при выступлении на мероприятии. Заикание может появится после уроков физкультуры. На уроках музыки заикания нет.

У подростков ведущий тип деятельности - общение со сверстниками. Заикание проявляется при общении в малознакомой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, когда ребенок зацикливается на своём дефекте.

У взрослых ведущий тип деятельности- трудовой. Заикание появляется на выступлениях, на собеседованиях, при объяснении материала подчинённым, при общении с коллегами.

У школьников ведущая деятельность учебная. Заикание пожжет проявляться при ответе у доски, при ответе на вопрос, при ответе доклада или сообщения,

У детей с заиканием проявление дефекта зависит и от временных рамок, так вечером заикаются чаще чем днем( к вечеру ребенок уставший). Весной и осенью так же наблюдается усиление заикания, связанно это с сезонным возбуждением цнс(?). Более выражено заикание к концу недели, связано это с уставанием цнс ребенка(иного лица).
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта