Нейропсихологические основы строения графических навыков и навыков письма
Алексей Андреевич Корнеев
План курса
-
-
Письмо как высшая психическая функция
-
Влияние когнитивных функций на особенности письма.
-
Методы нейропсихического исследования письма. Классификация нарушений письма.
-
Западные подходы к исследованию письма
-
Модели письма и письменной речи
-
Индивидуальные различия в письме
-
Развитие навыка письма
Определения речи- Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
- Один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Подходы к исследованию речи
-
Лингвистика: строение языка, соотношение языка и речи. Традиционно, первично изучают язык, а речь – реализация языка субъектом.
-
Психология: речь как психический процесс, навык, высшая психическая функция.
-
Физиология: речь как деятельность, связанная с работой различных органов (как центральных, так и периферических).
Типы речи
Существуют различные основания для выделения типов речи, каждое из которых обращает внимание на различные аспекты речевой деятельности.
-
Экспрессивная и импрессивная речь
-
Внутренняя и внешняя речь
-
Монологическая и диалогическая речь
-
Устная и письменная речь
Устная и письменная речьОпределения (достаточно очевидные):
Устная речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.Письменная речь – фиксация и передача языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз.
Соотношение устной и письменной речи
- Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.
- Письмо – это вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций.
Соотношение письменной и устной речи
Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934):
-
Письменная речь - «речь без музической, интонационной, экспрессивной, вообще без всей своей звучащей стороны»
-
Письменная речь – речь без собеседника
А.Р. ЛурияА.Р. Лурия
«Язык и сознание» (1979)
-
Письменная речь - речь без собеседника. «Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя»
- Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. «Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.»
3) Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов»
«устная речь усваивается чисто практически, «живым прилаживанием» к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго остается неосознанной, то письмо уже с самого начала является осознанным актом»4) Письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи.
а) Фонематический уровень: поиск звуков, кодирование звуков в образы букв, сочетание звуков в отдельные словаб) Лексический уровень – подбор слов, выбор лучших выражений и т. п.
в) Синтаксический уровень – организация фраз.
Письменная речь – всегда монологическая по своей структуре (в настоящее время это не всегда так, активно развивается переписка в интернете). Длина фразы в письменной речи в среднем длиннее, чем в устной.
Письменная речь протекает в более медленном темпе, чем устная, она включает в себя сознательный контроль за порождением текста.Это делает ее важным компонентом формирования и развития, движения мышления.
Возможный характер письменной речи человека, плохо ей владеющего:«Здравствуйте, дорогие мама, папа, сестра Нина и брат Коля. Пишет вам ваша сестра Катя. Я хочу вам передать то-то, то-то и то-то, а еще я вам хочу сказать то-то, то-то, и то-то».
Обороты характерны для устной речи, при этом в тексте есть указания на то, что это – именно письмо.
Обратное влияние письменной речи на устную:
«Говорит, как пишет».«Мы имеем здесь дело со случаем «канцелярского» стиля устной речи — стиля, не допускающего эллипсов или неправильностей. В этих случаях живая, устная речь лишается элементов интонации, сопровождающих жестов и становится гиперграмматичной и формальной, сверхразвернутой, повторяя те особенности, которые характерны для письменной речи»
(А.Р. Лурия)
Западный подход к исследованиям соотношения письменной и устной речи The Relation Between Written and Spoken Language
(Wallace Choffe & Deborah Tannen, 1987)
Первые сравнительные исследования устной и письменной речи
1930-е годы.Lull (1929) исследовал рассказ устный и письменный на известный предмет из школьной программы (1-8 класс) и показал, что с пятого класса «лучше пишут чем говорят».
Критерии оценки: содержательность, грамматическая сложность, общая оценка текстаBushnell (1930) предлагал рассказать 10-классникам, как они учат уроки и историю о неудачном событии. Через 2 недели просил написать сочинения на те же темы.
Результаты: в письменной речи более сложная синтаксическая структура, более насыщена содержанием и в ней больше ошибок.
