Навигация по странице:
|
МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ. Методика обучения конструированию и моделированию швейных изделий
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
При изучении (швейных изделий в V-VII классах учащиеся должны построить чертежи фартука для кулинарных работ и головного убора (косынки или шапочки), ночной сорочки, юбки, платья или блузки.
Школьники выполняют чертежи в масштабах 1: 4 и 1 : 1. При этом учитель обращает большое внимание на приобретение графических умений и навыков, на правильность оформления чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа (рекомендуется дать учащимся элементарное понятие о государственных стандартах), на формирование практических умений при снятии мерок для построения чертежа.
Таким образом, учащиеся получают знания о масштабах, мерках, правилах их снятия и записи; об основах типологии фигур девочек в зависимости от роста, сложения, размера, о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий, формулах расчета для построения чертежа, последовательности его построения, об изготовлении выкройки.
Можно рассказать учащимся о системах конструирования одежды: муляжная (формирование изделия непосредственно на фигуре человека или манекене), расчетно-графическая (разработка изделия на основе измерений фигуры человека, соответствующих прибавок и путем расчета по формулам основных конструктивных точек и узлов конструкции на плоскости). В условиях школы применяют расчетно-графическую систему, так как она более доступна для усвоения учащимися.
В швейной промышленности используется единый метод конструирования одежды, разработанный Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности. Этот метод конструирования одежды расчетно-аналитический. Он научно обоснован и базируется на антропометрических измерениях населения. Преимущество этого метода в том, что формулы имеют математическое обоснование и отражают реальные закономерности между отдельными элементами конструкции. Чертежи конструкции строятся путем геометрических и графических разверток, сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на свободное облегание и декоративное оформление.
При индивидуальном изготовлении швейных изделий наибольшее распространение получил расчетно-мерочный способ. В основе его лежат непосредственно измерения фигуры человека и определенные расчеты, необходимые для построения чертежа.
Следует отметить, что все методы расчетно-графической системы конструирования постоянно совершенствуются, претерпевают изменения.
Деятельность учащихся в процессе обучения конструированию швейных изделий заключается в разработке технологической документации (инструкционных карт) и изготовлении чертежей швейных изделий.
Школьная программа по технологии, построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки (черчение начинают изучать в VIII классе, а построение чертежей швейных изделий - с V класса). В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников c работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками,· с правилами составления инструкционных карт.
На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление чертежей неразделимы. В действительности это не так. Необходимость в чтении чертежей возникает с первых же занятий, когда пятиклассникам необходимо мысленно представить, из каких деталей состоит фартук с нагрудником, т. е. его внешний вид, форму и размеры. Учиться составлять чертежи школьники начинают уже позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися. Обучение чтению чертежа начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие и называет его отдельные элементы (нижняя часть фартука, карманы, грудка, бретели и т. д.). Рекомендуется брать изделия простой формы.
Затем учитель показывает макет изделия, выполненный из бумаги, и обращает внимание учащихся на среднюю линию, проведенную на макете и делящую его на две равные части. Используя динамическое пособие с нарисованной на нем фигурой человека, учитель обращает внимание учащихся на то, что проведенная на рисунке ось (на рисунке правая часть фигуры темная, а левая - светлая) условно делит фигуру на две одинаковые части: правую и левую. Накладывая правую половину на левую, можно продемонстрировать идентичность частей фигуры человека.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в целях наименьшей затраты времени принято строить чертеж на половину фигуры, показывает, как этот чертеж выглядит. Затем говорит, что макет из бумаги представляет как бы развернутый чертеж изделия. Учитель обращает внимание школьников на обозначение линий на чертеже, показывает их на фигуре или на макете.
Впервые учащиеся знакомятся с понятием о конструктивных линиях фигуры человека как о линиях опоры швейных изделий.
