Главная страница
Навигация по странице:

экономика сокр. экзамен. менеджмент чаще всего используется как идентичные понятию управление



Скачать 106.2 Kb.
Название менеджмент чаще всего используется как идентичные понятию управление
Анкор экономика сокр. экзамен.docx
Дата 24.04.2017
Размер 106.2 Kb.
Формат файла docx
Имя файла экономика сокр. экзамен.docx
Тип Документы
#1976
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

  1. Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.

В настоящее время термин «менеджмент» чаще всего используется как идентичные понятию «управление».

Современная система взглядов на управление библиотекой сложилась под воздействием объективных изменений в системе управления государством, освоения зарубежного опыта. В последние годы управление библиотечным делом сформировалось в самостоятельную научную дисциплину, уточнены предмет и терминологическая база.

Определение, данное в терминологическом словаре по библиотечному делу, рассматривает управление библиотекой как деятельность, направленную на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

В процессе длительного пути развития теории управления, определение её исходных оснований, сложилось понимание того, что термин «менеджмент» следует применять, главным образом, для описания процессов управления организацией.

С течением времени менеджмент как особый вид профессиональной деятельности усложнился и дифференцировался. В зависимости от того, что становиться предметом его особого внимания, менеджмент определяется как инновационный, финансовый, информационный, библиотечный, менеджмент персонала, качества и др.

Среди важнейших функций специалисты в области библиотечного менеджмента выделяют такие, как планирование, организация, регулирование, координация, контроль, учет и отчетность, стимулирование и принятие решений.

Библиотечный менеджмент – это профессиональная область деятельности, связанная с постановкой целей и разработкой эффективных способов ее достижения в постоянно изменяющихся условиях внешней среды библиотечно-информационного учреждения.

В основе библиотечного менеджмента лежат три подхода, разработанные в теории управления:

  1. Процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

  2. Системный подход, при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: персонал, организационная структура, задачи и технологии.

  3. Ситуационный подход, концентрирующийся на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, то есть конкретным набором обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данный момент. Поэтому не существует единого «лучшего» способа управления, эффект чаще приносит нестандартное решение Ситуативный подход ныне признан наиболее современным и значимым для управления, поскольку имеет интегрирующий характер, увязывая к другие подходы в единую концепцию.

Основополагающими понятиями менеджмента являются «управляемая система» (объект управления) и «управляющая система» (субъект управления), которые взаимодействуют друг с другом, составляя единый механизм.

Организация – одна из основных функций в процессе управления библиотекой, обеспечивающая как создание системы, так и её дальнейшее совершенствование и упорядочение. Организация как функция управления представляет собой деятельность руководства библиотеки, направленную на организацию её работы, для успешного достижение целей и реализации планов.

Каждая организация создает собственную структуру, поддерживающую её целостность, интеграцию и объединение всех звеньев в единую систему. Так как периодические планы и стратегия организации меняются, то и структура требует адекватных изменений.

Организационная структура управления (ОСУ)– это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных элементов (управленческих подразделений, сотрудников.

К группе иерархических структур относится несколько видов: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионная ОСУ.

Линейная ОСУ- характерна для небольших библиотек. Её отличает прямое подчинение: директор – заведующий отделом – заведующий сектором – библиотекари, т.е. каждое подразделение подчинено одному лицу. Этим исключается противоречивость, несогласованность указаний, двойное подчинение исполнителей и повышает их ответственность.

Линейно-функциональная ОСУ – это синтез линейного и функционального управления.

Функциональное управление возникает на основе разделения труда Но в основе функциональных звеньев вместе с тем лежит линейное. Оно повышает качество, оперативность и эффективность управления в целом. Недостаток: нарушение принципа единоначалия, замедление передачи информации, трудность принятия и согласования решений между разными управленческими звеньями.

Линейно-штабная структура - характеризуется созданием особых координационных звеньев – советов, комиссий, получающих право воздействовать на все подразделения библиотеки и функциональных руководителей. Он может быть как постоянным органом управления, так и создаваемым временно для решения вопросов неординарной проблематики.

Дивизиональная структура – характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением, то есть существует головная организация (центр) и ее отделения, которые территориально удалены от центра. По этому принципу построены отечественные ЦБС, поскольку системы предоставлена определенная самостоятельность в осуществлении производственной деятельности, связанной с обслуживанием читателей.

ЦБ является административным и методическим центром для библиотек, отвечающих за состояние библиотечного обслуживания в собственном микрорайоне. Администрация ЦБС оставляет за собой право контроля по общесистемным вопросам, стратегии развития, научно-методической работы, обработки документов, оказание платных услуг и т.д.
В библиотеках сложились следующие виды органических структур: программно-целевые, проектные и матричные.

Для выполнения функций управления в библиотеке создается аппарат управления.

Библиотека не может существовать без руководителей, они:

  • обеспечивают выполнение библиотекой ее основного предназначения;

  • разрабатывают стратегию поведения в изменяющемся окружении;

  • являются основным информационным звеном связи с окружением;

  • официально представляют библиотеку;

  • несут формальную ответственность за результаты деятельности библиотеки и т. д.

Руководители являются ключевыми фигурами в библиотеке, однако не все они играют одинаковую роль и занимают в ней одинаковые позиции. Задачи, решаемые различными руководителями, также не одинаковы, а выполняемые ими функции не идентичны. Это связано с тем, что в любой библиотеке существует иерархия и выполняются различные виды управленческой деятельности.

