Навигация по странице:
|
Методичка по ПП-2010. Методические рекомендации по производственной практике студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060101 (040100)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УР к.м.н.,
доцент
________________Ходакова О.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ 5 КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 (040100)
«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
Чита, 2010
Введение
Качество обучения в медицинской академии играет большую роль в формировании врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь. В сложившейся в здравоохранении ситуации участковый врач-терапевт и врач скорой медицинской помощи должны быть универсалами, так как к ним обращаются пациенты с различными заболеваниями, не всегда терапевтического профиля.
Работа врача первичного звена здравоохранения требуют большого объема дополнительных знаний и умений: ранняя диагностика заболеваний, их профилактика, особенности патологии и лечения в различных возрастных группах, диспансерное наблюдение и проведение реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе, экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза.
Специфика работы участкового терапевта требует большой оперативности, необходимости самостоятельно и быстро принимать решения, назначать лечение с учетом возможности приобретения пациентом лекарственных средств, врач должен уметь оценить эффективность терапии, причины ее неэффективности, выбрать место проведения лечения, определив показания для экстренной и плановой госпитализации.
Практика студентов выполняет важные функции:
способствует активному усвоению и закреплению теоретических знаний;
обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
развивает познавательные и творческие способности личности, формирует способность к самообразованию, саморазвитию.
способствует овладению нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
обеспечивает закрепление теоретических знаний путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций.
Цели и задачи производственной практики.
Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых навыков, умений и опыта практической работы.
Задачи практики: в процессе практики студенты должны получить следующие навыки:
по оказанию лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники, ведению первичной медицинской документации;
-
по формированию клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности;
по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях.
Содержание производственной практики
Производственная практика студентов 5 курса проводится после окончания 10 семестра. Студенты работают в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических учреждениях и станциях скорой медицинской помощи.
Студент должен знать:
- структуру и организацию лечебно-профилактической работы поликлиники, показатели работы;
- функциональные возможности и оснащение всех подразделений поликлиники;
- задачи и функции стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи населению, школ для больных с бронхиальной астмой, сахарным диабетом и артериальной гипертонией;
- организацию работы специализированных кабинетов (эндокринолог, пульмонолог, кардиолог, гастроэнтеролог, инфекционист), отделения профилактики и врачебной комиссии медицинской организации (ВК);
- функциональные обязанности врача – терапевта участкового;
- диспансерный метод работы в поликлинике;
- организацию проведения противоэпидемических мероприятий на участке;
- нормативы санитарно-просветительной работы;
- структуру и организацию работы станций скорой медицинской помощи (что и где находится в машине), основные показатели работы (своевременность выезда, время доезда, продолжительность вызова).
Студент должен уметь:
- правильно заполнять документацию, с которой имеет дело участковый терапевт;
- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства, наркотические и приравненные к ним средства;
- определить показания для госпитализации больных терапевтического профиля и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке;
- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- определить минимум необходимых для установления диагноза лабораторных и инструментальных исследований, информативных для установления диагноза;
- интерпретировать полученные результаты обследования (анализы, ЭКГ и другие функциональные методы, эндоскопию, рентгенологическое исследование и т.д.);
- дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья.
Согласно Договору с министерством здравоохранения Забайкальского края базами практики являются амбулаторно-поликлинические учреждения г. Читы и области. Часть студентов, включая студентов, обучающихся по целевому направлению, проходят производственную практику в ЛПУ по месту жительства или в лечебном учреждении, направившем их на учебу. В исключительных случаях, с письменного разрешения главного врача студентам, обучающимся по целевому направлению, отделом практики академии может быть разрешено прохождение практики в городе или другом ЛПУ.
Студент не имеет права самостоятельно менять базу и время прохождения практики. По прибытию на практику студенты представляют необходимые документы главному врачу (или его заместителю по лечебной работе) медицинской организации, который назначает непосредственного руководителя практики (заведующего отделением) и определяет место прохождения практики каждого студента (закрепляет за участковым врачом).