DeVito (1964)
Сравнение речи и текстов статей профессоров. Основные отличия письменной речи по сравнению с устной:
-
При письме богаче лексикон, проще предложения и больше «плотность идей»
-
Больше существительных и прилагательных, меньше глаголов и наречий.
-
Больше абстрактности и «общих» слов
-
В устной речи больше слов, относящихся к говорящему (self-reference), оценок, «обобщающих» слов.
Другие примеры заданий в сравнительных исследованиях:
-
Рассказать устно и написать эссе о просмотренных фильмах
-
Рассказать и написать эссе о приятном и неприятном событии
-
Описать картины
-
Описать случай из жизни
-
Анализ текстов (статей, книг) и речей известных людей или исследователей
Результаты сравнительных исследований:
Основания разделения
Основания разделенияустной и письменной речи:
-
Направленность на слушателя – направленность на сообщение
-
Диалогичность – монологичность
-
Фрагментированность – интегрированность
-
Включенность – отстраненность
Исследование Biber (1984-1986)
Факторный анализ 67 синтаксических и лексических характеристик устных и письменных текстов (23 жанра).Единого фактора «письменный-устный» не обнаружилось.
Но выделились 6 измерений:
-
Включенность vs передача информации
-
Повествовательность
-
Подробность
-
Аргументированность
-
Степень абстрактности
-
Текущая переработка информации
Речь и культура
Анализ письменной и устной речи в контексте культурыOrality-literacy hypothesis
Письменная речь в большой степени развивает вербальную память, абстрактное мышление.В культуре, не имеющей письменности развивается операциональное, конкретное мышление и «конструктивная память».
Западная культура: «компьютерная грамотность». Отделение знания от носителя знания, человека.«Цифровое» мышление vs «аналоговое» мышление
Факты vs идеиПример: кросскультурное исследование Таннен. Греки и американцы рассказывают об одном и том же фильме по-разному. Греки – более включенно и с большим количеством интерпретаций, американцы – более детально, отстраненно, критично.
Tannen: Степень включенности (involvement) в большей степени зависит от жанра, чем от вида речи.Примеры жанров:
Лекции, статьи, дневники, записки, компьютерная переписка, устная и письменная поэзия, песни, переводы, личная и публичная переписка и т. д.Основания различения этих жанров:
-
Формальность – неформальность
-
Монологичность – диалогичность
-
Публичность - приватность
Взаимосвязь письменной и устной речиУстное обсуждение (разговоры, обмен мнениями etc.) влияют на восприятие письменной речи.
Существуют как не зависящие от типа речи, так и специфические для типов речи индивидуальные особенности.В силу того, что практически всегда устная речь – первична, она может оказывать влияние на особенности письменной речи. Однако, возможно и обратное влияние, когда обучение письменной речи и, особенно, чтению приводит к изменению устной речи.
Письменная речь и компьютерные технологии При использовании компьютера любой текст является «письменным» с формальной точки зрения. Появляется новый тип речи – «устная письменная речь», сочетающая в себе особенности как устной, так и письменной речи.Выделяемые особенности:
-
Сокращения и пренебрежение правилами
-
Искажения (эрративы) и сленг
-
Использование эмотиконов и пунктуации как обозначения интонаций
Модели письма
-
Психофизиологический подход (Ухтомский, Сеченов, Павлов, Бернштейн, Анохин)
-
Когнитивный подход (Fowers&Hayes, )
-
Нейропсихологический подход (Выготский, Лурия, Ахутина)
Психофизиологический подходОсновные концепции:
- Условно-рефлекторная деятельность
(И.П. Павлов)
- Физиология активности и рефлекторное кольцо
(Н.А. Бернштейн)
- Теория функциональных систем
(П.К. Анохин)
Психофизиологический подход
Рефлекторная дуга vs рефлекторное кольцо
Психофизиологический подход
-
Две группы факторов, влияющих на формирование и процесс письма (и, как результата – почерка):
- Внутренние:
- Анатомические факторы: особенности строения руки, подвижность суставов, особенности или нарушения зрения и т.п.
