Главная страница
Навигация по странице:

Метод. указания по риторике. Методические указания для подготовки к практическим занятиям по учебному курсу Риторика для юристов


Скачать 234.5 Kb.
Название Методические указания для подготовки к практическим занятиям по учебному курсу Риторика для юристов
Анкор Метод. указания по риторике.doc
Дата 29.04.2017
Размер 234.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Метод. указания по риторике.doc
Тип Методические указания
#4781
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Юридический факультет


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для подготовки к практическим занятиям

по учебному курсу «Риторика для юристов»

для студентов дневного отделения

Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»












































Челябинск, 2015

ГПО ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса
Г.В. Кубиц


РИТОРИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ


_______________________________

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Челябинск

Издательство ООО «Полиграф-Мастер»

2015 г.


ББК Х

Кубиц Г.В. Риторика для юристов: Учебное пособие – Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер». 2015. – 26с.



    Учебное пособие содержит методические рекомендации, указания и задания к практическим занятиям по программе «Риторика для юристов» и предназначено для оказания помощи студентам в самостоятельном освоении содержания данной дисциплины.

    В учебном пособии автор использует работы Аннушкина В.И., Алисейко Е.Н.

Андреева В.И., Введенской Л.А. и Павловой Л.Г., Корниловой Е.Н., Клюева Е.В., Кохтева Н.Н.,Кривощаповой Н.М., Кузнецова И.Н., Львова М.Р., Марченко О.И., Михайльской А.К., Ханина М.И., Шейнова В.П., Рождественского Ю.В., Станкина М.И., Формановской Н.И. и других.

Пособие предназначено для студентов юридических вузов и факультетов.
Рекомендовано к изданию советом юридического факультета Южно-Уральского государственного университета.

ISBN

© Г.В. Кубиц, 2015.

© Южно-Уральский государственный университет, 2015.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….4

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………….4

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

студентов……………………………………………………………………………….6

Тема1. Основные исторические этапы развития риторики.

Риторика как наука……………………………………………………………………6

Тема 2.Техника речи. Логические и интонационно-мелодические

закономерности речи………………………………………………………………….8

Тема 3. Судебный оратор. Риторические умения и навыки оратора……………...11

Тема 4.Судебная речь как публичная речь. Виды судебных речей……………...12

Тема 5. Композиция судебной речи ………………………………………………...14

Тема 6. Подготовка и произнесение судебной речи………………………………..17


Тема 7. Искусство полемики. Приемы полемики…………………………………...18

Тема 8. Деловое общение в юридической практике………………………………..19

Тема 9. Деловая полемика на одну из избранных тем,

предложенных преподавателем……………………………………………………....20
Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………………..21

Вопросы к зачёту…………………………………………………………………….22

Приложение 1. Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Риторика для юристов»……………………..23

Приложение 2. Примеры тестовых заданий по дисциплине

«Риторика для юристов»…………………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Риторика для юристов» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 030900 «Юриспруденция» Квалификация выпускника - «бакалавр»

Изучение мастерства публичного выступления и проблем коммуникативной культуры предполагает усвоение теоретического материала. Изучение курса «Риторика для юристов» имеет практическое значение, так как включает усвоение прикладного характера теоретических знаний о красноречии в правовой сфере, а также способствует формированию языковой личности будущего юриста.

Цель дисциплины - формирование у студентов коммуникативной компетенции студентов как участников профессионального общения, а также коммуникативных навыков эффективного общения.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать студентам представление о построении текстов в области профессионального общения, изучить особенности различных функциональных стилей, овладеть основами ораторского искусства и приемами и техниками речевого воздействия на аудиторию, формировать языковую личность профессионального юриста

На практических занятиях уделено особое внимание самостоятельной творческой работе в виде небольших индивидуальных выступлений по темам, конспектирование биографий и судебных речей известных судебных ораторов, устный анализ судебных речей известных судебных ораторов.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Предметом риторики для юристов является профессиональная речь юристов, предполагающая наличие у выступающего специальных знаний, богатого лексикона, умения логически мыслить и убедительно обосновывать свои позиции. Все это требует от студентов юридического факультета основательной речевой подготовки.

