Главная страница
Навигация по странице:

мотивационные психические образования. Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация



Скачать 215.5 Kb.
Название Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация
Анкор мотивационные психические образования.doc
Дата 26.05.2017
Размер 215.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла мотивационные психические образования.doc
Тип Документы
#9784
страница 3 из 3
1   2   3

Мотивация и эффективность деятельности

В популярной психологии закрепилось представление о том, что сила желания пря­мо связана с вероятностью его осуществления: чем больше чего-то хочешь, тем больше вероятность, что ты это получишь. Однако результаты многочисленных психологических экспериментов опровергают это мнение.

В опытах Р. Йеркса и Дж. Додсона (1908) еще в начале XX в. было показано, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана U-образной кривой: по мере увеличения мотивации продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и начиная с некоторого критического уровня мотива­ции снижается, вначале медленно, затем резко. Мотиватором в их экспериментах выступали удары электрическим током различной силы, которые испытуемые получали за неправильные решения задач.

Существует множество модификаций этого эксперимента. Например, младших школьников просили постукать рукой по клавиатуре сперва «быстро», а потом «как можно быстрее». Во втором случае 60% испытуемых выполнили задание хуже, чем в первом. Взрослые оказались несколько устойчивее: их показатели снижались в два раза реже (29%).

Описываемая закономерность замечательно иллюстрируется высказыванием спортсменки — олим­пийской чемпионки по плаванию: «Рекорд — это ориентация не на секунды, а на технику».

В психологических исследованиях большое внимание также уделено влиянию внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности. Показано, что внешнее поощре­ние (деньги, оценки и т. д.) может терять свой мотивирующий потенциал, если оно остается на одном и том же уровне.

В одном из экспериментов на основе результатов предварительного опроса студентов им стали пла­тить деньги за посещение тех лекций, которые они считали интересными. Когда через полгода провели повторный опрос, оказалось, что ранее интересные студентам лекции для большинства из них перестали быть таковыми.

Внешнее поощрение также теряет свою эффективность в том случае, если оно отсрочено. Это очень хорошо чувствуют на себе студенты, которые, попадая в вуз, сталкиваются с тем, что оценки теперь выставляются не на каждом занятии, а только в сессию. Для очень многих студентов это является фактором, резко снижающим их учебную мотивацию. Веро­ятно, именно с учетом этой закономерности в царской России заработную плату выдавали еженедельно, а в современных условиях практикуется система авансовых выплат.

Внешние стимулы могут использоваться двумя способами; с целью контроля ("За каждую пятерку будешь получать десять рублей!») и с целью информирования об успехах («Молодец! Давай сегодня отметим твои прекрасные отметки в кафе»). Информирующие стимулы, в отличие от контролирующих, способству­ют развитию компетентности и приводят к формированию внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация является более эффективной, нежели внешняя. Это наглядно видно в следующем примере.

Ученый жил в квартире на первом этаже, ее окна выходили во двор, где постоянно громко кричали дети, мешая ему работать. Ученый сделал «ход конем». Однажды, выйдя к ним во двор, он попросил их в вечерние часы кричать погромче, потому что ему приятнее работать под их крики, но он глуховат и не очень хорошо их слышит. За эту услугу он обещал платить им по рублю в день и несколько дней подряд выполнял это обещание. Затем, сославшись на временную нехватку денег, несколько дней платил им по пятьдесят копеек, а затем, извинившись, перестал платить вовсе. В ответ на это дети сообщили ему, что "Просто так они кричать не собираются", и во дворе наступила тишина.

Неоднозначные данные получены в исследованиях влияния на эффективность деятел­ности таких мотиваторов, как присутствие других людей, соревнование, предшествующие успехи или неудачи.

«Эффект аудитории» изначально считался однозначно положительным мотиватором поведения. Еще в 1880-х гг. он был зафиксирован как один из первых фактов социально-психологического знания: Н. Трипплет обнаружил, что средняя скорость велосипедиста на треке выше перед трибунами, чем в других секторах гоночного круга. Разнообразные эксперименты, проведенные позже, показали, однако, что эта закономерность встречается не всегда и характерна не для всех людей, что привело В.М. Бехтерева к попыткам классификации людей на «социально-возбудимых», «социально-тормозных» и «социально-ин­дифферентных».

Аналогично дело обстоит и в вопросе соревнований. Показано, что многие спортсмены добиваются наивысших результатов именно в условиях соревнований, а не на обычных тренировках, что объясняется достижением ими оптимума мотивации и возникновением так называемой мобилизирующей тревоги. Однако эта закономерность характерна не для всех: некоторые спортсмены в условиях соревнований, напротив, не могут полностью рас­крыть свой потенциал. То же самое можно наблюдать и при реализации различных сорев­новательных технологий учителями в процессе организации учебной деятельности, и во многих других ситуациях.