- Психофизиологические факторы: особенности восприятия, мышления, памяти, тип высшей нервной деятельности
Психофизиологический подход
- Внешние:
- Ситуация письма
- Поза
- Инструменты
- Система обучения письму
- …
Психофизиологический подходФункциональная система письма - не какое-либо отдельное анатомическое образование организма, а временная совокупность различных компонентов центральной нервной системы и периферических органов, возникающих для решения задачи письма. Именно цель и желаемый результат определяет особенности структуры функциональной системы, т. е. необходимый подбор рабочих органов и компонентов ЦНС.
Психофизиологический подход В построении внутренней структуры функциональной системы происходит в рамках двух основных стадий, соответствующих деятельности узловых нейрофизиологических механизмов:
-
афферентный синтез;
-
принятие решения.
Психофизиологический подход
Компоненты афферентного синтеза (по П.К. Анохину:
-
пусковая афферентация (раздражитель внешнего или внутреннего мира человека);
-
обстановочные афферентации (информация об условиях);
-
доминирующая мотивация;
-
память.
Психофизиологический подход
Психофизиологический подходВ рамках психофизиологического подхода в основном обсуждается механика письма, связанная с подготовкой и выполнением движений и «физической» реализации замысла письма. При этом в меньшей степени затрагивается и включается в анализ когнитивная составляющая навыка письма.
Когнитивные модели письма Когнитивная психология и когнитивные науки – науки о познавательных процессах.Основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.
Традиционно в рамках когнитивной психологии предлагаются различные модели исследуемых процессов, которые обосновываются и уточняются в эмпирических исследованиях и экспериментах.
Hayes&Flower (1980)
Hayes&Flower (1980)Модель письменной речи.
3 составляющие:
-
Задача
-
Долговременная память
-
Процесс письма
- Планирование
- Перекодирование («перевод», translation)
- Редактирование (reviewing)
-
Внешние по отношению к субъекту обстоятельства:
- Ситуация
- Контекст
- Любые внешние факторы, влияющие на процесс письма
-
«Риторическая задача»
- Представление о читателе
- Представление о жанре высказывания
-
Задача письменного высказывания
-
Влияние уже написанного
- Заголовок определяет текст
- Предыдущее предложение определяет последующее
- Начало предложения определяет его окончание
Долговременная память (long term memory, LTM)
-
Знания о теме высказывание
-
Знания об аудитории
-
Навыки письма
-
Знание о стратегиях письма
-
«Внешние источники», например сопутствующие материалы
Проблемы: извлечение знаний из LTM, соотнесение их с конкретной задачей.
Планирование (planning)
-
-
Организация порядка изложения идей
-
Конкретизация задач
«Перевод» или запись (translating)
-
Прагматика: как именно записать?
-
Семантика: каков смысл записанного?
-
Синтаксис: как организовать предложения?
-
Лексика: какие слова использовать?
-
Грамота
-
Моторная реализация
Редактирование (reviewing)
-
Собственно редактирование (reviewing или revision) – изменение, дополнение структуры текста
-
Исправления (editing) – локальное исправление ошибок, изменение выражений и т.п.
Следящие процессы (monitoring)
-
Обеспечение взаимосвязи трех процессов в целостном акте письма
-
Поддержка взаимосвязи письма и изначальных задач
-
«Дирижирование», «оркестровка» процесса.
Развитие моделиКеллогг и др. (Kellogg et al.)
Письмо как разноуровневая деятельность. Выделяются следующие уровни:
-
Семантический уровень – планирование и формулировка той идеи, которая должна быть передана. На этом уровне происходит извлечение материала из долговременной памяти.
-
Уровень, на котором происходит перевод, трансформация невербальной информации о стоящей перед субъектом задачи, пришедшей с предыдущего уровня, в вербальные элементы.
-
Сравнение сформулированного текста с замыслом, как на уровне смысла, так и на уровне морфологии, лексики и т. п.
-
Перевод в моторные программы
Развитие модели
Когнитивные модели письмаВ рамках когнитивной психологии в большей степени обсуждается и исследуется когнитивные компоненты навыка письма, то, как процессы восприятия, памяти и мышления влияют на письменный текст и его порождение.