В структуру аппарата управления библиотеки входят: директор, его заместители, заведующие отделами, группами, филиалами, старшие библиотекари (библиографы). В зависимости от характера участия в организации работы аппарат управления подразделяются на две категории.

К первой категории относиться аппарат линейного управления, которое осуществляет общее руководство библиотекой, отделом, сектором и наделяется необходимыми правами единоначалия и распорядительства.

Ко второй категории относиться аппарат функционального управления, который призван обеспечивать реализацию функций управления, то есть способствовать деятельности линейного аппарата путем переработки разнообразной информации и подготовки необходимых решений в рамках его компетенции. К нему следует отнести заместителей директора библиотеки, методистов, бухгалтеров, а также зав. Отделами, которые осуществляющие единоличное руководство отдельными структурными подразделениями.


  1. Система государственного управления библиотечным делом.

Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.

В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.

Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы:

– сеть библиотек;

– комплектование библиотечных фондов;

– организация библиотечного обслуживания;

– научное обеспечение деятельности библиотек;

– методическое обеспечение деятельности библиотек;

– подготовка и переподготовка кадров;

– управление библиотечным делом.

Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.

Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы:

• федеральные библиотеки;

• библиотеки субъектов Российской Федерации;

• библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

• библиотеки общественных объединений;

• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;

• частные библиотеки.

Система управления библиотечным делом (БД)

БД играет важную роль в жизни нашего общества. В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой.

Подсистема управления библиотечным делом включает:

- федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;

- региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;

- муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;

- администрации библиотек;

- общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные

библиотечные ассоциации общества.

Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела, С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный,ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции.

Функции федерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного взаимодействия библиотек, Т.е. создание единой библиотечной системы в стране. 

Второй уровень ведомственный.Цель этого уровня управления - обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны.

Третий уровень - территориальный. Его главные функции:

1. Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.

2. Обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.

З. Организация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.

На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека. 

В сфере библиотечной деятельности большое значение имеет обоснованность управленческих решений. Знание и умелое использование законодательных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, позволяет в полном объеме задействовать возможности библиотек по удовлетворению запросов пользователей, определять оптимальные формы взаимодействия с читателями, партнерами, органами власти, обосновывать новые формы инновационной деятельности. Совокупность регулирующих правовых актов в области библиотечного дела выделено в качестве самостоятельного раздела информационного права под названием «библиотечное право».
     Источниками библиотечного права являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, указы президента и постановления правительства, муниципальные и ведомственно-отраслевые нормативные материалы, внутрибиблиотечная организационно-правовая документация. 
     Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Обобязательном экземпляре документов», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеют «Положениео Министерстве культуры Российской Федерации» и другие подзаконные акты, подписанные председателем правительства РФ и министром культуры РФ. Наряду с федеральными законами в области библиотечного дела действуют и законы субъектов РФ.
В ходе муниципальных реформ в период с 2003-2008 гг. осуществлялась законодательно обусловленная передача управленческих, имущественных, и финансовых обязательств по содержанию библиотек сельским и городским поселениям, муниципальным районам или городским округам. В процессе реорганизации выяснилось, что большинство российских библиотек являются публичными (массовыми). В рамках совершенствования административной системы меняются правовой статус библиотек, их организационные формы, содержание деятельности. В связи с этим основная задача библиотек – сохранить достигнутые результаты и обеспечить полноценное обслуживание населения.  

 

  1. Общественное управление библиотечным делом.

Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (аббревиатура рус. ИФЛА; англ. InternationalFederationofLibraryAssociations — аббревиатура англ. IFLA) — неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.

Целью создания ИФЛА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.

ИФЛА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживает сотрудничество с международными объединениями и организациями.

ИФЛА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов в Гааге.

Основные цели IFLA - поддержка высокого уровня обеспечения и доставки библиотечно-информационного обслуживания; содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частном, государственном и общественном секторах; представление интересов своих членов во всем мире.

Раз в год проходят, так называемые, среднесрочные встречи членов Постоянных комитетов IFLA, и один раз в год - Генеральная конференция, которая проводится в разных частях света. 
С 2003 г. Генеральные конференции IFLA приобрели статус Всемирного конгресса.

В рамках Генеральной конференции традиционно проходят форумы ЮНЕСКО, а также Выставка издательской продукции, технологий и оборудования для библиотек.

Одно из направлений деятельности IFLA - принятие декларативных или рекомендательных нормообразующих документов, которые являются консолидирующей базой для международного библиотечного сообщества.

Библиотечная Ассамблея Евразии, БАЕ (англ. LibraryAssemblyofEurasia, LAE) — некоммерческое партнерство, объединяющее ведущие библиотеки стран СНГ. Штаб-квартира БАЕ расположена в Москве, в Российской государственной библиотеке. Главная цель БАЕ — культурное и информационно-библиотечное взаимодействие на постсоветском пространстве.

Библиотечная Ассамблея Евразии была основана 27 ноября 1992 года по инициативе руководителей национальных библиотек постсоветского пространства, президентами библиотечных ассоциаций и объединений. Среди учредителей были также общества книголюбов, издательские организации стран бывшего СССР и др
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта