Навигация по странице:
|
Лабораторная работа 5. Лабораторная работа 5 Техническое обслуживание системы питания двигателя
Лабораторная работа № 5 Техническое обслуживание системы питания двигателя
Цель. Научиться проверять герметичность системы питания двигателя воздухом и топливом, обслуживать воздушный фильтр, промывать фильтр грубой очистки и заменять фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.
Последовательность выполнения. Очистка элемента второй ступени и промывка первой ступени воздушного фильтра
При сезонном обслуживании проверьте первую ступень воздушного фильтра, для чего: отсоедините от патрубка отсоса пыли 7 (рис. 1) трассу отсоса пыли, затем воздухопро- воды 5 и 6 от корпуса 1 фильтра; снимите крышку 4, отверните гайку-барашек 3, выньте бумажный фильтрующий элемент 2, снимите корпус воздушного фильтра 1; промойте бензином, дизельным топливом или горячей водой корпус с инерционной ре шеткой. Продуйте его сжатым воздухом и тщательно просушите; при сборке фильтра прокладки, имеющие надрывы, замените, качество уплотнения проконтролируйте по наличию сплошного отпечатка на прокладке. Вторую ступень воздушного фильтра (бумажный фильтрующий элемент) очищают по показанию индикатора засоренности воздушного фильтра. Ориентировочный срок службы элемента 1000 часов или 50000 км пробега. При наличии на картоне пыли без копоти или сажи (элемент серый) продуйте его сухим сжатым воздухом (давление воздуха должно быть не более 2—3 кгс/см2). При наличии на картоне пыли, копоти, масла, топлива промойте элемент в теплой (40— 50 ° С) воде с добавлением моющего средства ОП-7 или ОП-10, или порошков «Лотос», «Новость», погрузив в раствор на полчаса с последующим интенсивным вращением (полосканием) в течение 10—15 мин. Затем промойте элемент в чистой воде и хорошо просушите. При наличии механических повреждений, разрывов картона, отслаивания крышек и кожухов элемент замените. Соберите фильтр в обратной последовательности.
Проверка герметичности системы питания воздухом
Проверять герметичность соединений и воздухопроводов от воздушного фильтра к дви- гателю (тракт чистого воздуха) следует наружным осмотром с необходимой подтяжкой хомутов шланговых соединений. Для проверки герметичности соединений и воздухо- проводов от воздушного фильтра к двигателю (по чистому воздуху) необходимо: снять крышку 4 (рис. 1) воздушного фильтра, отвернуть гайку-барашек 3, вынуть бумажный фильтрующий элемент 2; установить на место фильтрующего элемента аналогичный по размерам цилиндр с ре- зиновыми прокладками по торцами и подводящим штуцером и закрепить его в фильтре; подать в тракт чистого воздуха через подводящий штуцер цилиндра под давлением не более 0,5 кгс/см2 окрашенный инертный газ или дым от любого тлеющего материала и выдержать в течение 3 мин. Места неплотностей тракта определяются по выходящему газу или дыму. Негерметичность по сварным швам трубопроводов устраняется пайкой твердым припоем, некруглость посадочных поверхностей на трубопроводах под рези- новые шланги – поправкой и зачисткой; резиновые шланги и прокладки с трещинами необходимо заменить. Допускается уплотнять места соединений трубопроводов со шлангами с использованием герметизирующих паст и белил. Надежно затянуть хомуты шланговых соединений. Установить фильтрующий эле- мент в в фильтр и закрепить его. Установить крышку 4 на корпус фильтра и затя- нуть ее.
Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива и промывка фильтра
Слейте топливо из фильтра, ослабив сливную пробку 6 (рис. 2). Выверните болты 1 крепления колпака к корпусу фильтра и снимите колпак 5 вместе с фланцем. Выверните фильтрующий элемент из корпуса 2. Промойте сетку 4 фильтрующего элемента и полость колпака 5 бензином или дизельным топливом, используя ванну и кисть, продуйте сжатым воздухом. Наденьте на фильтрующий элемент уплотни- тельную шайбу, распределитель 3 и вверните фильтрующий элемент в корпус. Установите колпак фильтра и закрепите его болтами. Подтяните сливную пробку 6 и убедитесь в герметичности фильтра при работающем двигателе. Подтекание то- плива или подсос воздуха устраните подтягиванием болтов крепления колпака и корпуса.
Проверка герметичности системы питания двигателя топливом
Для проверки герметичности системы питания дизелей следует пользоваться спе- циальным прибором. Перед началом проверки прибор испытывается на герметич- ность. Для этого надо закрыть двухходовой кран, заполнить бак прибора топливом (5–6 л), затем закрыть кран сброса давления и насосом создать давление в баке прибора примерно 3 кг/см2 . В течение 1 мин манометр не должен показывать за- метного падения давления. Проверка герметичности системы питания двигателя осуществляется следующим образом: отсоедините отводящий (сливной) топливопровод от топливного бака и вставьте в него заглушку; отсоедините подводящий (всасывающий) топливопровод от топливного бака и при помощи сменного штуцера соедините его со шлангом прибора; поверните двухходовой кран прибора так, чтобы бак прибора сообщался с системой питания двигателя через подводящий (всасывающий) трубопровод. Если обнаружена неплотность в соединениях (подтекание топлива или пузырьки воздуха), следует закрыть двухходовый кран прибора, устранить неисправность и вновь проверить герметичность системы: отсоединить от топливопровода прибор, присоединить топливопроводы к топливному баку, пустить двигатель и проверить его работу
Лабораторная работа № 5 (продолжение) Техническое обслуживание системы питания двигателя
Цель. Научиться проверять и регулировать привод управления подачей топлива, проверять уровень масла в муфте опережения впрыска топлива, обнаруживать и устранять неисправности в системе питания.