Используя раздаточный материал в виде картонных фигурок-шаблонов, учащиеся записывают в своих основные конструктивные линии, обозначенные на фигурках и необходимые для построения чертежа фартука:
- линия талии (талевый конструктивный пояс) - самое узкое место торса, служащее опорой для изделий поясной группы (фартука, юбки, брюк);
- линия бедер (бедерный конструктивный пояс) - позволяющие определить объемность, ширину изделия на этом участке фигуры.
Учитель обращает вниманиe на то, что конструкция чертежа является базовой, т. е. она служит основой для разработки разных фасонов. Внимание учащихся обращается на то, что все мерки - обхватов, как и мерки ширины, записывают в половинном размере, а мерки длин - полностью.
Построение чертежа фартука. Учащимся дается задание на нарисованном контуре фигурки с конструктивными поясами найти опорные точки для фартука с нагрудником: высоту нагрудника, его ширину, длину нижней части, местоположение карманов.
Затем учащиеся учатся правильно снимать мерки друг с друга и записывать их. В тетрадях они записывают следующие правила:
1. Мерки снимают в определенной последовательности: сначала мерки обхватов (сверху вниз), затем мерки спереди, а потом измерения, снятые со спинки.
2. Мерки обхватов и ширины записывают в половинном размере, мерки длины - полностью.
3. Мерки снимают с правой части фигуры человека. При измерении нужно учесть следующее: на измеряемом человеке по линии талии должен быть завязан шнурок и сам измеряемый должен быть одет в облегающее платье.
Дальше учитель показывает на одной из учениц, как нужно снимать и записывать мерки.
При построении чертежа внимание учащихся обращается на надписи: буквенные обозначения, простановку расчетных формул. При построении чертежей выкроек швейных изделий для обозначения точек, отрезков используются прописные буквы русского алфавита первые буквы названий горизонтальных линий фигуры человека (Т - линия талии, Б - линия бедер, В - линия верха, Н - линия низа). Буквы должны быть одного размера, проставлять их на чертеже нужно карандашом.
Учитель ориентирует школьников на необходимость (при выполнении чертежей) соблюдения правил культуры труда - аккуратности, точности. Учащиеся строят чертеж в своих тетрадях, учитель - на доске. В ходе построения используются инструкционные карты и готовый чертеж.
Оформляя готовый чертеж на доске, учитель обращает внимание учащихся на определение симметричных деталей фартука (нагрудник, нижняя часть фартука, бретели) и парных (карманы), на толщину линий обводки основного контура, которая должна быть в 2-3 раза толще линии построения.
Конструирование ночной сорочки. В VI классе учащиеся знакомятся с конструированием и моделированием нательного белья. Учитель информирует учащихся о том, что с 1980 г. введена новая маркировка швейных изделий, выпускаемых промышленностью. На товарных ярлыках, прикрепленных к одежде, указывается не менее двух чисел для детской одежды и не менее трех чисел в одежде для взрослых. Первое число показывает величину роста детей до 17 лет включительно (или рост взрослого человека), второе число - величину измерения обхвата груди, третье число - обхват бедер (у женщин) или обхват талии (у мужчин).
Рост - это длина фигуры человека без обуви от пола до верхушечной части головы. Варианты ростов установлены с интервалом в 6 см: 134, 140, 146, 152, 158 см. Обхваты груди установлены с интервалом в 4 см: 72, 76, 80, 84, 88 см. Если на ярлыке указаны числа 158-88, значит, изделие предназначено для девочки, рост которой равен 158 см, а обхват груди 88 cм, a точнее, предусмотрена градация: рост девочки может быть от 155 до 161 см, а обхват груди от 86 до 90 см включительно.
Учитель повторяет с учащимися правила снятия и записи мерок, вызывает учащихся к доске для показа правил измерения фигуры. Материал тесно связан с изученным разделом «Конструирование» в V классе.
Затем учащиеся под руководством учителя повторяют материал, связанный с правилами работы с чертежными инструментами, тренируются в правильной записи мерок, которые им потребуются при построении чертежа, и строят чертеж ночной сорочки, используя инструкционную карту.
