Навигация по странице:
|
Лекция Дидактика в структуре педагогического знания(4 часа)
Лекция 1. Дидактика в структуре педагогического знания(4 часа)
План:
-
Обучение как ведущая категория дидактики
Дидактика в структуре педагогики как гуманитарной отрасли научного знания
2.
Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Познавательная деятельность и ее результаты содержат в себе и субъективное и объективное знание.
Познание – активная деятельность человека, направленная на приобретение знаний.
Традиционно выделяют три формы познания:
1) рациональное
2) чувственное (художественные образы, эмоции)
3) аксиоматическое (верования)
Тогда, когда предметом познания выступает человек, а окружающий мир (включая первую и вторую природу) познается с позиций присутствия в нем человека, значения для человека, речь идет о гуманитарном знании.
В гуманитарных отраслях знания соединяются рациональное, чувственное и аксиоматическое знание. Этим гуманитарное знание отличается от науки как своей части, построенной на рациональном познании мира.
Педагогика есть отрасль знаний о человеке, отрасль гуманитарного знания
Педагогика вбирает в себя
(1) рациональные сведения (научные),
(2) чувственный педагогический опыт (педагогическое мастерство, народная педагогика),
(3) педагогическую аксиоматику (утверждения, принимаемые на веру).
Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Непосредственными целями науки выступают описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности в русле открываемых наукой законов.
Наука изучает законы и закономерности как устойчивые, повторяющиеся связи, которыми изобилует мир.
Деятельность в сфере науки – научное исследование – особая форма процесса познания, систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Отличительные особенности гуманитарных наук
в гуманитарной науке много разных субъектов познания, выражающих те или иные культурные традиции и позиции. Следствием является множественность точек зрения на один и тот же материал, множество разных интерпретаций текстов и фактов, представленных в культуре;
-
особенность законов в сфере гуманитарного знания заключается в том, что «социальные законы» задают не вечные условия и отношения, а лишь гипотетические (умозрительные) схемы, в которых специалист прорабатывает и конструирует интересующее его явление;
в гуманитарных отраслях научного знания ограничено применяются количественные (статистические) методы исследования. Предпочтение отдается методам, построенным на понимании и интерпретации. Важную роль играют единичные факты.
Педагогика – относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения
|
Дидактика – один из разделов педагогики
Дидактика – общая теория обучения, раскрывающая содержание, законы, закономерности, принципы, формы, методы и технологии обучения, способы диагностики образовательных результатов, а также пути и методы развития и совершенствования учебного процесса (В.И. Загвязинский)
|
Объект науки – изучаемая часть реальности
|
Объект педагогики как науки – педагогические факты (явления), те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества
|
Объект дидактики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества по научно обоснованному руководству его познанием
|
Предмет науки – тот аспект, который непосредственно изучается в данном объекте
|
Предмет педагогики как науки – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
|
Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения
|
Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль
|
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
- объяснительном или описательном – изучение передового и новаторского опыта, объяснение педагогических событий и явлений
- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих
- прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция реализуется на трех уровнях:
- проективном – разработка соответствующих методических материалов (учебники, учебные планы и т.п.), воплощающих в себя теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер
- преобразовательном – внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции
- рефлексивном или корректировочном – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности
|
Совместное проектирование определений
|
Задачи педагогики как науки
Вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
Закономерность – объективные, всеобщие, повторяющиеся связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами.
Форма описания – преимущественно словесная. Учитываются и случайные связи. Педагогический процесс подвержен случайностям, зависим от отношений, самочувствия сторон.
Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания (инноватика)
Прогнозирование образования
Внедрение результатов исследований в практику
|
1) Можно идти через конкретизацию этих задач.
2) Можно детализировать: для чего учить? (цели обучения); кого учить (особенности субъектов обучения); какие стратегии обучения наиболее эффективны (базовые принципы, модели, концепции, установки); чему учить (содержание образования); как учить (методы обучения); как организовать обучение (формы организации обучения); какие необходимы средства обучения; что достигается в результате обучения; как проконтролировать и оценить результаты обучения
3) Задачи дидактики:
- исследование сущности, закономерностей и принципов обучения в связи с образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;
- проектирование содержание образования, образовательных стандартов;
- разработка новых обучающих систем, образовательных технологий, форм, методов и приемов обучения;
- конструирование систем диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
- предсказание и прогнозирование результатов обучения на основе разных концепций образования
|
|
|
|