Навигация по странице:
|
экономика сокр. экзамен. менеджмент чаще всего используется как идентичные понятию управление
Библиотечный менеджмент: основные понятия и категории.
В настоящее время термин «менеджмент» чаще всего используется как идентичные понятию «управление».
Современная система взглядов на управление библиотекой сложилась под воздействием объективных изменений в системе управления государством, освоения зарубежного опыта. В последние годы управление библиотечным делом сформировалось в самостоятельную научную дисциплину, уточнены предмет и терминологическая база.
Определение, данное в терминологическом словаре по библиотечному делу, рассматривает управление библиотекой как деятельность, направленную на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
В процессе длительного пути развития теории управления, определение её исходных оснований, сложилось понимание того, что термин «менеджмент» следует применять, главным образом, для описания процессов управления организацией.
С течением времени менеджмент как особый вид профессиональной деятельности усложнился и дифференцировался. В зависимости от того, что становиться предметом его особого внимания, менеджмент определяется как инновационный, финансовый, информационный, библиотечный, менеджмент персонала, качества и др.
Среди важнейших функций специалисты в области библиотечного менеджмента выделяют такие, как планирование, организация, регулирование, координация, контроль, учет и отчетность, стимулирование и принятие решений.
Библиотечный менеджмент – это профессиональная область деятельности, связанная с постановкой целей и разработкой эффективных способов ее достижения в постоянно изменяющихся условиях внешней среды библиотечно-информационного учреждения.
В основе библиотечного менеджмента лежат три подхода, разработанные в теории управления:
Процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.
Системный подход, при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: персонал, организационная структура, задачи и технологии.
-
Ситуационный подход, концентрирующийся на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, то есть конкретным набором обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данный момент. Поэтому не существует единого «лучшего» способа управления, эффект чаще приносит нестандартное решение Ситуативный подход ныне признан наиболее современным и значимым для управления, поскольку имеет интегрирующий характер, увязывая к другие подходы в единую концепцию.
Основополагающими понятиями менеджмента являются «управляемая система» (объект управления) и «управляющая система» (субъект управления), которые взаимодействуют друг с другом, составляя единый механизм.
Организация – одна из основных функций в процессе управления библиотекой, обеспечивающая как создание системы, так и её дальнейшее совершенствование и упорядочение. Организация как функция управления представляет собой деятельность руководства библиотеки, направленную на организацию её работы, для успешного достижение целей и реализации планов.
Каждая организация создает собственную структуру, поддерживающую её целостность, интеграцию и объединение всех звеньев в единую систему. Так как периодические планы и стратегия организации меняются, то и структура требует адекватных изменений.
Организационная структура управления (ОСУ)– это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных элементов (управленческих подразделений, сотрудников.
К группе иерархических структур относится несколько видов: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионная ОСУ.
Линейная ОСУ- характерна для небольших библиотек. Её отличает прямое подчинение: директор – заведующий отделом – заведующий сектором – библиотекари, т.е. каждое подразделение подчинено одному лицу. Этим исключается противоречивость, несогласованность указаний, двойное подчинение исполнителей и повышает их ответственность.
Линейно-функциональная ОСУ – это синтез линейного и функционального управления.
Функциональное управление возникает на основе разделения труда Но в основе функциональных звеньев вместе с тем лежит линейное. Оно повышает качество, оперативность и эффективность управления в целом. Недостаток: нарушение принципа единоначалия, замедление передачи информации, трудность принятия и согласования решений между разными управленческими звеньями.
Линейно-штабная структура - характеризуется созданием особых координационных звеньев – советов, комиссий, получающих право воздействовать на все подразделения библиотеки и функциональных руководителей. Он может быть как постоянным органом управления, так и создаваемым временно для решения вопросов неординарной проблематики.
Дивизиональная структура – характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением, то есть существует головная организация (центр) и ее отделения, которые территориально удалены от центра. По этому принципу построены отечественные ЦБС, поскольку системы предоставлена определенная самостоятельность в осуществлении производственной деятельности, связанной с обслуживанием читателей.
ЦБ является административным и методическим центром для библиотек, отвечающих за состояние библиотечного обслуживания в собственном микрорайоне. Администрация ЦБС оставляет за собой право контроля по общесистемным вопросам, стратегии развития, научно-методической работы, обработки документов, оказание платных услуг и т.д.
В библиотеках сложились следующие виды органических структур: программно-целевые, проектные и матричные.
Для выполнения функций управления в библиотеке создается аппарат управления.
Библиотека не может существовать без руководителей, они:
обеспечивают выполнение библиотекой ее основного предназначения;
разрабатывают стратегию поведения в изменяющемся окружении;
являются основным информационным звеном связи с окружением;
официально представляют библиотеку;
несут формальную ответственность за результаты деятельности библиотеки и т. д.
Руководители являются ключевыми фигурами в библиотеке, однако не все они играют одинаковую роль и занимают в ней одинаковые позиции. Задачи, решаемые различными руководителями, также не одинаковы, а выполняемые ими функции не идентичны. Это связано с тем, что в любой библиотеке существует иерархия и выполняются различные виды управленческой деятельности.
