Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века. Постмодернизм – «постнеклассическая культура». Постмодернизм и модернизм первой трети ХХ века: продолжение и оппозиция. Недоверие к слову, идеологии, идеалу, пафосу, утопии. Проблема реальности: «мир как текст». Мир как язык и язык как мир художественного текста. Дегуманизация искусства, тотальная реальность текста. «Смерть автора»: проблемы смыслопорождения, интерпретации, интерактивности. Интертекст и гипертекстуальность. «Двойное кодирование» как многоуровневая организация (адресация) текста и как снятие противоречия элитарного и массового в культуре. Ирония, псевдоисторичность и псевдофактографичность, игровая цитатность. Метакультурная проблематика. Отказ от нормативности в искусстве, релятивизм. Художественное выражение постмодернизма в отдельных видах искусства: архитектура, Литература:, изобразительные искусства, театр, кино. Апология и критика постмодернизма.
Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации новых технических возможностей, способствующих коммуникации различных культур. Постмодернизм – это настроение плюрализма, разнообразия стилей жизни, игровых кодов. Можно говорить об антиинтеллектуальности постмодернизма.
К основным понятиям постмодернистской культуры относятся: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и проч.
Одно из ключевых понятий постмодернизма – ризома. Так, Жиль Делёз (1925-1995) и Феликс Гваттари (1930-1992) различали два типа культур – 1)"древесную"(тяготеет к универсальности, целостности, искусство здесь стремится подражать природе, отражать мир. Символом такого искусства может стать дерево как образ гармоничности, целостности) 2)"корневища" не подчиняется никакой структурной модели, имея множество выходов. У нее нет ни начала, ни конца, только середина, из которой она растет и выходит за ее пределы.
Симулякр – это муляж, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, это – видимость, вытеснившая из эстетики художественный образ и занявшая его место. Симулякр не отсылает ни к чему иному, кроме себя самого, но при этом имитирует ситуацию трансляции смысла. Термин симулякр был введен в постмодернистскую философию французским философом Жаном Бодрийяром (1929-2007). Симулякры образуют гиперреальность, которая сегодня реальнее самой реальности, потому что нам приходится жить и действовать только в ней. Утрачивается принцип реальности вещи, - его заменяет фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся искусство).
Интертекст – специфический прием создания современного арт-произведения, заключающийся в сознательном использовании его автором цитат. Многие потсмодернисты считают любой текст интертекстом.
Суть понятия гипертекста заключается в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, рассматривается в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определенным образом внутренне или внешне коррелирующих между собой. Самым грандиозным гипертекстом можно считать систему электронной коммуникации и гигантская база данных Интернета.
В развитии постмодернистского искусства выделяют три фазы:
1) Первая фаза – 1960-е гг. США. Характеризуется неприятием устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижение идеи их диффузии. Формируется постмодернистская доминанта: иронический синтез прошлого и настоящего, высокого и низкого в искусстве.
2) 1970-е гг. Постмодернизм распространяется по Европе и характеризуется плюрализмом и эклектизмом: смешение стилей и художественных языков, стирание граней между видами и жанрами искусства. Известный теоретик культуры и писатель-постмодернист Умберто Эко (р.1932), ("Имя Розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне" и др.) выдвигает концепцию иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства, постфрейдистской психологии творчества.
3) С конца 1970-го и по сегодняшний день. Распространение постмодернизма в странах Восточной Европы и в России, формирование миноритарных культур – феминистской, экологической, экономической и проч.
Теоретиками постмодернизма, известными писателями и исследователями культуры также являются Хорхе Луис Борхес (1899-1986), Мишель Фуко (1926-1984), Жак Деррида (1930-2004), Жан Бодрийяр (1929-2007) и др.
Живопись. "Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, - и на арену изобразительности выходит инсталляция – случайное соединение разных предметов, которому придают несвойственное, "сакральное" значение. Например, произведение одного из лидеров постмодернизма в России Ильи Кабакова принадлежит композиция "Моя Родина. Мухи": зал выставки, потолок и стены которого заполнены наклеенными мухами. Шедевром последнего времени стала композиция "16 веревок" Кабакова. К каждой веревке этого произведения был привязан какой то предмет: окурок, крышка унитаза и т. д. Современная художница Ирина Нахова на одной из выставок продемонстрировала "Гладильные доски и Утюги". На досках - изображение людей с обнаженными спинами. По этому изображению можно было желающим пройтись утюгом.
Архитектура и др. Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек.
К арт-практикам постмодернизма относятся:
Акции. Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д. Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту "Лавановый туман".
Хэппенинги – (англ.– "случаться, происходить") – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики . Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.
Перформансы – (англ. Performance – "исполнение") – акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Перформанс развился на основе театра абсурда, хэппенинга, конкретной музыки, поп-арта на путях их специфического свободного объединения. Принципиальная абсурдность, невозможность рассудочного прочтения этих акции способствуют созданию вокруг них ареола некой первозданной, "чистой" сакральности, которая способствует контакту их участников и зрителей с иными реальностями. Представители: Й.Бойс, И.Захаров-Росс и др.
Энвайронмент – (англ. environment – "окружение, среда") - неутилитарная арт-среда, представляющая собой полностью организованное художником целостное неутилитарное арт-пространство. Представители: К.Ольденбург, Ж.Сигал, А.Капроу, Христо, Р.Хорн, Й. Бойс, Я. Кунеллис.
Хай-тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 1970-е гг., представляет собой современную модификацию технизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. В известной мере хай-тек является последним по времени этапом в развитии эстетического освоения технических форм, начатым конструктивизмом 1920-х гг и продолженным структурализмом 1950-1960-х гг.
Критика ПМ. Резкое противопоставление М и ПМ. Умберто Эко считал, что М себя исчерпал, а Пм – это продолжение М. Ихаб Хосан собрал в таблицу отличия М и ПМ. Характеризовал ПМ так: 1) Неопределенность, открытость, незавершенность. 2) Фрагментарность, тяготение к конструкциям. 3)Отказ от канонов, авторитетов. 4) Утрата глубины. Авторского я. Многовариантное толкование. 5) Стремление представить непедставимое. 6) Обращение к игре, к диалогу. 7) Стилизация под пародию. 8) Карнавализация, проникновение искусства в жизнь. 9) Конструктивизм. 10) Имманентность.
Жан Бодрияр. Дает резкую критику ПМ. Все идеи, которые двигали человеком исчезли. Современная культура перенасыщена, многие явления культуры находятся в состоянии транса.
Френсис Фукуяма. Осуждает ПМ. Говорит, что история закончилась. С ним солидарен Леотар – он оисывает ПМ как утрату веры в великие метаповествования. ПМ – хеппининг мысли. Считает, что Пм продолжает М.
Козловский. Склонен видеть позитивные ориентиры будущего. Культура – продолжение природы. Видит позитивность ПМ, поскольку он освобождает от оков. В ПМ видит ауру неповторимости. Например, перформанс.Именно МП увел нас от тоталитаризма.
|