Главная страница
Навигация по странице:

Диагностика внимания. Кесова Эллина, о13 1 Название методики Методика ПьеронаРузера


Скачать 2.4 Mb.
Название Кесова Эллина, о13 1 Название методики Методика ПьеронаРузера
Анкор Диагностика внимания.docx
Дата 14.04.2017
Размер 2.4 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Диагностика внимания.docx
Тип Документы
#1135


Кесова Эллина, О-13

1) Название методики: Методика Пьерона-Рузера

2) Возрастной диапазон: 5-8 лет

3) Цель методики: Определить уровень концентрации внимания, исследовать и оценить такие параметры внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения.

4) Оборудование: Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10x10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ) и секундомер.

5) Инструкция: Тебе предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставь как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставь и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" нужно прекратить расставлять знаки.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в выполнении задания после словесной инструкции, тогда исследователь берет чистый бланк методики и показывает ребенку, как выполнять задание, проговаривая: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю плюс, в треугольнике - вот такую черточку (минус), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – точку. Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать - устно).

7) Анализ результатов: При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания ребенка показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Анализируемые показатели


  • возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности)

  • целенаправленность деятельности

  • параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение)

  • количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу (индекс правильности)

  • количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности))

  • число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок)

  • распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа - в данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок

  • характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)

8) Оценка результатов: Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

1) Название методики: Методика В.М. Когана (методика совмещения признаков)

2) Возрастной диапазон: В данном варианте (5x5) методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5-9 лет. 

3) Цель методики: Выявить параметры внимания: удержание внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключение внимания.

4) Оборудование: Набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм). Таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали - 5 соответствующих форм.

5) Инструкция: Для детей со сформированным и автоматизированным прямым числовым рядом до 30 работа проводится в четыре этапа. Для детей, не владеющих в необходимой степени порядковым счетом, - в три этапа

1-й этап

Ребенку подается весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол

Инструкция 1
«Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек».

Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и  имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и на последующих этапах работы пересчет карточек не осуществляется

Примечание 1
После каждого этапа карточки должны быть тщательно перемешаны и сложены стопкой в случайном порядке

Примечание 2
Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы карточки раскладывались подряд одна за другой из стопки, и ребенок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблюдаться на каждом этапе

2-й этап
Ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке

Инструкция 2А
«А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету - одинаковые с одинаковыми».

Важно, чтобы ребенок раскладывал все карточки подряд, не выбирая из стопки нужные по цвету.

Инструкция 2Б
«Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету - одинаковые с одинаковыми».

Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и особенности раскладки по цвету, наличие групп «дубликатов» и другие допускаемые ребенком ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола

3-й этап
Ребенку подается стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек

Инструкция 3
«А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми».

4-й этап
На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одновременным порядковым пересчетом всех карточек подряд

Инструкция 4А
«Перед тобой лежит таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место». (В этот момент психолог проводит рукой по пустым клеткам таблицы.) «Посмотри на нее и скажи, где должен лежать красный треугольник»(или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, находящаяся ближе к середине таблицы).

Следует отметить, что часто подобная развернутая ориентировка не требуется. Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице, одновременно пересчитывай их, как пересчитывал до этого».

Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима более развернутая помощь. Тогда ребенку предлагается более образный (метафоричный) вид инструкции

Инструкция 4Б
«Посмотри - эта таблица словно домик. В нем пять этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета» (пальцем психолог проводит по «черному этажу»). «На втором этаже живут все зеленые фигурки, на третьем - синие и так далее. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки» (в этот момент психолог пальцем проводит вертикально там, где должны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик - квадратик. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, ближе к середине таблицы).

Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет (если ребенок владеет соответствующим порядковым счетом) и раскладку карточек в кучки по форме, а также допускаемые им ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

6) Обучающая помощь:

2А,Б: При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится. Для детей, не владеющих автоматизированным порядковым счетом, инструкция представляет собой усеченный вариант.

3: При незнании ребенком понятия «форма» ребенку в доступном виде на конкретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребенком объясняемых понятий. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек в кучки по форме, виды допускаемых ошибок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

4Б: Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну-две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе

7) Анализ результатов: При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. Безусловно, анализ результатов позволяет оценить значительно больший спектр параметров, в частности сформированность произвольного компонента деятельности, характеристики обучаемости, уровень развития пространственных представлений, специфику мелкой моторики и т. п. В данном разделе методика анализируется с позиции оценки особенностей операциональных характеристик деятельности.

У здоровых детей, начиная с 7-7,5-летнего возраста, работа сопровождается интересом, ошибки носят эпизодический характер и представляют собой чаще всего временную потерю счета, быстро исправляемую. Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Нормативно развивающиеся дети на всех этапах работы легко исправляют ошибки, либо самостоятельно, либо при указании на них (минимальная помощь).

В ходе выполнения ребенком 2-го этапа оценивается возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету). Наиболее типичные трудности проявляются в том, что при сортировке «уходит» счет, либо, что значительно реже, ребенок пересчитывает фигуры, раскладывая их по столу, не сортируя в группы по цвету. Это свидетельствует о недостаточности такого параметра внимания, как возможность его распределения.