Также нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, как повлияет на эффектив­ность деятельности человека успех или, напротив, неудача, как реальные, имевшие место в прошлом опыте, так и ожидаемые. В связи с этими видами мотивационной стимуляции (эффект аудитории, соревнования, успеха или неудачи) большой прогностической ценностью обладает теория мотивации достижения и избегания неудач, предложенная в середине 1950-х гг. американским психологом Д. Макклелландом и продолженная X. Хекхаузеном и Дж. Аткинсоном.

Еще в экспериментах Ф. Хоппе более 80 лет назад было показано, что поведение людей различает­ся в ситуациях потенциального успеха или неудачи. Испытуемым предлагалось решить семь задач на сообразительность, самостоятельно выбирая карточки с их условиями из трех стопок: легких, средних и трудных задач. Перед началом эксперимента испытуемым предлагалось угадать, сколько задач из семи они сумеют решить. Оказалось, что люди, которые первоначально занижали свои возможности, выбирали более легкие или самые сложные задачи, а те, кто оценивал свои возможности адекватно, выбирали преимущественно задачи среднего уровня сложности, но готовы были отступить от «золотой середины», если задачи казались им слишком легкими или сложными.

Мотивация достижения и избегания неудач представляет собой довольно устойчивую мотивационную тенденцию личности. Мотивация достижения проявляется как потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях со­ревнования с другими людьми. Мотивация избегания неудач, напротив, связана со стремле­нием человека избегать тех ситуаций, в которых, как он полагает, велика вероятность про­вала. Эти тенденции формируются в течение жизни человека, прежде всего, под влиянием стиля семейного воспитания. Их основу составляют ассоциации, связывающие поведение ребенка и его переживания: если ребенок часто получает поощрения за свои успехи, то вероятность формирования мотивации достижения усиливается, и наоборот.

Таблица 2

Особенности людей с мотивацией достижения успеха и избегания неудач

Критерии сравнения

Мотивация достижения

Мотивация избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций кон­куренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и уме­ний. Готовы принимать личную ответ­ственность за исход ситуации. Избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций

Избегают подобных ситуаций, а если попадают в них, то пассивно подчиняются их требованиям. Избегают ответственности, иногда идут на неразумный риск

Выбираемые цели деятельности

Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех при достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку

Ставят перед собой очень легкие или трудные цели, успех или неуспех не влияет на самооценку

Характер действий по достижению целей

Настойчивы и упорны в реализации своих целей, самостоятельно достигают их, используя различные способы и меняя стратегии в случае необходимости

В случае постановки реалистичных целей склонны к поиску помощи или использованию однозначных стратегий. В случае нереалистичных целей могут отказаться от их достижения

Результат действий

Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи несколько снижают трудность задачи, в случае успеха — повышают

Более эффективны в достижении легких целей и менее — целей средней сложности. После неуда­чи выбирают более сложную цель, после успеха — легкую

Отношение к оценке окружающих

Стремятся к обратной связи, используют ее для улучшения деятельности

Избегают обратной связи, боятся критики

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка устойчива. Успехи приписывают себе, неудачи склонны списывать на обстоятельства («адаптивная интернальность»)

Неадекватная, неустойчивая самооценка. Успех оценивается как стечение обстоятельств, неудача — как подтверждение собственной несостоятельности

Планирование временной перспективы

Умеренная ориентация на будущее

Узкое планирование будущего либо глобальная постановка жизненных целей

Причины фор­мирования

Родители и педагоги оказывают помощь в развитии, поощряют самостоятельность

Родители и учителя действуют методом запретов и разрешений


Сформировавшись, мотивация достижения или избегания неудач начинает действовать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».

В эксперименте Р. Вайзмана участвовали две группы людей: те, которые считали себя счастливчи­ками, и те, которые считали себя неудачниками. Каждый участник получал толстую газету и задание сосчитать точное количество фотографий в ней. Одна из страниц этой газеты была смоделирована ученым, и вместо банального рекламного объявления в нее был вмонтирован текст размером в полстра­ницы: "Скажите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите награду в 250 фунтов!» Ни один из испытуемых, заявивших о своей невезучести, не заметил этого объявления, поскольку все они были заняты строгим выполнением инструкции - подсчетом фотографий. А большинство «везунчиков» под­твердили свою удачливость.

Эффект «самоподтверждающегося пророчества» в этом случае основан на том, что уда­ча — это не простое стечение обстоятельств, но еще и умение ими воспользоваться. Люди с мотивом избегания неудач часто оказываются «закрыты» для благоприятных возможностей.

Ассимиляция мотивационных психических образований в качествах личности

Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других корифеев отечественной психологии, мотивы и способы их формирования, становясь устойчивыми, закрепляются в структуре личности и являются, таким образом, предпосылкой формирования многих личностных свойств. В их числе можно назвать решительность, безрассудство, убежденность, любознательность, широту и устойчивость интересов и др.

Решительность и безрассудство — это качества, имеющие тенденцию проявляться в ши­роком диапазоне жизненных ситуаций, в которые попадает человек, в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности. Решительность представляет собой способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и реализовывать их в деятельности. Эта личностная черта особенно отчетливо видна в тех ситуациях, когда поступок связан с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность также про­является в способности брать на себя ответственность за принятые решения, осуществлять своевременные действия, быстро исполнять или задерживать их. Для этого необходим определенный уровень склонности к риску, которую большинство исследователей считают довольно устойчивой чертой личности.

