Навигация по странице:
|
Поволжье. Машиностроительный комплекс
Машиностроительный комплекс, на который приходится треть производимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов» грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пассажирских и сухогрузяых судов, танкеров.
Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на производстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).
Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% легковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все необходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.
Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает около 600 тыс. автомобилей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобильной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации.
В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки). Волжский завод резинотехнических изделий (прокладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
КамАЗ — крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 8 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости грузоподъемностью 0,8т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская область) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове — завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.
Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение. Крупнейший центр судостроения и судоремонта— г. Астрахань.
Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности — важных отраслей хозяйственного комплекса района — машинами и оборудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение.
Выделяется Поволжье также производством подшипников (Самара, Волжский), станков (Самара, Ульяновск), электротехнических изделий (Самара, Казань), вычислительной техники (Казань), приборов (Пенза).
Металлургия Поволжья не удовлетворяет потребности его машиностроения в черных металлах. Оно получает их из других районов страны. Единственный в районе передельный завод «Красный Октябрь» в Волгограде — крупный производитель высококачественного металла. В г. Волжском построен трубный завод, выпускающий электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности. Два предприятия района выпускают цветные металлы для отрасли: Волгоградский алюминиевый завод — самое крупное предприятие этого профиля на европейской территории страны и Самарский металлургический завод, специализированный на производстве легких сплавов и изделий из них.
Старейшей отраслью является промышленность строительных материалов. Ее развитию в Поволжье способствуют богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Выделяется производство цемента в городах Вольске, Новоульяновске, Михайловке, Жигулевске, а также бетонных и железобетонных изделий, асбестоцементных труб, шифера, толя, рубероида, силикатного кирпича. Осуществляемое на протяжении нескольких десятилетий строительство гидроэлектростанций, крупных промышленных комплексов обусловило создание в районе мощной строительной индустрии.
Положение близ Волги — важной лесосплавной магистрали — привело к появлению в Поволжье деревообрабатывающей промышленности, лесопиления, производства фанеры, мебели.
В легкой промышленности важное место занимает текстильная, представленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей. Старейшее в районе шерстяное производство возникло еще до революции. Его центры находятся в Ульяновской и Пензенской областях (Барыш, Языкове, Сурск и др.). Крупный Камышинский хлопчатобумажный комбинат в Волгоградской обл. обеспечивает потребности района в своей продукции. Синтетические ткани из капрона выпускают в г. Балашове (Саратовская обл.,).
С начала 90-х годов XX в. промышленность всех субъектов РФ в районе переживает резкий спад производства, объясняемый изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, слабыми темпами проведения экономических реформ. Сказывается отсутствие и государственной, и региональной политики развития района. Проведению региональной политики должно способствовать создание ассоциации «Большая Волга», которая включает Волго-Вятский и Поволжский районы. Основная ее задача — объединение финансовых, промышленных, сырьевых ресурсов в рамках единого экономического пространства. Предусматривается проведение единой экономической политики структурных преобразований, крупных финансовых и коммерческих операций, совместного промышленного строительства, реализации крупных научно-технических проектов.
Динамичное развитие промышленности невозможно без формирования банковско-финансовой инфраструктуры— финансово-промышленных групп, корпораций, консорциумов, транснациональных компаний. Такую инфраструктуру уже начали создавать. Одна из первых финансово-промышленных групп в районе — АО «Волжский оргсинтез», ставший соучредителем трех банков и владельцем крупных пакетов акций некоторых предприятий и фирм городов Волгограда и Волжского.
Агропромышленный комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью межрайонного значения. Район издавна был одним из важнейших земледельческих в стране. В настоящее время он занимает первое место в России по площади сельскохозяйственных угодий (18,7%). Из 25,5млн. га посевной площади примерно 18—19млн заняты зерновыми культурами. На район приходится 18,4% российского производства зерна. По этому показателю он уступает лишь Северо-Кавказскому. Особое место в зерновом хозяйстве занимает производство яровых высокобелковых и твердых сильных пшениц. Посевы озимой пшеницы расположены в основном на правобережье, в Саратовской и Волгоградской областях, где зима значительно мягче, чем в Заволжье.
Поволжье выделяется среди других районов и выращиванием крупяных культур. В хорошо увлажненных его частях выращивают гречиху, а в более засушливых — просо. В Астраханской области выращивают рис.
Технические культуры занимают существенно меньшие посевные площади. Преобладают в их посевах масличные: подсолнечник, горчица. Подсолнечника особенно много в Саратовской области. Горчицу выращивают в Волгоградской и Саратовской областях. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в стране.
Из других культур стоит отметить коноплю (Пензенская и Ульяновская области), лен-долгунец (Татарстан, Ульяновская область), кориандр и мак (Самарская и Саратовская области).
Отрасли специализации сельского хозяйства Поволжья — овощеводство и бахчеводство. Основной ареал их выращивания — Волго-Ахтубинская долина Астраханской области. Широко известны астраханские помидоры и высокосахаристые арбузы.
Развито животноводство молочно-мясного и мясошерстного направления. Район дает 14,1% общероссийского производства мяса и 13,7% молока.
В полупустынной зоне развито овцеводство. В Калмыкии большое значение имеют коневодство и производство кумыса.
Важнейшая проблема развития Сельского хозяйства района — необходимость проведения работ по орошению земель, обводнению пастбищ. Острозасушливая зона Поволжья охватывает территорий Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Республики Калмыкии. Периодически повторяющиеся здесь засухи резко снижают урожайность зерновых (в Саратовской области, например, с 25 до 5 ц/га), особенно (в 10—15 раз н более) в левобережных районах зоны сухих степей.
В районе действует несколько оросительных систем: Саратовский оросительно-обводнительный канал, Палласовский оросительный канал, Тажинская, Тольяттинская и Приволжская оросительные системы. Основным принципом ирригационного строительства становится создание не отдельных каналов, орошающих сравнительно небольшие площади, а крупных инженерных систем регулярного действия и закрытого типа. На территории района можно выделить три основные зоны орошения: Поволжскую возвышенность, Заволжские сырты и Прикаспийскую низменность. В Волго-Ахтубинской пойме, где удачно сочетаются жаркий климат, большие площади плодородных земель, обилие воды для орошения, хорошо произрастают бахчевые культуры, капуста, лук, баклажаны, кабачки, особенно помидоры и арбузы.
Важная часть агропромышленного комплекса — пищевая промышленность. Условия для ее развития исключительно благоприятны: обеспеченность сельскохозяйственным сырьем, значительные производственные мощности, потребности населения Поволжья и других районов страны.
Кроме обычных для любого экономического района отраслей, обеспечивающих местное население продуктами питания (мясом, маслом, молоком, хлебом), пищевая промышленность Поволжья имеет несколько производств общероссийского значения. Старейшая отрасль его пищевой индустрии — мукомольная — развита в Саратовской, Самарской и Ульяновской областях. Район самый крупный в России по вывозу муки. Переработкой соли выделяются предприятия Волгограда и Волгоградской области. В Астраханской области сконцентрированы рыбные заводы, выпускающие различную продукцию, особенно из осетровых рыб.
В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.
Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление — важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва — Казань — Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.
По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы — зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.
Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.
В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направлялась во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск — Нижний Новгород — Ярославль — Москва — Рязань; Самара — Новороссийск; Альметьевск — Самара — Брянск — Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).
|
|
|