МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Гуманитарный факультет
Кафедра социально-экономических дисциплин
Рег. № УП ООП __________
Рег. № РПУД __________
|
«Утверждаю»
Проректор
по образовательной деятельности ________________ М.В. Паромонова
«________» ____________________ 2012 г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины
Код дисциплины Б1.Б.5 Наименование дисциплины
Экономика образования
-
-
Направление подготовки
|
051000 Педагогическое образование
|
Профиль подготовки
|
« »
|
Квалификация (степень) выпускника
|
Бакалавр
|
|
Очное
обучение
|
Заочное
обучение
|
Курс
|
3
|
3
|
Семестр
|
5
|
5
|
Лекции
|
32
|
6
|
из них в интерактивной форме
|
|
|
Практические (семинарские, лабораторные) занятия
|
16
|
-
|
из них в интерактивной форме
|
|
|
Самостоятельная работа
|
96
|
138
|
Курсовая работа
|
-
|
|
Количество ЗЕТ
|
4
|
4
|
Всего часов
|
144
|
144
|
Зачет с оценкой
|
5 семестр
|
5 семестр
|
Экзамен
|
-
|
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки (051000, Педагогическое образование).
Составитель:
|
Доцент кафедры социально-экономических дисциплин кандидат экономических наук
|
|
|
|
|
подпись
|
|
Рабочая программа:
Обсуждена и рекомендована на заседании
кафедры ______________________________, протокол № ___ от "__"____________201__ г.
Зав. кафедрой ___________ Ф.И.О.
|
Одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета ____________________,
протокол № ___ от "___"____________201__ г.
Председатель _____________ Ф.И.О.
|
1. Цели освоения дисциплины
Весь опыт развития мировой цивилизации подтверждает, что одним из главных факторов ее динамики было образование. Именно инновационные, новаторские идеи во всем их многообразии определяли импульсы модернизацию экономики, технологиям производства, совершенствование социальной сферы и других сторон многообразной деятельности людей. Состояние системы образования, в конечном счете, отражает уровень развития страны, а приоритетность сферы образования является вектором развития общества, формирования в общественном сознании отношения к образованию как высшей гражданской ценности. Инвестирование в человеческий капитал определяет эффективность динамики не только человеческого фактора, но и состояние образования как социальной подсистемы, и как фактора экономического развития.
Цель изучения дисциплины состоит в освоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в условиях современной рыночной экономики, исследование комплекса проблем, связанных с местом и ролью образования в современном мире, его влиянием на темпы экономического роста, взаимосвязей с политическими, общественными и экономическими институтами современного постиндустриального общества.
Задачи:
формирование системы знаний в области экономики и экономики образования;
развитие умений анализа экономических процессов в современном мире и в сфере образования;
установление взаимосвязи между экономическими законами и их практическом воплощении в жизнь;
формирование подходов к решению социально-экономических проблем в образовательной сфере;
применение полученных знаний и методов исследования для изучения экономических явлений и процессов в области образовательной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к циклу Б1.Б.5 Профессиональный цикл. Изучение данной дисциплины базируется на ранее приобретенных студентами знаниях в области общих закономерностей развития общества, таких как «История», «Философия», «Психология» и др., а также на знаниях, полученных бакалаврами при изучении дисциплин: «Политология», «Социология» и др.
В дисциплине «Экономика образования» определяются теоретические основы и практические навыки, при освоении которых бакалавр способен приступить к изучению следующих дисциплин в соответствии с учебным планом: «Методика обучения и воспитания», «Социальная политика», «Введение в философию и историю образования», и курсов по выбору «Правовое пространство человека в экономической жизни общества», «Экономика семьи и защита прав потребителя» и др.
Содержание дисциплины «Экономика образования» опирается на компетентностный подход в контексте основных тенденций развития современного образования. Практикоориентированность курса, направлена на применение полученных знаний об экономическом развитии, во-первых, для решения проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, во-вторых, для выработки рекомендаций по совершенствованию экономической деятельности в образовательном учреждении.
3. Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика образования»
Процесс изучения дисциплины «Экономика образования» направлен на формирование следующей компетенции:
Код компетенции
|
Компетенция
|
Признаки проявления
|
ОПК-2
|
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
Базовый уровень. В результате освоения дисциплины бакалавр:
знает: теоретические основы и закономерности рыночной экономики и экономики образования; основные аспекты развития предпринимательской деятельности, в том числу в сфере образования, многообразие экономических процессов, их связь с другими явлениями, происходящими в обществе и в сфере образования; приоритетные направления развития национальной экономики, в том числе в перспективе экономического, социального и технологического прогресса, экономический механизм деятельности образовательных учреждений;
умеет: выявлять экономические проблемы при анализе конкретных ситуаций в процессе осуществления экономической деятельности в образовательном учреждении;
владеет: навыками изучения и анализа экономических процессов в современной рыночной экономике, особенностей экономической деятельности в сфере образования.
|
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Экономика образования» составляет 4 зачетных единицы – 144 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.
4.1. Содержание разделов дисциплины
В процессе изучения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий коллоквиумы, дискуссии и др. При организации самостоятельной работы бакалавров используются следующие образовательные технологии: самостоятельная работа с литературой, разработка и решение конкретных ситуаций (кейсы), разработка и защита проектов, деловые игры, и др.
№
п/п
|
Раздел и тема
дисциплины
|
Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы и виды
контроля
|
Лекции
|
Практические занят.
|
СРС
|
Раздел 1. Введение в экономику
|
|
Тема 1. Экономика: предмет и метод
|
2
|
|
4
|
Выполнение практического задания. Заполнение таблицы.
|
|
Тема 2. Производство как основа развития общества
|
|
2
|
3
|
Выполнение практического задания.
Рецензия статьи.
|
|
Тема 3. Экономические системы и модели организации экономических систем
|
2
|
|
4
|
Выполнение практического задания. Заполнение таблицы.
|
|
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования
|
2
|
|
4
|
Выполнение тестов и решение задач
|
|
Тема 5. Конкуренция и монополия
|
|
2
|
3
|
Выполнение тестов. Заполнение таблицы.
|
|
Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
|
2
|
|
3
|
Письменная работа.
|
|
Тема 7. Рынок факторов производства
|
2
|
|
4
|
Письменный опрос, тестирование
|
Раздел 2. Макроэкономика
|
|
Тема 8. Доходы и их распределение
|
2
|
|
4
|
Рецензия статей. Письменная работа - выполнение тестов
|
|
Тема 9. Теоретические основы макроэкономики
|
2
|
|
4
|
Письменная работа - выполнение тестов
|
|
Тема 10. Макроэкономическое равновесие
|
2
|
|
4
|
Письменная работа - выполнение тестов
|
|
Тема 11. Цикличность и экономический рост
|
|
2
|
4
|
Письменная работа - выполнение тестов.
Рецензия статей.
|
|
Тема 12. Макроэкономическая нестабильность:
безработица и инфляция
|
2
|
|
3
|
Письменная работа - выполнение тестов
|
|
Тема 13. Денежно-кредитная система
|
|
2
|
3
|
Письменная работа - выполнение тестов
|
|
Тема 14. Финансовая система и фискальная политика
|
2
|
|
4
|
Письменная работа - выполнение тестов.
|
Раздел 3. Образование как отрасль экономики
|
|
Тема 15. Общая характеристика системы образования РФ
|
2
|
2
|
8
|
Подготовка реферата. Конспект статей закона об образовании.
|
|
Тема 16. Методологические основы экономики образования
|
2
|
|
7
|
Письменный опрос.
|
|
Тема 17. Образование как объект исследования
|
2
|
2
|
7
|
Подготовка и выступления с докладом.
|
Раздел 4. Экономическая эффективность образования
|
|
Тема 18. Финансовый механизм современной системы образования
|
2
|
2
|
8
|
Письменный опрос. Решение задач.
|
|
Тема 19. Внебюджетное финансирование системы образования.
|
2
|
|
7
|
Выполнение контрольной работы.
|
|
Тема 20. Система организации и оплаты труда педагогических работников в сфере образования.
|
2
|
2
|
8
|
Письменный опрос, тестирование, подготовка к зачету с оценкой.
|
|
ВСЕГО
|
32
|
16
|
96
|
экзамен
|
|