Главная страница
Навигация по странице:

Дид. материал для лекций по общей психологии. Естественнонаучные основы психологии


Скачать 161.5 Kb.
Название Естественнонаучные основы психологии
Анкор Дид. материал для лекций по общей психологии.doc
Дата 18.12.2017
Размер 161.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Дид. материал для лекций по общей психологии.doc
Тип Документы
#12982



Выводы по теме: «Естественнонаучные основы психологии»

1. Нервную систему можно разделить на … и … нервные системы.

… нервная система состоит из спинного и … мозга. … нервная система состоит из … и вегетативной нервных систем.

2. Различают три основных типа нейронов: … нейроны, … нейроны и … нейроны. Все вместе они образуют … дугу.

3. Нейроны соединяются между собой при помощи … . Нейротрансмиттеры – это химические вещества, которые … сообщения от одного … к другому. Разные нейротрансмиттеры оказывают разное воздействие.

4. В работе мозга используются электрические импульсы, передающиеся от одного нейрона к другому. Информация кодируется таким образом, чтобы мозг был способен интерпретировать информацию, поступающую к нему от … … .

5. В самом мозге выделяют разные структуры, которые отвечают за разные функции. Самая древняя часть мозга состоит из … мозга, … , Варолиева … и … формации.

6. Средняя часть мозга состоит из … , лимбической системы и … . Она участвует в более сложных функциях, чем древнейшая часть.

7. Самая новая часть мозга – это … , которая участвует в когнитивных процессах.

Выводы по теме: «Естественнонаучные основы психологии»

1. Нервную систему можно разделить на … и … нервные системы.

… нервная система состоит из спинного и … мозга. … нервная система состоит из … и вегетативной нервных систем.

2. Различают три основных типа нейронов: … нейроны, … нейроны и … нейроны. Все вместе они образуют … дугу.

3. Нейроны соединяются между собой при помощи … . Нейротрансмиттеры – это химические вещества, которые … сообщения от одного … к другому. Разные нейротрансмиттеры оказывают разное воздействие.

4. В работе мозга используются электрические импульсы, передающиеся от одного нейрона к другому. Информация кодируется таким образом, чтобы мозг был способен интерпретировать информацию, поступающую к нему от … … .

5. В самом мозге выделяют разные структуры, которые отвечают за разные функции. Самая древняя часть мозга состоит из … мозга, … , Варолиева … и … формации.

6. Средняя часть мозга состоит из … , лимбической системы и … . Она участвует в более сложных функциях, чем древнейшая часть.

7. Самая новая часть мозга – это … , которая участвует в когнитивных процессах.
Выводы по теме: «Естественнонаучные основы психологии»

1. Нервную систему можно разделить на … и … нервные системы.

… нервная система состоит из спинного и … мозга. … нервная система состоит из … и вегетативной нервных систем.

2. Различают три основных типа нейронов: … нейроны, … нейроны и … нейроны. Все вместе они образуют … дугу.

3. Нейроны соединяются между собой при помощи … . Нейротрансмиттеры – это химические вещества, которые … сообщения от одного … к другому. Разные нейротрансмиттеры оказывают разное воздействие.

4. В работе мозга используются электрические импульсы, передающиеся от одного нейрона к другому. Информация кодируется таким образом, чтобы мозг был способен интерпретировать информацию, поступающую к нему от … … .

5. В самом мозге выделяют разные структуры, которые отвечают за разные функции. Самая древняя часть мозга состоит из … мозга, … , Варолиева … и … формации.

6. Средняя часть мозга состоит из … , лимбической системы и … . Она участвует в более сложных функциях, чем древнейшая часть.

7. Самая новая часть мозга – это … , которая участвует в когнитивных процессах.

Определите по данной характеристике тип темперамента, согласно классификации У. Шелдона.

Типы темперамента по У. Шелдону

Заторможенность в движениях, скованность в осанке

Расслабление в осанке и движениях

Уверенность в осанке и движениях

Чрезмерная физиологическая реактивность

Любовь к комфорту

Склонность к физической деятельности

Повышенная склонность реакций

Медленная реакция

Энергичность

Склонность к уединению

Пристрастие к еде

Потребность в движениях и удовольствие от них

Склонность к рассуждению

Пищевая потребность

Потребность в доминировании

Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность

Наслаждение от процесса пищеварения

Склонность к риску

Контроль мимики

Любовь к компаниям, дружеским излияниям

Решительные манеры

Социофобия (страх перед общественными контактами)

Социофилия (любовь к общественной жизни)

Храбрость

Заторможенность в общении

Приветливость ко всем

Сильная агрессивность

Избегание стандартных действий

Жажда любви и одобрения окружающих

Психологическая нечувствительность

Агорафобия (боязнь открытого пространства)

