ИОГП
Задания 1 типа.
Теоретические вопросы на знание базовых понятий предметной области дисциплины:
Дайте определение понятиям «Временное правительство», «Предпарламент», «Национализация».
Дайте определение понятиям «Военный коммунизм», «Продразверстка», «Продналог».
Дайте определение понятиям «Государственный комитет Обороны», «заградительный отряд», «СМЕРШ».
Дайте определение понятиям «Совнархозы», «Хозрасчет», «Народные комиссариаты (наркоматы)».
Дайте определение понятиям «Артикул воинский», «Боярская Дума», «Ведомо лихой».
Дайте определение понятиям «Бояре», «Военная демократия», «Вервь»,
Дайте определение понятиям «Видок», «Вира», «Вече».
Дайте определение понятиям «Вольные хлебопашцы», «Дворцовые крестьяне», «Куриальные выборы».
Дайте определение понятиям «Волостель», «Вотчина», «Гривна».
Дайте определение понятиям «Городская дума», «Городская управа», «Полицейское государство».
Дайте определение понятиям «Абсолютная монархия», «Государственная Дума», «Коллегии».
Дайте определение понятиям «Десятина», «Задруга», «Закуп».
Дайте определение понятиям «Домен», «Золотая Орда», «Губные избы».
Дайте определение понятиям «Земские избы», «Земские соборы», «Заповедные лета».
Дайте определение понятиям «Историография», «Источник», «Посессионные крестьяне».
Дайте определение понятиям «Княжьи мужи», «Кормление», «Наместник».
Дайте определение понятиям «Местничество», «Огнищанин», «Опричнина».
Дайте определение понятиям «Полюдье», «Ордалий», «Обида».
Дайте определение понятиям «Продажа», «Поток и разграбление», «Погост».
Дайте определение понятиям «Раннефеодальная монархия», «Пожилое», «Посадник».
Дайте определение понятиям «Поместье», «Секуляризация», «Синод».
Дайте определение понятиям «Смерд», «Тиун», «Холопы».
Дайте определение понятиям «Сословно-представительная монархия», «Тарханные грамоты», «Трест».
Дайте определение понятиям «Торговая казнь», «Тягло», «Урочные лета».
Дайте определение понятиям «Черносошные крестьяне», «Централизация», «Ярлык».
Дайте определение понятиям «Кадеты», «Аннексия», «Мировой суд»
Дайте определение понятиям «Октябристы», «Контрибуция», «Нижний земский суд»
Дайте определение понятиям «Эсеры», «Фискал», «Крестьянская община»
Дайте определение понятиям «Большевики», «Юридическое совещание», «Выборщики»
Дайте определение понятиям «Меньшевики», «Гриди», «Колхоз»
Дайте определение понятиям «Картель», «Жандармы», «Просвещенный абсолютизм»
Дайте определение понятиям «Кассация» «Гласные», «Номоканоны»
Дайте определение понятиям «Вердикт», «Ратификация», «Табель о рангах»
Дайте определение понятиям «Майорат», «Земский исправник», «Юрьев день»
Дайте определение понятиям «Натуральное хозяйство», «Раскулачивание», «Контрреформы»
Задания 2 типа.
Теоретические вопросы, позволяющие оценить степень владения студента принципами предметной области дисциплины, понимание их особенностей и взаимосвязи между ними:
Раскройте предмет истории отечественного государства и права и классифицируйте источники истории отечественного государства и права
Охарактеризуйте основные направления в историографии истории отечественного государства и права.
Охарактеризуйте возникновение древнерусского государства.
Охарактеризуйте государственный строй Древней Руси в X-XII вв.
Дайте классификацию источников права Древней Руси. Дайте общую характеристику Русской Правды как источника права.
Охарактеризуйте государственное устройство Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской республик.
Охарактеризуйте государственный строй и право Московского княжества в XIV-XV вв. и проанализируйте предпосылки возвышения Москвы.
Охарактеризуйте органы государственной власти в России XVI-XVII вв.
Дайте классификацию источников права периода сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.).
Проанализируйте правовое положение населения в России XVI-XVII вв., этапы закрепощения крестьян.
Охарактеризуйте реформы Петра I.
Охарактеризуйте государственный строй России в первой четверти XVIII в. и особенности становления абсолютной монархии.
Дайте общую характеристику Воинским артикулам 1715 г. как источнику права.