Сообщая познавательные сведения, учитель говорит о том, что одежда, которую носят люди, делится на три вида: верхнюю, легкое платье и белье. К бельевым изделиям относятся ночные сорочки, пижамы, комбинации, трусы и т. д.
Белье шьют из бельевых тканей. Оно должно быть удобным, легким, свободным, красивым по форме. Все это зависит от фасона, который выберут учащиеся, построения чертежа, определения рациональных приемов пошива изделия. К группе швейных изделий, которые крепятся на талевом конструктивном поясе, относятся трусы, шорты, брюки, юбка. Трусы относятся к группе поясных изделий. Они бывают различных. видов.
Обучение школьников VI класса построению чертежей ночной сорочки позволяет закрепить уже полученные знания об измерениях фигуры человека, правилах снятия мерок, заострить внимание на задачах художественного конструирования, т. е. на использовании рисунка ткани как одного из наиболее эффективных средств декоративного оформления швейных изделий. Активизировать пространственное мышление школьников можно постановкой проблемной ситуации:
1. Раздать инструкционные карты по построению чертежа ночной сорочки, в которых даны обозначения отрезков на чертеже, названия отрезков и точек, расчетные формулы и величины расчета и дан сам чертеж, на котором не обозначены точки, наименования линий. По текстовому описанию, данному в инструкционной карте, нужно:
а) ознакомиться с содержанием инструкционной карты, с последовательностью построения чертежа, которую рекомендует учитель;
б) согласовать последовательность построения отрезков с чертежом и на основе логического вывода проставить наименование точек карандашом.
2. Вызвав к доске по очереди нескольких учениц, учитель дает каждой задание проставить наименования отрезков. Учащиеся класса проверяют правильность выполнения работы, дают ей оценку, помогают аргументировать правильность выполнения операции.
3. Сверив свои работы с работой на доске, учащиеся приступают к выполнению чертежа ночной сорочки в М 1:1 и затем 1 :1.
Выполнение вышеуказанной работы возможно с использованием магнитодинамической доски или фланелеграфа. В этом случае в процесс обучения как бы вносится элемент игры, что позволяет детям творчески подойти к решению поставленных задач.
При построении чертежа ночной сорочки учащиеся получают сведения о прибавках на свободу облегания, которые учитываются при построении чертежа швейных изделий. Учитель говорит о том, что все измерения фигуры человека выполняются при плотном прилегании измерительной ленты к поверхности тела, но снятые мерки не могут точно определить размеры деталей одежды. Если построить чертеж изделия по меркам, изделие будет мало. Между телом человека и внутренней поверхностью изделия всегда есть воздушный зазор, который необходим для свободы движения, дыхания, т. е. для нормального самочувствия человека, а также для создания изделия определенного силуэта. Разница между размерами одежды и соответствующими размерами тела называется прибавкой на свободное облегание.
Конструирование юбки и брюк. В VII классе школьники знакомятся с видами поясных изделий (юбки, брюки). В ходе беседы выясняется, как классифицируется одежда по целевому назначению, по способу употребления, какие требования предъявляются к одежде. Обобщаются, дополняются и систематизируются знания учащихся об одежде.
Учащиеся уже знают, что одежда делится на три группы: верхнюю, легкое платье и белье. Впервые они узнают о том, что все изделия, относящиеся к легкой одежде, делятся на две группы по способу крепления: плечевую и поясную. Следует объяснить, что ночные сорочки, платья, блузки относятся к плечевым изделиям. К изделиям поясной группы относятся: юбка, брюки, юбка-брюки. В зависимости от покроя юбки подразделяются на три основные группы: прямые, зауженные расклешенные книзу.