Двигательная реализация (собственно, процесс письма и почерк) рассматривается в этом подходе прежде всего как отражение когнитивных процессов. Также возможен и обратный ход: восстановление возможных когнитивных особенностей и состояний по данным о письме.
Экспериментальный подход В когнитивной психологии и когнитивных науках широко развит экспериментальный подход.
Эксперимент – это специально организованная ситуация. В которой проверяется эмпирическая гипотеза казуального характера.
Пример экспериментального исследования Теоретическая гипотеза: в состоянии утомления качество графических движений (и, соответственно, письма) падает.
Эмпирическая гипотеза: качество письма при сравнении групп с разной степенью утомления будет различаться. Вариант: некий индекс утомления будет отрицательно коррелировать с неким индексом качества письма.Здесь встает вопрос операционализации теоретических конструктов (что и как измерять).
Нейропсихологический подход Анализ строения навыка письма с точки зрения составляющих его процессов с «привязкой» к мозговым структурам.Разложение процесса письма и письменной речи на этапы и анализ функций, включаемых в каждый из этапов.
Анализ формирования письма и нарушений при травмах или повреждениях различных отделов мозга.
Нейропсихологический подход «Анализ усвоения письма на различных этапах и при различных способах обучения и сравнение того, как протекает процесс письма в различных условиях <�…> прослеживание результатов, получаемых с помощью каждого из этих методов, и трудностей, возникающих у ребенка при обучения его различными путями, может дать, бесспорно, богатый материал для анализа тех или иных сторон психических процессов в создании навыка письма.»
(А.Р. Лурия)
Нейропсихологический подход Анализ письма у больных с поражениями ограниченных участков коры головного мозга.
«Совместная работа <�…> областей мозговой коры необходима для нормального осуществления каждого сложного психологического процесса, в том числе речи, письма и чтения.… если тот или иной участок мозговой коры, входящий в эту сложную систему мозговых центров, почему-либо недоразвивается или разрушается, то или иное условие выпадает, тогда и соответствующий психофизиоло-гический процесс также нарушается. Случаи ограниченных поражений отдельных участков коры головного мозга позволяют уточнить, какое место занимает каждое из условий для построения сложной функциональной системы.»
Нейропсихологический подход «Если проследить, в какой мере и как именно нарушается процесс письма в тех случаях, когда ограниченно поражен участок мозговой коры, связанный со зрительным или слуховым анализом, с дифференциацией и сохранением тонких речевых движений, с образованием двигательных навыков, мы сможем точнее узнать, какую роль играет данная частная предпосылка в осуществлении письма. Исследование мозговых поражений станет для нас одним из методов анализа психологического строения письма и его отдельных предпосылок»
Нейропсихологический подход Составляющие письма:
-
Анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию включает несколько специальных операций:
- Выделение последовательности звуков, составляющих слово, превращение его в серию членораздельных звуков.
- Уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — в фонемы
Возможные типичные ошибки:антиципации (предвосхищение), например «онко» или «коно» вместо «окно»;
элизии (пропусков, упущений), например «маковь» вместо «морковь», «моко» вместо «молоко»;персеверации (застревания, повторений отдельных звуков);
контаминации (сплавов двух сложных слогов в один, который включает в свой состав элементы каждого из этих слогов) – «переход» - «перод», «дети гуляют» - «детют»перестановки
Мозговая локализация
Второй этап: перевод выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана.
Проблемы на этом этапе отражаются в зеркальных ошибках (Е-З, б-д, и-п и т.п.)
Третий этап: превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания. Исследования, проведенные Е.В.Гурьяновым, позволяют видеть, что этот последний этап, входящий в состав письма, не остается неизменным и что именно он отчетливо отражает то неодинаковое строение, которое характеризует письмо на различных стадиях овладения языком.
Помимо серьезных нарушений письма, связанных с травмами, особенности могут быть связаны с дефицитом функций в норме, а также проявляться при различных измененных состояниях сознания – при приеме психоактивных веществ, усталости, стрессе и т.п.
|