Содержание данного учебного курса ориентировано на последовательное изучение студентами основных этапов подготовки и произнесения судебного выступления: изобретение речи, расположение материала, его словесное оформление, произнесение.

Работа организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.

Теоретические положения науки о судебном красноречии изложены в виде лекций.

Теоретический курс риторики позволит познакомить студентов с предпосылками появления риторики, с историей античной риторики, с первыми русскими риториками, родами и видами риторики, даст возможность проанализировать роль структуры речи, виды аргументов и их порядок. Кроме того, студенты познакомятся с биографиями и творчеством русских дореволюционных и современных судебных ораторов.

Программой дисциплины «Риторика для юристов» предусмотрена работа студентов на практических занятиях. К каждой теме даны задания, которые предполагают разнообразные по форме и содержанию упражнения и приобретение практического опыта работы со словом.

Постижение основ риторики и подготовки к практическим занятиям требует от студента решения следующих задач: освоения теоретических знаний, их практического применения на базе собственных выступлений, внимательного анализа риторического опыта известных судебных ораторов прошлого и современности.

При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо осмыслить полученную информацию на лекциях, выбирая из них самое основное. Чтение и конспектирование судебных речей поможет студентам познакомиться с оригинальным творчеством дореволюционных судебных ораторов, приблизиться к авторскому стилю, обнаружить языковые средства выразительности и исследовать индивидуальные особенности языка судебных ораторов.

Образцовые судебные речи используются в качестве примеров и иллюстраций к теоретическому материалу.

В процессе работы на практических занятиях студенты научатся анализировать судебные речи, конспектировать их, а также узнают содержание новых терминов, познакомятся с особенностью их применения, научатся строить свое выступление в процессе говорения, используя средства украшения речи (тропы и фигуры).

Во время практических занятий используются деловые игры, творческие задания, ролевые игры, элементы сценического искусства.

Методические рекомендации и судебные речи для анализа размещены на сайте Юридического факультета во вкладке материалов кафедры Гражданского права и процесса.
Перечень заданий для проведения текущего контроля:
Работа с рекомендованной литературой: составление тезисов, сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

Работа по поиску дополнительной литературы: составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения

Подготовка к практическим занятиям: подготовка к выступлению на тему практического занятия и заранее предложенные вопросы.

Анализ текста: аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление структуры текста с выделением рационально-логической и эмоционально-риторической составляющих, составление композиции текста.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
В самостоятельной работе студента особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень будущего специалиста определяется этим умением.

Работа организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.

В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать полученную информацию, выбирая из нее самое основное, и научиться выстраивать план ответа.

Чтение и конспектирование судебных речей поможет студентам познакомиться с оригинальным творчеством дореволюционных судебных ораторов, приблизиться к авторскому стилю, обнаружить языковые средства выразительности и исследовать индивидуальные особенности языка судебных ораторов.
Тема 1. Основные исторические этапы развития риторики.

Риторика как наука.
Определение цели, задач курса. Риторика как наука (теория красноречия) и риторика как искусство (практическое красноречие). Основные точки зрения в понимании предмета риторики, три группы дефиниций ("греческая", "римская", "средневековая"). Связь риторики с философией, логикой, психологией, языкознанием и другими гуманитарными науками. Виды и роды ораторского искусства (социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный).

Античная риторика (Риторика Древней Греции, риторика Древнего Рима). Возникновение и основные этапы развития искусства публичной речи. Ораторское искусство в европейской культуре. Античные классики риторики. Риторический канон. Составные части риторического канона: сочинение (инвенция), расположение (диспозиция), словесное выражение (элокуция), запоминание (мемория), произнесение (акция) речи.

Развитие исторических традиций в России: первые русские риторики, риторика М.В. Ломоносова, риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского и др.

Предпосылки появления судебной риторики. Судебная реформа 1864 года. А.Ф. Кони как основатель судебного красноречия. Российские судебные ораторы ХIХ - ХХ вв. (присяжная адвокатура: В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, А.И. Урусов и др.).

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо уяснить, что риторика является одним из важных составляющих блоков подготовки специалистов в области права.

