Навигация по странице:
|
Лаба № 7. Лабораторная работа Реляционные базы данных. Субд аccess. Задание создайте базу данных Деканат, выполнив следующие действия
Лабораторная работа № 7.
Реляционные базы данных. СУБД Аccess.
ЗАДАНИЕ 1. Создайте базу данных Деканат, выполнив следующие действия:
1. Создайте структуру таблицы Студенты. Для этого:
в окне базы данных выберите вкладку Таблицы, а затем щелкните по кнопке <�Создать>;
в окне "Новая таблица" выберите пункт Конструктор и щелкните по кнопке <�ОК>. В результате проделанных операций открывается окно таблицы в режиме конструктора, в котором следует определить поля таблицы;
определите поля таблицы в соответствии с нижеприведенной таблицей;
в качестве ключевого поля задайте "Код студента". Для этого щелкните по полю "Код студента" и по кнопке на панели инструментов или выполните команду Правка, Ключевое поле;
задайте таблице имя Студенты.
Примечание. Заполнять таблицу данными пока не требуется, это будет сделано в режиме формы.
2. Создайте структуру таблицы Дисциплины в соответствии с нижеследующей таблицей:
В качестве ключевого поля задайте "Код дисциплины". Заполняться эта таблица будет также в режиме формы.
3. Структура таблицы Преподаватели
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Код преподавателя
|
Счетчик
|
|
Фамилия
|
Текстовый
|
15
|
Имя
|
Текстовый
|
15
|
Отчество
|
Текстовый
|
15
|
Должность
|
Текстовый
|
9
|
Код дисциплины
|
Числовой
|
Целое
|
Дисциплина
|
Текстовый
|
11
|
Телефон
|
Текстовый
|
9
|
Зарплата
|
Денежный
|
|
4. Создайте структуру таблицы Оценки в соответствии с нижеследующей таблицей:
В этой таблице задавать ключевое поле не надо, так как данные во всех полях могут повторяться. Эта таблица, аналогично предыдущим, будет заполняться в режиме формы.
5. Разработайте схему данных, т.е. создайте связи между таблицами. Для этого выполните команду Сервис, Схема данных. На экране появится окно "Схема данных";
ЗАДАНИЕ 2. Создание форм для ввода данных в таблицы.
1. Создайте форму Студенты.Для этого:
откройте вкладку Формы;
щелкните по кнопке <�Создать>;
в открывающемся списке выберите таблицу Студенты,
выберите пункт Автоформа: ленточная;
щелкните по кнопке <�ОК>. Форма для ввода данных создана;
2. Заполните данными, приведенными в таблице, таблицу Студенты посредством формы.
Закройте форму, задав ей имя Студенты.
3. Создайте форму Дисциплины. Заполните данными, приведенными в нижеследующей таблице.
4. Создайте форму Оценки. Заполните данными, приведенными в нижеследующей таблице.
5. Создайте форму и заполните таблицу преподаватели
Код
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Должность
|
Код дисциплины
|
Дисциплина
|
Телефон
|
Зарплата
|
1
|
Истомин
|
Ремир
|
Евгеньевич
|
Доцент
|
1
|
Информатика
|
110-44-68
|
890р.
|
2
|
Миронов
|
Павел
|
Юрьевич
|
Профессор
|
4
|
Экономика
|
312-21-40
|
1200р.
|
3
|
Гришин
|
Евгений
|
Сергеевич
|
Доцент
|
2
|
Математика
|
260-23-65
|
760р.
|
4
|
Сергеева
|
Ольга
|
Ивановна
|
Ассистент
|
2
|
Математика
|
234-85-69
|
450р.
|
5
|
Емец
|
Татьяна
|
Ивановна
|
Доцент
|
4
|
Экономика
|
166-75-33
|
890р.
|
6
|
Игнатьева
|
Татьяна
|
Павловна
|
Доцент
|
1
|
Информатика
|
210-36-98
|
790р.
|
7
|
Миронов
|
Алексей
|
Николаевич
|
Доцент
|
3
|
Физика
|
166-75-33
|
890р.