Контроль работы студента осуществляют руководитель практики от организации здравоохранения, преподаватель академии. На студента-практиканта распространяются правила внутреннего распорядка лечебного учреждения.
При нарушении дисциплины и правил внутреннего распорядка лечебного учреждения студент может быть отстранен от дальнейшего прохождения производственной практики. Информация о нарушении передается руководителем практики в медицинскую академию для принятия соответствующих мер.
Студент, проходящий производственную практику, обязан:
Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.
Перед началом практики представить в отдел практики допуск к работе в личной медицинской книжке.
Подчиняться действующим в ЛПУ правилам внутреннего распорядка.
Изучить и строго выполнять правила охраны труда и техники безопасности.
Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками.
Ежедневно вести дневник, регистрировать в нем выполненную работу.
Активно участвовать в общественной жизни ЛПУ.
Представлять полностью оформленный дневник с отчетом о выполненной работе и УИРС в установленные сроки руководителю практики.
Проявлять чуткое и внимательное отношение к больным, сотрудникам ЛПУ, соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии.
Выполнить программу практики в целом.
Сдать зачет по практике в установленные сроки.
Практика проводится в июле, продолжительность ее - 24 дня (144 часа) при 6-часовом рабочем дне и 6-дневной рабочей неделе: 96 часов составляет работа в различных подразделениях поликлиники и 48 часов – работа на ССМП. Во время практики студент должен выполнить учебно-исследовательскую (УИРС) и санитарно-просветительную работу.
Работа в поликлинике строится следующим образом:
Ежедневный прием больных с участковым врачом – 3 часа.
Обслуживание вызовов - 2,5 часа.
Обсуждение вызовов, заполнение документации - 0,5 часа.
Студент работает в качестве помощника участкового врача. Каждый студент прикрепляется к участковому терапевту поликлиники и работает под его непосредственным контролем, по его графику работы. Самовольная смена времени и места работы не допускается. Кроме того, студент должен отработать по одному дню с врачами терапевтических специальностей (инфекционист, ревматолог, кардиолог, эндокринолог, онколог), в дневном стационаре и стационаре на дому, профильной школе для пациентов, принять участие в работе ВК, бюро МСЭ.
Студент ежедневно отражает проделанную работу в дневнике (форма заполнения дневника прилагается): грамотно формулирует в соответствии с классификациями диагнозы больных, осмотренных на приеме и вызовах; выписывает рецепты на латинском языке с указанием дозы и кратности приема на наиболее часто используемые современные препараты; при оказании неотложной помощи отражает объем проведенных мероприятий; грамотно заполняет учетную и отчетную документацию; работу с паспортом участка, документацией диспансерной группы, дифтотекой, флюоротекой и т.д.
В процессе производственной практики студенты знакомятся с организацией работы и структурой поликлиники, особенностями работы регистратуры и других подразделений, основными учетными и отчетными формами, принципами диспансеризации, реабилитации, профилактики.
Во время прохождения производственной практики студенты должны ознакомиться со следующими нормативными документами:
Приказ МЗ №1000 от 23.09.81 г. «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений».
Приказ МЗ № 1030 от 04.10.80 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
Приказ МЗ № 487 от 29.07.05 г. «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи».
Приказ МЗ № 255 от 22.11.04 г. «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
Приказ МЗ № 765 от 7.12.05 г. «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».
Приказ МЗ № 282 от 19.04.07 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового».
Приказ МЗ № 584 от 4.08.06 г. «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу».
Приказ МЗ № 256 от 22.11.04 г. «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».
Приказ МЗ № 3 от 3.01.07 г. «О внесении изменений в Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденный приказом МЗ и СР РФ № 256».
Приказ МЗ РФ № 438 от 09.12.99 г. «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях».
Приказ МЗ РФ № 297 от 28.07.99 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации».
Приказ МЗ № 90 от 14.03.96 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Приказ МЗ № 770 от 30.05.86 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».
Приказ МЗ № 188 от 22.03.06 г. «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях».