На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внимания (по аналогии со вторым этапом), но еще и возможность его переключения. Наиболее типичной ошибкой этого этапа при недостаточности собственно переключения внимания является продолжение сортировки по цвету (или постоянная «ошибка» на сортировку по цвету) при наличии четкой инструкции на сортировку по форме. Частой ошибкой является и утеря счета, что свидетельствует не только о трудностях переключения, но и о сложности распределения внимания при усложнении условий выполнения задания.

4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы. Наличие «опор» в виде зигзагов цвета и контуров форм фигур создает дополнительные ориентиры, помогающие быстрее найти место для каждой карточки. С определенной точки зрения подобные опоры можно рассматривать как вынесенный вовне алгоритм деятельности.

8) Оценка результатов:

 В норме дети уже 4,5-5,5 лет выполняют задание (как правило, без счета) в полном объеме, способны легко переключаться с признака на признак, раскладывать карточки по таблице после минимального обучения (размещении психологом 3-4 карточек на таблице), не нуждаются в повторении инструкций, допускают лишь единичные ошибки

 Для детей 6 лет и старше, как правило, уже не требуется развернутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте допустим «уход» счета (если ребенок им владеет) при распределении внимания по трем признакам одновременно в ситуации работы с таблицей

 Начиная с 6,5-7-летнего возраста, нормативным является выполнение методики с единичными самостоятельно и быстро исправляемыми ошибками в полном объеме (чаще всего даже со счетом), с незначительной ориентировкой на этапе работы с таблицей.

1) Название методики: Методика «Найди и вычеркни»

2) Возрастной диапазон: 3-4 года

3) Цель методики: Определить продуктивность и устойчивость внимания.

4) Оборудование: рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка. Ручка.

5) Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

6) Обучающая помощь: не требуется

7) Анализ результатов: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы, в секундах;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

Количество баллов

Показатель S

10 баллов

выше 1,25

8-9 баллов

от 1,00 до 1,25

6-7 баллов

от 0,75 до 1,00

4-5 баллов

от 0,50 до 0,75

2-3 балла

от 0,24 до 0,50

0-1 балл

от 0,00 до 0,2

http://child-psy.ru/img/test-naydi-tab.gif

8) Оценка результатов: Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Количество баллов

Устойчивость внимания

10 баллов

все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1

8-9 баллов

все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2

6-7 баллов

все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3

4-5 баллов

все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4

3 балла

все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5



Количество баллов

Продуктивность и устойчивость внимания

10 баллов

Очень высокая

8-9 баллов

Высокая

4-7 баллов

Средняя

2-3 баллов

Низкая

0-1 балл

Очень низкая

























1) Название методики: Методика "Запомни и расставь точки"


2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: Оценить объем внимания ребенкаhttp://azps.ru/tests/pozn/tochki.files/image002.jpg

4) Оборудование: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). 8 пустых бланков-квадратов.

5) Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

6) Обучающая помощь: не требуется

7) Анализ результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). 

8) Оценка результатов: Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.












1) Название методики: Стандартная корректурная проба Бурдонаc:\users\aefa</h2>1\appdata\local\temp\rar.361\семаго-диагностический альбом\4.jpg


2) Возрастной диапазон: начиная с 7-8-ми лет

3) Цель методики: Исследовать устойчивость внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, проявления признаков утомления и пресыщения.

4) Оборудование: бланк коррекционной пробы, ручка

5) Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «н» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через пять минут отмечается последняя рассмотренная буква. При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).

6) Обучающая помощь:

7) Анализ результатов:Анализируемые показатели:


  • темповые характеристики деятельности;

  • параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

  • количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т.п.);

  • динамика распределения ошибок зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

  • наличие факторов пресыщения или утомления.

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

8) Оценка результатов: для детей 6-7 лет объем внимания должен ровняться 400 знаков и выше, концентрация внимания – 10 ошибок и меньше; для детей 8-10 лет объем внимания должен ровняться 600 знаков и выше, концентрация внимания – 5 ошибок и меньше; для взрослого человека объем – 850 знаков и выше, концентрация – 5 ошибок и меньше.

1) Название методики: Тест Мюнстерберга

2) Возрастной диапазон: 8-10 лет

3) Цель методики: определение избирательности и концентрации внимания.

4) Оборудование: Текст из сплошных букв, ручка.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч 
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы 
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ 
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл 
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш 
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс 
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж 
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ 
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ 
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

5) Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. 
Время выполнения задания - 2 минуты

6) Обучающая помощь: Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп» 

7) Анализ результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). 
В тексте содержится 25 слов. 
8) Оценка результатов: Хорошим считается результат - 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.

1) Название методики:Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

2) Возрастной диапазон: 9-11 лет

3) Цель методики: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников

4) Оборудование: Текст с ошибками, ручка.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

5) Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

6) Обучающая помощь: не требуется

7) Анализ результатов: Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

8) Оценка результатов: Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

  • 0-2 – высший уровень внимания,

  • 3-4 – средний уровень внимания,

  • более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.