Проанализируйте особенности развития Российского законодательства в первой четверти XVIII в.
Охарактеризуйте государственный строй и законодательство Российской империи во второй половине XVIII в.
Охарактеризуйте губернскую и судебную реформы 1775 г.
Проанализируйте изменения в системе государственного управления Российской империи в первой половине XIX в.
Охарактеризуйте государственный строй и законодательство России при Николае I.
Дайте общую характеристику Свода законов Российской империи 1832 г. как источника права.
Охарактеризуйте содержание и последствия крестьянской реформы 1861 г., земской реформы 1864 г., судебной реформы 1864 г., городской реформы 1870 г. и военной реформы 1874 г.
Охарактеризуйте государственный строй Российской империи в начале XX в.
Проанализируйте содержание Основных законов Российской империи 1906 г.
Охарактеризуйте полномочия и статус Государственной Думы.
Охарактеризуйте содержание и последствия столыпинской аграрной реформы.
-
Охарактеризуйте государственный строй России после Февральской революции 1917 г. и законодательство Временного правительства
Охарактеризуйте содержание первых декретов Советской власти.
Охарактеризуйте становление советской государственной системы.
Раскройте особенности формирования социалистического права.
Охарактеризуйте Советское государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)
Охарактеризуйте советское государство и право в 1930-е гг.
Охарактеризуйте советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.
Охарактеризуйте советское государство в послевоенный период (1945-1985 гг.)
Охарактеризуйте советское законодательство в послевоенный период (1945-1985 гг.)
Охарактеризуйте Государство и право СССР в годы Перестройки.
Охарактеризуйте Государство и право современной России.
Задания 3 типа.
Задания на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности обучаемых выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности:
В чем сущность норманнской теории образования древнерусского государства?
Какими причинами вызвано отсутствие смертной казни как вида наказания в Русской Правде?
Проведите сравнительный анализ судебного процесса по Русской Правде и по Псковской судной грамоте.
Сравните военно-десятичную и дворцово-вотчинную системы управления.
Сравните правовое положение закупа и холопа в Древней Руси.
Сравните правовое положение смерда и холопа в Древней Руси.
Сравните правовое положение смерда и боярина в Древней Руси.
Каковы причины феодальной раздробленности Руси?
Насколько государственный строй Новгородской феодальной республики соответствовал современный представлениям о демократическом правовом государстве?
Какие внутренние и внешние факторы оказали наибольшее воздействие на процесс объединения русских земель и почему?
Почему Москва стала центром объединения русских земель?
Было ли возможно создание в России 16 в. всесословного представительного органа?
Сравните дворцово-вотчинную и приказно-воеводскую системы управления.
Проведите сравнительный анализ Псковской судной грамоты и Судебника 1497 г.
Проведите сравнительный анализ Судебника 1550 г. и Соборного Уложения 1649 г.
Проведите сравнительный анализ судебного процесса по Соборному Уложению 1649 г. и Краткому изображению процессов и судебных тяжб.
Проведите сравнительный анализ раннефеодальной и сословно-представительной монархий.
Проведите сравнительный анализ сословно-представительной и абсолютной монархий.
Проведите сравнительный анализ абсолютной и дуалистической монархий.
Сравните правовой статус вотчины и поместья в XVI-XVII вв.
Чем была вызвана жестокость наказаний, предусмотренных Соборным уложением?
Какую роль сыграли реформы Петра Первого в развитии российской государственности?
Сравните правовое положение населения в начале XVIII в. и в первой половине XIX в.
Проведите сравнительный анализ Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г.
Насколько целесообразным и своевременным было введение во второй половине 19 в. суда присяжных? Проведите аналогии с современным периодом.
Можно ли считать аграрную реформу Столыпина удачной? Ответ обоснуйте.
Создавало ли угрозу государственному единству СССР закрепленное в Конституции право республик на свободный выход из Союза? Ответ обоснуйте.
Проведите сравнительный анализ Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 г.
Проведите сравнительный анализ Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г.
Проведите сравнительный анализ Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г.
Насколько в 1930-х гг. было целесообразно проведение коллективизации сельского хозяйства?
Какими причинами было вызвано усложнение порядка расторжения брака в годы Великой Отечественной войны?
Можно ли политический режим СССР середины 1950-х – начала 1980-х гг. считать тоталитарным?
Раскройте причины и последствия распада СССР.
Можно ли было избежать распада СССР? Если да, то каким образом?
|