Главная страница
Навигация по странице:

Лекция Дидактика в структуре педагогического знания(4 часа)



Скачать 25.56 Kb.
Название Лекция Дидактика в структуре педагогического знания(4 часа)
Анкор Lektsia_1__okonchanie (1).docx
Дата 18.12.2017
Размер 25.56 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Lektsia_1__okonchanie (1).docx
Тип Лекция
#12925

Лекция 1. Дидактика в структуре педагогического знания(4 часа)

План:

  1. Обучение как ведущая категория дидактики

  2. Дидактика в структуре педагогики как гуманитарной отрасли научного знания


2.

Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Познавательная деятельность и ее результаты содержат в себе и субъективное и объективное знание.

Познание – активная деятельность человека, направленная на приобретение знаний.

Традиционно выделяют три формы познания:

1) рациональное

2) чувственное (художественные образы, эмоции)

3) аксиоматическое (верования)

Тогда, когда предметом познания выступает человек, а окружающий мир (включая первую и вторую природу) познается с позиций присутствия в нем человека, значения для человека, речь идет о гуманитарном знании.

В гуманитарных отраслях знания соединяются рациональное, чувственное и аксиоматическое знание. Этим гуманитарное знание отличается от науки как своей части, построенной на рациональном познании мира.

Педагогика есть отрасль знаний о человеке, отрасль гуманитарного знания

Педагогика вбирает в себя

(1) рациональные сведения (научные),

(2) чувственный педагогический опыт (педагогическое мастерство, народная педагогика),

(3) педагогическую аксиоматику (утверждения, принимаемые на веру).

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Непосредственными целями науки выступают описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности в русле открываемых наукой законов.

Наука изучает законы и закономерности как устойчивые, повторяющиеся связи, которыми изобилует мир.

Деятельность в сфере науки – научное исследование – особая форма процесса познания, систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Отличительные особенности гуманитарных наук

  1. в гуманитарной науке много разных субъектов познания, выражающих те или иные культурные традиции и позиции. Следствием является множественность точек зрения на один и тот же материал, множество разных интерпретаций текстов и фактов, представленных в культуре;

  2. особенность  законов в сфере гуманитарного знания заключается в том, что «социальные законы» задают не вечные условия и отношения, а лишь гипотетические (умозрительные) схемы, в которых специалист прорабатывает и конструирует интересующее его явление;

  3. в гуманитарных отраслях научного знания ограничено применяются количественные (статистические) методы исследования. Предпочтение отдается методам, построенным на понимании и интерпретации. Важную роль играют единичные факты.


Педагогика – относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения

Дидактика – один из разделов педагогики

Дидактика – общая теория обучения, раскрывающая содержание, законы, закономерности, принципы, формы, методы и технологии обучения, способы диагностики образовательных результатов, а также пути и методы развития и совершенствования учебного процесса (В.И. Загвязинский)

Объект науки – изучаемая часть реальности

Объект педагогики как науки – педагогические факты (явления), те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества

Объект дидактики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества по научно обоснованному руководству его познанием

Предмет науки – тот аспект, который непосредственно изучается в данном объекте

Предмет педагогики как науки – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения

Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- объяснительном или описательномизучение передового и новаторского опыта, объяснение педагогических событий и явлений

- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих

- прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция реализуется на трех уровнях:

- проективном – разработка соответствующих методических материалов (учебники, учебные планы и т.п.), воплощающих в себя теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер

- преобразовательном – внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции

- рефлексивном или корректировочном – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности

Совместное проектирование определений

Задачи педагогики как науки

  1. Вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

Закономерность – объективные, всеобщие, повторяющиеся связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами.

Форма описания – преимущественно словесная. Учитываются и случайные связи. Педагогический процесс подвержен случайностям, зависим от отношений, самочувствия сторон.

  1. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания (инноватика)

  2. Прогнозирование образования

  3. Внедрение результатов исследований в практику




1) Можно идти через конкретизацию этих задач.

2) Можно детализировать: для чего учить? (цели обучения); кого учить (особенности субъектов обучения); какие стратегии обучения наиболее эффективны (базовые принципы, модели, концепции, установки); чему учить (содержание образования); как учить (методы обучения); как организовать обучение (формы организации обучения); какие необходимы средства обучения; что достигается в результате обучения; как проконтролировать и оценить результаты обучения

3) Задачи дидактики:

- исследование сущности, закономерностей и принципов обучения в связи с образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;

- проектирование содержание образования, образовательных стандартов;

- разработка новых обучающих систем, образовательных технологий, форм, методов и приемов обучения;

- конструирование систем диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;

- предсказание и прогнозирование результатов обучения на основе разных концепций образования



написать администратору сайта