В структуру аппарата управления библиотеки входят: директор, его заместители, заведующие отделами, группами, филиалами, старшие библиотекари (библиографы). В зависимости от характера участия в организации работы аппарат управления подразделяются на две категории.
К первой категории относиться аппарат линейного управления, которое осуществляет общее руководство библиотекой, отделом, сектором и наделяется необходимыми правами единоначалия и распорядительства.
Ко второй категории относиться аппарат функционального управления, который призван обеспечивать реализацию функций управления, то есть способствовать деятельности линейного аппарата путем переработки разнообразной информации и подготовки необходимых решений в рамках его компетенции. К нему следует отнести заместителей директора библиотеки, методистов, бухгалтеров, а также зав. Отделами, которые осуществляющие единоличное руководство отдельными структурными подразделениями.
Система государственного управления библиотечным делом.
Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.
В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.
Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы:
– сеть библиотек;
– комплектование библиотечных фондов;
– организация библиотечного обслуживания;
– научное обеспечение деятельности библиотек;
– методическое обеспечение деятельности библиотек;
– подготовка и переподготовка кадров;
– управление библиотечным делом.
Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.
Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы:
• федеральные библиотеки;
• библиотеки субъектов Российской Федерации;
• библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
• библиотеки общественных объединений;
• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;
• частные библиотеки.
Система управления библиотечным делом (БД)
БД играет важную роль в жизни нашего общества. В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой.
Подсистема управления библиотечным делом включает:
- федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;
- региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;
- муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;
- администрации библиотек;
- общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные
библиотечные ассоциации общества.
Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела, С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный,ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции.
Функции федерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного взаимодействия библиотек, Т.е. создание единой библиотечной системы в стране.
Второй уровень ведомственный.Цель этого уровня управления - обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны.
Третий уровень - территориальный. Его главные функции:
1. Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.
2. Обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.
З. Организация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.
На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека.
В сфере библиотечной деятельности большое значение имеет обоснованность управленческих решений. Знание и умелое использование законодательных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, позволяет в полном объеме задействовать возможности библиотек по удовлетворению запросов пользователей, определять оптимальные формы взаимодействия с читателями, партнерами, органами власти, обосновывать новые формы инновационной деятельности. Совокупность регулирующих правовых актов в области библиотечного дела выделено в качестве самостоятельного раздела информационного права под названием «библиотечное право».
Источниками библиотечного права являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, указы президента и постановления правительства, муниципальные и ведомственно-отраслевые нормативные материалы, внутрибиблиотечная организационно-правовая документация.
Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Обобязательном экземпляре документов», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеют «Положениео Министерстве культуры Российской Федерации» и другие подзаконные акты, подписанные председателем правительства РФ и министром культуры РФ. Наряду с федеральными законами в области библиотечного дела действуют и законы субъектов РФ.
В ходе муниципальных реформ в период с 2003-2008 гг. осуществлялась законодательно обусловленная передача управленческих, имущественных, и финансовых обязательств по содержанию библиотек сельским и городским поселениям, муниципальным районам или городским округам. В процессе реорганизации выяснилось, что большинство российских библиотек являются публичными (массовыми). В рамках совершенствования административной системы меняются правовой статус библиотек, их организационные формы, содержание деятельности. В связи с этим основная задача библиотек – сохранить достигнутые результаты и обеспечить полноценное обслуживание населения.
Общественное управление библиотечным делом.
Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (аббревиатура рус. ИФЛА; англ. InternationalFederationofLibraryAssociations — аббревиатура англ. IFLA) — неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.
Целью создания ИФЛА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.
ИФЛА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживает сотрудничество с международными объединениями и организациями.
ИФЛА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов в Гааге.
Основные цели IFLA - поддержка высокого уровня обеспечения и доставки библиотечно-информационного обслуживания; содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частном, государственном и общественном секторах; представление интересов своих членов во всем мире.
Раз в год проходят, так называемые, среднесрочные встречи членов Постоянных комитетов IFLA, и один раз в год - Генеральная конференция, которая проводится в разных частях света.
С 2003 г. Генеральные конференции IFLA приобрели статус Всемирного конгресса.
В рамках Генеральной конференции традиционно проходят форумы ЮНЕСКО, а также Выставка издательской продукции, технологий и оборудования для библиотек.
Одно из направлений деятельности IFLA - принятие декларативных или рекомендательных нормообразующих документов, которые являются консолидирующей базой для международного библиотечного сообщества.
Библиотечная Ассамблея Евразии, БАЕ (англ. LibraryAssemblyofEurasia, LAE) — некоммерческое партнерство, объединяющее ведущие библиотеки стран СНГ. Штаб-квартира БАЕ расположена в Москве, в Российской государственной библиотеке. Главная цель БАЕ — культурное и информационно-библиотечное взаимодействие на постсоветском пространстве.
Библиотечная Ассамблея Евразии была основана 27 ноября 1992 года по инициативе руководителей национальных библиотек постсоветского пространства, президентами библиотечных ассоциаций и объединений. Среди учредителей были также общества книголюбов, издательские организации стран бывшего СССР и др
|
|
|