Риторика- это ораторское искусство. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена.

Студентам необходимо уяснить эти понятия, познакомиться с риторическими школами античности, с основными этапами развития риторических традиций в России.
Вопросы по теме для практического занятия


  1. Предпосылки появления риторики. Общая характеристика. Роды и виды риторики.

  2. Основные точки зрения в понимании предмета риторики (три группы дефиниций -"греческая", "римская", "средневековая").

  3. Три группы дефиниций:1.греческая – "искусство убеждения" Платон, Аристотель); 2.римская – "искусство говорить хорошо" (Квинтилиан, Цицерон); 3.русская – "искусство украшения речи" (Полоцкий, Прокопович).

  4. Риторический канон, история появления и составляющие риторического канона.

  5. Ораторское искусство в Древней Греции: идеи, имена ораторов и их вклад в теорию красноречия.

  6. Древнеримский период развития риторики - основные идеи и имена, и их вклад в теорию красноречия.

  7. Развитие риторических традиций в России: первые русские риторики (риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского).

  8. Роль "Краткого руководства к красноречию" М.В.Ломоносова в истории русской речевой культуры.

  9. Русская риторика 19-го века (Алексей Федорович Мерзляков Николай Федорович Кошанский).

  10. 2-я половина 19 века. Судебное красноречие в России: имена, истоки, развитие и современной тенденции (П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако. А.Ф. Кони, А.И. Урусов и др.).



Задание на дом.

1.Знать термины аргументация, богатство речи, выразительность речи,  инве́нция, диспози́ция, элоку́ция, мемо́рио, а́кцио, риторический канон, риторика, красноречие, ораторское искусство, софисты.

2. а) Подготовить (в отдельной тетради для домашних работ) письменный (не компьютерный) конспект биографии судебного оратора Кони А.Ф. не менее 1,5 листа.

б) Подготовить письменный (не компьютерный) конспект одной судебной речи (по выбору) Кони А.Ф. (см. Приложение). – не менее 3 листов.

в) Подготовить устное выступление о биографии и анализ судебной речи А.Ф. Кони ( не менее 2-х минут) без опоры на конспект.



Рекомендуемая литература
Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 351 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 568 с. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2009. – 384 с.

Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста / Н.Н. Ивакина. – М.: Бек, 2009. – 348с.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство./А.Ч. Козаржевский – М.: Изд.2 Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012.- 72с
Тема 2. Судебный оратор. Риторические умения и навыки оратора
Происхождение слова «оратор». Типы оратора по Цицерону. Судебный оратор – профессиональная языковая личность. Риторические умения и навыки судебного оратора. Оратор и аудитория: вербальные и невербальные приемы воздействия на аудиторию и способа осуществления контакта с аудиторией: разговорность речи, зрительный и голосовой контакты. Применение законов риторики в профессиональной коммуникации: закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации слушателей, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.
Методические указания

При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к речи судебного оратора: грамматическая правильность, ясность (использование слов в их общеупотребительном смысле), уместность (соответствие стиля предмету), образность и благозвучие, убедительность, воздействие; дикции и произношению.

Для успешного выступления оратору необходимо обладать специальными умениями (самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, поддерживать контакт со слушателями) и навыками (отбор литературы, изучение ее, составление плана, написание текста речи, самообладание перед аудиторией, ориентация во времени).


Вопросы по теме для практического занятия

  1. Тер­мин оратор, его значение (см. толковые словари).

  2. Типы ораторов по Ци­церону (в труде «Об ораторе»).

  3. Основные риторические навыки и умения оратора.

  4. Судебный оратор – профессиональная языковая личность.

  5. Факторы, формирующие образ судебного оратора.

  6. Логические основы убедительной судебной речи.

  7. Поведение оратора в аудитории.

  8. Способы привлечения внимания слушателей. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

  9. Какими качествами должен обладать говорящий, чтобы речь его имела успех?

  10. Каким из практических приемов убеждения вы хотели бы научиться? Почему?

  11. Как установить контакт с аудиторией, а затем привлечь и удержать ее внимание?


Задание на дом
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта