Методические указания
|
|
Ф СО ПГУ 7.18.1/05
|
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра биологии и экологии
план практических занятий
по дисциплине Экология и устойчивое развитие
для студентов всех специальностей
Рекомендована на заседании кафедры « __ » __ 2010г. Протокол № _
Зав. кафедрой биологии и экологии ______________ Ж.М. Исимбеков
Павлодар
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель курса: освоение студентами основ общей экологии и устоичивого развития; экологизация сознания студентов всех специальностей; воспитание чувства ответственности за природную среду. Знание основных закономерностей взаимодействия компонентов биосферы и последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования, необходимо для решения практических задач в плоскости взаимоотношений общества и биосферы в целом.
Задачи дисциплины:
Ознакомить студентов с анализом экологических процессов и постановки конкретных задач и приоритетов в природоохранной деятельности; раскрыть закономерности развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасности окружающей среды; привить навыки использования полученных знаний для решения экологических задач.
В результате изучения курса студенты должны знать:
Основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания; распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику; закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом; социально-экологические последствия антропогенной деятельности; основные принципы охраны природы и рационального природопользования.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
Анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду; выявлять их причины и пути устранения; использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности.
2 Пререквизиты: школьные курсы: биология, химия, математика, физика, валеология, история.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экология. Человек-экономика-биота-среда. М., «ЮНИТИ», 2007.
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.
Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО, «Книга сервис», 2003.
Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
-
Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
Дополнительная:
Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В.. Экологические основы природопользования, М., «Форум», 2007.
Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.
Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.
Доклады Министерства охраны окружающей среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.
Гутенев В.В., Денисов В.В., Камышев А.П., Москаленко А.П., Нагибеда Б.А., Осадчий С.Ю., Хорунжий Б.И. Промышленная экология, М., «МарТ», 2007.
Маркович Д. Социальная экология. Москва «РУДН», 1998.
Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В.В. Ш. Пределы роста. Москва: МГУ, 1991.
Концепция экологического образования Республики Казахстан. Астана, 2002.
Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.
Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.
Экологический кодекс РК, Астана 2007 г.
Экология. Под ред. Денисова В.В. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.
Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. М.: 2001.
Ермолаев Б.В. Основные положения о ноосфере. Единство биосферы и человека. – М., 1999.
Содержание практических занятий
Практическая работа №1. Экология особи - аутэкология (1 час).
Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха.
Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы.
Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др.
Адаптация и ее виды.
Литература: [1-29].
Практическая работа №2. Экология популяций - демэкология (1 час).
Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое.
Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал.
Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.
Внутривидовая регуляция численности (конкуренция).
Экологическая ниша, потенциальная и реализованная нишы.
Литература: [1-29].
Практическая работа №3. Экология сообщества - синэкология (2 часа).
Потеря энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, правило 10%.
Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии).
Типы взаимоотношений между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, аменсализм.
Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип Конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе.
-
Целостность и устойчивость экосистем. Экологическая сукцессия, первичная и вторичная.
Литература: [1-29].
Практическая работа №4. Концепция Устойчивого развития (2часа).
История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера.
Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде. Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге.
Хартия устойчивого развития Европейских городов.
Факторы Устойчивого развития: экологический, экономический, социальный.
Стратегии и принципы устойчивого развития.
Литература: [1-29].
Практическая работа №5. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (1час).
Глобальные экологические проблемы современности (изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия.
Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности.
Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия.
Литература: [1-29].
Практическая работа №6. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие (1час).
Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи.
Проблемы урбанизации. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения.
-
Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы.
Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
Литература: [1-29].
Практическая работа №7. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан (1час).
Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия.
Социально-экологические проблемы Приаралья.
Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей.
Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.
Экологический мониторинг, принципы его организации.
Литература: [1-29].
Практическая работа №8. Нормирование качества окружающей среды, экологическая экспертиза (2часа).
Экологическая экспертиза, основные понятия, цели.
ОВОС. Процедура ОВОС.
Экологическая экспертиза и цикл проекта.
Понятие о качестве окружающей природной среды.
Санитарно-гигиенические нормативы атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы.
Экологическая паспортизация предприятий как инструмент оценки и регулирования качества окружающей среды. Структура и содержание экологического паспорта предприятия.
Литература: [1-29].
Практическая работа №9. Безотходная и малоотходная технологии (1,5часа).
Незамкнутый технологический процесс.
Изолированный технологический процесс.
Замкнутый круговорот вещества в природе – прообраз прогрессивной технологии.
Литература: [1-29].
Практическая работа №10. Утилизация отходов производства (1,5часа).
Разработка нормативов ПДВ, ПДС, ПДК.
Расчет по укрупненной оценке ущерба от загрязнения атмосферы.
Утилизация отходов производства.
Литература: [1-29].
Практическая работа №11. Экология и здоровье человека (1 час).
Здоровье и факторы риска. Деградация генофонда человечества.
Генетические факторы и здоровье человека.
-
Влияние экологических факторов городской среды на человека, экотоксиканты, их влияние. Заболевания, вызванные загрязнителями.
Качество медицинского обеспечения и здоровье человека.
Здоровый образ жизни граждан, как основа устойчивого развития общества.
Литература: [1-29].
|