Последовательность выполнения Проверка и регулировка привода управления подачей топлива
Педаль 1 (рис. 2) подачи топлива должна двигаться плавно и без заеданий. При полном нажатии на нее она должна упираться в болт 2 ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, а при свободном ее положении рычаг 8 регуля- тора должен упираться в болт 10 ограничения минимальной частоты вращения колен- чатого вала. Если эти условия не выполняются, то следует отрегулировать привод, для чего: со- вместите отверстие нижнего конца переднего рычага 5 с осью вращения кабины 6, на- жав его по ходу автомобиля до упора в кронштейн 4, и отрегулируйте длину промежу- точной тяги 7 так, чтобы рычаг 8 регулятора упирался в болт ограничения минималь- ной частоты вращения 10. Соедините тягой 3 верхний конец переднего рычага 5 с пе- далью подачи топлива 1, выдержав угол между ней и подпятником 130°; нажмите пе- даль так, чтобы рычаг регулятора упирался в болт 9 ограничения максималь ной часто- ты вращения, подведите болт ограничения хода педали до соприкосновения с педалью и законтрите гайкой.
Проверка уровня масла в муфте опережения впрыска топлива и его дозаправка
Муфта опережения впрыска топлива смазывается маслом, применяемым для двигателя. Для проверки уровня масла в муфте необходимо вывернуть пробку 1 (рис. 3) в нижней части ее корпуса. Если масло вытекает из открытого отверстия, значит, уровень достаточен. Если не вы- текает, то выверните аналогичную пробку в верхней част и корпуса муфты и долейте масло до появления его из нижнего отверстия и заверните обе пробки.
Характерные неисправности системы питания и их устранение
Если двигатель не пускается, то прежде всего проверьте, есть ли топливо в баке 1 (рис. 1). Затем убедитесь в отсутствии подсоса воздуха в системе. Подсос воздуха мож- но обнаружить по выделению пены или подтеканию топлива в местах соединения топ- ливопроводов 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14 тройниках 15, 16 и форсунках 7. Для устранения подтекания топлива и подсоса воздуха подтяните резьбовые соедине- ния или при необходимости замените неисправные трубопроводы или прокладки. Для удаления воздуха из топливной системы необходимо прокачать систему питания с помощью ручного топливоподкачивающего насоса 6 (рис. 1). Прокачка осуществляется движением рукоятки со штоком и поршнем вверх —вниз. После прокачки рукоятка должна быть плотно навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра Если в системе питания подсоса воздуха нет, необходимо убедиться исправности топ- ливоподкачивающего насоса. Для проверки работы насоса отсоедините топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки и проверните коленчатый вал двигате- ля стартером. При исправном насосе топливо будет струей выходить из топливопрово да. При отсутствии струи неисправен подкачивающий насос или засорены топли- вопроводы, идущие к топливному баку, фильтрующий элемент фильтра грубой очистки 2 или топливозаборник. Наиболее вероятные неисправности топливоподкачивающего насоса: поломка пружины или зависание поршня, попадание грязи между седлом и клапаном. Для устранения неисправностей необходимо разобрать насос. Затем проверьте, не засорились ли фильтрующие элементы фильтров 2 грубой и 13 тонкой очистки. О засорении фильтрующих элементов топливных фильтров можно судить по снижению давления топлива в магистрали на входе в насос вы- сокого давления. Нормальное давление топлива должно быть в пределах 0,5—1,0 кгс/см2 при 2300 об/мин кулачкового вала насоса. Определять давление топлива можно с помощью контрольного манометра, подсоединенного к штуцеру отбора топлива к топливному насосу высокого давления (ТНВД). При давлении ниже ука- занного проверьте топливные фильтры, при необходимости очистите или замените фильтрующие элементы. Если после проверок двигатель по-прежнему не пускается, то вероятнее всего не- исправен насос высокого давления 8 или неправильно установлен угол опереже- ния впрыска топлива. Неисправный ТНВД снять и отправить в мастерскую для ремонта, угол опережения — отрегулировать. В зимнее время возможны замерзание воды в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника, повышение вязкости масла, в результате чего затрудняется пере- мещение рейки топливного насоса высокого давления. В этом случае нужно попытаться осторожно прогреть топливопроводы, фильтры, топливный бак, топливный насос высокого давления с помощью ветоши, смочен- ной в горячей воде; пользоваться открытым пламенем для прогрева воспрещает- ся! При низких температурах возможно загустевание топлива в системе. Для устране- ния этой неисправности надо заменить топливо на соответствующее сезону, и прокачать систему питания.
|
|
|