|
ЗАДАНИЕ 3. Создание запросов
1. Разработайте запрос с параметрами о студентах заданной группы, в котором при вводе в окно параметров номера группы (в примере это 151 или 152) на экран должен выводиться состав этой группы. Для создания запроса с параметрами о студентах заданной группы:
откройте вкладку Запросы, щелкните по кнопке <�Создать>; в появившемся окне выберите Простой запрос и щелкните по кнопке <�ОК>;
в появившемся окне в строке Таблицы/запросы выберите из списка таблицу Студенты;
перенесите все поля из окна "Доступные поля" в окно "Выбранные поля";
-
щелкните по кнопке <�Далее>. Выводить надо все поля, поэтому еще раз щелкните по кнопке <�Далее>; в появившемся окне введите имя запроса Группа;
щелкните по кнопке <�Готово>. На экране появится таблица с данными запроса. Но вам надо, чтобы при выполнении запроса выяснялся номер группы. Для этого перейдите в режим конструктора;
в строке Условия отбора для поля "Номер группы" введите фразу (скобки тоже вводить): [Введите номер группы];
выполните запрос выполните команду Запрос, Запуск;
в появившемся окне введите 151 и щелкните по кнопке <�ОК>. На экране появится таблица с данными о студентах 151-й группы; сохраните запрос и закройте таблицу запроса.
2. Создайте запрос, в котором выводятся оценки студентов заданной группы по заданной дисциплине. Для этого:
на вкладке Запросы щелкните по кнопке <�Создать>; выберите Простой запрос
выберите таблицу Студенты и перенесите поля "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Номер группы" в окно "Выделенные поля". В таблице Дисциплины выберите поле "Название дисциплины";
в таблице Оценки выберите поле "Оценки". Вы сформировали шесть полей запроса - они связаны между собой посредством схемы данных;
щелкните по кнопке <�Далее>, затем в появившемся окне снова щелкните по кнопке <�Далее>;
в появившемся окне введите имя запроса Оценки группы, затем щелкните по ячейке Изменение структуры запроса (в ней должна появиться черная точка) - это позволит сразу перейти в режим конструктора; щелкните по кнопке <�Готово>;
в строке Условия отбора для поля "Номер группы" введите фразу: [Введите номер группы],
в строке Условия отбора для поля "Название дисциплины" введите фразу: [Введите название дисциплины], выполните запрос;
сохраните запрос и закройте таблицу запроса.
3. Создайте перекрестный запрос, в результате которого создастся выборка, отражающая средний балл по дисциплинам в группах. Такой запрос строится на основе одной таблицы или одного запроса, в связи с чем надо сначала сформировать запрос, в котором были бы поля "Номер группы", "Название дисциплины" и "Оценки". Для этого:
на вкладке Запросы щелкните по кнопке <�Создать>; выберите Простой запрос и щелкните по кнопке <�ОК>; выберите из таблицы Студенты поле "Номер группы"; выберите из таблицы Дисциплины поле "Название дисциплины"; выберите из таблицы Оценки поле "Оценки";
щелкните по кнопке <�Далее>, затем в появившемся окне снова щелкните по кнопке <�Далее>;
в окне введите имя запроса Дисциплины оценки группы; щелкните по кнопке <�Готово>;
сохраните запрос и закройте таблицу запроса. Теперь можно создавать перекрестный запрос:
на вкладке Запросы щелкните по кнопке <�Создать>; выберите Перекрестный запрос;
щелкните по ячейке Запросы, выберите Дисциплины оценки группы;
выберите поле "Название дисциплины"; Далее выберите поле "Номер группы";
выберите функцию AVG, т.е. среднее (она по умолчанию уже выделена);
-
введите название запроса Средние оценки и щелкните по кнопке <�Готово>. Откроется таблица перекрестного запроса. Обратите внимание на то, что Access создает еще итоговое значение средних оценок по дисциплинам; закройте таблицу запроса.