Прямые юбки могут быть одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками, кокетками или без них, широкие в сборку или со складками. Верх юбки обрабатывается поясом, корсажем или выполняется на резинке. Пояса бывают различной формы: узкие, широкие, переходящие в кокетку (выше или ниже линии талии). Кокетки можно отделывать складками, рельефами, карманами, клапанами и т. д. Клиньевые юбки, как правило, состоят из нескольких клиньев. Разновидность юбок зависит не только от их назначения и ткани, из которой они сшиты, но и от моды, силуэта и общих требований, предъявляемых к одежде.
Рекомендуется использовать следующую методику построения чертежа юбки. На доске слева поместить инструкционную карту по построению чертежа юбки, справа - чертеж юбки, повторить правила снятия мерок, посередине строится чертеж юбки (прямой).
В построении принимают участие все учащиеся. Последовательность построения:
1) снятие и запись мерок, заполнение таблицы расчетных дробных чисел;
2) построение юбки;
3) нанесение горизонтальных линий (линий талии, бедер, низа), обозначение вертикальных линий (линий середины передней и задней частей юбки, линии бока);
4) построение задней части юбки;
5) построение передней части юбки;
6) обводка контура чертежа юбки.
При выполнении задания учитель раскрывает межпредметные связи с математикой, анатомией, изобразительным искусством, черчением.
Как правило, занятия по конструированию и моделированию наиболее разнообразны по форме организации и методическим приемам обучения, использованию наглядных и технических средств обучения. В качестве основных средств наглядности используются динамические пособия, магнитная доска, фланелеграф, а также технические средства.
При проведении занятия по построению чертежа рекомендуют следующие виды и приемы работы:
1. Объяснение нового материала проходит в ходе выполнения графической работы. Используется фронтальная форма обучения. Параллельно с выполнением графической работы учитель сообщает необходимые познавательные сведения, которые расширяют кругозор учащихся в области конструирования одежды. Построение чертежа проходит по этапам. Выполнив определенный этап, учитель обходит класс, наблюдает, все ли справляются, нет ли ошибок в построении.
Достоинства такой методики в том, что учитель контролирует работу всего класса. Все учащиеся в срок справляются с заданием. Однако в классе всегда бывают учащиеся, которые выполняют работу быстрее других, значит, те, у кого работа будет выполняться быстрее, много времени потеряют зря. Эта методика проведения занятия не позволяет учащимся проявить самостоятельность, творческий подход к решению задачи, поставленной учителем.
2. Объясняя новую тему, учитель по очереди вызывает учащихся к доске, на которой висит таблица с чертежом изделия, и каждый при объяснении учителем очередного этапа построения пробует выполнить элемент чертежа.
Достоинства такой методики в том, что учащиеся проявляют самостоятельность, пробуют силы в словесном описании этапов построения, закрепляют знания в области швейной терминологии. У них развивается пространственное представление, конструкторская смекалка.
Недостатком такой методики является то, что учащиеся, выходящие к доске для построения очередного этапа чертежа, торопятся, чтобы успеть выполнить чертеж и у себя в рабочих тетрадях или альбомах. В данном случае учитель после построенной части чертежа делает словесную паузу, еще раз повторяет, что нужно было сделать на данном этапе построения. Весь класс еще раз проверяет правильность построения, и работавшие на доске все успеют сделать.
3. Объяснение проводится с использованием магнитодинамического пособия или фланелеграфа. На листах, входящих в содержание пособия, выполнены отдельно все этапы построения чертежа. Магнитодинамическое пособие состоит из трех листов (типа книжки-раскладушки). На первом листе прикрепляется материал, связанный с мерками, таблица с дробными величинами, используемыми при построении чисел. На втором листе - первый этап построения чертежа. После его выполнения на третий лист прикрепляется материал со вторым этапом построения чертежа. Кто не успел выполнить первый этап, имеет возможность его закончить. Затем снимается первый этап построения, на его место вывешивается третий этап построения. Кто не успел, не докончил построение второго этапа, может закончить. Дальше таким же образом идет смена всех этапов построения чертежа.