Ориентация на других

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

Непредсказуемость установок поведения

Эмоциональная ровность

Отсутствие сострадания

Тихий голос, избегание шума

Терпимость

С трудом приглушаемый голос

Чрезмерная чувствительность к боли

Безмятежная удовлетворенность

Спартанская выносливость боли

Плохой сон, хроническая усталость

Хороший сон

Шумное поведение

Концентрированность

Отсутствие взрывных эмоций и поступков

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Скрытое и объективное мышление

Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств

Объективное и широкое мышление, направленное вовне

Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов

Общительность и расслабленность под действием алкоголя

Самоуверенность, агрессивность под действием алкоголя

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Ориентация на пожилой возраст

Ориентация на детей и семью

Ориентация на занятия, свойственные юношеству

СПРАВКА: висцеротоник, соматотоник, церебротоник.
Установите соответствие между типом темперамента и его характеристикой.

1. Пониженная сензитивность, низкая реактивность и высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Стабильная личность, пассивный, инертный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, целенаправленный, надежный, работоспособный, спокойный (спокойствие действий, мимики, жестов), неразговорчивый, размеренный, невозмутимый, осторожный, может переносить длительное одиночество, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

2. Пониженная сензитивность, высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности, ригидность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Нестабильная личность, неспокойный, возбудимый, эмоциональный, несдержанный, агрессивный, обидчивый, поддается настроению, импульсивный, очень активный, но работоспособность и настроение нестабильны, энергичный, оптимистичный.

3. Повышенная сензитивность, значительная реактивность и активность, ригидность, интровертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций.

Нестабильная личность, тревожный, неподатливый, пессимистичный, необщительный, замкнутый, угрюмый, чувствительный, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, склонен к размышлениям, интеллектуальный, быстро утомляется, в стрессовой ситуации склонен к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности, характерны глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении,

4. Пониженная сензитивность, высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Стабильная личность, выдержан, уравновешенный, практичный, общительный, открытый людям, разговорчивый, очень живой, жизнерадостный, веселый, энергичный, беззаботный, оптимистичный, очень инициативный во всех общественных делах, природный лидер, не переносит длительного одиночества, имеет много друзей.

СПРАВКА: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Характеристика типов темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Неуравновешенное

поведение




Отлично уравновешенное поведение













Глубокие и длительные эмоциональные

переживания







Речь монотонная,

медленная







Настроение устойчивое, жизнерадостное















Терпение очень слабое

Адаптация хорошая












Общительность равномерная












Сдержанность

в поведении







Отношение к критике спокойное













Поведение неутомимого труженика




Отношение к новому положительное
















Более реальная оценка своих способностей













Большая внушаемость и мнительность


Характеристика типов темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Неуравновешенное

поведение




Отлично уравновешенное поведение













Глубокие и длительные эмоциональные

переживания







Речь монотонная,

медленная







Настроение устойчивое, жизнерадостное















Терпение очень слабое

Адаптация хорошая












Общительность равномерная














Сдержанность

в поведении







Отношение к критике спокойное













Поведение неутомимого труженика




Отношение к новому положительное
















Более реальная оценка своих способностей













Большая внушаемость и мнительность

ТЕСТ "ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА" (А. Белов)

Цель: Определить доминирующий тип темперамента и составить "формулу темперамента".

Инструкция: Вам предлагается 80 вопросов, отвечайте "да" (+) , если качества для Вас обычны и повседневны. Если качества Вам не присущи, то отвечайте "нет" (-).

Текст вопросов

1. Вы спокойны и хладнокровны?

2. Вы последовательны и обстоятельны в делах?

3. Вы осторожны и рассудительны?

4. Вы умеете ждать?

5. Вы молчаливы и не любите попусту болтать?

6. Вы обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции мимики?

7. Вы сдержанны и терпеливы?

8. Вы доводите начатое дело до конца?

9. Вы не растрачиваете попусту сил?

10. Вы придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе?

11. Вы легко сдерживаете порывы?

12. Вы маловосприимчивы к одобрению и порицанию?

13. Вы незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?

14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

15. Вы медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое?

16. Вы ровны в отношениях со всеми?

17. Вы любите аккуратность и порядок во всем?

18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19. Вы обладаете выдержкой?

20. Вы несколько медлительны?

21. Вы веселы и жизнерадостны?

22. Вы энергичны и деловиты?

23. Вы часто не доводите начатое дело до конца?

24. Вы склонны переоценивать себя?

25. Вы способны быстро схватывать новое?

26. Вы неустойчивы в интересах и склонностях?

27. Вы легко переживаете неудачи и неприятности?