Риск представляет собой ситуационную характеристику деятельности, связанную с неопределенностью ее исхода или возможных последствий, особенно в случае неудачи. Посколь­ку даже ближайшее будущее человека в принципе не может быть ему полностью подконтроль­но, элементы рискованного поведения зачастую обеспечивают успешность деятельности.

Так, экономист Г. Лэнот проанализировал поведение участников телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Из 515 участников первых одиннадцати сезонов на британском телевидении две трети вышли из игры сами, и только треть — из-за неправильного ответа. Построив математическую модель, исследователи пришли к выводу, что если бы люди проявляли больше склонности к риску, они в общей сложности уносили бы с собой больше денег.

Исследованиями выявлено, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в тех ситуациях, которые связаны с навыком, а не с шансом, то есть в тех ситуациях, которые вос­принимаются как относительно подконтрольные. Однако чрезмерная склонность к риску, частые проявления немотивированного или неоправданного рискованного поведения могут свидетельствовать о безрассудстве человека как устойчивой личностной черте.

В эксперименте на дно глубокого рва насыпали битое стекло. Испытуемым показывали этот ров, что­бы они могли убедиться, что лучше туда не падать. Затем их отводили ото рва примерно на пять метров, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. В этой ситуации люди вели себя по-разному. Не­которые делали несколько уверенных шагов вперед и затем замедляли скорость; другие смело шагали к самому края рва, и их даже приходилось удерживать от падения; третьи с первого же шага начинали проявлять повышенную осторожность.

Два последних варианта поведения обнаружили связь с предрасположенностью к несчастным слу­чаям. Если, к примеру, посадить таких людей за руль автомашины, то «сверхосторожные» люди будут пугаться каждой мелочи, их внимание будет отвлекаться на второстепенные детали, и это может при­вести к аварии. Не менее опасны и «сверхрисковые» люди, склонные к излишнему и необоснованному риску. В отличие от них, хороший водитель, не предрасположенный к несчастным случаям, уверенно делает два-три шага вперед, а потом либо совсем отказывается идти, либо идет, проявляя достаточную и постепенно возрастающую осторожность.

Ряд мотивационных свойств личности связан с устойчивостью содержания мотивационной сферы человека. К их числу относится, прежде всего, убежденность — личностное свойство, определяющее общую направленность всей деятельности человека и его цен­ностных ориентаций. Убежденность выражается в отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с уверенностью в правоте своих взглядов, ценностей и идеалов. Она основывается на знаниях мировоззренческого характера, которые составляют мотивы личности и формируют ее установки.

Мировоззрение — это интегральное образование. В нем принципиально важна связь его ком­понентов, их «сплав». В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солид­нее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное со­знание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Кроме знаний о мире (включая и мир человека), в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представле­ния о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

Именно мировоззрение, а точнее, один из его фрагментов, касающийся отношения к смерти, опреде­ляет различия поведения в бою русского гусара, японского самурая и шахида.

Некоторые мотивационные свойства личности связаны с ее познавательными потребностями. Одно из них, любознательность, — необходимое условие формирования устой­чивых интересов. Она уже с первых месяцев жизни человека проявляется как активное познавательное отношение к действительности, особенно ко всему новому.

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что удовлетворение биологических потреб­ностей — в пище, кислороде и пр.приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворен­ности, но не вызывает радостных эмоций, таких как удовлетворение потребности в новых впечатлениях. Отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, блестящие игрушки.

Первые проявления любознательности можно наблюдать в ориентировочно-исследовательских действиях младенца, позже — в познании отношений предметов и людей, не данных в непосредственном чувственном опыте. Первоначально эту цель преследуют многочисленные детские вопросы, задаваемые взрослым, в школьном возрасте этот про­цесс продолжается в познании законов природы и жизни общества.

Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий. Отсутствие соответствующих условий приводят к обеднению сферы интересов.

В эксперименте макаки-резус вообще утратили способность испытывать любопытство даже по отно­шению к новым объектам. Для этого оказалось достаточным поместить их на первые два месяца жизни в темную комнату, лишив таким образом зрительных впечатлений, и лишь пять минут в день показывать им яркие картинки.

Широта и устойчивость интересов, в свою очередь, также являются мотивационным личностным свойством, формирующимся в процессе жизни человека и напрямую отражающим те виды деятельности, в которые человек вовлечен сейчас или был вовлечен ранее: действительно, трудно предположить, что некто увлекается чем-то, о существовании чего не имеет ни малейшего представления.

Подводя итог характеристике отдельных мотивационных свойств личности, нужно отметить, что между мотивационными психическими образованиями и личностью существует обоюдная связь: с одной стороны, свойства личности влияют на особенности мотивации, с другой сторо­ны, особенности мотивации, закрепившись в структуре личности, могут становиться ее чертами.
1   2   3
написать администратору сайта