Достоинство такой методики проведения занятия состоит в том, что у учащихся развивается самостоятельность в работе. Учитель имеет возможность контролировать работу всего класса и создавать нужный ритм построения. С помощью магнитодинамического пособия наиболее трудные моменты построения показывают фрагментами в более укрупненном виде. Такой прием требует более длительной подготовки учителя к уроку.
Задания по конструированию и моделированию одежды могут осуществляться в три этапа:
1) по исчерпывающим данным;
2) по сокращенным данным;
3) по замыслу или техническим условиям. Особенность первого этапа обучения заключается в том, что учащиеся получают все необходимые данные, которые нужны для выполнения задания. Например, в V классе учащиеся строят чертеж фартука. Учитель раздает им инструкционные карты, в которых дается последовательность построения чертежа и дан сам чертеж. Учащимся приходится проявлять самостоятельность в прочтении чертежа, в изучении этапов его построения, а в соответствии с этим строить чертеж в своих альбомах или рабочих тетрадях, соблюдая указанный масштаб. Учащиеся творчески подходят и к решению композиции листа альбома, на котором должен располагаться чертеж.
Второй этап обучения характеризуется тем, что учащиеся не получают всех данных для построения чертежа. Часть из них они должны найти самостоятельно. Таким образом, для нахождения недостающих данных учащиеся должны творчески применить уже полученные знания. Например, в VI классе учащимся дается чертеж трусов из одной детали. В задании по конструированию сказано о том, что нужно построить чертеж трусов из двух деталей (отдельно переднюю и заднюю половинки), воспользовавшись инструкционной картой построения трусов. Учащиеся должны расчленить построения так, чтобы построение передней и задней частей трусов проходило параллельно.
Третий этап обучения связан с самостоятельной работой школьников, направленной на развитие у них творческих способностей воображения, конструкторской смекалки. Например, в старших классах учащиеся разрабатывают эскизы моделей одежды, которые они будут претворять в жизнь. Конструкцию будущего изделия они выбирают самостоятельно по журналам мод.
Конструирование основы детского платья. Как и в предыдущих классах, учитель отрабатывает с, учащимися умения и навыки снятия мерок и правильность их записи. Учащиеся самостоятельно проводят расчет формул по снятым меркам.
Практические занятия по построению основы чертежа платья учащиеся осуществляют с помощью инструкционных карт самостоятельно. При построении чертежа платья затруднение вызывает построение верхней вытачки проймы, поэтому эти участки учащиеся строят вместе с учителем и строго проверяют свои расчеты.
Чертеж основы платья учащиеся выполняют в М 1 : 4 и М 1: 1.
На базе данных чертежей учащиеся затем отрабатывают навыки моделирования в соответствии с модой сезона и приступают к раскрою и пошиву платья.
Учащиеся усваивают знания, умения и навыки конструирования рукава и воротника. По базисной основе учитель вместе с учащимися строит чертеж втачного рукава и воротника, а затем показывает, как нужно строить чертеж цельновыкроеного рукава и рукава покроя «реглан».
Учащиеся должны систематизировать все свои знания, умения и навыки и продемонстрировать учителю полную самостоятельность в разработке модели и ее конструкторских решениях.
Учителю следует обратить внимание на материал, вызывающий особые сложности у учащихся. Это прежде всего конструирование плечевого изделия. Даже при наличии хорошо продуманной инструкционной карты построение чертежа плечевого изделия вызывает затруднения у большинства учащихся. В связи с этим рекомендуется предложить учащимся в рабочих тетрадях или альбомах записать этапы построения чертежа плечевого изделия.
Формирование умений и навыков по моделированию швейных изделий
Моделирование одежды - это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческих фантазий, художественного вкуса. В нашей стране моделирование одежды имеет важное государственное значение, так как оно призвано направлять и воспитывать вкусы людей.