4. Разработайте запрос на увеличение на 10% заработной платы тех преподавателей, кто получает менее 500 руб.Для этого:
на вкладке Запросы щелкните по кнопке <�Создать>; выберите Простой запрос;
в таблице Преподаватели выберите поле <3арплата>; введите имя запроса Изменение зарплаты;
щелкните по ячейке Изменение структуры запроса; щелкните по кнопке <�Готово>;
в строке Условия отбора введите <1>500; откройте пункт меню Запрос и выберите Обновление;
в строке конструктора запроса Обновление в поле "Зарплата" введите:[Зарплата]* 1,1;
выполните запрос, подтвердив готовность на обновление данных;
закройте запрос, подтвердив его сохранение; откройте форму Преподаватели;
просмотрите изменение заработной платы у преподавателей, получающих меньше 500 р.;
закройте форму.
ЗАДАНИЕ 4. Создание сложных форм.
1. Разработайте сложную форму, в которой с названиями дисциплин была бы связана подчиненная форма Студенты и подчиненная форма Оценки студентов.Для создания сложной формы;
на вкладке Формы щелкните по кнопке <�Создать>;
-
выберите Мастер форм и, не выбирая таблицу или запрос, щелкните по кнопке <�ОК>;
в таблице Дисциплины выберите поле "Название дисциплины";
в таблице Студенты выберите поля "Код студента", "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Номер группы";
в таблице Оценки выберите поле "Оценки"; оставьте табличный вариант подчиненной формы и щелкните по кнопке <�Далее>;
выберите нужный вам стиль оформления формы и щелкните по кнопке <�Далее>;
введите название формы Дисциплины и оценки, щелкните по кнопке <�Готово> и просмотрите полученную форму.
2. Вставьте в форму диаграмму, графически отражающую оценки студентов.
Для того чтобы вставить в форму диаграмму оценок студентов по заданным дисциплинам, необходимо:
переключиться в режим конструктора; выполнить команду Вид, Панель элементов; на этой панели щелкнуть по кнопке <�Аа>;
создать прямоугольник для надписи - заголовка диаграммы. Для этого переведите курсор в левый верхний угол будущего прямоугольника, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, доведите до правого нижнего угла, затем отпустите кнопку; ввести надпись Диаграмма оценок;
-
выполнить команду Вставка, Диаграмма; на свободном месте формы растянуть прямоугольник для диаграммы (нажмите левую кнопку мыши в левом верхнем углу и, не отпуская ее, растяните прямоугольник до правого нижнего угла, затем отпустите кнопку);
выбрать таблицу Оценки и щелкнуть по кнопке <�Далее>; выбрать поля "Код студента" и "Оценки";
щелкнуть по кнопке <�Далее>; выбрать вид диаграммы Гистограмма (по умолчанию он и стоит) и щелкнуть по кнопке <�Далее>;
дважды щелкнуть по надписи Сумма_оценки, выбрать Отсутствует и щелкнуть по кнопке <�ОК>;
щелкнуть по кнопке <�Далее>;
вновь щелкнуть по кнопке <�Далее>, так как в строке Поля формы и в строке Поля диаграммы по умолчанию находится Код дисциплины (что нам и нужно);
ЗАДАНИЕ 5. Создание сложных отчетов.
1. Создайте запрос, на основе которого будет формироваться отчет. В запросе должны присутствовать: из таблицы Студенты - поля "Фамилия", "Имя", "Отчество" и "Номер группы", из таблицы Дисциплины - поле "Название дисциплины", из таблицы Оценки - поле "Оценки".
2. Создайте отчет по итогам сессии. В отчете оценки студентов должны быть сгруппированы по номерам групп и дисциплинам. Для каждого студента должна вычисляться средняя оценка в сессию, а для каждой группы - среднее значение оценок по всем предметам.
3. Создать простые отчёты произвольных форм. Пример – вывод студентов по группам, печать справок для студентов, печать визитных карточек преподавателям, печать успеваемости и т.п.
ЗАДАНИЕ 6. Разработайте кнопочную форму-меню для работы с базами данных, в которой должны быть созданные вами формы и отчет.
Главная кнопочная форма — это стандартный прием организации интерфейса в приложениях, построенных с помощью Access. Суть этого приема более чем проста. Создается форма с кнопками для вызова других форм.
Для того, чтобы эта форма автоматически появлялась выберите команду Сервис Параметры запуска…. Появится диалоговое окно, в котором нужно задать соответствующие параметры и нажать кнопку ОК.</1>
|
|
|