Главная страница
Навигация по странице:

75. Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века. Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации новых технических возможностей


Скачать 21.23 Kb.
Название Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации новых технических возможностей
Анкор 75. Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века.docx
Дата 23.04.2017
Размер 21.23 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 75. Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века.docx
Тип Документы
#1873
Категория Искусство. Культура

    1. Постмодернизм как феномен культуры второй половины ХХ века. Постмодернизм – «постнеклассическая культура». Постмодернизм и модернизм первой трети ХХ века: продолжение и оппозиция. Недоверие к слову, идеологии, идеалу, пафосу, утопии. Проблема реальности: «мир как текст». Мир как язык и язык как мир художественного текста. Дегуманизация искусства, тотальная реальность текста. «Смерть автора»: проблемы смыслопорождения, интерпретации, интерактивности. Интертекст и гипертекстуальность. «Двойное кодирование» как многоуровневая организация (адресация) текста и как снятие противоречия элитарного и массового в культуре. Ирония, псевдоисторичность и псевдофактографичность, игровая цитатность. Метакультурная проблематика. Отказ от нормативности в искусстве, релятивизм. Художественное выражение постмодернизма в отдельных видах искусства: архитектура, Литература:, изобразительные искусства, театр, кино. Апология и критика постмодернизма.



Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации новых технических возможностей, способствующих коммуникации различных культур. Постмодернизм – это настроение плюрализма, разнообразия стилей жизни, игровых кодов. Можно говорить об антиинтеллектуальности постмодернизма.

К основным понятиям постмодернистской культуры относятся: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и проч.

Одно из ключевых понятий постмодернизма – ризома. Так, Жиль Делёз (1925-1995) и Феликс Гваттари (1930-1992) различали два типа культур – 1)"древесную"(тяготеет к универсальности, целостности, искусство здесь стремится подражать природе, отражать мир. Символом такого искусства может стать дерево как образ гармоничности, целостности) 2)"корневища" не подчиняется никакой структурной модели, имея множество выходов. У нее нет ни начала, ни конца, только середина, из которой она растет и выходит за ее пределы.

Симулякр – это муляж, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, это – видимость, вытеснившая из эстетики художественный образ и занявшая его место. Симулякр не отсылает ни к чему иному, кроме себя самого, но при этом имитирует ситуацию трансляции смысла. Термин симулякр был введен в постмодернистскую философию французским философом Жаном Бодрийяром (1929-2007). Симулякры образуют гиперреальность, которая сегодня реальнее самой реальности, потому что нам приходится жить и действовать только в ней. Утрачивается принцип реальности вещи, - его заменяет фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся искусство).

Интертекст – специфический прием создания современного арт-произведения, заключающийся в сознательном использовании его автором цитат. Многие потсмодернисты считают любой текст интертекстом.

Суть понятия гипертекста заключается в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, рассматривается в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определенным образом внутренне или внешне коррелирующих между собой. Самым грандиозным гипертекстом можно считать систему электронной коммуникации и гигантская база данных Интернета.

В развитии постмодернистского искусства выделяют три фазы:

1) Первая фаза – 1960-е гг. США. Характеризуется неприятием устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижение идеи их диффузии. Формируется постмодернистская доминанта: иронический синтез прошлого и настоящего, высокого и низкого в искусстве.

2) 1970-е гг. Постмодернизм распространяется по Европе и характеризуется плюрализмом и эклектизмом: смешение стилей и художественных языков, стирание граней между видами и жанрами искусства. Известный теоретик культуры и писатель-постмодернист Умберто Эко (р.1932), ("Имя Розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне" и др.) выдвигает концепцию иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства, постфрейдистской психологии творчества.

3) С конца 1970-го и по сегодняшний день. Распространение постмодернизма в странах Восточной Европы и в России, формирование миноритарных культур – феминистской, экологической, экономической и проч.

Теоретиками постмодернизма, известными писателями и исследователями культуры также являются Хорхе Луис Борхес (1899-1986), Мишель Фуко (1926-1984), Жак Деррида (1930-2004), Жан Бодрийяр (1929-2007) и др.

Живопись. "Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, - и на арену изобразительности выходит инсталляция – случайное соединение разных предметов, которому придают несвойственное, "сакральное" значение. Например, произведение одного из лидеров постмодернизма в России Ильи Кабакова принадлежит композиция "Моя Родина. Мухи": зал выставки, потолок и стены которого заполнены наклеенными мухами. Шедевром последнего времени стала композиция "16 веревок" Кабакова. К каждой веревке этого произведения был привязан какой то предмет: окурок, крышка унитаза и т. д. Современная художница Ирина Нахова на одной из выставок продемонстрировала "Гладильные доски и Утюги". На досках - изображение людей с обнаженными спинами. По этому изображению можно было желающим пройтись утюгом.

Архитектура и др. Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек.

К арт-практикам постмодернизма относятся:

Акции. Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д. Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту "Лавановый туман".

Хэппенинги – (англ.– "случаться, происходить") – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики . Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.

Перформансы – (англ. Performance – "исполнение") – акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Перформанс развился на основе театра абсурда, хэппенинга, конкретной музыки, поп-арта на путях их специфического свободного объединения. Принципиальная абсурдность, невозможность рассудочного прочтения этих акции способствуют созданию вокруг них ареола некой первозданной, "чистой" сакральности, которая способствует контакту их участников и зрителей с иными реальностями. Представители: Й.Бойс, И.Захаров-Росс и др.

Энвайронмент – (англ. environment – "окружение, среда") - неутилитарная арт-среда, представляющая собой полностью организованное художником целостное неутилитарное арт-пространство. Представители: К.Ольденбург, Ж.Сигал, А.Капроу, Христо, Р.Хорн, Й. Бойс, Я. Кунеллис.

Хай-тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 1970-е гг., представляет собой современную модификацию технизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. В известной мере хай-тек является последним по времени этапом в развитии эстетического освоения технических форм, начатым конструктивизмом 1920-х гг и продолженным структурализмом 1950-1960-х гг.

Критика ПМ. Резкое противопоставление М и ПМ. Умберто Эко считал, что М себя исчерпал, а Пм – это продолжение М. Ихаб Хосан собрал в таблицу отличия М и ПМ. Характеризовал ПМ так: 1) Неопределенность, открытость, незавершенность. 2) Фрагментарность, тяготение к конструкциям. 3)Отказ от канонов, авторитетов. 4) Утрата глубины. Авторского я. Многовариантное толкование. 5) Стремление представить непедставимое. 6) Обращение к игре, к диалогу. 7) Стилизация под пародию. 8) Карнавализация, проникновение искусства в жизнь. 9) Конструктивизм. 10) Имманентность.

Жан Бодрияр. Дает резкую критику ПМ. Все идеи, которые двигали человеком исчезли. Современная культура перенасыщена, многие явления культуры находятся в состоянии транса.

Френсис Фукуяма. Осуждает ПМ. Говорит, что история закончилась. С ним солидарен Леотар – он оисывает ПМ как утрату веры в великие метаповествования. ПМ – хеппининг мысли. Считает, что Пм продолжает М.

Козловский. Склонен видеть позитивные ориентиры будущего. Культура – продолжение природы. Видит позитивность ПМ, поскольку он освобождает от оков. В ПМ видит ауру неповторимости. Например, перформанс.Именно МП увел нас от тоталитаризма.
написать администратору сайта