При изучении моделирования учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, ее классификации, об особенностях разработки моделей в соответствии с назначением изделий, сезоном, фигурой человека, для которого она предназначается. Учащиеся изучают требования, которые предъявляются к одежде разного назначения. На основе выполненных базовых конструкций швейных изделий они учатся применять элементы моделирования в соответствии с выбранным фасоном. Учащиеся должны усвоить, что одежда классифицируется по целевому назначению, способу употребления, по половозрастным признакам, росту и полноте и т. д.
По целевому назначению одежда подразделяется на домашнюю, повседневную, выходную, одежду для отдыха, спортивную, производственную, форменную. По способу употребления на: верхнюю, легкое платье, белье. В зависимости от того, в какое время года ее носят на: летнюю, зимнюю, демисезонную. По половозрастным признакам на: женскую мужскую и детскую. По размеру на: детскую - с 24-го размера и взрослую-с 44-го размера. По росту: с l-го по 5-й рост, по полноте: малой полноты, средней и большой.
Моделирование одежды основано на трех основных принципах:
1. соответствии одежды внешнему и внутреннему облику человека;
2. соответствии одежды ее назначению;
3. соответствии используемого материала форме, назначению одежды.
Занятия по изучению моделирования одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Так, учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань разработанной модели, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать вопросы соподчинения различных частей одежды. Как правило, все эти занятия проводятся с использованием большого количества наглядных пособий, технических средств обучения, с подключением заданий творческого характера.
Проведение занятий по изучению моделирования одежды может проходить следующим образом:
1. Учитель на выкройке основы, выполненной в М 1: 2, с помощью магнитодинамического пособия или фланелеграфа показывает, как выполнить моделирование того или иного фасона изделия. Учащиеся проделывают эту же работу на основе (М 1 : 4) в своих рабочих тетрадях или альбомах, оформляют свою работу таким же образом, как это представлено в пособии учителя: рисуют модель изделия, наклеивают одну патронку, на которой нанесены линии изменения, обозначающие линии подрезов, раздвижки, ставят расчетные единицы; описывают этапы моделирования; наклеивают вторую патронку полочки, с которой уже проделаны все необходимые операции.
Достоинства этой методики состоят в том, что учащиеся легко усваивают материал; в классе создается единый рабочий ритм; учитель может контролировать работу всего класса. Недостатком методики является отсутствие самостоятельности у школьников при выполнении задания.
2. Учитель проводит инструктаж по работе с помощью инструкционных карт. В инструкционных картах дается необходимый познавательный материал, изображены модели одежды или отдельные элементы, которые предстоит учащимся моделировать (в задание входит не более трех моделей). При выполнении работы учитель рекомендует учащимся обращаться к динамическим пособиям.
В конце занятий учитель вызывает к доске учащихся из разных звеньев, дает им аналогичные задания, на выполнение которых отводится определенное время. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к членам своего звена. Следующего члена звена вызывают к доске для того, чтобы нарисовать фасон изделия, в котором используется выполненный способ перевода нагрудной вытачки. Следующий представитель записывает на доске этапы выполнения работы.
Достоинство такой методики в том, что учитель активизирует всех учащихся. У школьников развивается чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Недостаток этой методики в том, что на подготовку и проведение занятий в хорошем рабочем ритме учителем затрачивается много времени.
3. Учитель раздает учащимся карточки-задания. В них нарисованы фасоны изделий, которые предстоит моделировать. Дается описание последовательности выполнения работы и стоят вопросы, на которые в ходе выполнения работы нужно найти ответы. Вопросы ставятся в такой форме, чтобы у учащихся сформировать понятие о моделировании как о нанесении линий фасона на конструктивную основу.
Достоинства этой методики в том, что она позволяет развить у учащихся самостоятельность, творческий подход к решению поставленных перед ними задач.