28. Вы легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

29. Вы с увлечением беретесь за любое новое дело?

30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?

32. Вы тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы?

33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми?

34. Вы выносливы и работоспособны?

35. Вы обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой?

36. Вы сохраняете самообладание в неожиданной сложной остановке?

37. У Вас всегда бодрое настроение?

38. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?

39. Вы часто несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40. Вы склонны иногда отвлекаться?

41. Вы неусидчивы и суетливы?

42. Вы невыдержанны и вспыльчивы?

43. Вы нетерпеливы?

44. Вы резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

45. Вы решительны и инициативны?

46. Вы упрямы?

47. Вы находчивы в споре?

48. Вы работаете рывками?

49. Вы склонны к риску?

50. Вы незлопамятны и необидчивы?

51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью?

52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

53. Можно ли Вас назвать агрессивным забиякой?

54. Вы нетерпимы к недостаткам?

55. Вы обладаете выразительной мимикой?

56. Вы способны быстро действовать и решать?

57. Вы неустанно стремитесь к новому?

58. Вы обладаете резкими порывистыми движениями?

59. Вы настойчивы в достижении поставленной цели?

60. Вы склонны к резким сменам настроения?

61. Вы стеснительны и застенчивы?

62. Вы теряетесь в новой обстановке?

63. Вы затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми?

64. Вы не верите в свои силы?

65. Вы легко переносите одиночество?

66. Вы чувствуете подавленность и растерянность при неудачах?

67. Вы склонны уходить в себя?

68. Вы быстро утомляетесь?

69. Вы обладаете тихой речью?

70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

71. Вы впечатлительны до слезливости?

72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

73. Вы предъявляете высокие требования к себе и окружающим?

74. Вы склонны к подозрительности, мнительности?

75. Вы болезненно чувствительны и легко ранимы?

76. Вы чрезмерно обидчивы?

77. Вы скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями?

78. Вы малоактивны и робки?

79. Вы уступчивы и покорны?

80. Вы стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих?

Обработка результатов:

Чтобы определить наличие:

ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента, нужно число плюсов в ответах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов (плюсы во всех вопросах с 1 по 80) и умножить на 100%.

САНГВИНИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в ответах на вопросы 21-40 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в ответах на вопросы 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в ответах на вопросы 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше тип темперамента является доминирующим, при 30-39% - достаточно яркая выраженность, при 20-29% качества данного типа выражены средне, при 10-19% качества данного темперамента выражены в малой степени.

1. Установите соответствие между термином и его трактовкой.


1. Этнос

1. Сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы, стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.


2. Национальные (этнические) группы

2. Осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений и восприятие других этносов.


3. Нация

3. Эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.


4. Этноним

4. Оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленную спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного времени.


5. Этногенез

5. Высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.


6. Национальное сознание

6. Исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.


7. Этническое самосознание

7. Социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.


8. Национальный характер

8. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.


9. Этнический темперамент



9. Процесс возникновения этнической общности и ее самосознания.


10. Ментальность

10. Часть нации, основная численность представителей которой проживает за пределами данной страны.


11. Национальные интересы и ориентации


11. Возникновение названия и самоназвания любого этноса: народа, племени, нации и т. д.

12. Национальные чувства и настроения

12. Общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности.


13. Национальные традиции и привычки



13. Спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи и или этнокультуры.


14. Этнические вкусы

14. Динамическое проявление национального характера, особенности эмоционально-типического реагирования на конкретные ситуации, особенности общения, темпа речи, количества и энергичности движений и жестов, величины дистанции общения, открытости проявления чувств и др.

2. По указанным особенностям психики и поведения определите, о каком народе идет речь.
1. Аккуратность, практичность, добросовестность, предусмотрительность, высокая степень трудолюбия, педантизм, большое пристрастие к порядку, пунктуальность, излишняя регламентированность жизни и быта, отсутствие личной инициативы и самостоятельности, дисциплинированность, высокомерное и невнимательное отношение к представителям других этнических общностей.

2. Высокий практицизм, трудолюбие, деловитость, упорство, предприимчивость, склонность к компромиссу, неумение абстрагироваться, скованное воображение, слабая сообразительность, консерватизм в восприятии окружающей действительности, смелость, выдержка, хладнокровие, уравновешенность, природный юмор, сдержанность в общении и взаимодействии с представителями других народов.

3. Деловитость и практичность, страсть к изобретательству, энергия и живость, инициативность, готовность к риску, самостоятельность, организаторские способности, простодушие и легковерность, переоценка своих сил и возможностей, недисциплинированность, авантюризм, определенные грубость и хвастовство, самонадеянность, кичливость и чванство в общении с представителями других этнических общностей.