Приказ МЗ № 514 от 1.08.07 г. «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».
Приказ министерства здравоохранения и социального развития № 513н от 24.09.2008 г. «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
Постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.06 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Приказ МЗ № 535 от 22.08.05 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Постановление Правительства РФ № 247 от 07.04. 2008 г. «О внесении изменений в правила признания лица инвалидом».
Приказ МЗ № 785 от 14.12.05 г. «О порядке отпуска лекарственных средств».
Приказ МЗ № 110 от 12.02.07 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Приказ МЗ № 330 от 12.11.97 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств».
Постановление Правительства РФ № 890 от 30.06.94 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Приказ МЗ ЗК от 03.02.2009 г. №155 «Об утверждении стандарта ведения истории болезни стационарного больного и стандарта ведения медицинской карты амбулаторного больного (истории развития ребенка)».
Приказ МЗ РФ № 100 от 26.03.99 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».
Приказ МЗ РФ № 460 от 20.12.01 г. «Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга».
При работе на ССМП студенты работают в составе выездных бригад, кроме этого, студент должен обслужить не менее 3 вызовов в составе специализированных бригад. Во время практики студенты знакомятся с организацией работы и структурой ССМП, особенностями работы оперативного отдела, врача выездной бригады и старшего врача смены. Учатся правильно оформлять необходимую документацию. Данные о проведенной работе отражаются в дневнике и подтверждаются справкой.
Практические навыки и умения, которыми должны овладеть студенты во время практики
Контроль сформированных практических умений
№
|
Вид выполненной работы
|
Уровень освоения
|
1.
|
Принято больных в поликлинике
|
3
|
2.
|
Обслужено вызовов на дому (осмотрено больных)
|
3
|
3.
|
Осмотрено в порядке диспансеризации
|
3
|
4.
|
Осмотрено в порядке профосмотров
|
3
|
5.
|
Принято больных инфекционном кабинете
|
3
|
6.
|
Количество вызовов на ССМП
|
3
|
7.
|
Принято больных на заседании ВК
|
2-3
|
8.
|
Принято с узкими специалистами
|
2-3
|
9.
|
Заполнение и ведение медицинской документации:
- медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у)
|
3
|
|
- статистический талон (ф-025-2/у)
|
3
|
|
- контрольная карта диспансерного наблюдения (ф-030/у)
|
3
|
|
- листок нетрудоспособности
|
2-3
|
|
- направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию (ф. 057/у)
|
2-3
|
|
- направление на МСЭ (ф. 088/у)
|
2-3
|
|
- санаторно-курортная карта (ф-072/у)
|
2-3
|
|
- экстренное извещение об инфекционном заболевании (ф. 058/у)
|
2-3
|
|
- выписка из медицинской карты амбулаторной амбулаторного больного (ф. 028/у)
|
2-3
|
|
- паспорт врачебного участка (ф. 030-П/у)
|
2-3
|
|
- сводная ведомость учета заболеваний (ф. 071/у)
|
2
|
|
- ведомость учета врачебных посещений (ф. 039/у)
|
3
|
|
- карта вызова скорой помощи (ф.113/у)
|
3
|
|
- сопроводительный лист станции скорой помощи (ф. 114/у)
|
3
|
|
- рецептурные формы 107/у и 148/у
|
2-3
|
10
|
Оценка клинических и биохимических анализов крови, мочи, кала, мокроты, желудочного и дуоденального зондирования
|
2-3
|
11
|
Оценка проб Нечипоренко, Зимницкого
|
2-3
|
12
|
|
2-3
|
13
|
Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких по способу «рот в рот»
|
2-3
|
14
|
Первая врачебная помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии
|
3
|
15
|
Первая врачебная помощь при инфаркте миокарда, отеке легких, аллергических реакциях (крапивнице, отеке Квинке, анафилактическом шоке), тромбоэмболии легочной артерии, приступе бронхиальной астмы, шоке, коме, остром нарушении мозгового кровообращения
|
2-3
|
16
|
Участие в конференциях
|
3
|
|
|
|