При обучении школьников моделированию одежды учителю необходимо решать и ряд других вопросов:
а) обучить школьников различной технике выполнения эскизов (аппликация из бумаги; выполнение эскиза по паспарту с использованием ткани; использование акварели, карандашей, туши, фломастеров);
б) ознакомить учащихся с законами зрительной иллюзии в одежде (горизонтальные линии расширяют фигуру, делают ее короче; вертикальные линии удлиняют фигуру, делают ее выше; две параллельные вертикальные линии дают эффект линий, суживающихся к линии низа; вырез горловины может зрительно укоротить или удлинить шею и т. д.).
Для углубления и расширения знаний, умений и навыков по моделированию одежды учащихся можно давать небольшие самостоятельные работы. Для их проведения можно использовать время, оставшееся после выполнения задания.
В ходе учета и оценки знаний, умений и навыков рекомендуется использовать такие методы, как самоконтроль и взаимоконтроль.
В V классе моделирование швейных изделий происходит за счет изменения формы деталей фартука и использования различных средств художественного оформления изделий. У учащихся еще нет достаточных умений по выбору фасонов, они не могут определить размеры деталей одежды и отделки, поэтому учителю удобнее проводить занятие по моделированию фронтально, со всем классом. Но любая выдумка, фантазия должны быть замечены преподавателем и поощрены.
В VI классе учащиеся уже более самостоятельны. И если в V классе рекомендуется закупка тканей на фартук для всех, то в VI классе пошив изделий организуется из ткани, купленной самими учащимися для себя. Однако и в этом случае учитель ставит перед ними задачу: согласовать выбор материала друг с другом, посмотреть различные варианты сочетания тканей, так чтобы можно было использовать остатки на отделку изделий своих товарищей. При моделировании фасонов внимание школьников акцентируется в основном на возможных изменениях конструкции ночной сорочки в соответствии с особенностями фигуры, с учетом имеющихся в классе тканей. Таким образом, учащиеся связаны друг с другом общей целью.
Учитель направляет внимание школьников на то, что одним из важных способов моделирования ночных сорочек является изменение выреза горловины, подбор средств художественного оформления его. Это может быть тесьма, оборка, кант, вышивка и т. д. В ходе объяснения учитель может показать ряд рекомендуемых вариантов с учетом возможностей школьников, степени их подготовленности.
При моделировании юбок учитель обращает внимание на то, как видоизменяют фасон складки, кокетки, карманы и такие виды отделки, как строчка, защипы и т. д. Рекомендовать вышеперечисленные способы моделирования необходимо с учетом индивидуальных способностей учащихся. Объединять учащихся по принципу «заказчик - исполнитель» необходимо с учетом степени их подготовленности.
Индивидуальная форма организации занятий заключается в том, что учащиеся VI-VII классов моделируют изделия для себя. Их внимание обращается на главное в решении задач моделирования изделия: определение силуэта, пространственные композиции, решение форм отдельных частей изделия, выбор ткани, цветового решения и средств художественного оформления, использование различных способов перевода нагрудной вытачки, на изменение конструктивных и декоративных линий.
Большое значение на занятиях по моделированию швейных изделий имеет умелое сочетание учителем различных форм и методов обучения, использование наглядных и технических средств обучения. Наглядность в этом случае выступает не просто в роли иллюстрации, а сама служит источником знаний.
На уроках по моделированию полезно демонстрировать диапозитивы с изображением костюмов различных эпох, национальных народов России и современных эстетических форм одежды, лучшие работы учащихся параллельных классов.
Значительное место при изучении школьниками моделирования одежды отводится экскурсиям в Дом моделей, на комбинат бытового обслуживания, в ателье; кружковой работе и факультативным занятиям по моделированию одежды.
Внеклассные занятия проводятся с целю углубления, расширения знаний, умений и навыков по моделированию одежды. Такими внеклассными занятиями по моделированию могут быть кружок «Шьем сами», факультатив «Юный художник-модельер». Как правило, кружки охотно посещают учащиеся V-VII классов, а факультативные занятия - учащиеся VI-VII классов.
|
|
|