4. Старательность, настойчивость, энергичность, целеустремленность, способность в кратчайший срок приспосабливаться к трудным условиям жизни, гибкость ума, проницательность, изобретательность, рационализм, обостренная чувствительность, обидчивость, склонность утомлять собеседника неустанными жалобами на свое преувеличенно тяжелое положение, проявление «комплекса приниженного» и «комплекса угнетенного».

5. Высокая степень трудолюбия, большая неприхотливость, бережливость и приспособляемость в любых условиях, неторопливость и точный расчет, предприимчивость, хладнокровие, спокойствие, выносливость, самоотверженность в достижении поставленных целей, преклонение перед авторитетом, особый коллективизм, сплоченность и дисциплинированность внутри своей общности, приверженность национальным традициям, сдержанность и терпение в отношениях с представителями других этнических общностей.

6. Рациональное мышление, богатое воображение, пытливость и смелость в познании мира, быстрота и сообразительность в принятии решений, инициативность, активность, подвижный темперамент, большая энергичность и волевая настойчивость, легкая эмоциональная возбудимость, чувствительность и экспрессивность, остроумие, легкая внушаемость, добродушное отношение к представителям других этнических общностей.

7. Деловитость и энергичность, стремление довести любое дело до конца, склонность избегать риска, неторопливость, следование плану, нежелание брать на себя излишнюю ответственность, бережливость, экономность, но не жадность, независимость, слабая степень эмоциональности, сдержанность, замкнутость, повышенное чувство национальной гордости, демократизм в межличностных отношениях, простота, аккуратность в общении с людьми других национальностей.

8. Строгая регламентированность жизни, крайняя неприхотливость в быту, выносливость и терпеливость, спокойствие и неторопливость, рационализм и меркантильность, резко меняющаяся эмоциональная экспрессивность, сочетающаяся с ситуативной внешней безмятежностью, отсутствие излишней болтливости и навязчивости, способность однообразно проводить свободное время, глубокая фанатическая религиозность, коварство и мстительность, чувство неприязни к представителям немусульманских народов.
СПРАВКА: французы, евреи, американцы, китайцы, англичане, турки, немцы, финны.

САМОЛЕТ
ЧАЙНИК
БАБОЧКА
НОГИ
БРЕВНО
СВЕЧА
ТАЧКА
ЖУРНАЛ
МАШИНА
СТОЛБ
ВОЛК
БОЧКА
КОНЬКИ
САМОВАР
ПИЛА
ВЕСЛО
ЗАГАДКА
ПРОГУЛКА
КНИГА
ТРАКТОР


СТОЛ ТЕЛЕФОН


СВЕТОФОР ЛОЖКА


УТЮГ ЛЕТАТЬ


ДРУЖИТЬ РИСОВАТЬ

ИЗОБРЕТАТЬ МЕЧТАТЬ

Установите соответствие между термином и его трактовкой.
1. Качества ума
1. Любознательность а) умение вскрыть, понять суть предмета, явления
2. Пытливость б) широкий кругозор, активная познавательная деятельность
3. Гибкость и в) умение выдвигать новые идеи и находить нужные решения, подвижность не прибегая к мнению и частой помощи других людей
4. Логичность г) скорость решения умственных задач
5. Доказательность д) последовательность ума
6. Критичность е) способность привлекать к решению вопроса многообразные знания, умение быть свободным от шаблонных приемов решения задач
7. Быстрота ж) стремление человека узнать то новое, с чем он встретился в жизни
8. Самостоятельность з) умение обосновывать свой выбор, свое решение,

полученный результат
9. Широта ума и) стремление человека узнать предметы, явления

разносторонне
10. Глубина к) умение подвергнуть сомнению собственные выводы

и решения

2. Операции мышления
1. Анализ а) расположение частей целого в определенном порядке, в котором составные части, находясь в известных связях и отношениях друг к другу, составляют единое целое
2. Синтез б) применение общего положения к частному, конкретному, отдельному случаю
3. Сравнение в) мысленное выделение одних признаков объекта, существенных на данный момент, при одновременном отвлечении от остальных признаков
4. Обобщение г) установление сходства существенных признаков предметов и явлений и на этой основе распределение их по группам
5. Абстрагирование д) мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным для них признакам
6. Конкретизация е) мысленное установление сходства или различия между объектами
7. Систематизация ж) практическое или мысленное соединение отдельных частей (элементов, признаков, свойств и т. п.) в единое целое
8. Классификация з) практическое или мысленное расчленение объекта на его составные части (элементы, признаки, свойства и т. п.), выделение в нем отдельных компонентов, изучение каждого компонента в отдельности как части целого
написать администратору сайта